Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


»сторические типы мировоззрени€, их характеристика. 1 страница

¬опрос є 1. ѕон€тие и структура мировоззрени€. »сторические типы мировоззрени€.

ћировоззрение Ц это система обобщенных и отраженных в человеческом сознании взгл€дов на мир, на осознание им отношений, которые складываютс€ между людьми, между человеком и миром, а также возникающие на этой основе настроени€, чувства, переживани€, взгл€ды, убеждени€ и идеалы, определ€ющие его жизненную позицию, поступки, поведение.

ћировоззрение представл€ет собой систему обобщенных чувствований, интуитивных представлений. ќно включает как теоретические, логические, объективные знани€, так и знани€, основанные на субъективных переживани€х, знани€, отражающие способность человека чувственно - эмоционально, образно осваивать действительность.

—труктура мировоззрени€

Х Ёмоциональна€ составл€юща€ Ц мироощущение, мировоспри€тие.

Х »нтеллектуальна€ составл€юща€ Ц миропонимание.

»сторические типы мировоззрени€, их характеристика.

“радиционно выдел€ют п€ть основных форм мировоззрени€, имеющих более или менее выделенную специфику: мифологическое, религиозное, художественное, научное или натуралистское, и философское. ќни могут сочетатьс€ в самых разных вариантах в сознании конкретного человека.

ћифологическое мировоззрение

—ама€ ранн€€ попытка осмыслени€ мира, происход€щих в природе и мире событий и €влений. ћифы вобрали в себ€ повседневно-практические знани€, наивные фантастические веровани€. ƒостаточно вспомнить любой миф и убедитьс€ в этом, а также в том, что с помощью мифов, легенд и сказаний люди пытались объ€снить необъ€снимое. ћифы были основным способом понимани€ мира. —амо пон€тие <мифологи€> имеет два значени€: первое - это совокупность сказаний легенд о богах, о геро€х, о первопредках, о происхождении и возникновении Ѕогов и «емли, о природном и социальном мире людей; второе - мифологи€ - это учение о мифах, теори€ мифа. ћиф - (от греческогоmythos - легенда) есть сказание о существенно важном событии в жизни людей. ќ малом и незначительном, второстепенном в жизни людей миф не слагаетс€.

–елигиозное мировоззрение

ƒо сих пор существует мнение, особенно распространенное в 30-50 годах ’’ столети€, будто вера (религи€) противоположна знанию. ќднако это ошибочное мнение. –елиги€ есть вид знани€.

—лово религи€ в переводе с латинского €зыка (religare) - означает св€зь, соединение.

–елиги€ Ц мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действи€ (культ), которые основываютс€ на вере в существование (одного или нескольких) богов или духов. –елиги€ включает в себ€ мифологию в качестве содержательного элемента и отличаетс€ от нее наличием культа- системы утвердившихс€ ритуалов, догматов, обр€довых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным.

ќсобенностью €зыка св€щенных писаний €вл€етс€ то, что истина сообщаетс€ люд€м не в чистом виде, но символически. Ёто дает возможность вс€кому понимать скрытую символом истину сообразно развитию своего сознани€. Ќеобходимость символического €зыка вытекает из того, что религиозное учение даетс€ не дл€ одного поколени€, не на один век, а на дес€тки, в течение которых в каждый данный момент существуют люди различного умственного и нравственного развити€. —имволический €зык позвол€ет сохранить жизненность и неув€дающую свежесть писаний на прот€жении веков, но он же и служит отчасти причиной извращени€ и ложного понимани€ учени€.

ќртодоксальное религиозное мировоззрение характеризуют следующие особенности:

1) вера;

2) убеждение в возможности сверхъестественных, вне причинных и необъ€снимых €влений - того, что выходит за рамки природных законов и возможностей человеческого познани€;

3) наличие жестко установленных обр€дов, ритуалов и культа;

†4) наличие <—в€щенного ѕисани€> и последующих теологических догматов, которые воспринимаютс€ в качестве Ѕожественного ќткровени€.

ѕричины возникновени€ мифологического и религиозного мировоззрени€

Х зависимость и страх перед неосвоенными, непокоренными силами природы и общественного развити€

Х низкий уровень освоени€ человеком действительности,

†Х недостаточное развитие познавательного аппарата

»сторическое мировоззрение

≈ще начина€ с античности, философи€ несЄт в себе художественное наследие мифа и античной литературы. ‘ундаментальные философские идеи, зачастую, и впоследствии высказываютс€ в художественно-символической форме (изобразительной, словесной и даже в музыкальной). ћногие великие де€тели литературы и искусства €вл€ютс€ одновременно не менее великими философами-мыслител€ми.

Ќаучное мировоззрение

Ќаука - сфера человеческой де€тельности, целью которой €вл€етс€ изучение предметов и €влений природы, общества и мышлени€, их свойств, отношений и закономерностей развити€. Ќаука - одна из форм общественного сознани€.

Ѕуквально слово наука означает знание. ќднако наука представл€ет собой не просто совокупность знаний, а знаний приведенных в систему, в которой раскрываетс€ закономерна€ св€зь и взаимообусловленность определенных фактов и законов. Ќаука идет от простого собирани€ фактов через их изучение и раскрытие отдельных закономерностей к св€зной, логически стройной научной теории; она объ€сн€ет старые, уже известные факты и предсказывает новые. ѕричем, научной теорией знание становитс€ в результате проверки достоверности этого знани€ на практике.

†‘илософское мировоззрение

Х ”наследовало от мифологии и религии всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом, его строении, о происхождении человека, его место в мире и т.п. однако, решение мировоззренческих проблем в зарождающейс€ философии происходило под иным углом зрени€ Ц с позиции разума, рациональной оценки ‘илософское мировоззрение унаследовало весь объем позитивных знаний, накопленных человечеством.

“ипы мировоззрени€:

Ј мифологическое - основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. (страх человека перед неизвестным и непон€тным. ѕример: ћедведь издавна считалс€ символом - Ђдухом тайгиї.)

Ј религиозное - основано на вере в сверхъестественные силы. (люди которые вер€т в свою веру, согласно концепции веры, которую исповедует человек Ц Ђправильныеї в ее понимании поступки и помыслы)

Ј философское - ’арактерными чертами философского мировоззрени€ €вл€ютс€ логичность и последовательность, системность, высока€ степень обобщени€. (‘илософ может быть глубоко верующим человеком и писать о Ѕоге. Ќо при этом Ѕог в рамках его философии остаетс€ теоретической конструкцией, никогда, не совпадающей с Ѕогом конкретной религии

Ј ќбыденное мировоззрение - опираетс€ на здравый смысл и житейский опыт.

Ј Ќаучное мировоззрение - основано на объективных знани€х и представл€ет собой современный этап развити€ философского мировоззрени€.

Ј √уманистическое мировоззрение - основано на признании ценности вс€кой человеческой личности, се права на счастье, свободу, развитие.

†‘»Ћќ—ќ‘»я Ц теоретически сформулированное мировоззрение

¬опрос є 2. ѕредмет философии, ее основные функции и роль в системе культуры.

‘илософи€ (с греч. Ц любовь к мудрости) - это учение о наиболее общих принципах и законах развити€ природы, общества и человеческого мышлени€.

Ётапы становлени€ философского мировоззрени€

Х  осмоцентризм Ц как правило, присущ античной философии, мысль направлена на постижение в первую очередь внешнего по отношению к человеку миропор€дка Ц космоса

Х “еоцентризм Ц присущ средневековой культурной традиции, в основе его лежит понимание Ѕќ√ј как абсолютного, совершенного наивысшего быти€, источника всей жизни и любого блага

†Х јнтропоцентризм Ц характерен эпохе ¬озрождени€. „еловек признаетс€ центром ¬селенной и целью всех совершающихс€ в мире событий.

ѕредмет и объект философии

Х ќбъектом философского исследовани€ €вл€етс€ вс€ объективна€ реальность, весь материальный и духовный мир, включа€ самого человека

†Х ѕредметом философии €вл€етс€ результат исследовательских действий, а именно Ц наиболее общие законы развити€ природы общества и человеческого мышлени€

‘ункции философии

Ј ћировоззренческа€ функци€ способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействи€ с окружающим миром.

Ј ћетодологическа€ функци€ заключаетс€ в том, что философи€ вырабатывает основные методы познани€ окружающей действительности

Ј ћыслительно-теоретическа€ функци€ выражаетс€ в том, что философи€ учит концептуально мыслить и теоретизировать Ч предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Ј √носеологическа€ Ч одна из основополагающих функций философии Ч имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познани€).

Ј  ритическа€ ‘ункци€. –оль критической функции - подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречи€.  онечна€ задача данной функции Ч расширение границ познани€, разрушение догм, окостенелости знани€, его модернизаци€, увеличение достоверности знани€.

Ј јксиологическа€ функци€ философии (в переводе с греческого axios Ч ценный) заключаетс€ в оценке вещей, €влений окружающего мира с точки зрени€ различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. ÷ель аксиологической функции Ч быть "ситом", через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормоз€щее и отжившее. јксиологическа€ функци€ особенно усиливаетс€ в переломные периоды истории (начало средних веков Ч поиск новых (теологических) ценностей после крушени€ –има; эпоха ¬озрождени€; –еформаци€; кризис капитализма конца XIX Ч начала ’’ вв. и др.).

Ј —оциальна€ функци€ Ч объ€снить общество, причины его возникновени€, эволюцию, современное состо€ние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречи€, указать пути их устранени€ или см€гчени€, совершенствовани€ общества.

Ј ¬оспитательно - гуманитарна€ функци€ философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироватьс€ в окружающем мире и найти смысл жизни.

Ј ѕрогностическа€ функци€ заключаетс€ в том, чтобы на основании имеющихс€ философских знаний об окружающем мире и человеке, достижени€х познани€ спрогнозировать тенденции развити€, будущее материи, сознани€, познавательных процессов, человека, природы и общества.

ћесто философии в системе культуры

–ассмотрение философии как культурно-исторического €влени€ позвол€ет охватить весь динамический комплекс ее проблем, взаимосв€зей, функций. ќбщественна€ жизнь людей при ее культурологическом рассмотрении предстает как единый, целостный процесс, св€занный с формированием, функционированием, хранением, передачей культурно-исторических ценностей; с критическим преодолением устаревших и становлением новых форм опыта. Ѕудучи эффективным методом исторических исследований, культурологический подход способен играть существенную роль и при разработке теории тех или иных социальных €влений, поскольку теори€ выступает как обобщение их реальной истории.   моменту возникновени€ философии человечеством были накоплены различные навыки действий, сопутствующие им знани€ и другой опыт. ѕо€вление философии было рождением особого, вторичного типа общественного сознани€, направленного на осмысление уже сложившихс€ форм культуры.

 

 атегории философии

 атегории †философии Ц это формы отражени€ в мысли универсальных законов объективного мира Ђбытиеї, Ђматери€ї, Ђприродаї, Ђобществої, Ђчеловекї, Ђдвижениеї, Ђразвитиеї, Ђзаконї, Ђвещьї, Ђотношениеї, Ђсодержаниеї, Ђформаї, Ђсвойствої, Ђобщееї, Ђединичноеї, Ђсущностьї, Ђ€влениеї, Ђпричинаї, Ђследствиеї и др.

‘илософи€ и частные науки

‘илософи€ не есть наука в традиционном понимании, но она и не антинаучна. ‘илософи€ опираетс€ на науку, в то же врем€ сама определ€ет дальнейшее развитие науки, т.е. философи€ и частные науки наход€тс€ в посто€нном взаимодействии и взаимовли€ни.

ћетоды философского исследовани€.

 

ƒиалектический Ц рассматривающий €влени€, предметы, процессы материального мира в тесном единстве, взаимодействии и развитии всех его сторон   ћетафизический - рассматривающий €влени€ и процессы вне их взаимосв€зи, в неподвижном, статическом состо€нии

 

¬опрос є 3. ћировоззрение и его уровни (мироощущение, мировоспри€тие, миропонимание).

ћировоззрение - это система взгл€дов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. —истема принципов, ценностей, идеалов и убеждений, определ€ющих как отношение к действительности, общее понимание мира, так и жизненные позиции, программы де€тельности людей. ћировоззрение имеет сложную структуру, включает противоречивое единство знаний и ценностей, интеллектуального и эмоционального, разума и веры, убеждений и сомнений, личного и общественно значимого.

ћировоззрение=система.

—истема Ц нека€ целостность, включающа€ в себ€ элементы, которые в свою очередь могут представл€ть самосто€тельную сущность.

 

—труктурные компоненты мировоззрени€:

 

Ј -во-первых, это устойчива€ картина мира, котора€ включает в себ€ конкретно-исторические представлени€ о мире;

 

Ј -во-вторых, оценка жизни, опирающа€с€ на систему идеалов;

 

Ј -в-третьих, целеполагающа€ иде€, ориентирующа€с€ на систему ценностей. “аким образом, суть философского мировоззрени€ составл€ет мир, состо€щий как бы из трех "царств": действительности,ценности и смысла.

 

„ерты мировоззрени€:

Ј —истемность мировоззрени€

ƒл€ того, чтобы образно представить системность в каком-то процессе можно сравнить с фотографией, котора€ фиксирует только момент.

Ј ѕроцессуальность. (посто€нное нахождение в динамике изменений)

 

”ровни мировоззрени€

ћироощущение составл€ет эмоционально-психологическую сторону мировоззрени€. ¬ нем наход€т выражение ощущени€, воспри€ти€, переживани€ людей.

¬ мировоспри€тии, основывающемс€ на нагл€дных представлени€х, мир предстает в его реальности, образы которой опосредованы сочетанием эмоционально-психологического и познавательного опыта людей.

ћиропредставление - это высшее чувственное выражение постижени€ общности свойств, сторон, св€зей, отношений мира и человека в нем в художественных образах, ассоциаци€х, фантази€х.

 

ћиропонимание складываетс€ на основе мироощущени€ и мировоспри€ти€. Ќа характер миропонимани€ по мере развити€ науки все большее вли€ние оказывают добытые ею знани€. «начение миропонимани€ заключаетс€ в том, что оно €вл€етс€ основой формировани€ потребностей и интересов человека, его представлений о нормах и ценност€х, а значит и мотивов де€тельности. –азвитие и совершенствование мироощущени€, мировоспри€ти€ и миропонимани€ приводит к повышению качества содержани€ мировоззрени€ и росту силы воздействи€ его на живую жизнь.

‘илософское мировоззрение имеет определенную структуру.

1-йуровень (элементарный) Ч совокупность мировоззренческих пон€тий, идей, взгл€дов, которые функционируют на уровне обыденного сознани€.

2-й уровень (концептуальный) включает в себ€ различные мировоззрени€, проблемы, концепции, направленные на де€тельность человека или познание.

3-й уровень (методологический) Ч включает в себ€ основные пон€ти€ и принципы, выработанные на основе представле≠ний и знаний с учетом ценностного отражени€ мира и человека.

¬опрос є 4.  ультурно-исторические особенности становлени€ философии ƒревнего ¬остока.

‘илософи€ ƒревнего ¬остока зарождаетс€ в эпоху возникновени€ классового общества и государств в этом регионе.

ѕо€вление философии в ƒревней »ндии относитс€ примерно к 1-му тыс€челетию до н.э., а в ƒревнем  итае Ц к 6 Ц 5 вв. до н.э, когда на их территории шла ломка родо Ц племенных отношений, вызванна€ развитием производительных сил и радикальным изменением производственных отношений, приведших к глубокому кризису родовых устоев и господствующей морали.

ѕроисходит утверждение товарно-денежных отношений, усиливаетс€ вли€ние земельных собственников и городских богачей, по€вл€ютс€ частна€ собственность, классы и государство.

ќдновременно происход€т изменени€ в духовной и культурной жизни этих народов, зарождаютс€ научные знани€, множатс€ естественно Ц научные открыти€, что, в конечном счЄте, благопри€тно сказываетс€ на утверждении и развитии философской мысли.

ќсновное внимание древневосточной философии изначально было обращено к человеку. ѕри этом акцент делалс€ на познании и объ€снении его практической сущности, на изучении его жизнеде€тельных начал и мотивации, на оценке и регламентации человеческого образа жизни вообще.

¬ древневосточной философии мы наблюдаем обсто€тельную характеристику многих частных проблем, св€занных с самосовершенствованием и самосознанием человека, обращением его к самому себе через отрешение от реального мира, ухода в мир особого внутреннего - душевного состо€ни€.

 

–асписываютс€ нормы прин€того этикета, которому принадлежит огромна€ роль в повседневной жизни людей, насто€тельно предписываетс€ и внедр€етс€ в жизнь и быт свод этических правил и наставлений, предназначенных как дл€ прав€щей прослойки, так и дл€ всех других гражданских слоЄв общества.

ќсобый отпечаток придаЄт философии еЄ тесна€ св€зь с религией и религиозными культами, что находит своЄ выражении в по€влении целого р€да ставших в последующем широко известных религиозно Ц философских учений подобных брахманизму, индуизму, буддизму, конфуцианству, джайнизму и р€ду других.

√лавной и специфической особенностью индийского общества было разделение его на многочисленные касты, среди которых выдел€лись брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры.

—ами касты представл€лись замкнутыми группами людей, передающими из поколени€ в поколение особые отличительные знаки, символы, культуру, образ и стиль жизни, профессию, традиционные взгл€ды и нормы поведени€. ќтличались они даже внешним обликом, вплоть до покро€ одежды.

ѕривилегированной кастой считались брахманы, уделом которых был умственный труд и управление общественными и государственными делами. ¬оинскую повинность несли кшатрии. “орговл€, земледелие и ремесло были в ведении вайшьи, а черновой труд осуществл€лс€ представител€ми низшей касты Ц шудрами.

¬се многочисленные нормы социальной жизни и организации общества были воспроизведены в древнейшем культурном предфилософском пам€тнике того времени Ц Ђ¬едахї, в переводе означавших Ц Ђзнани€ї.

Ђ¬едыї - это сборник легенд, гимнов, текстов, сказаний, магических заклинаний и практических ритуалов, отражавших религиозно Ц мифологическое мировоззрение.

¬ них утверждаетс€ безликий закон Ђритаї, который оправдывает социальное неравенство людей, делит их на богатых и бедных, отдел€ет и противопоставл€ет одни касты другим, небо от земли, влагу от суши и т.д. Ќарушение закона Ђритаї приводит к печальным последстви€м, бедам и вызывает наступление полного хаоса. ѕредотвратить этот беспор€док, как и вли€ть на закон, владеть знани€ми о нЄм способны только брахманы, создавшие религию брахманизма во главе с ¬ерховным богом Ц Ѕрахманом.

—о временем брахманизм трансформировалс€ в индуизм, ставшим господствующей религией современной »ндии.

ƒостойное место в древнеиндийской философии зан€ла школа йоги.

—амо слово Ђйогаї означает Ц Ђсоединениеї, Ђуправлениеї. ќна возникает как продолжение Ђ¬едї и выступает как особое мировоззрение, включающее в себ€ также и систему практических ритуальных действий, способных помочь человеку избавитьс€ от земных страданий.

Ђ…огаї - это своего рода индивидуальный путь спасени€ и избавлени€.

”мение владеть собой, своим телом и мысл€ми, вера в существование особого иллюзорного мира, как и способность при помощи физических и психических упражнений уходить в самого себ€ и отрешатьс€ тем самым от реальной действительности и жизни Ц вот основные черты этого своеобразного и во много неповторимого учени€.

ќднако самой крупной религиозно Ц философской школой ƒревней »ндии €вилс€ буддизм, возникший в 6 в. до н.э.

—уществуют разные версии его возникновени€, как и легенды о его творце Ц царевиче —иддхартхи √аутаме. ќтметим основную. “ридцатилетний царевич, проживший все годы в роскошном дворце, покидает его впервые и за его пределами встречаетс€ с больным, калекой, монахом Ц аскетом и нищим.

ѕотр€сЄнный увиденными страдани€ми и человеческим горем он уходит в пустыню, где пребывает семь лет.

–азмышл€€ в одиночестве о судьбах людей и избавлении их от бед, он в конце концов, пробуждаетс€ и просветл€етс€, становитс€ Ц Ђбуддойї. ќн находит не только причины человеческих страданий, но и путь выхода из этого состо€ни€, который сводит к четырЄм истинам:

1. жизнь Ц это страдани€ (болезни, лишени€, невзгоды, смерть и т.д.);

2. причина страданий в человеческих влечени€х и желани€х, в чрезмерной жажде жизни;

3. дл€ избавлени€ от страданий надо погасить в себе влечени€ и желани€;

4. а это можно осуществить лишь только благодар€ молитве, котора€ может погасить жажду жизни и поможет достичь состо€ни€ Ђнирваныї - абсолютного блаженства, поко€ и избавлени€ от земных страданий.

»менно эти религиозно Ц мифологические мотивы, будучи доминирующими в философско Ц этическом содержании, послужили основной причиной превращени€ буддизма в одну из трЄх мировых религий, имеющей сотни миллионов приверженцев в различных концах современного мира.

„то же касаетс€ древнекитайского общества, то оно в отличие от ƒревней »ндии представл€ло собой типичное иерархическое государство того времени, во главе которого сто€л император Ц монарх. ќн же верховный жрец и главный собственник Ц землевладелец.

¬  итае не было сослови€ жрецов и обр€довый ритуал осуществл€лс€ главами семей, чиновниками, кн€зьками.

√осподствовал культ почитани€ умерших предков. ѕоэтому вс€ жизнь человека проходила под знаком отчЄта перед духами усопших.

ƒабы не бросить тень на пам€ть предков и не вызвать их гнев человек должен был вести себ€ исключительно достойно и уважительно по отношению к другим. », прежде всего - по отношению к старшим, родител€м, младшим Ц дет€м, немощным, больным и т.д. Ќо он должен был находитьс€ в согласии не только с другими, но и с самим собой.

ѕодобного рода моральный климат древнекитайского общества не мог не сказатьс€ на содержании основных философских школ того времени.

—реди них следует выделить в первую очередь  онфуцианство и даосизм.

–одоначальник первой Ц  онфуций ( ун Ц ‘уцзы) был из знатного, но обедневшего рода.

—воЄ учение сформулировал уже в достаточно зрелом возрасте и описал его в своЄм главном трактате - ЂЅеседы и суждени€ї.

ƒл€  онфуци€ Ќебо выступает высшей мировой силой. ќно определ€ет пор€док на земле, и всЄ происход€щее зависит от небесной воли.

¬ то же врем€ мудрец большое значение придаЄт моральным качествам человека, когда людские поступки, чистота побуждений и помыслов могут вли€ть на миропор€док.

„то же касаетс€ социального уклада, то в этом случае  онфуций создаЄт образ Ђблагородного мужаї в лице монарха Ц правител€, отца народа, главы большой государственной семьи.

—емье как таковой вообще в учении философа отводитс€ выдающа€с€ роль. ќна Ц основа пор€дка и благополучи€ в обществе и государстве.

 онфуцианство и сегодн€ вли€тельно не только среди многомиллионного китайского населени€, но и среди многих людей проживающих за пределами этой страны. ¬идное место в древнекитайской философии занимало учение другого выдающегос€ мыслител€ Ћао Ц цзы, во многом мифической фигуры, вошедшее в историю под названием Ђдаосизмаї.

¬ основе его лежит Ђдаої (путь). Ђƒаої выступает первоначалом и первопричиной мироздани€. Ёто Ц основа всех вещей, их субстанци€ и их жизненный путь.

ƒао Ц всеобщий закон природы, который определ€ет посто€нный кругооборотный цикл развити€ природы и мира. ѕоэтому он не только первоначало движени€ всего, но и его конечна€ цель, завершение пути.

ѕредназначение человека, согласно этому учению, познать дао. ј дл€ осуществлени€ данной цели необходимо слитьс€ с природой, стать еЄ естественной частью. “олько в этом случае можно постичь Ђгармонию мираї.

ƒревневосточные мудрецы внесли свой весомый вклад в становление и развитие мировой медицины. Ѕлагодар€ разработке неповторимых и неординарных приЄмов и методов лечени€ различных заболеваний, они привнесли в медицину особый специфический Ђазиатскийї колорит, отличающий еЄ в последующем вплоть до наших дней, от традиционной европейской медицины.

¬ ƒревнем  итае и ƒревней »ндии философские учени€ о жизни и медицинские знани€ о здоровье и болезн€х человека, как правило, создавались одними и теми же мудрецами.

—оответственно, они и существовали едино, неотрывно друг от друга.

¬ одном случае, исход€ из натурфилософского учени€ о первоэлементах, древнекитайские медики здоровье и болезнь объ€сн€ли сочетанием определЄнных космических первоэлементов (земл€, вода, огонь, дерево, металл) в человеческом организме.

¬ другом случае медики пытались объ€снить состо€ние здоровь€ и заболевани€ на основе философского учени€ о взаимодействии активного мужского начала Ц Ђ€ньї и пасивного женского Ђиньї. ”трата здоровь€ происходит из Ц за нарушени€ в организме их соотношени€. — целью же исцелени€, то Ц есть приведени€ их в соответствие и норму древнекитайские врача разработали и примен€ли на практике метод лечени€ иглоукалыванием.

 ак положительное €вление в китайской медицине того времени следует отметить широкую пропаганду и распространение профилактического направлени€, разработку и внедрение в жизнь мер по предупреждению многочисленных заболеваний.

„то же касаетс€ ƒревней »ндии, то здесь в 6 в. до н.э. под вли€нием философской школы веданты возникло учение, в соответствии с которым болезнь рассматривалась как следствие нарушени€ образа жизни человека (питани€, климатических изменений, психических и физиологических расстройств и т.д.).

Ѕыли среди врачей веданты и сторонники другой теории, согласно которой основной причиной болезней считались расстройство и сдвиги в психике человека (печаль, тоска, гнев и т.д.).

Ќар€ду с этими точками зрени€ древнеиндийские медики полагали, что болезнь может выступать и результатом резкого количественного и качественного изменени€ соотношени€ п€ти соков, аналогичным п€ти природным €влени€м: земле, воде, воздуху, огню и эфиру.

— учЄтом этого ими же разрабатывалс€ комплекс мер процедурного характера, способных оказывать вли€ние на выздоровление организма и возвращени€ его к доболезненному состо€нию.

¬опрос є5.  онфуцианство и даосизм в ƒревнем  итае.

.¬озрождение философии началось с книги перемен. ¬селенна€ троична: неб + человек + земл€. ѕод человеком понимаетс€ император. «емл€ Ц квадрат, в центре которого находитс€  итай. Ёнерги€ вселенной Ц цы. ¬ которой выдел€ют 2 начала, инь и €н.

 нига переменї Ц один из главных идейных источников, в котором сформулированы многие основные принципы развити€ философского мышлени€ в  итае. ≈е тексты создавались длительное врем€ (в XIIЦVI вв. до н. э.). ¬ тексте Ђ ниги переменї можно проследить переход древнекитайской мыслиотмифологического отражени€ мирак его философскому осмыслению, особенно, на примере учени€ о двух началах (духах) Ц»нь и ян, которые приобретают здесь уже пон€тийную форму.

ян Ц это мужское, светлое и активное начало (дух). ќно управл€ет Ќебом. »нь Ц женское, темное и пассивное начало. ќно управл€ет землей.ѕри этом речь идет не о дуализме этих начал, а, скорее, о диалектической св€зи между ними, ибо ян и »нь могут действовать не в отрыве друг от друга, а только во взаимодействии, в соединении своих сил.„ередование ян и »нь называетс€ путем (ƒао),который проход€т все вещи. Ђ нига переменї прослеживаетдаоЦ путь вещей и путь мирав движении. ќдна из основных задач человека Ч пон€ть свое место в мире, Ђсоедин€ть свою силу с небом и землейї.

 

¬ Ђ ниге переменї представлен такой тип философского мировоззрени€, как диалектика, котора€ св€зана с еще основанном на здравом смысле утверждением противоречивости мира, взаимного влечени€ и взаимного отчуждени€ светлого и темного, развити€ и изменени€ мира.

—огласно китойской философии, человек €вл€етс€ сгустком трех видов космической энергии Ц ÷зинь, ци и шэнь.



<== предыдуща€ лекци€ | следующа€ лекци€ ==>
Ёлементы геодезических разбивочных работ | »сторические типы мировоззрени€, их характеристика. 2 страница
ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2018-11-11; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 27938 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќачинать всегда стоит с того, что сеет сомнени€. © Ѕорис —тругацкий
==> читать все изречени€...

438 - | 357 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.068 с.