1. Периодизация античной философии. Понимание мира в натурфилософских учениях.
2. Софисты и Сократ о человеке и его мире.
3. Идеализм Платона.
4. Философское учение Аристотеля.
5. Проблема человека и общества в философии эллинизма
Методические указания:
Используя рекомендуемую литературу, в первом вопросе обратите внимание на то, что античность (от лат. antiquus – древний) – эпоха классической греко-римской древности. Она оказала определяющее влияние на развитие всей последующей философии. Периодизация данной эпохи достаточно условна, но можно принять следующую: 1) досократовская натурфилософия (6–5 вв. до н.э.); 2) классическая философия (4 в. до н.э.); 3) философия эллинистической эпохи (3 в. до н.э. – 4 в. н.э.).
Важнейший принцип досократовской философии – космоцентризм. Обратите внимание на то, что мир для досократиков – это упорядоченный Космос, порожденный неким первоначалом; человек в нем выступает мерой всех вещей, который способен познать миропорядок Космоса. Выясните, каким образом в данную эпоху решалась проблема первоначала. Попробуйте, используя предложенную литературу ответить на вопрос, в чем состоял так называемый переход «от мифа к логосу».
При подготовке второго вопроса заострите внимание на тезисе Протагора: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют и несуществующих, что они не существуют», объясните, что имел в виду мыслитель. Обратите внимание на понятие майевтики у Сократа, попробуйте проанализировать, почему Сократа называют основателем этического рационализма? Почему он считается наивным рационализмом?
В третьем вопросе схематично изобразите основные характеристики платоновского мира идей и мира вещей. Обоснуйте, почему учение Платона об идеях носит название объективного идеализма.
В четвертом вопросе выпишите основные понятия философии Аристотеля. Обратите внимание на то, что Аристотель, подвергший сомнению истинность платоновского учения об идеях, создает энциклопедическую научную систему, в которой философия занимает центральное место как учение о природе вещей (метафизика и физика), познании (аналитика, логика) и ценностях (этика).
При изучении пятого вопроса рассмотрите философские школы эллинистическо-римского периода: стоики, скептики, эпикурейцы. Обратите внимание на этическую проблематику. Посмотрите, как поменялся предмет философии в данный период.
Основная литература:
1. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов. Ростов н/Д.:
Феникс. 2013. Гл.2
2. Гуревич П.С. Философия. М.: Юрайт. 2012. Гл.2
3. Спиркин А.Г. Философия. М.: Юрайт. 2012. Гл.2
Дополнительная литература:
1. Философия. Под общ. ред. С.Н. Яременко. Ростов н/Д.: ИЦ ДГТУ, 2012. Тема 3.
Вопросы для самоконтроля:
1. С постановки какой проблемы начинается история античной философии?
2. Почему первый этап античной философии называют натурфилософским?
3. В чем принципиальная разница между философскими позициями Сократа и софистов?
4. В чем сущность идеализма Платона?
5. Как Аристотель характеризовал бытие индивидуальных вещей?
6. Какие проблемы выдвинулись на первый план в эллинистическо-римский период античной философии?
Темы вариативных заданий:
1. Символически-мифологические черты в досократовской философии.
• Драч Г.В. Рождение античной философии и антропологическая проблематика. – М., 2003.
• Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. – М., 1993, с. 100 – 121.
2. Учение Платона об идеальном государстве.
• Лосев А.Ф. Платон. Аристотель. – М., 1993.
• Платон. Государство// Собрание сочинений в 4 т. Т. 3. – М., 1993.
3. Стоический идеал мудреца.
• Беседы Эпиктета. – М., 1997.
• Сенека Л.А. Философские трактаты. – СПб., 2001.
Семинар 4. Философия эпохи Средневековья и Возрождения (2 часа)
1. Общая характеристика средневековой философии.
2. Учение Августина о воле, свободе и благодати.
3. Ф. Аквинский о соотношении веры и разума, праве естественном и позитивном.
4. Антропоцентризм, пантеизм и натурфилософия Возрождения.
(Н. Кузанский, Дж. Бруно, Н. Макиавелли, П. делла Мирандола).
Методические рекомендации:
При подготовке к данному семинару в первом вопросе обратить внимание на отличительные признаки средневековой философии: прежде всего, ее неустранимое единство с монотеистической религией откровения. Эта особенность определяет круг ее задач: она предпринимает попытки обосновать такие важнейшие принципы богословия, как монотеизм, теоцентризм, креационизм, провиденциализм. Особое внимание следует обратить на историческую эволюцию средневековой философии, которая распадается на два периода. Необходимо определить основания, которые позволяют произвести данную классификацию.
Во втором вопросе следует выделить религиозную максиму Аврелия Августина, являющуюся ориентиром его философствования. Согласно ему, основой вероучения должна быть теория Бога и динамика человеческой личности в контексте искупления и благодати. Первая часть вопроса касается нашего понимание сущности Бога, которая в христианстве непосредственно связано с толкованием Троицы (единая Сущность в трех лицах), а вторая - учением о человеческой душе.
В третьем вопросе следует обратить внимание на новые акценты, которые Ф. Аквинский ставит в решении проблемы о соотношении веры и разума. По Августину, существуют некоторые истины, которые доступны как разуму, так и Откровению, например, бессмертие души, но в целом, вера и знание являются двумя отдельными сферами. Хотя разум познает не только материальные вещи, но и Бога — в Его существовании, Его характеристиках, существуют истины, которые разуму недоступны, такие как Святая Троица, первородный грех, воплощение, сотворение мира во времени. Это обстоятельство склонило Аквинского принять концепцию двойственности истины Аверроэса: «истины веры» и «истины разума». Следует также отметить, что значительное место в философском наследии Аквинского занимает его учение о праве естественном и позитивном. Важнейшая роль закона, отмечает он, есть не что иное, как некое установление разума в целях общего блага. Естественный Божественный закон, рациональный проект Бога, который доступен только блаженным святым. Вечный закон нигде не записан, а обнародован Богом в устной форме «божественного слова и адресован твари внимающей». В отличие от естественных законов, согласно Ф. Аквинскому, человеческие законы, которые обоснованы и доказаны наукой, не могут обладать непогрешимостью.
В четвертом вопросе дайте общую характеристику эпохи Возрождения, выпишите такие понятия как антропоцентризм, пантеизм
Основная литература.
1.Гуревич, П.С. Философия М.: Юрайт, 2012. Гл. IV,V
2. Канке, В.А. Философия: истор. и систем: учебник для вузов М.: Логос, 2010. Часть I, гл. 1.2,
3. Спиркин, А.Г. Философия. М.: Гардарики, 2006. Раздел I, гл. 2, 3
Дополнительная литература
1. Алексеев, П.В., Панин, А. В. Философия М.: Проспект, 2011. Раз. II, гл. VII, VIII
2. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия: от истоков до наших дней. Т. 2. Средневековье. СПб., 1994.
3. Философия/ Под ред. Лавриненко В.Н. М.: Юрайт, 2013. Гл. 2,3
4. Философия / Автор. кол. Л.Г. Бабахова, Л.О. Пазина, Е.И.Седов и др. Ростов н/Д.: Изд. ДГТУ, 2012. Тема 4.
Вопросы для самоконтроля
1. Почему средневековая философия является религиозной?
2. Почему схоластической период средневековой философии называется школьной философией?
3. Представителем какого периода средневековой философии является Ф. Аквинский?
4. Как следует понимать, утверждение: «схоластический метод носит умозрительный характер»?
5. Как решает проблему универсалий номинализм?
Темы вариативных заданий
1. Проблема взаимоотношения веры и разума.
• Жильсон Э. Философия в средние века. - М., 2010.
• Коплстон Ф. История философии. Средние века. – М., 2010.
• Соколов В.В. Средневековая философия. – М., 2003.
2. Критика язычества в “Исповеди” Августина Блаженного.
• Блаженный Августин. Исповедь М.: Наука, 2013
3. Христианство и язычество в культуре во втором веке.
• Клаудио Морескини История патристической философии. М.: Изд-во «Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина», 2011
4. Учение о душе в философии Ф. Аквинского.
• Фома Аквинский Учение о душе / Пер. с лат. К. Бандуровского, М. Гейде — СПб.: Азбука-классика, 2004.