Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Рациональность в современной культуре

Анализ природы рациональности, ее места и значения в системе человеческой жизнедеятельности, роли как культурной ценности, взаимоотношений с другими формами и типами мироориентации представляет в настоящее время одну из наиболее интенсивно обсуждаемых тем как в зарубежной, так и в отечественной литературе.
Драматизм и острота постановки данной проблемы, связанная, как будет показано ниже, в конечном счете с обсуждением правомерности продуктивного использования самого понятия "рациональность", требует рассмотрения не каких-то частных аспектов, а самой сути проблемы в ее наиболее общей и принципиальной форме - философско-мировоззренческого анализа рациональности как определенного типа отношения человека к миру, способа его "вписывания" в мир.

Нередко проблема рациональности в целом отождествляется, по существу, с проблемой фиксации точных критериев рационального познания и прежде всего научной рациональности. Для такого подхода, конечно, есть основания. Идет ли речь о рациональности сознания или рациональности действия, под "рацио" подразумевается прежде всего определенная форма познающего мышления. Кризис идеи рациональности в современном сознании, безусловно, связан с размыванием четких критериев рациональности познания, в первую очередь научной рациональности. Здесь-то и следует вспомнить, что проблема рациональности в принципе шире проблемы рациональности в науке и в теоретическом познании вообще. Она охватывает не только рациональные формы сознания, познания и знания, но и основанные на рациональном сознании способы человеческого действия, поведения. Существует различие сознания, вплетенного в ткань реальной жизнедеятельности людей в качестве ее идеального плана, и сознания, выделенного из этой жизнедеятельности и ставшего предметом рефлексии. Рациональность как таковая, как определенный тип работы сознания, охватывает оба этих смысла.

Этот тип работы сознания, будь то в теоретическом познании (в философии и в науке) или в различных видах практической жизнедеятельности, и составляет специфику рационального отношения к реальности, взятой в самом широком смысле как совокупность внешнего мира, окружающего человека, и его внутреннего ментального мира.

Концептуальный кризис в интерпретации понятия "рациональность", который обнаруживается в современных дискуссиях по этой проблеме, связан с конкретной исторической формой рациональности, а "именно, с тем классическим представлением о рациональности, которое восходит к эпохе Нового времени и Просвещения. Современный кризис идеи рациональности это, конечно, кризис классических представлений о рациональности. Он выступает как симптом более общего и глубокого кризиса идейно-мировоззренческих основ классического западноевропейского сознания и обусловлен потерей ясных и четких идейно-концептуальных ориентиров, которыми характеризовались классическое сознание вообще и классическая интерпретация рациональности в частности.

Современное "неклассическое" сознание вынуждено признать существование ив науке, и в культуре в целом многообразия независимых, не сводимых к единому "рацио", к некоей исходной привилегированной системе идейных координат, претендующих на рациональность парадигм со своими собственными нормами и стандартами.

Утверждение принципиального равноправия различных типов научной рациональности, вытекающее из признания сосуществующих друг с другом парадигм или исследовательских программ, способствует распространению релятивизма в интерпретации научного знания, порождает представление о том, что "научная деятельность - это не столько бескорыстный поиск истины, сколько борьба за доминирование между научными сообществами... Такие слова, как "истина" и "реальность", с этой точки зрения являются в устах ученых чистой риторикой, маскирующей подлинные мотивы поведения. В области же социальных исследований идея многообразия типов рациональности в различных общественных системах обусловлена, несомненно, вынужденным отказом от признания западной цивилизации с присущей ей формой рациональности в качестве некой естественной нормы социальной организации человеческого бытия.

Таким образом, и в философии науки, и в теории общества идея плюрализма типов рациональности в той форме, в какой она существует в современном сознании, лишает саму идею рациональности ее исходного принципа осознанного поиска глубинных основ адекватного "вписывания" Человека в объемлющей его Универсум, растворяя рациональность в технологиях частных парадигм человеческой жизнедеятельности. Но в таком случае утрачиваются основания для выделения рациональности как некоего уникального принципа культуры, способа отношения человека к миру, что в конечном счете - вполне логично и закономерно - приводит к позиции так называемого эгалитарного релятивизма. Радикальная форма этой позиции приводит к принципиальному отрицанию идеи рациональности как таковой.
Вывод, как мы видим, весьма категоричен, и он, разумеется, имеет далеко идущие последствия. Речь ведь идет не о тонкостях концептуальной дискуссии или различных вариантах экспликации понятия рациональности и т.п., а об отрицании - ни много, ни мало - права на существование социокультурной реальности, выступающей в качестве одной из основных (если не основной) ценностей европейской цивилизации, выработанной в процессе долгого и драматичного процесса исторического развития начиная с античности. Значим ли идеал рациональности для современной культуры, выступает ли рациональное сознание и рациональное отношение к миру в качестве необходимой культурной ценности в наше время (разумеется, при условии весьма радикального пересмотра наших представлений о них исходя из современной ситуации).


 

Наука и псевдонаука

Их главное различие - отношение к гипотезам. Наука допускает самые фантастические предположения, но безжалостно отбрасывает их, если опыт им противоречит. Псевдонаука сохраняет их ценой новых допущений, для оправдания которых придумывается следующий этаж гипотез, и так далее. Наука строго ограничивает себя - стремится не вводить сущностей сверх необходимого, псевдонаука для своего оправдания использует длинные "сосульки" поддерживающих друг друга гипотез.

В гипотезе о скрытых компонентах биополя и в их поиске нет ничего антинаучного. Псевдонаука возникает, когда факты подменяются их интерпретацией, а достоверные наблюдения заменяются слухами и рассказами третьих лиц. Именно таково большинство статей в многочисленных "парапсихологических изданиях". Едва ли можно принимать всерьез, например, "заряженные" биополем газеты, продающуюся бутылками "энерголизованную воду", запаянные капсулы с испускающими "живительные лучи" лекарствами... Если исключить эффект самовнушения, то по своим свойствам они ничем не отличаются от обычных газет, колодезной воды, пустых стеклянных пузырьков.

"Психоэнергией" и различными "биолучами" в начале нашего века интересовался знаменитый американский физик Вуд. Ни один выполненный им контрольный эксперимент не подтвердил существования таких феноменов, все случаи, в которых они якобы проявлялись, находили объяснение в рамках обычной физики и биологии. К таким же выводам привели и более поздние эксперименты. Некоторые из них проводились опытными экспериментаторами в Объединенном институте ядерных исследований в Дубне.

Конечно, это не означает, что нельзя открыть какие-то психофизические эффекты, выходящие за рамки современных научных представлений. В последние годы выделился особый раздел науки - экстрасенсорика, объединяющий биофизику, медицину, психологию и изучающий проявления и природу аномальных психофизических феноменов. А такие не объясненные пока явления существуют. Например, воздействие экстрасенса на свойства прибора, помещенного в толстостенную металлическую камеру.

Хотя и у нас, и за рубежом собираются многолюдные совещания, проходят конференции и конгрессы, посвященные аномальным психофизическим эффектам, специалисты точных наук - физики, химики, математики - уделяют мало внимания этим вопросам. Пока это вотчина людей, слабо знакомых с возможностями измерительной техники и знающих о свойствах полей, элементарных частиц, достижениях информатики главным образом по научно-популярной (а то и научно-фантастической!) литературе. Вместе с тем практикующий экстрасенс-целитель, если он не просто фокусник, не может обойтись без определенной мировоззренческой картины, дающей ему внутреннюю уверенность и позволяющей хотя бы приближенно объяснить свои действия. И вот появляются далекие от науки натурфилософские модели, основанные на умозрительных гипотезах, противоречащих хорошо проверенным фактам.

Одна из наиболее распространенных гипотез - предположение о всемирном информационном поле, некоем резервуаре длительно сохраняющихся и не перепутывающихся между собой (не интерферирующих) сведений. Каким-то образом (еще одна гипотеза) этот резервуар сообщается с нашим мозгом, откуда последний черпает и куда "сбрасывает" знания и "отпечатки" психических переживаний. Однако термин "информационное поле" - это всего лишь синоним "множества данных", когда мы отвлекаемся от их материальной основы. Подобно вкусу или цвету, информация не может существовать "сама по себе", она должна быть на чем-то "записана", то есть иметь материальный носитель. Что же может служить таким носителем?

Поскольку он достаточно долгоживущий - только в этом случае может сохраняться информация, - то, казалось бы, на роль информационной матрицы подходит нейтрино, взаимодействие которого с окружающим веществом (рассеяние и поглощение) очень слабое. К тому же пространство и все материальные тела пропитаны нейтринным "газом", образовавшимся на ранней стадии формирования Вселенной.

К сожалению, нейтрино движутся со скоростью света, и локализация информационных структур с их помощью просто невозможна. Да и крайне слабая способность к взаимодействию исключает всякую возможность обмена информацией с нашим мозгом. За всю жизнь с нашим телом успевает провзаимодействовать всего лишь считанное число квантов нейтринного поля.

Спасти положение пытаются с помощью гипотезы о некой супертонкой материи - "микролептонном поле", которое, подобно реликтовым нейтрино, заполняет пространство и в то же время обладает всеми качествами, необходимыми для информационной матрицы. Аналог мирового эфира, обсуждавшегося физиками в конце прошлого века. Чтобы объяснить, почему его не чувствует ни один физический прибор, в то время как этот "эфир" активно взаимодействует с веществом нашего мозга, приходится вводить еще гипотезы. Вопросы тут нарастают лавиной, их больше, чем ответов.

Для объяснения удивительных способностей экстрасенсов, особенно когда речь идет о таких недоказанных, но волнующих воображение феноменах, как телепатия, телекинез, ясновидение, часто привлекается также гипотеза о так называемом торсионном поле.

Как известно, источником гравитационного поля является масса тел, источником электромагнитного поля служат электрические заряды. Масса и заряды - строго сохраняющиеся, не исчезающие и не возникающие из ничего величины. Кроме этого, все тела, от микрочастиц до космических объектов, обладают еще одной подчиняющейся закону сохранения характеристикой - угловым моментом (моментом количества движения). Сторонники торсионной гипотезы считают, что это не случайно и угловой момент, на самом деле, тоже некий "заряд", порождающий специфическое "торсионное" (крутильное) поле.

Такое поле должно излучаться любым вращающимся предметом: при поворотах карандаша в руках, колесами движущегося автомобиля, даже кружащейся на сцене балериной. Мир заполнен торсионными полями, с их испусканием и поглощением должна быть связана огромная энергия, особенно в космосе. Ничего подобного не наблюдается, и энергетический баланс происходящих вокруг нас процессов с высокой точностью сходится без всяких торсионных добавок. И уж совсем фантастическими выглядят свойства, приписываемые торсионному полю: оно распространяется со сверхсветовой скоростью, практически мгновенно передавая информацию на расстоянии в сотни и тысячи километров и почти без ослабления проникая сквозь толщи вещества.

Такие фантастические предположения сразу же приводят к огромному числу противоречий и парадоксов. Например, с помощью сверхсветовых лучей можно воздействовать на прошлое и даже убить самого себя в колыбели. Разрываются причинные цепи, мир превращается в хаос... И хотя, несмотря ни на что, авторы торсионной гипотезы утверждают, что они видят проявления торсионного поля на опыте и даже располагают компактными генераторами торсионов, ни один контрольный эксперимент не обнаружил их следов. Все это из области "чудес", о которых рассказывается в книге о Роберте Вуде.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Универсальный эволюционизм – основа современной научной картины мира, критерии научности | Участие казахов в Отечественной войне 1812 года
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 421 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2239 - | 2103 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.