Ломинская Алена РЛ-15-2
Интегрированный урок литературы и музыки в 11 классе.
Талант любви(по рассказу А.И.Куприна "Гранатовый браслет")
Цели.
Образовательная: показать мастерство А. И. Куприна и Л.Бетховена в изображении мира человеческих чувств; помочь увидеть роль детали в рассказе.
Развивающая: развивать коммуникативные навыки, диалогическую и монологическую речь, аналитическое мышление.
Воспитательная: способствовать обогащению духовного опыта представлением о настоящей любви, формировать эстетическое восприятие с помощью музыки и литературы.
Оборудование: запись второй сонаты Бетховена, портрет А. И. Куприна
Ход урока
1. Организационный момент
2. Вступительное слово учителя. Любовь - это великое чувство, которое волновало и волнует человечество. Сотни произведений искусства посвящены ей. Сегодня мы поговорим о двух бессмертных творениях, раскрывающих силу любви. Это рассказ А.И.Куприна "Гранатовый браслет" и соната Л. Бетховена «Largo Appassionato».К сегодняшнему уроку вы подготовили высказывания великих людей о любви. Давайте познакомимся с ними.
Реализация домашнего задания
Учащиеся читают и комментируют собранный материал.
Беседа по содержанию рассказа
«Любовь – талант сродни музыкальному», - говорит Назанский, герой повести «Поединок» А. И. Куприна.
-Как вы думаете, почему любовь и музыка поставлены в один ряд?(Размышления учащихся о силе этих двух понятий)
-Как вы понимаете слово талант? Всем ли он даётся? Почему мы восхищаемся талантливыми личностями?
-Как для вас раскрывается понятие "талант любви"?
- Кто из героев рассказа обладал таким талантом? В чём он заключался?
- Как писатель передаёт силу и искренность чувств Желткова? (Уч-ся приводят эпизоды из рассказа. 7 лет он живёт только ею, не имея никакой надежды на взаимность. Дарит ей самое дорогое - семейную реликвию. Он обожествляет её - строки из прощального письма:"Да святится имя твое". Наконец, гранатовый браслет он завещает повесить на икону - так подчёркивается святость его чувств)
- Какой приём использует писатель, чтобы показать нам, что любовь Желткова - особая:"единая,всепрощающая, на всё готовая, скромная и самоотверженная". (Антитеза - в рассказе приводятся ещё несколько любовных историй, но ни одну из них нельзя назвать великой). Уч-ся приводят эпизоды из рассказа.
- В чьи уста писатель вкладывает оценку и понимание истинной любви и почему?(Генерал Аносов много поживший и обладающий недюжинными человеческими качествами смог понять, что перед ними - любовь неординарная).
- Способен ли он сам на такое чувство? (Нет, он до сих пор презирает свою бывшую жену, хотя женился на ней в своё время по любви).
- Кто ещё с пониманием и сочувствием отнёсся к чувству Желткова?Докажите примерами из текста. (Муж Веры - князь Василий Львович). Уч-ся приводят эпизоды из рассказа.
- В какой момент Желтков преображается и почему? (Когда брат Веры начинает угрожать ему.Он хочет отстоять своё право на любовь)
- Почему Желтков решился на самоубийство? И как даже в этот момент он думал, прежде всего, о любимой женщине? (Герой ушёл, чтобы не причинять возлюбленной неудобства. Она просила "прекратить эту историю", а как можно прекратить любить? Для героя жизнь равнялась любви). Уч-ся приводят эпизоды из рассказа.
- Что хотел передать автор, сравнивая выражение на лице умершего Желткова с посмертными масками великих людей?(Человек, способный на такую любовь, становится в один ряд с величайшими гениями и талантами. Любовь есть талант, как и музыка)
- Когда появляется в рассказе музыка?
(Эпиграф к рассказу – музыкальная фраза из второй сонаты Л. Бетховена, в конце рассказа Женни Рейтер играет фрагмент из этого произведения.Композиция построена так, будто музыка звучит в продолжение всего рассказа.)
- Что же это за произведение, благодаря которому Вера поняла не только то, что мимо неё прошла "та самая" любовь, но и то, что она прощена. (Прослушивание фрагмента сонаты Л. Бетховена «Largo Appassionato».В это время можно прочитать вслух отрывок из 13 главы рассказа)
-Какие чувства вы испытали во время звучания музыки? (Уч-ся делятся впечатлениями)
- Давайте попробуем проанализировать это музыкальное произведение. (Уч- ся рассуждают, специально подготовленный ученик обобщает сказанное)
Вторая соната ля мажор соч. 2 № 2 по характеру значительно отличается от Первой.
В этом светлом, и, в целом, жизнерадостном произведении особняком стоит медленная часть — знаменитоеLargoappassionato — первый пример возвышенной скорбной лирики у Бетховена. В третьей части — скерцо появляются своеобразные бетховенские динамические контрасты. Во Второй сонате имеется значительно больше элементов специфического фортепианного изложения; в то же время, ее характер и стиль ближе к классической оркестровой симфонии. Первая часть сонаты заканчивается тихо и скромно. Вторая часть, именно та, которую использует Куприн ("Гранатовый браслет"), - другая. Главная тема, переданная в мерных, сдержанных, но неумолимых, неотступных, как судьбы, скорбных аккордах, является стержнем всей части, вокруг которой обвивается звучная, насыщенная теплотой и сдержанной трагедией напевная мелодия, ассоциирующаяся то с ласковой речью, то с трагическим монологом.
Развитие музыки в произведении Л.Бетховена «Соната №2. Часть 2» можно представить как душевные переживания человека влюбленного, но покорного своей судьбе. Произведение написано в форме «рондо». Так вначале мелодия спокойная, со стороны может показаться, что ведется рассуждение, в левой руке можно услышать имитацию биения сердца. Человек спокоен и умиротворен, хотя тремоло показывает на тонкую организацию души, он старается сам себе внушить, что все хорошо. Затем характер меняется, мелодия переходит из мажора в минор. Здесь как бы говорится о страданиях и неудачах, о неуверенности в своих силах, но потом музыка возвращается к первичной теме и человек как бы успокаивает себя. Опять слышно биение сердца. И вдруг музыка становится взволнованной, изменяются оттенки: динамика становится громкой, темп немного ускоряется, характер показывает борьбу своих чувств, но в итоге все возвращается на круги своя. Человек как бы подавляет в себе все чувства и остается со своими переживаниями на той же точке отсчета, с чего он начал все свои размышления. Музыка показывает человека с тонкой, чувствительной организацией, но не имеющего права надеяться на изменения
в своей судьбе. Здесь перед нами – медленное рондо. Смысл формы здесь можно сформулировать как возвращение к чему-то очень важному, существенной, необходимость все нового и нового его повторения, осмысления. Сама музыка носит строгий, молитвенный и в то же время светлый характер – он чрезвычайно созвучен словам «Да святится имя твое».
Заключение
-Какие чувства и мысли вызвал у вас этот рассказ? Согласны ли вы с тем, что любовь - это талант?
- Как вы поняли смысл его названия? (Гранатовый браслет - дар любви. Это и символ самой любви, не подчиняющейся никаким законам и правилам.)
Автор рассказал нам о любви, которая повторяется"только один раз в тысячу лет". Любовь, по Куприну, "всегда трагедия, всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, воскрешение и смерть". Трагичность любви, трагичность жизни лишь подчёркивают их красоту.
Домашнее задание. Выписать все высказывания о любви, которые пришлись вам по душе, из рассказа А.И.Куприна "Гранатовый браслет".