Под мировоззрением понимают систему взглядов человека на окружающий мир и свое место в нем, а также обусловленные этими взглядами идеалы, ценности, убеждения, жизненные позиции.
Исходя из этого понимания, можно сказать, что в мировоззрении различаются две составляющие: содержательная (познавательная), включающая в себя теоретические представления человека о мире и самом себе, и ценностная (нормативная), которая позволяет определять место и роль человека в мире, смысл собственного существования, выстраивать практически значимые правила и принципы. Аксиологически нейтральные положения опосредованно входят в мировоззрение, они формируют научную картину мира.
Мировоззрение возникает как синтез личного и коллективного, поскольку, по словам К. Маркса, «человек смотрит на мир глазами общества». Личностная компонента делает мировоззрение отдельного человека уникальным, своеобразным, однако наличие инвариантных черт позволяет создавать типизации мировоззрения по различным основаниям.
Некоторые авторы различают научное и вненаучное мировоззрение. Этот взгляд представляется не вполне обоснованным, поскольку мировоззрение всегда ценностно окрашено и субъективно, а научное знание нацелено на исключение всего субъективного из создаваемой картины мира, следовательно, ценностно нейтрально и «бесчеловечно», то есть объективно.
В других работах можно встретить различение обыденного и теоретического мировоззрения. Однако, обыденные знания основаны на повседневном житейском опыте, узкие рамки которого не позволяют постигать вечные истины и размышлять над мировоззренческими проблемам. Здравый смысл, выступающий основой обыденных знаний, способен на познание только самых простых, приземленно-житейских истин; следовательно, словосочетание «обыденное мировоззрение» – бессмыслица.
Наиболее удачна для характеристики философии типология, в которой выделяются три исторических типа мировоззрения – мифологическое, религиозное и философское.
Мифология – это исторически первая форма мировоззрения, которая господствовала на ранних этапах истории человечества. К числу специфических характеристик мифологического мировоззрения можно отнести следующие:
- мир отображается в сознании человека с помощью чувственно-наглядных представлений – образов. Рациональное мышление практически отсутствует, действительность постигается через призму чувств и эмоций. Визуальные образы – единственный способ фиксации и передачи жизненно важной информации;
- поскольку не была развита процедура логического анализа, мир понимался как единый, целостный. Буквальное, абсолютное единство мира не позволяло древним делить его на человеческий и божественный, различать предметы и знаки, существа и их имена;
- мир был «очеловечен», населен антропоморфными существами, которые олицетворяли, одушевляли природные явления и объекты. Исследователи считают, что так первобытные люди «обустраивали мир», гармонизировали свои отношения с ним, пытаясь выстроить общение с одушевленными силами природы;
- миф понимался древними людьми как подлинная реальность, настоящая, а не выдуманная действительность. Предание важнее, чем непосредственный жизненный опыт одного человека; достоверность мифа гарантировалась ценностью информации, накопленной многими поколениями людей;
- мифологическое мировоззрение имело утилитарную направленность, отвечало жизненным потребностям человека, который стремился упорядочить мир в своем сознании и упорядочить отношения в первобытных коллективах; с помощью мифов транслировался во времени социально-культурный опыт.
Усложнение духовной деятельности людей, развитие интеллектуальных способностей привело к тому, что чувственно-эмоциональное отношение к миру сменяется чувственно-рациональным. Возникает иное мировоззрение, именуемое религиозным.
Вопрос о сути религии является очень сложным и спорным; для его решения наиболее продуктивен, с нашей точки зрения, этимологический анализ термина «религия». В буквальном переводе термин означает «восстановление связи», связи между божественным и человеческим мирами, которая когда-то существовала, но потом была утрачена. Исходя из такого понимания, можно сказать, что сущностью религиозного мировоззрения является разделение мира на две сферы – небесный (божественный) и земной (человеческий), между которыми существует граница. Верующий нацелен на преодоление этой границы для приобщения к божественному началу.
Божественный мир живо переживается религиозными людьми как реально существующий, поскольку он является предметом догматической веры. Вера – это особый способ постижения реальности, при котором используются внеинтеллектуальные механизмы познания, не требующие рациональной критики и доказательств. При этом не стоит полностью противопоставлять религиозную веру и рациональное знание; скорее, религиозное мировоззрение позволяет осуществлять их сложный синтез, который «удваивает» мир, надстраивает над физической реальностью еще одну – духовную, тем самым расширяя границы мировоззрения.
Религия утверждает в сознании человека абсолютные духовные ценности, придает жизни человека значение и смысл, преодолевает относительный и преходящий характер человеческого существования. В людях, обладающих религиозным мировоззрением, культивируются высшие надприродные начала. В обществе религия выступает в качестве эффективного социального регулятора.
Третьим историческим типом мировоззрения является философия, которая возникла, по мнению большинства специалистов, в 1-ой половине 1 тысячелетия до н.э. в античной цивилизации. Есть множество гипотез так называемого «милетского чуда», объясняющих механизм формирования философии; наиболее правдоподобной выглядит версия, которую выдвинул Платон: «Число и счет научили человека размышлять». Великий античный мыслитель считал, что в сфере решения практических задач, прежде всего математических, стало развиваться рациональное мышление, со временем превратившееся в самостоятельный механизм сознания.
В первых философских системах можно увидеть сложное сочетание мифологических сюжетов, религиозных представлений, элементов обыденных и научных знаний. Были слиты воедино эмоционально-чувственные восприятия, вера, повседневный опыт; в этом единстве главную роль стал играть теоретический разум, интеллект, который превратился в доминирующую составляющую нового мировоззрения. Самое короткое определение философии можно сформулировать так: «Философия – это рационализированное мировоззрение». Его обладатели, по выражению В.И. Вернадского, считают разум верховным судьей, учатся решать жизненные проблемы рационально.
Философия является рефлексивным мировоззрением, поскольку мышление человека делает предметом анализа само себя. Осуществляющий философскую рефлексию человек размышляет не о самом мире, а о той концепции бытия, которая возникла в его сознании, о мысленном отражении внешнего мира. Эта рефлексия порождает бесконечное богатство и разнообразие философской мысли.
В основе философии лежит созидательное творческое сомнение. Каждый вправе критично относиться к существующим воззрениям, сомневаться даже в самом очевидном, сознательно проблематизируя самые привычные вещи. На основе этой критики, вне догм и авторитетов, свободной работой разума создается новое видение мира, являющееся продуктом личностного творчества.
Задания
1. Зафиксируйте основные характеристики исторических типов мировоззрения.
2. Сформулируйте определения понятий «мифология», «религия», «философия».
3. Почему генезис философии назван «милетским чудом»?