Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Предмет философии, его историческое изменение.

Объектом изучения называют то, на что направлена познавательная деятельность. Для философии, понимаемой как мировоззрение, объектом изучения является весь окружающий мир. Однако, далеко не все в мире представляет интерес для философии. Из многообразия окружающей действительности необходимо выделить для познания то, что составляет предмет изучения – совокупность главных, существенных свойств и характеристик объекта, интересующих философа, у которого есть свой угол зрения, своя исследовательская позиция. Предметом изучения философии большинство современных мыслителей считают всеобщее, универсальное, сущностное в системе отношений «мир-человек», осуществляющихся в игровой, трудовой, познавательной, нравственной, эстетической и иных видах деятельности. При этом «мир»-объект понимается не как противостоящий «человеку»-субъекту, а как включающий его в себя в качестве важного и особенного составного элемента.

Такое понимание предмета философии возникло не сразу. Ранняя греческая философия считала своей задачей постижение устройства природного мира; поэтому первых представителей греческой философии называли натурфилософами. Античные мыслители классического периода в частности, делают предметом изучения общество и человека, который рассматривается в контексте социально-политических отношений. Иллюстрацией такого понимания предмета философии является высказывание Сократа «Познай самого себя».

В средневековой христианской философии, которая приходит на смену античной мысли, важнейшей становится антропологическая проблематика, человек рассматривается сам по себе, вне общественного и природного контекста, как личность, имеющая духовную природу и сущность, находящаяся во взаимоотношениях с Богом.   

 В нововременной европейской философии, на становление которой наибольшее влияние оказала наука, самой главной становится проблематика, связанная с процессом познания; познавательное отношение человека к миру, его возможности, и способы осуществления составляют предмет философии в Новое время.

Сейчас философия не ограничивается рассмотрением отдельных проблем, а постигает человека и мир как диалектические противоположности, то есть находящиеся во взаимодействии, в единстве и взаимосвязи. Конкретизировать современное понимание предмета философии можно, если представить его в виде совокупности наиболее важных мировоззренческих проблем. Каждого мыслящего человека волнуют глобальные вопросы: «Как устроен мир?», «Был ли наш мир создан или возник сам по себе?», «Существует ли Бог?», «»Какие закономерности управляют нашим миром?», «Может ли человек познать истину?» и другие подобные им, касающиеся устройства мироздания. Может быть, чаще мы спрашиваем себя: «Что такое человек?», «Каков смысл моего существования?», «Что такое счастье?», «Что такое добро и как его распознать?».

Все эти философские проблемы отличаются от привычных житейских или знакомых по школьным учебникам научных проблем. Во-первых, они очень многозначны и в своей постановке, и в возможных решениях, поскольку каждый человек может предложить собственную интерпретацию. Во-вторых, эти проблемы принято называть «вечными», то есть принципиально неразрешимыми и поэтому всегда актуальными. Каждое новое поколение людей воспроизводит мировоззренческую проблематику, поскольку не удовлетворяется существующими решениями. В-третьих, для человека мыслящего, обладающего, по выражению В. Виндельбанда, «нормальным сознанием», эти проблемы являются предельными, они охватывают всю его жизнь и имеют в ней определяющее значение, поскольку в любом возрасте может возникнуть потребность вновь вернуться к решению той или иной личностно значимой проблемы. В-четвертых, в философских проблемах слиты теоретическая и практическая составляющие; их решения не остаются в плоскости теории, а составляют основания практической человеческой деятельности. И, наконец, эти проблемы всегда связаны с определением целей и смысла, которые могут быть конкретизированными, ситуативными, либо всеобщими, охватывающими и наполняющими всю жизнь человека. Определение смысла жизни, смысла любви, смысла творчества – это главные задачи философствующего человека; решению этих проблем посвящены самые частые «почему?» и «зачем?».

Задания

1. Что является объектом философии? Что является предметом философии? Запишите теоретические формулировки и проиллюстрируйте их с помощью конкретного примера.

2. Исходя из содержания текста объясните смысл высказывания Г.В. Ф. Гегеля «Философия – это эпоха, схваченная в мысли».

 

Значение философии.

Для того, чтобы определить значение и роль философии в жизни общества и отдельного человека, нужно выяснить, какие функции она выполняет, то есть какое воздействие она оказывает на людей. Для ответа на этот вопрос можно обратиться к этимологии термина «философия», который буквально означает «любовь к мудрости».

Не случайно Пифагор использовал слово «мудрость», а не «знание», «образованность» или «мышление». Мудрость понимается как «глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт» (Ожегов), предполагает «слияние истины и добра» (Даль), она «пропорциональна широте опыта» (Уайтхед), мудрый человек умеет понимать другого и «не считает правым только себя» (Конфуций), является терпимым, не проявляет агрессии и навязчивости. Одним словом, термин «мудрость», как и термин «мировоззрение», подразумевает две составляющие – содержательную («глубокий ум») и ценностную («добро», ориентированность на этические идеалы).

Опираясь на это размышление, можно назвать первую функцию философии – мировоззренческую. Состоит она в том, что философия способствует складыванию у человека определенной системы духовных ценностей, идеалов, формированию жизненной позиции. Этот процесс не стихиен, как течение повседневной жизни, а происходит целенаправленно, обдуманно, через усвоение верифицированной информации, которая содержится в философских источниках.

Опять же не случайно Пифагор назвал себя не мудрецом, а стремящимся к мудрости, любящим мудрость. Наряду с проявлением личной скромности в этой фразе имеется и глубокий смысл, позволяющий выявить вторую функцию философии – поиск путей и средств обретения мудрости человеком, вставшим на путь познания. Эту функцию принято называть методологической, поскольку философы разрабатывают способы познания мира и человека, методы добывания истинного знания. Философия часто создает мировоззренческие и теоретические предпосылки для появления научных гипотез и теорий, интегрирует достижения отдельных наук для создания целостной картины мира, на основе которой формируется мировоззрение.

Наряду с этими важнейшими можно выделить еще ряд функций философии. Многие авторы говорят о том, что философия выполняет воспитательную функцию, поскольку аккумулирует и передает последующим поколениям накопленный человечеством духовный опыт. Действительно, философские труды – это хранилище мудрости великих людей, плод их размышлений и жизненного опыта, осмысление ошибок и правильных поступков, анализ их успехов и разочарований. Приобщение к этому всечеловеческому опыту дает нам жизненно значимую информацию.

Философия выполняет коммуникативную функцию, способствует коммуникации и взаимопониманию людей. Изучая философию, мы учимся смотреть на мир глазами другого человека, пытаемся понять его мысли, чувства, переживания. В совокупности эти способности являются фундаментом толерантного сознания.

Как правило, авторами учебных пособий выделяется прогностическая функция философии, состоящая в том, что философы пытаются заглядывать в будущее человеческого общества и строить долгосрочные прогнозы его развития. Наука считает это делом не совсем серьезным, к тому же ученые боятся прослыть фантазерами, а философов это не страшит. Иногда философские прогнозы приобретают огромное значение, позволяют внести коррективы в стратегию развития общества, помогают предотвращать и решать серьезные общественные проблемы.  

Задания

1. Зафиксируйте основные функции философии.

2. «Мы должны не только копить мудрость, но и извлекать из нее пользу» (Цицерон). Какую пользу можно извлечь из философии?

3. Сформулируйте вывод, содержащий главную мысль лекции.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Исторические типы мировоззрения. | Логико-диагностическая работа врача
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 229 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Даже страх смягчается привычкой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2502 - | 2194 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.