На семинаре по теме можно также использовать интерактивный игровой метод под условным названием «Я имею слово!». Цель метода - развитие умения выступать, быстро мыслить, конспективно набрасывать свое выступление по предложенной теме, анализировать и оценивать выступления. Метод рассчитан не на весь семинар, а применяется игровыми вкраплениями. Студентам предоставляется информация – тема выступления и критерии его оценки (их можно заранее выписать на доске). Дается время на подготовку (7-10 минут). Каждый студент занимается своим выступлением индивидуально и каждый может быть спрошен. Затем слово даётся 3 или 4 студентам всего на 2-3 минуты. После каждого выступления остальные студенты оценивают того, кому было дано слово, по заранее оговоренным критериям. Каждый студент высказывает свое мнение и распределяет места. Для игры могут быть предложены такие вопросы: «Как вы считаете, в чём родственность, близость и в чём различие философии и религии?», Параллельно с этим, для накопления оценок, могут быть даны индивидуальные письменные задания для студентов, которые затрудняются формулировать вслух свои мысли. Задания также рассчитаны на творческие, а не репродуктивные ответы. Например, «Пожалуйста, попробуйте определить, чем отличается решение проблемы универсалий номиналистами от ее решения реалистами»; «Пожалуйста, определите основную разницу между философией патристики и схоластической философией».
Семинар 5. Философия Нового времени и Просвещения.
1. Общая характеристика философии Нового времени.
2. Теория познания Дж. Локка.
3. Социально-политические учения Нового времени.
а) теория общественного договора Т. Гоббса
б) концепция демократических принципов государственного правления
Дж. Локка.
4. Философия Просвещения.
Методические указания:
Философия Нового времени - это философия буржуазного общества, в котором огромную роль начинает играть новаторство, технические изобретения и их широкое внедрение в практическую деятельность. Для успешного решения качественно новых практических задач необходимо было обладать качественного иного рода знаниями - научными знаниями. В целом философия Нового времени решала два основополагающих вопроса: что является источником достоверного знания и каким способом можно достичь его. Исследование первого вопроса привело формированию двух диаметрально противоположных концепций источника достоверного знания: эмпиризма и рационализма, а второго, соответственно, двум методам познания: индукции и дедукции.
Во втором вопросе при рассмотрении гносеологии Дж. Локка необходимо начать с критики им врожденных идей Р. Декарта. Локк строит свою гносеологию на принципах эмпиризма: все содержание познания он сводит к эмпирически возникающим «идеям». Данная концептуализация познавательного процесса определяет основные вопросы, требующие теоретико-познавательного решения: как образуются наши идеи? в каком отношении стоят они к предметам? Все идеи, согласно Локку, делятся на простые и сложные. Сложные идеи должны образовываться из простых; эти же последние возникают, в свою очередь, из двух источников: из внешнего и внутреннего опытов, ощущения и рефлексий. При изложении природы идей следует подробно рассмотреть учение Локка о «первичных» и «вторичных» качествах.
В третьем вопросе следует особо отметить, что в Новое время формируется новый взгляд на сущность государства и природу политической власти. Т. Гоббс был первым, кто сделал попытку показать государство не как божественное творение, а как результат жизнедеятельности людей. Он считал естественное догосударственное существование человека дикостью, поскольку тогда господствовали инстинкты и шла «война всех против всех». Чтобы обуздать природные страсти человека, гарантировать общественный порядок и права граждан, индивиды заключили общественный договор между собой. Согласно этому договору, они вручали свои права, судьбу и власть главе государства.
Излагая социально-политические взгляды Дж. Локка, следует подчеркнуть, во-первых, что он признается родоначальником либеральной идеологии, во-вторых, отвергал концепцию общественного договора. Т. Гоббса. Согласно Джону Локку естественным состоянием человека является не «война всех против всех», а упорядоченный общественный характер, который регулируется нормами естественного человеческого права. Что касается его либеральных взглядов, во главу он ставит свободную личность. Реализация идеала свободной личности требует ограничения власти государства. Свободные индивиды заключают общественный договор, основным принципом которого является положение о народном суверенитете: народ — источник власти, и он заключает договор с правящей властью.
Вопросы для самоконтроля:
1. Определите основные признаки индуктивного и дедуктивного способов рассуждения?
2. Каково соотношение рационального и опытного знания в философии Фр. Бекона?
3. Перечислите основные правила дедуктивного метода научного познания Р. Декарта.
4. Как следует понимать дуализм метафизики Р. Декарта?
5. Каковы источники предрассудков разума, по Бекону?
6. Каким образом принцип «Cogito ergo sum» преодолевает методическое универсальное сомнение?
7. Кто является автором «Левиафана»?
Основная литература:
Гуревич, П.С. Философия М.: Юрайт, 2012. Раздел II, гл. 6
Канке, В.А. Философия: истор. и систем: учебник для вузов М.: Логос, 2013. Глава 1.4; 1.5.
Спиркин, А.Г. Философия. М.: Юрайт, 2012. Гл 4, 5.
Дополнительная литература
Алексеев, П.В., Панин, А. В. Философия М.: Проспект, 2011. Раздел II, гл. VIII
Гоббс Т. Левиафан Сочинения: В 2 т. М., 1991. Т. 2
Бэкон Ф. Новый Органон // Бэкон Ф. — Соч. в 2 т. — Т. 1. — М., 1978.
Декарт Р. Рассуждение о методе // Декарт Р. Соч. в 2 т. Т. 1.— М.: Мысль, 1989. С.250-296
Локк Дж. Два трактата о правлении /Локк Дж. Сочинения: В 3 т. - Т. 3. - М.: Мысль, 1988. С. 137-405.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. — Т. 3. — Новое время. СПб., 1996.
Философия/ Под ред. Лавриненко В.Н. М.: Юрайт 2013. Гл. 4,5
Философия / Автор. кол. Л.Г. Бабахова, Л.О. Пазина, Е.И.Седов и др. Ростов н/Д.: Изд. ДГТУ, 2012. Тема 5.
Темы вариативных заданий:
Т. Гоббс: естественный закон как норме разума
1.Гоббс Т. Левиафан Сочинения: В 2 т. М., 1991. Т. 2
2. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков: Учебник для
вузов. - М.: Высш. шк., 2003.
Первая научная революция: Н. Коперник, Г. Галилей, И. Ньютон.
1.Гайденко П. П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). Формирование научных программ Нового времени. - М.: Наука, 1980.
2.Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. - М., 2003.
Рационалистические основания этической концепции Б. Спинозы.
1.Спиноза Б. Этика / Пер. с лат. Н. А. Иванцова. — СПб.: Аста-пресс, 1993.
2. Соколов В. В. Европейская философия в 15-17вв. - М., 1996.
3. Фишер К. История новой философии: Бенедикт Спиноза. — М.: АСТ, 2005
Локк Дж. как теоретик либерализма.
1.Блауг М. Локк, Джон // 100 великих экономистов до Кейнса— СПб.: Экономикус, 2008. — С. 175-177
2. Джон Локк Два трактата о правлении// Локк Дж. Сочинения: В 3 т. - Т. 3. - М.: Мысль, 1988. С. 137-405.
3. Джон Локк Послание о веротерпимости//Локк Дж. Сочинения в трех томах: Т. 3.- М.: Мысль, 1988.С.91-134.
Семинар 6. Немецкая классическая философия (2 часа)
1. Теория познания И. Канта.
2. Этика И. Канта
3. Философская система и метод Г.В.Ф. Гегеля.
4. Философия К. Маркса: материалистическое понимание истории.
Методические рекомендации:
При подготовке первого вопроса обратите внимание на различие понятий трансцендентный и трансцендентальный, проанализируйте понятия а priori, a posteriori, аналитические и синтетические суждения, «вещь в себе», антиномии в философии Канта; проанализируйте процесс познания, который по Канту, проходит три ступени: 1) чувственное познание, 2) рассудок и 3) разум.
Во втором вопросе обратите внимание на то, что как и в теории познания, в этике Кант тоже пытается отыскать априорные основания нравственности. Это должен быть всеобщий принцип (закон для всех). Всеобщий закон нравственности возможен и необходим потому, настаивает Кант, что в мире имеется нечто такое, существование чего заключает в себе и высшую цель и высшую ценность. Это «нечто» — человек! Такой закон, как априорный принцип конечной цели, Кант называет категорическим императивом (обязательным повелением): каждый человек, независимо от его положения в обществе, должен поступать так, чтобы этот поступок мог стать всеобщим законодательством.
В третьем вопросе обратите внимание на то, что система Гегеля – диалектический идеализм: все мировое развитие обусловлено движением Абсолютной идеи или Мирового духа. Попробуйте обосновать, почему сам Гегель называл свою систему абсолютным идеализмом? Как вы понимаете высказывание Гегеля о том, что все действительное разумно, все разумное действительно. Выпишите основные категории и законы гегелевской диалектики.
Обратите внимание на то, что за основу всех явлений Гегель принимал некое духовное начало, которое обозначал разными терминами (мировой разум, мировой дух, абсолютная идея). Эта абсолютная идея отчуждает себя (т. е. превращается) в природу, а потом в духе, т. е. в мышлении и истории снова возвращается к себе.
При подготовке четвертого вопроса обратите внимание на формулировку основных положений материализма, распространенного на человеческое общество и его историю, которую дал Маркс в предисловии к сочинению «К критике политической экономии» в следующих словах:
«В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли независящие, отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил.
Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или — что` является только юридическим выражением этого — с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественно-научной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче: от идеологических форм, в которых люди сознают этот конфликт и борются с ним.
Как об отдельном человеке нельзя судить на основании того, что` сам он о себе думает, точно так же нельзя судить о подобной эпохе переворота по ее сознанию.
Наоборот, это сознание надо объяснить из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями...»
Основная литература:
1. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 2013. С.148-162.
2. Спиркин А. Г. Философия. — М.: Гардарики, 2012. — С. 134—156.
Дополнительная литература:
1. Губин В.Д. Философия. – М.: ТК Велби, Проспект, 2011. С.264-269.
2. Философия под ред. Лавриненко В.Н. М.: Юрайт, 2013. Гл.7.
3. Философия под ред. Яременко С.Н. Ростов н/Д.: ИЦ ДГТУ, 2013. Тема 6.
Темы вариативных заданий:
1. Категорический императив и его различные формулировки.
· Голубинцев В.О. Философия для технических вузов. Ростов н/Д.: Феникс, 2013. Гл.3.
· Спиркин А.Г. Философия. М.: Юрайт, 2012. Гл.5.
· Асмус В.Ф. Иммануил Кант. – М., 1973.
2. Гегель – вершина классической немецкой философии.
· Кричевский А.В. Учение Гегеля об абсолютном духе как спекулятивная теология // Вопросы философии. – 1993. - № 5.
· Философия под ред. Лавриненко В.Н. М.: Юрайт, 2013. Гл.7.
3. Понятие отчуждения в философии К. Маркса.
· Философия под ред. Лавриненко В.Н. М.: Юрайт, 2013. Гл.7.
· Философия под ред. Яременко С.Н. Ростов н/Д.: ИЦ ДГТУ, 2013.
· Огурцов А. Отчуждение // Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие проблемы ставятся в немецкой классической философии?
2. Соотнесите понятия «разум» и «рассудок» в философии И. Канта.
3. Что такое «вещь в себе»?
4. Что такое априорное и апостериорное познание?
5. Перечислите основные этапы самопознания Духа в гегелевской философии.
6. Трактует ли Гегель исторический процесс как закономерный?
7. Существует ли прогресс в истории, по Гегелю?