Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема №4. Международные отношения тюркских государств VI – XII веков.




Цель и задачи: Изучить особенности политического развития и международных отношений тюркских государств эпохи средневековья

План:

 4.1.Тюркские завоевания второй половины У1 века. Дипломатия Тюркского и Западно-Тюркского каганатов.

4.2.История тюргешей. Борьба с арабами.

4.3.Карлукский каганат и Караханиды в системе международных отношений.

4.4. Взаимоотношения огузов с Древнерусским государством.

4.5. Кимекская государственность и западное направление кыпчакской экспансии.

4.6. Исламский ренессанс в тюркскую эпоху.

Ключевые понятия: тюрк, каганат, каган, «он ок будун», «карлук будун», джабгу, шад-тутук, хакан.

Литература:

1.История Казахстана с древнейших времен до наших дней в 5 томах, Т.1,

Алматы,2011

 2. Кабульдинов З.Е. История Астаны. Уч. пос. Астана, 2007.

 3. Жолдасбеков М и др. Атлас Орхонских памятников. Науч. Изд.,2006.

 4. История Казахстана в арабских источниках I-том.2005.

 5.Гумилев Л. Н. Древние тюрки.2004.

6. Мўхтар Ќўл-Мухаммед. Аль-Фараби. История,личность, время.2006.

7.  Радлов В.В. Тюркские степные кочевники. Том 3. (труды). 2007.

 

1.С VI века начинается история тюркских народов средневековья, оставивших неизгладимый след в истории Отечества. Древние тюрки создали государства, простиравшиеся на огромных территориях Евразии, на их языке были созданы великие произведения. Влияние тюрков на мировую историю огромно и неоспоримо.   

Сами тюрки оставили памятники своего письма в виде эпиграфических надписей, которые были расшифрованы и переведены в XIX-XX веках и до сих пор сохраняют свою значимость. Письмо, которым пользовались древние тюрки в 6-8 веках называлось орхоно – енисейским.

Древнейшие очаги тюркского этно - и глоттогенеза неразрывно связаны с восточной частью Евразии. Отличительной чертой этногенетических процессов в средневековом Казахстане был их дислокальный характер. Общей особенностью тюркских племен была их неустойчивость, мобильность, способность легко адаптироваться в составе новых племенных союзов.

Первое упоминание этнонима «тюрк» восходит к 542 году в китайских источниках, где описываются набеги туцзюе (тюрков) на Китай с северо-запада. С 551 года тюркские каганы окончательно утвердили господство тюрков в Центральной Азии и Южной Сибири, покорив монгольские племена киданей и киргизов на Енисее. Успешными для Тюркского каганата были походы на Запад. К концу 60-х годов 6 века Тюркский каганат включился в систему международных связей крупнейших государств того времени – Византии, Сасанидского Ирана, Китая. Тюркский каганат начинает борьбу за контроль над торговыми путями, которые связывали Дальний Восток и Средиземноморье.

В момент наибольшей экспансии Тюркский каганат простирался от Маньчжурии до Керченского пролива. Тюркские правители Бумын - каган (551-552 гг.), Кара-каган (552-553 гг.), а затем и Муган - каган (553-572 гг.) стали создателями первой евразийской империи, политическое и культурное наследие которой оказало существенное влияние на историю Казахстана и Средней Азии, а также юго-восточной Европы. юркский каганат включается в систему политических и экономических отношений крупнейших государств того времени: Византии, Сасанидского Ирана, Китая и ведет борьбу за контроль на торговом пути, связывающем Дальний Восток со странами Средиземноморья. Уже к 555 г. тюркские племена, двигавшиеся на Запад, овладели Семиречьем и всей степной зоной Казахстана, вплоть до СырДарьи и Приаралья. Возможно, тогда же суверенитет тюркского каганата распространился на Хорезм. Следует отметить, что движение тюрков на Запад было не просто завоеванием, а крупной миграцией Центрально-азиатских тюркоязычных племен и заселением ими обширных горно-степных районов на Севере и Востоке Средней Азии, прежде всего в казахстанские степи. Местные кочевые племена, по языку родственные тюркам, были либо включены в военно-административную систему, созданную тюрками, либо бежали в степи Юго-Восточной Европы. Таким образом, уже через три года после создания Первого Тюркского каганата на его западных, среднеазиатских территориях сложилась военно-административная система, подобная той, которая существовала на Востоке, но не объединенная с ней. Тем самым были созданы политические условия для последующего распада каганата. После завоевания Средней Азии, тюрки стали хозяевами значительной части торгового пути из Китая в страны Средиземноморья — Великого Шелкового пути. Главными посредниками в торговле были согдийцы и персы, контролировавшие путь от Пайкенда — близ Бухары, до Сирии. Основным покупателем тканей была Византия. Это приносило тюркам большие доходы. В Иране и Византийской империи, особенно в Сирии и Египте, существовало развитое шелкоткацкое производство. Но сырьем для него был шелк-сырец, ввозимый из Восточного Туркестана и Средней Азии. Однако в VI в. в Иране и Византии появляется свой шелк-сырец, что снизило уровень доходов тюрков. Это послужило причиной похода тюрков против Ирана, первый раз в союзе с Византией в 569 году завершившегося захватом в Гургане (Иран) нескольких богатых городов. Второй поход тюрков относится к 588-589 гг. Войско, возглавленное «царем тюрков» Шаба, вторглось в Хорасан. Возле Герата его встретили иранские войска, которыми командовал прославленный полководец Бахрам Гобин. Он разгромил тюркское войско и застрелил из лука «царя тюрков». Попытка реванша оказалась безуспешной, и стороны заключили мир. В момент своей наибольшей территориальной экспансии (576г.) Тюркский каганат простирался от Маньчжурии до Босфора и Керченского пролива, от верховья Енисея до верховая АмуДарьи. Таким образом, тюркские каганаты стали создателями первой евразийской империи. Ее политическое и культурное наследие оказало в дальнейшем существенное влияние на историю Средней Азии и Юго-Восточной Европы.

На протяжении 582 – 603 годов каганат постепенно распался на две части – восточную и западную, которые бесконечно враждовали между собой. Период усобиц завершился выделением Западнотюркского каганата (603-704 гг.). Правителем Западной части каганата стал Истеми, носивший титул ябгу-кагана, в дальнейшем ставший традиционным для западной ветви тюркской динатсии Ашина.

Западнотюркский каганат управлялся представителями рода Ашина. Ведущее положение в государстве занимал «он ок будун» - «народ десяти стрел». Он делился на две крупные группы по пять племен: нушиби и дулу.

Основной внешнеполитической линией западнотюркских каганов стала антииранская деятельность.

Противоречия между мировыми державами из-за гегемонии на Шелковом пути привели к образованию в 20-х годов V в. двух коалиций, с одной стороны - Западно-Тюркский каганат, Китай и Византия, с другой - Восточно-Тюркский каганат, Иран и Аварский каганат. Война, разыгравшаяся между этими коалициями, продолжалась с переменным успехом и не принесла ни одной из сторон победы. Недовольные нескончаемой войной, требовавшей огромного напряжения сил и больших человеческих жертв, племена дулу в 630 г. восстали против своего кагана и убили его. Новым правителем был провозглашен Сибир хан. Дальнейшая история каганата была полна войн между дулу и оншадпытами за власть в стране. Пользуясь этим, от западных тюрок отделились болгары и приуральские угры. В 635 г. племенные союзы добились самоуправления и границей между ними стала р. Шу. Уступки сепаратистским тенденциям не могли укрепить государство, и тюрки продолжали терять свои владения. После подчинения Восточного каганата Китаю имперские войска подошли вплотную к границам Жетысу. Война 640-648 гг. закончилась поражением тюрок, после чего от каганата отделились и казары. Последний западно-тюркский каган Ышбара хан пытался сохранить единство и независимость страны, но китайская агрессия продолжалась, распри между тюркскими племенами еще более ожесточились. В итоге оншадпыты и дулу в 656 г. признали власть Китая, Ышбара хан, преданный своим подданными, отступил за реку Или. Владетель Ташкента выдал его китайцам, и тюркский каган умер в 659 г. в плену.

2.Тюргешский каганат (704-756 гг.). Племена, входившие в состав Западнотюркского каганата, начиная с тюргешей, стали выступать под собственными именами. Тюргеши были многочисленными и входили в состав каганата еще с начала VII века, занимали территорию между Чу и Или, контролировали отрезок караванных путей, проходивших через Жетысу. Делились тюргеши на две фратрии – сары-тюргеш и кара-тюргеш.

Основателем тюргешской династии стал глава сары-тюргешей Уч Элик-каган, правивший в 699-706 годах. Внешняя политика тюргешей носила антиарабскую направленность.

При сыне Уч Элиг-кагана Сакал-кагане (706-711 гг.) тюргеши проводили активную внешнюю политику, но восточным тюркам удалось захватить Сакала и казнить его. Этому способствовала и междоусобица между сары и кара-тюргешами. Воспользовавшись ситуацией, кара-тюргеши захватили трон, посадив на него Сулук Чабыша, который правил с 715 по 738 годы. Сулук – каган действовал против арабов решительно и смело, за что получил у арабов прозвище Абу Музахим (Бодливый). В итоге в 728 году арабы оставили Согд.

В 729 году арабы, объявив газават, двинулись к Бухаре. Однако победа осталась за коалицией. Так продолжалось до 737 года, когда арабам удалось нанести поражение тюрге-шам, отступившим в Чуйскую долину. В скором времени Сулук умер, и началась затяжная междоусобная борьба за верховенство кара и сары-тюргешей, приведшая к окончательному упадку каганата и переходу власти в регионе к карлукам.

Тюргешский каганат (704—756 гг.). Ко времени начала арабских завоеваний Казахстан и большая часть Средней Азии находились под властью Западнотюркского каганата. Первостепенное место в борьбе против арабов занимали пришедшие к власти в Жетысу тюргеши, родоначальником династии которых был Уч-элик-кагаи (699—706). Он изгнал из Жетысу (Семиречья) Бори-шада и установил свою власть на землях от Ташкента до Турфана и Бешбалыка. Главную ставку он учредил в городе Суябе на реке Чу. Вторая ставка находилась в городе Кунгуте на р. Или. Уч-элик разделил страну на 20 тутукств (уделов), по семь тысяч воинов в каждом.

В 705 г. арабы от тактики набегов перешли к захвату областей к востоку от Амударьи — Мавераннахра. Наместник Хорасана Кутейба ибн Муслим, захватив Балх, в 706 г. двинулся на Пайкенд (близ Бухары). Тюргеши пришли на помощь согдийцам. Объединенные силы тюрок и согдийцев нанесли серьезное поражение арабским войскам. Лишь обманным путем Кутейбе ибн Муслиму удалось столкнуть союзников между собой и вырваться из окружения. В 709 г. Кутейба снова отправился в Мавераннахр и достиг окрестностей Бухары. Тюрко-согдийская коалиция нанесла ощутимые удары арабскому войску. Снова, используя тактику обмана, Кутейба вынудил согдийского царя Тархуна отказаться от помощи тюрок, в результате чего арабские войска сумели занять Бухару.

В Тюргешском каганате преемником Уч-элика стал его сын Сакал-каган (706—711 гг.) Внутри государства тюргешей не было единства. Внешнеполитическое положение государства было сложным. Совместно с согдийцами на западе они вели упорную борьбу с арабами, на юге представляли большую опасность войска династии Тан, с востока угрожали центрально азиатские тюрки. Восточно-тюрский каган Капаган в битве при Болучу (в Джунгарии) в 711 г. разбил тюргешей. Восточнотюркские войска, двигаясь на запад, переправились через Сырдарью, в это время против арабского наместника восстали самаркандцы и каган центрально азиатских тюрков. Но подоспевший Кутейба спас арабский гарнизон от полного разгрома. В 712—713 гг. против арабов выступили объединенные силы тюрков, согдийцев, шашцев и ферганцев. В ответ Кутейба собрал большое войско и направил отряд в Фергану и Шаш. Большая часть поселений Шаша была сожжена. Понимая, какую угрозу арабскому владычеству в Мавераннахре представляет союз тюргешей со среднеазиатскими народами, он совершает в 714 г. поход на Исфиджаб.

Тюргешский каганат в течение нескольких лет находился в политической дестабилизации, но с восшествием на престол Сулук-кагана (715—738 гг.), окреп. Военно-административная власть перешла к племенам “черных” тюргешей, чья орда (ставка) была перенесена в Талас (Тараз).

Искусному дипломату и блистательному полководцу Сулуку пришлось вести борьбу на два фронта: на западе серьезную угрозу представляли арабы, на востоке Танский двор поддерживал претендентов из династии западнотюркских каганов, обосновавшихся в Восточном Туркестане. Дипломатическими (брачными связями) и военными мерами Сулук предотвратил опасность с востока, что позволило тюргешам активизировать свои действия на западе. В 723 г. тюргеши совместно с карлуками Ферганы и жителями Шаша нанесли крупное поражение арабам. Каган тюргешей Сулук действовал против арабов смело и решительно, за что получил у арабов прозвишс Абу Музахим (Бодливый). Лишь в конце 732 г. арабский наместник разбил тюргешей и вошел в Бухару. В 737 г. Сулук предпринял поход против арабов и дошел до Тохаристана, но вслед за тем потерпел поражение. По возвращении в Суяб он был убит одним из своих полководцев, Бага-Тарханом.

Гибель Сулука положила начало длительной борьбе за власть между “желтыми” и “черными” тюргешами.

3.Карлукский каганат (756-942 гг.). В древних текстах государство карлуков сохранилось как «Карлук будун» - «Народ карлуков» или «Уч карлук», то есть «Три племени карлуков». В карлукскую конфедерацию племен входили тюркоязычные племена тухси, чигиль, чарук, аргу, басхан, часть согдийцев, огузов, уйгуров.

Вождь карлуков носил титул «джабгу». Территория включала земли от Джунгарского Алатау до среднего течения Сырдарьи. Они обитали между озерами Балхаш и Иссык-куль, в долинах Или, Чу, Таласа. Арабский путешественник Абу-Дулаф в своих рукописях сообщает, что ему потребовалось 25 дней, чтобы проехать владения карлуков.. В 751 году карлуки сыграли значительную роль в Таласской битве, произошедшей между арабами и китайцами.

В 766-775 годах карлуки захватили Кашгарию, а в конце 8 века распространили влияние на Фергану. Одной из главных внешнеполитических линий карлуков была борьба с уйгурами.

 В X веке на политическую арену Центральной Азии выходит новое государство, которое возглавила династия Караханидов (942-1210 гг.).

Первые правители Базыр Арслан-каган и Огулчак Кадыр-хан властвовали над западной и восточной частями государства, что свидетельствует об изначальном разделении на два больших улуса. Впервые дуальная система власти была реализована именно при их правлении. При Сатук Богра-хане, сыне Базыра, происходит важнейшее событие – принятие ислама господствующей религией.

В XI веке история каганата полна войн между восточной и западной ветвями правящей династии за верховенство. XII век обозначен в истории Караханидского государства борьбой против киданей (кара-китаев) и хорезмшахов. По сути, уже в начале XIII века государство Караханидов не представляло реальной силы в регионе.

Тем не менее, в государстве на протяжении X-XII веков существовали развитые феодальные отношения, которые мы обязаны рассмотреть. Политическое устройство, социально-экономические отношения у Караханидов оказали влияние на дальнейшую историю тюркских народов Казахстана.

В государстве Караханидов земельная собственность существовала в нескольких видах. Прежде всего, это икта. Икта представляла собой пожалование права на получение части или всей суммы ренты с определенной территории. Другая форма земельного владения – каганские земли, поместья, имущество – движимое и недвижимое – называлось «хасс». За собственность «хасс» не платился налог харадж и все доходы поступали в пользу владетелей.

В государственный земельный фонд – диуан – входили те площади, которые не отошли к икте или вакуфу. Эта форма землевладения выступала главным источником поступления налогов в казну. Вакуф – земли и имущество – завещанные медресе и мечетям, их рост привел к усилению влияния духовенства в государстве Караханидов на политические дела.

Однако далеко не все средние и мелкие владельцы земли могли защитить ее во время постоянных войн и набегов. В связи в X-XII веках на территории Казахстана получает развитие институт коммендации, суть которого заключалась в том, что мелкие собственники земли шли под покровительство более крупного феодала с выплатой ему налога за защиту. В конце концов это приводило к зависимости от коменданта.

4.Что же происходило в степной зоне Казахстана? В IX-X веках здесь сложился раннефеодальный союз огузских племен. Процесс этногенеза огузских племен был длительным. В состав Огузского каганата вошли самые различные племена. Кочевья Огузов были разбросаны по рекам Иргиз, Урал, Эмба. Жили Огузы в Прибалхашье, Приаралье, Прикаспии. В административном плане государство было поделено на уруги и аймаки. В X веке столицей Огузов стал Янгикент, через который шли важнейшие караванные пути.

Важнейшие внешнеполитические акции Огузов были направлены на сохранение контроля над торговыми путями. В конце IX века они в союзе с кимаками разгромили печенее-гов, обитавших в долине Сырдарьи и степях Приаралья. Эти победы способствовали укреплению государственной орга-низации у Огузов. В 965 году Огузский джабгу и киевский князь Святослав, заключив военный союз, разгромили Хазарский каганат, бывший в то время богатейшим государством. Через 20 лет, в 985 году Огузы в союзе с князем Владимиров предприняли ряд успешных походов на волжских булгар. Однако в XI веке государство Огузов пало под ударами усилившихся кипчаков. Часть Огузов ушла в пределы восточной Европы и Малой Азии, часть, оставшись на своих землях, покорилась Караханидам.

5. Кимекское государство сложилось к концу IX века. Первые упоминания о нем появляются в арабоязычных историко-географических сочинениях конца IX- начало X веков (в сочинениях Ал-Якуби, Ибн ал – Факиха). Они освоили среднее течение Иртыша, северо-восточное Семиречье, Приуралье и прикаспийские степи.

Становление феодальных отношений привело к социальной дифференциации. Часть кочевников, не успевая выплатить вовремя налоги, лишалась скота и переходила в категорию «жатаков», вынуждено оседала и занималась земледелием. В то же время шел процесс обогащения кимакской знати. Удельные правители, акуммулируя значи-тельные количества скота, концентрировали в своих руках власть и постепенно отдалялись от хакана. Это привело к ослаблению государства.

Огузское государство, кимекский каганат стали своеобразным мостом между государствами VI-IX и X-XII веков.

В начале XI века на территории от Иртыша до Волги установили свое политическое влияние кыпчаки. Кипчакское государственное объединение (начало XI – 1219г.) стало естественным преемником кимаков. В первой половине XI века государство стало называться Дешт-и Кыпчак (Степь кыпчаков).

Власть в кипчакской среде передавалась по наследству. Об этом сообщается и в древнерусских, и в китайских источниках. Известны династии Отрака, Инассу, Куньдутая и других. Структура кипчакского общества достаточно ясна: во главе – родовая знать, наибольший количественно слой – кочевники-воины. Каждая племенная единица имела свои границы кочевий. 

Внешнеполитические связи кипчаков были самого разнопланового характера. Долгое время (весь XI и начало XII века) они находились в союзнических отношениях с кереитами, меркитами, уйгурами, народами северного Кавказа и Средней Азии. Кипчаки активно участвовали в политической жизни этих регионов, внося свой вклад в расширение и укрепление тюркского мира. В государстве Хорезмшахов, например, у правителей «дети рождались только от дочерей кипчакских владык». В начале XIII века к власти в Болгарии пришла кипчакская династия в лице царей Петра и Асеня, Грузия и Византия смогли отразить натиск печенегов только при помощи кипчаков, кипчаки были родственниками Сельджукидов, правителей Венгрии и Киевской Руси, что приводило к активному их участию в княжеских делах названных государств. История Кипчак-ского ханства завершилась с вторжением монгольских войск. Но именно кипчаки дольше всех сопротивлялись захват-чикам, неоднократно поднимая освободительные восстания, ведя на протяжении многих лет партизанскую войну в тылу. Но об этом речь пойдет на следующей лекции. 

6. Тюркская средневековая культура вошла в мировую сокровищницу культур. Уникальное сочетание двух видов хозяйства, смешение народов, языков, вызвали к жизни культурные феномены, до сегодняшнего дня поражающие своей глубиной, отточенностью мысли, красотой.

Большую роль в развитии тюркской цивилизации сыграли города VI -XII веков. Города возникали на месте древних кангюйских городов-крепостей, на месте земледель-ческих оазисов. В X – XII веках только в Илийской долине возникло 56 новых городов. Это было связано с тем, что города стали транзитными точками на Великом Шелковом пути. Они вели торговлю не только между городами, но и между городами и степью.

Крупнейший из средневековых городов – Отрар – занимал площадь в 200 гектар. Нельзя думать, что города строились и развивались только на юге и юго-востоке Казахстана. В Центральном Казахстане города располагались в предгорьях Улытау, в долинах рек Сарысу, Кенгир, в горах Кент.

Города отличались высоким уровнем благоустройства. Обычными для них были водопровод, канализация (ташнау), проложенные из специальных гончарных труб. Это диктова-лось необходимостью поддерживать чистоту в условиях жаркого климата, наличии природных очагов опасных инфекций. В каждом из городов имелись резервуары для хранения питьевой воды на случай осады, запасы продовольствия. Каждый из городов имел общественные здания – мечети, библиотеки, бани.

Важным элементом городов было развитое ремесло. Особое развитие получило гончарное и стеклодувное ремес-ло, ювелирное дело. Ювелиры средневековых городов Казахстана знали такие техники, как зернь, скань, литье, чеканка, чернь и т.д.

Особо следует сказать о семейных отношениях у тюрков. Семья была моногамной. Уже существовал обычай левирата (аменгерство). Группа родственников по различным линиям называлась особым термином. Строгим было разделение родственников на старших и младших, что позже сохраняется почти у всех тюркских народов до сегодняшнего дня. В таласских текстах есть названия некоторых категорий родственников: инилери – младшие братья или младшие родственники по мужской линии, синил – младшая сестра.

Развивался фольклор, то есть устное народное творчество. Наиболее ранние из древних тюркских легенд связаны с представлениями о происхождении мира, не только земного, но и космического. Смысл героических сказаний заключался в понимании жизни, как борьбы во всех четырех сторонах света за своих, против чужих. Судьба, по мнению тюрков, задавалась Небом – Тенгри. Сохранились еще с сак-ской эпохи представления о трех мирах: верхнем (небесном), среднем и подземном. В тюркской мифологии отразились космогонические представления тюрков средневековья. Действующие образы – Їркер («Косяк вспуганных молодых кобылиц» или Плеяды), Їч мыйгак («Три маралухи» или Орион), Темір ќазыќ («Железный кол» или Полярная звезда), Кіші Шолпан («Малая Шолпан» или Меркурий), Аќбозат («Белый ханский конь» или Малая медведица), Айдаћар (созвездие Дракона), Жеті Ќараќшы («Семь братьев разбой-ников» или Большая медведица), Босаєа («Порог» или созвез-дие близнецов) и т.д. В это время складывались древнейшие эпосы – «Алпамыс», «Деде Коркут».  

К седьмому веку относится зарождение тюркской письменности. Рунический тюркский алфавит состоял из 37-38 не соединявшихся между собой геометризированных начертаний. Писались не все гласные. Руническое письмо отражает закон сингармонизма, характерный для тюркских языков. Тюркская руника имела применение до 9-10 веков. В Таласских надписях на каменных стелах, керамике, монетах постоянно повторяются идеи тюркского единства, дух коллективизма.

Безусловно, речь о тюркской культуре средневековья была бы неполной без рассказа о выдающихся деятелях тюркской цивилизации – Абу Насре аль-Фараби, Махмуде Кашагари, Жусупе Баласагуни, Ахмеде Яссауи.

Главными трудами аль-Фараби стали его философские, социально-этические трактаты. Наиболее известные из них – «Гражданская политика», «О достижении счастья». Добро у аль-Фараби – неотъемлемый атрибут сущности, зло связано с небытием. Достижение реального счастья связано у аль-Фараби с самосовершенствованием человека, развитием его интеллекта. Разум у философа – важнейшая отличительная черта человека. Не остались вне поля зрения философа и другие науки, прежде всего математика. Ведь, как большинство ученых того времени, он был энциклопедистом. Формула исчисления высоты звука, предложенная ученым, послужила через много веков толчком для Лейбница при создании теории дифферен-циальных исчислений. Прекрасно владея классическим наследием Аристотеля, Эвклида, аль-Фараби создал новую теорию музыки, в которой нашли отражение такие аспекты, как история музыки, ее происхождения, психология восприя-тия музыки и т.д. В «Большом трактате о музыке», рассмат-ривая принципы физической основы звука, аль-Фараби широко использовал принцип непрерывной пропорции.

К XI веку относится творчество Махмуда Кашгари (Махмуд ибн Хусейн ибн Мухаммад Кашгари), правнука Богра-хана. В 1074 году он закончил главный труд своей жизни – «Диуан лугат-ат тюрк» - «Словарь тюркских языковВ книге приведены образцы тюркского фольклора, отрывки героических эпосов, исторические предания и легенды, сведения о походах Караханидов. Кроме изложенного, Кашгари отразил в своем труде этические ценности тюркских народов.

В X-XI веках, в государстве Караханидов жил и творил Жусуп Баласагуни (родился в Баласагуне в 1015 или 1016 году), автор поэмы «Кутадгу билик» - «Благодатное знание». Она была написана на тюркском языке. В книге поднимается проблема нравственности. Основная мысль – необходимость преобладания добра и добрых дел. Счастлив, по мнению Баласагуни, только обладающий знаниями и хорошим воспитанием. Народ может быть счастлив только в обществе, где есть справедливость и закон. 

Неполным было бы изложение материала по тюркской культуре, если бы мы не поговорили о творчестве Ходжи Ахмеда Яссауи. Основатель тюркской ветви суфизма, он родился в Туркестане в 1093 году. Ахмет Яссауи писал на тюркском, персидском, арабском, чагатайском языках. Главное его сочинение – «Диуани хикмет» или «Книга мудрости». В ней Яссауи изложил основные постулаты ислама, объясняя четыре важнейших раздела – шариат (законы, традиции и обряды ислама), тарихат (объяснение идей суфизма), хакиката (сближение с богом), магрифата (познание религии). Яссауи в своей книге показал не только духовное значение религии, но и социальную роль ее. Аскетизм, как непременное условие приближения к богу, необходимость самопознания и самосовершенствования, упрощение обрядности не могли не импонировать кочевому тюркскому этносу. Именно в форме суфизма распростра-нялся суфизм в средневековом Казахстане.

Можно было бы еще долго говорить о тех сверкающих вершинах, которых достигла тюркская культура в средневековье, на долгие годы став путеводной звездой для многих поколений людей не только в Казахстане и Центральной Азии, но и во всем мире. Отмечу лишь, что для этого были свои объективные причины. Смешение народов и языков, их религий и культур привело к выработке человеческой и культурной толерантности жителей региона, сохранившейся до сегодняшних дней.

 

Тесты к теме № 4

1. Письмо, которым пользовались древние тюрки в 6-8 веках называлось:

а) орхоно - енисейским

б) андроновским

в) алакульским

2. Кто был основателем Тюркского каганата:

а) Бумын

б) Бильге

в) Тоньюкук

3. Как называлось первое раннефеодальное государство тюркских племен?

а) царство

б) каганат

в) улус

4. В каких письменных источниках и когда впервые встречается впервые термин «тюрк»?

а) китайские 542 год

б) древнетюркские 6 век

в) арабские 9 век

5. Где находилось место расселения тюргешей в 6 веке?

а) около Каспия

б) вдоль Арала

в) между реками Или и Чу

6. Между какими войсками произошла Таласская битва 751 года?

а) между арабами и китайцами

б) между карлуками и тюрками

в) между тюрками и китайцами

7. В чем состоит историческое значение Таласской битвы?

а) Танский Китай перестал вмешиваться в среднеазиатские дела

б) усилились антиарабские выступления тюрок

в) арабы заключили союз с Китаем

8. Назовите дату возникновения государства Караханидов:

а) 942 г.

б) 552 г.

в) 704 г.

9. В каком государстве на территории Казахстана ислам был объявлен государственной религией:

а) в государстве Караханидов

б) в Карлукском государстве

в) в Кипчакском ханстве

10. Кто ввел в научный оборот термин «Караханиды»?

а) Григорьев

б) Уалиханов

в) Бартольд





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 444 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2294 - | 2150 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.