
Казалось бы, о чем говорить – все родители любят своих детей, а если и не все, то подавляющее большинство – точно. Это, конечно, так, но любить можно по‑разному.
Если есть корыстные намерения по отношению к ребенку (т. е. установка, что ребенок что‑то должен родителям), то есть надежда на то, что он обеспечит старость родителей или реализует то, что не удалось сделать родителям, или выдвигается требование ответной любви и почитания и т. п., то можно сказать, что такая любовь ущербна.
На самом деле никто никому ничего не должен. Это касается и детей. По большому счету, если уж пошел разговор о долгах (которых, повторюсь, на самом деле нет), дети дают взрослым за их заботу гораздо больше: именно благодаря детям родители испытывают прекрасное состояние материнской (или отцовской) любви, а душа получает опыт, который не купишь ни за какие деньги; именно благодаря детям родители вспоминают о присущих им в детстве не обусловленной радости, чистоте, ясности, и даже ощущают вновь это состояние; именно благодаря детям у родителей появляется прекрасная возможность открыть в себе альтруизм, милосердие, способность к творчеству и другие качества; именно благодаря детям… (многие родители, наверное, сами смогут продолжить этот список). Так что на самом деле дети дают родителям гораздо больше (и гораздо более ценные вещи), чем родители детям.
В идеале родительская любовь не обусловлена ничем – родители любят своего ребенка, потому что они его любят, а все остальное вторично.
Однако такая идеальная любовь встречается не так часто и в большей степени она присуща женщинам, чем мужчинам. Не случайно Эрих Фромм в своей книге «Искусство любви» называл не обусловленную любовь материнской, а обусловленную – отцовской. Он пишет: «Отцовская любовь – это обусловленная любовь. Ее принцип таков: «Я люблю тебя, потому что ты удовлетворяешь моим ожиданиям, потому что ты исполняешь свои обязанности, потому что ты похож на меня»… Отцовская любовь должна быть заслужена…она может быть утеряна, если человек не сделает того, чего от него ждут. В самой природе отцовской любви заключено понимание, что послушание становится основной добродетелью, непослушание – главным грехом. И наказанием за него является утрата отцовской любви».
Наряду с корыстностью отцовской любви («я тебя буду любить, если ты будешь таким‑то»), Фромм отмечает и ее положительную сторону: «Поскольку отцовская любовь обусловлена, то я могу что‑то сделать, чтобы добиться ее, я могу трудиться ради нее; отцовская любовь не находится вне пределов моего контроля, как любовь материнская».
И все‑таки, на мой взгляд, как для женщин, так и для мужчин идеальным внутренним состоянием должна быть материнская любовь – любовь не обусловленная. Другое дело, что для решения задач воспитания как женщины, так и мужчины (в большей степени) на внешнем уровне должны «показывать» любовь отцовскую, иначе ребенок может «сесть на шею» родителям. В жизни чаще всего бывает наоборот. Большинство из нас заявляет о своей любви к ребенку, выставляя ее как бы напоказ, в том числе и для самого ребенка. И в то же время преобладает внутреннее состояние отцовской любви, чем и объясняются, как сейчас модно выражаться, «наезды» на ребенка по поводу и без такового.

Автор бестселлера «Как на самом деле любить детей» американец Росс Кэмпбелл пишет: «Как бы я хотел сказать: «Я люблю своих детей всегда, независимо ни от чего, даже от их плохого поведения!» Но увы, как и все родители, я не могу сказать этого всегда и искренне, положа руку на сердце. Но я должен довериться себе и пытаться приблизиться к прекрасной цели безусловной любви.
При этом я постоянно напоминаю себе, что:
1) это обычные дети;
2) они ведут себя, как все дети на свете;
3) в ребячьих выходках есть немало неприятного и даже противного;
4) если же я буду стараться как следует выполнять свою роль родителя и любить детей, несмотря на их шалости и проделки, они будут стараться взрослеть и отказываться от своих плохих привычек;
5) если же я люблю их только тогда, когда они послушны и радуют меня своим поведением (обусловленная любовь), и если я выражаю свою любовь к ним только в эти хорошие (увы, редкие!) моменты, они не будут чувствовать, что их всегда и искренне любят. Это, в свою очередь, сделает их неуверенными, нарушит их самооценку, пошатнет веру в себя. И действительно, это может помешать им развиваться в лучшую сторону, чтобы укрепить самоконтроль и проявить себя более зрело. Следовательно, я отвечаю за поведение своих детей и их наилучшее развитие не меньше (если не больше!), чем они сами;
6) если я люблю своих детей безусловной любовью, они будут себя уважать и у них появится чувство умиротворения и равновесия, это позволит им контролировать свою тревожность и соответственно поведение, по мере того как они взрослеют;
7) если же я люблю их только тогда, когда они выполняют мои требования и соответствуют моим ожиданиям, они будут чувствовать свою неполноценность. Дети будут считать, что бесполезно стараться, потому что этим родителям (учителям и т. д.) никогда не угодишь. Их будет преследовать неуверенность, тревожность. Постоянно будут возникать помехи в эмоциональном и поведенческом развитии. И опять я, родитель, должен помнить, что я отвечаю за рост и развитие ребенка так же, как он, если не больше;
8) ради самого себя (как страдающего за своих детей родителя) и ради блага своих сыновей и дочерей я изо всех сил должен стараться, чтобы моя любовь была как можно ближе к безусловной и безоговорочной. Ведь будущее моих детей основано на этом фундаменте».
Я понимаю, что не обусловленная любовь не дается человеку с рождением (за редким исключением), к ней ведет непростая внутренняя работа, но разве желание воспитать здорового и гармонично развитого ребенка не хороший стимул для того, чтобы эта внутренняя работа все‑таки была проведена?
«Вставай, страна огромная…»

Общеизвестно, что текст знаменитой песни «Священная война» был создан В.И. Лебедевым‑Кумачом. Однако исследователь В. Шевченко приводит множество убедительных доказательств того, что слова этой песни были написаны вовсе не «придворным» советским песенником. Оказывается, эти стихи посвящены событиям первой мировой войны и написаны они были учителем гимназии из Рыбинска Александром Боде. Исполняли песню в местном театре, но текст ее по ряду причин так и не был опубликован. Как же получилось, что «автором» слов песни стал Лебедев‑Кумач? Как ни странно, но этому поспособствовал сам Александр Боде, который за несколько недель до смерти (в 1937) послал «Священную войну» в письме Лебедеву‑Кумачу в надежде, что в новых политических условиях песня может пригодиться. Так оно и получилось… 24 июня 1941 года эти стихи (с небольшими исправлениями) были опубликованы в газете «Известия» за подписью Лебедева‑Кумача.
Впрочем, родственники поэта‑песенника (чьему перу принадлежат слова многих до сих пор популярных песен, например, «Легко на сердце от песни веселой», «Сердце, тебе не хочется покоя», «Капитан, капитан, улыбнитесь» и других) с мнением В. Шевченко не согласны. Так, внучка Лебедева‑Кумача Маша в интервью газете «Комсомольская правда» на вопрос об авторстве песни «Священная война» отвечает: «Все эти инсинуации очень тяжело переживала мама, они, думаю, и ускорили ее смерть… Но, слава Богу, она была еще жива, когда известный исследователь военной песни Бирюков, а вслед за ним и газета «Совершенно секретно» опровергли эту не подкрепленную никакими доказательствами ложь».
Вундеркинды

Быть вундеркиндом не так приятно, как думают некоторые. В то время как одаренные дети в своем развитии опережают «средних» по многим параметрам, их собственное развитие может быть неравномерным. Например, их умственное развитие (особенно речевое) часто намного превышает эмоционально‑личностное. Поэтому взрослые не должны ставить перед одаренными детьми нереальные задачи в чувственной области, основываясь только на том, что они не по годам развиты умственно. В то же время учителям одаренных детей следует придерживаться индивидуального подхода к ним.
Многие столетия вундеркинды изумляли как ученых, так и обычных людей своими удивительными, а порой даже сверхъестественными способностями постигать вещи, выходящие за рамки понимания не только обычных людей, но даже самых образованных профессоров.
Но обычно за уникальный дар детям приходится платить дорогую цену. Слава многих вундеркиндов была весьма недолгой, они исчезали из поля зрения, чаще всего так и не оправдав больших надежд, на них возлагаемых. Увы, нередки случаи, когда нетерпеливые родители, надеясь нажить на талантах своих детей капитал, слишком их перегружали, не оставляли своим отпрыскам времени на простые радости детства, а это приводило как к телесным, так и к психическим недугам.
Доктор психологических наук профессор Диана Богоявленская считает: «Работа с талантливыми детьми сегодня напоминает мне спортивные соревнования: чей воспитанник раньше всех закончит школу, получит престижную премию, кто больше всех выдаст таких воспитанников «на‑гора»… Не отстают от педагогов и некоторые родители. Иные амбициозные мамы и папы доводят своего ребенка до нервного срыва, искренне считая, что многочасовыми изнурительными занятиями помогут ему и еще больше разовьют его дар.
Заставляя ребенка жить в постоянном режиме повышенных нагрузок и требований, эксплуатируя только одну сторону его возможностей, они, часто сами того не подозревая, выступают в роли великих инквизиторов. Не только для развития личности ребенка, но и для его дарования».
Есть мнение, что каждому человеку отпущен определенный ресурс возможностей. Очень часто бывает так, что вундеркинды растрачивают отпущенный Богом талант еще в детстве, становясь к двадцати годам заурядными людьми. Исчезновение привычного ореола гениальности у бывшего вундеркинда зачастую приводит к тяжелым душевным травмам.
Родителям детей‑вундеркиндов (а попытаться определить, относится к ним ваш ребенок или нет, можно с помощью приведенного ниже теста), если они заботятся о ребенке, а не о своих корыстных интересах или тщеславии, стоит задуматься, лишать ли ребенка счастливого детства ради предположительной перспективы будущих достижений.
Тест «Не прозевайте вундеркинда «
.
Каждый ребенок имеет свои, только ему присущие, черты, которые распознаются в самом раннем возрасте, и долг родителей – заметить и развить скрытые способности и задатки. Вот тут‑то и может оказать родителям услугу предлагаемый тест.
1. Ваш ребенок научился читать рано, до шестилетнего возраста: самостоятельно – 7 очков, с помощью кого‑то – 5 очков.
2. Читает много книг, причем быстро – 2 очка.
3. Сам или с чьей‑то помощью заинтересовался словарями или энциклопедиями – 2 очка.
4. Легко научился читать, но испытывает трудности при чтении – 1 очко.
5. Занимается за закрытыми дверями, а друзья у него, как правило, старше него – 2 очка.
6. Предпочитает беседовать со старшими как равный с равным – 2 очка.
7. Задает много разных каверзных вопросов, ставя подчас взрослых в тупик – 2 очка.
8. У него готовы ответы даже, казалось бы, на самые неожиданные вопросы – 1 очко.
9. Иногда рассеян, но всегда умеет сделать удивительно находчивое обобщение (скажем, после просмотра кинофильма, телевизионной передачи или наблюдая за чем‑то) – 2 очка.
10. С удовольствием вступает в беседу об окружающем нас мире, дает свою оценку явлениям – 1 очко.
11. Со скукой относится к однообразным, ставшим привычными делам – мытье пола, посуды, выполнение учебных упражнений, не требующих больших усилий – 1 очко.
12. Весьма чувствителен к любой несправедливости, если даже это не касается его самого – 2 очка.
13. Любит шутить и обладает чувством юмора – 2 очка.
14. Имеет богатый словарный запас и умело использует в разговоре различные термины – 2 очка.
15. Любит сложные игры (шахматы и другие), требующие определенной смекалки – 2 очка.
16. В раннем возрасте интересуется тем, что изучают старшеклассники – 1 очко.
17. Предпочитает различные занятия, причем хочет делать все самостоятельно – 2 очка.
18. Его занимает Вселенная, он интересуется вопросами мироздания и всем, что касается праистории, то есть нашего изначального бытия – 2 очка.
19. В школе учится без особых усилий, быстро схватывает материал и имеет свое мнение по многим вопросам – 2 очка.
20. Весьма развито чувство восприятия музыки, прикладного искусства, окружающей среды, и он во всем ищет гармонию – 2 очка.
Вот и весь вопросник вашего «вундеркинда», если он таковым является, а это зависит от того, сколько очков наберется при подсчете. Следует учесть, что объективность тестирования зависит от точности ответов на вопросы.
Подсчитайте очки. Если вы их набрали от 10 до 13 – это говорит о том, что ваш ребенок обладает определенными способностями, следовательно, вам надо позаботиться об организации его обучения для их развития.
Выбор профессии

Многие родители считают, что они лучше знают, какую профессию (увлечение) ребенку выбрать.
Это одно из самых серьезных заблуждений родителей, которое всегда оправдывается благими намерениями. Впрочем, нет необходимости напоминать, к чему это приводит. Великий баснописец Крылов писал: «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник…» К сожалению, такое встречается сплошь и рядом и во многом из‑за того, что родители выбирают за детей их профессию.
У каждого человека есть предрасположенность к какому‑либо виду деятельности, которая не всегда совпадает с желанием родителей, к примеру, чтобы ребенок продолжил их профессиональную династию. Но если у ребенка нет никаких задатков, допустим, военного, то от того, что у него отец – генерал, он хорошим профессиональным военным не будет. Конечно, отец может помочь ему продвинуться по службе, но, увы, в данном случае это не сопряжено с высокими профессиональными качествами.
Вырождение нации

В последнее время во многих газетных статьях и в речах политиков можно услышать высказывание о грозящем нашей стране вырождении нации. Однако все эти угрозы относятся скорее к области мифов‑«страшилок». Научного термина «вырождение» не существует вообще. Нет и научных данных, позволяющих говорить о «вырождении». Для того чтобы делать какие‑то даже самые осторожные выводы, надо точно знать, например, что в таком‑то десятилетии число наследственных заболеваний на столько‑то тысяч населения увеличилось. Но в настоящее время таких данных просто нет. Следовательно, нет и серьезных оснований утверждать, что где‑то происходит вырождение.
Существует наука, изучающая количество наследственных дефектов у определенной нации. Называется она генетической эпидемиологией. По сообщению специалистов в этой области, данных, что те или иные нации обладают повышенной склонностью к наследственным заболеваниям, в настоящий период нет.
Когда говорят о якобы вырождении нации, приводят факты об увеличении количества врожденных дефектов у новорожденных и об ухудшении здоровья людей в целом. Однако специалисты‑генетики отмечают, что ослабленное здоровье поколения – не результат наследственных патологий и этот факт отнюдь не свидетельствует о вырождении нации. В этой связи ученые приводят следующий пример: если зерно одуванчика попадает на сухую почву, то развивается чахлый цветок. Но когда он даст семена, а они попадут на благодатную почву, то вырастет прекрасный цветок. Так что для того, чтобы поколение было здоровым, нужна «хорошая почва».
Если же под «вырождением» нации понимать уменьшение рождаемости, то это тоже неверно. Следует отметить, что подобные процессы – вовсе не следствие «перестройки» и реформ, как это частенько можно услышать, они начались гораздо раньше (примерно двадцать пять лет тому назад). Именно тогда прекратилось активное воспроизведение населения, то есть среднее количество детей в семье стало меньше двух.
Неправильно думать, что к снижению уровня рождаемости приводит обнищание народа. Дело в том, что это проблема общеевропейская. В большинстве европейских стран уже долгое время не происходит активного воспроизводства. И, как отмечают специалисты в области демографии, это вполне естественный процесс. Поэтому наивными представляются надежды на «демографический взрыв» в случае экономического роста и повышения благосостояния народа. Для этого нужно менять систему ценностей в обществе.
К мифам‑«страшилкам» можно отнести и рассуждения об уничтожении генофонда. Руководитель медико‑генетической консультации при детской клинической больнице им. Н.Ф. Филатова врач‑генетик Владимир Солониченко по этому поводу замечает: «С точки зрения этноса, это неправильно». Выдающийся русский генетик Ю.А. Филипченко в одной из своих работ констатировал: «Выдающиеся представители интеллигенции разбросаны очень широко среди потомков. Но, уничтожив талантливых людей, вы не уничтожаете потенциальную возможность развития таланта». Уничтожение так называемой интеллектуальной верхушки общества, безусловно, обедняет общество, но это не принципиально с точки зрения генетики человека. Чтобы уничтожить генофонд, мало уничтожить самого человека, его семью, детей – надо уничтожить несколько поколений. Уничтожение генофонда нации не под силу никакому диктатору.

Г
«Газетные утки»
Существует следующее объяснение появления термина «газетная утка»: якобы некогда в газетах было сообщение об особых американских утках, яйца которых растут на деревьях, как груши. Когда после созревания эти яйца падают в воду, из них вылупливаются утки.
Однако это объяснение не имеет ничего общего с действительностью. На самом деле выражение «газетная утка» появилось в конце восемнадцатого века в Германии, где берегущие свою честь и репутацию издатели газет наиболее сомнительные сообщения помечали буквами N.T., что означало «нон тестатур» – не проверено. А так как «энтэ» по‑немецки обозначает «утка», то это слово и стало символом лживых сообщений средств массовой информации.
Галантные французы
Переполненный парижский автобус. Двое мужчин, пожилой и молодой, сидят рядом. В салон входит девушка. Молодой:
– Мадемуазель, я бы рад уступить вам место, но вы видите, я не могу даже привстать. Переполненный парижский автобус. Двое мужчин, пожилой и молодой, сидят рядом. В салон входит девушка. Молодой:
– Мадемуазель, я бы рад уступить вам место, но вы видите, я не могу даже привстать. Садитесь ко мне на колени!
Девушка садится и тут же встает.
– Я чувствую, что вы заядлый курильщик, – говорит она чуть смущенно. – У вас в кармане трубка, я боюсь ее сломать…
Пожилой:
– О, мадемуазель, садитесь на колени ко мне. Я уже лет десять как не курю.
Занимательная этнография
Французских мужчин принято считать самыми галантными кавалерами в мире. Однако с этим как‑то не вяжутся данные, обнародованные секретариатом по делам женщин при французском парламенте: ежегодно французы избивают два миллиона жен и подруг. То есть каждую десятую избивает муж или сожитель. Для помощи жертвам «домашнего насилия» существует специальная организация, финансируемая государством. То, что в других странах с этим дела обстоят не лучше, наверное, не оправдывает считающихся у нас галантными французов.






