Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Взаимоотношение философии и науки: исторические типы и отношения

Специфика данной дисциплины состоит в том, что она исследует философские проблемы реальной науки. Это — общие принципы и закономерности науки, парадигмы и стратегия формирования научного знания, способы построения научной теории, стиль и методология познания и т.д.

Как особая философская дисциплина «Философия науки» возникает в середине XIX в., в связи с усилением самостоятельности науки в культуре и возрастанием роли в решении все большего числа проблем общественного развития. Возникновение и развитие философии науки как особой области знания связано с именами таких философов и ученых, как
О. Конт, Дж.Ст. Милль, Э. Мах, А. Пуанкаре, А. Эйнштейн, Б. Рассел, Л. Витгенштейн, Н. Бор, Т. Кун, К. Поппер и др. Исторически философия науки зарождалась в Древней Греции как имманентная часть философии, один из ее разделов, а именно как эпистемология. Эпистемология пытается дать ответ на вопросы о том, возможно ли (и как возможно) научное знание, понимаемое как множество универсальных, необходимых и доказанных истин. Вплоть до 30-х гг. XIX в. философия науки существовала только как эпистемология. Однако сегодня она имеет, во-первых, более широкий предмет, чем эпистемология, исследуя реальную науку не только в познавательном, но и во всех других ее измерениях (деятельностно-практическом, инновационном, социокультурном, этическом и др.). Во-вторых, современная философия науки является
уже не чисто философской, а комплексной междисциплинарной
наукой, исследующей как философские, так и конкретно-научные средства и методы исследования науки как реального
социокультурного феномена (в том числе исторический и теоретический методы ее функционирования и развития).

Структура разделов и общее содержание проблем философии науки могут быть представлены следующим образом.

1. Предмет и структура «Философии науки»:

· Эпистемология и философия науки.

· Структура и содержание современной философии науки.

· Взаимосвязь философии и науки.

· Классификация наук. Роль науки в современном обществе.
Основания и философские проблемы науки.

2. Научное знание, его природа, сущность и структура:

· Понятие науки и научного знания: сущность и основные параметры.

· Структура научного знания, его основные уровни.

· Эмпирическое знание, его структура и функции.

· Теоретическое знание, его структура и функции.

· Философские основания науки, их природа, типология и функции.

· Научная рациональность и ее типы.

· Идеалы и нормы научного исследования, их структурное и историческое многообразие.

· Научная картина мира. Ее природа, виды и функции.

3. Научно-познавательная деятельность, основные модели:

· Основные модели научного познания: эмпирическая, идеально-конструктивистская, проблемная.

· Научно-познавательный цикл: его структура и последовательность этапов.

· Методы и средства научной деятельности.

· Инфраструктура научно-познавательной деятельности.

· Объект и субъект научной деятельности.

· Познавательные возможности науки. Проблема научной истины.

4. Наука как социальный институт:

· Процесс исторической институализации науки.

· Особенности науки как социального института.

· Формы организации науки.

· Научные коллективы. Этос науки.

· Правовое регулирование научной деятельности.

· Научные коммуникации, их виды и роль в функционировании науки.

5. Наука как основа инновационной системы общества:

· Роль науки в инновационных процессах. Наука и экономика.

· Экономика науки. Эффективность научных исследований.
Наука, техника, технологии.

· Наука и социальная практика.

· Сциентизм и антисциентизм в оценке возможностей и роли науки.
Будущее науки.

6. Наука как подсистема культуры:

· Социокультурная природа науки.

· Культурно-исторические типы науки.

· Влияние культуры и ее различных структур на науку.

· Влияние науки на культуру и ее динамику.

· Функции науки в культуре. Наука и современные глобальные проблемы.

· Наука, демократия и прогресс человеческой цивилизации.

7. Антропология, аксиология и этика науки:

· Научное творчество: когнитивная детерминация и когнитивная свобода.

· Научные ценности и мотивация научной деятельности.

· Научное и общественное признание ученых.

· Приоритеты в науке. Социальный характер научной деятельности.

· Научные коммуникации: противоречия и консенсус в науке.

· Консерватизм и догматизм в науке. Критика и самокритика как условие развития науки и способ утверждения научной истины.

· Когнитивная, социальная и экзистенциальная ответственность ученого.

· Наука и общество. Наука и государство. Ноосфера и ее роль в развитии человеческой цивилизации.

· Свобода, демократия и гуманизм как имманентные культурные ценности науки.

Современная философия науки является весьма широкой и содержательной областью знания, исследующей многообразную и сложную структуру реальной науки. Ее принципиально
нельзя сводить только либо к онтологии, либо к эпистемологии, либо к социологии и культурологии науки. Являясь интеграцией научных и философских знаний, философия науки отражает содержание всех разделов философии. Ее структура в целом изоморфна структуре философского знания. В структуре общей философии науки можно выделить следующие ее разделы: онтология науки, эпистемология, социология науки, культурология науки, аксиология науки, праксиология науки, этика науки.

 

 

Взаимоотношение философии и науки: исторические типы и отношения

При рассмотрении различных концепций взаимосвязи философии и науки необходимо проанализировать следующие:

· метафизическая (трансценденталистская)

· позитивистская

· антиинтеракционистская

· диалектическая

Особое внимание необходимо уделить уяснению диалектической концепции, которая утверждает существование внутренней взаимосвязи философии и науки, порождающей синтез философского и
конкретно-научного знания.

Метафизическая (трансценденталистская) концепция соотношения философии и науки — исторически первая, прошедшая длительную эволюцию от античности до нашего времени. До середины XIX в. она занимала монопольное положение в культуре; в ней обосновывается гносеологический и социокультурный приоритет философии («метафизики», «натурфилософии») по отношению к частным наукам. Сущность этой концепции выражается ее адептами в виде формул: «Философия — наука наук» или «Философия — царица наук». На практике это часто приводило к навязыванию частным наукам
умозрительных философских схем бытия и познания. Уже
к середине XIX в. это стало существенным фактором, тормозящим развитие науки. Наиболее яркими выразителями
трансценденталистской концепции соотношения философии
и науки были Платон, Аристотель, Ф. Аквинский, Г.В.Ф. Гегель, Ф.В.И. Шеллинг, Н. Уайтхед, Тейяр де Шарден и др.

Позитивистская концепция соотношения философии и науки
возникла в 30-х гг. XIX в. (О. Конт, Г. Спенсер, Дж.Ст. Милль
и др.) и получила в последующем широкое распространение
среди философов и ученых. Она состояла в утверждении приоритета конкретно-научного познания для общества и его развития по сравнению с традиционной философией. Последняя объявлялась позитивистами псевдознанием, умозрительным теоретизированием, которое не только не имеет для современной науки никакого позитивного значения, но и препятствует ее развитию. «Наука сама по себе философия» (О. Конт),
«Физика, берегись метафизики» (И. Ньютон) — вот сущность
позитивистского решения вопроса о соотношении философии и науки. Позитивисты выдвинули программу построения научной философии в качестве одной из конкретных наук, отличающейся от других наук только своим специфическим предметом (научная система мира — Г. Спенсер, методология науки — Дж.Ст. Милль, психология научной деятельности —
Э. Мах, логико-математический анализ языка науки— М. Шлик,
Б. Рассел, Р. Карнап, теория развития научного знания —
К. Поппер, лингвистический анализ языка науки). Однако
все эти попытки оказались несостоятельными: любая наука принципиально не свободна от определенных философских
допущений «метафизического» характера, что обусловлено
целостностью функционирования человеческого сознания и
внутренней взаимосвязанностью всех его когнитивных структур.

Антиинтеракционистская концепция соотношения философии и науки утверждает, что философия и наука настолько различны по своим целям, предметам, методам, что между ними не может быть никакой внутренней взаимосвязи (представители экзистенциализма, философии культуры, философии ценностей, философии жизни и др.). Каждый из этих типов знания, считают антиинтеракционисты, развивается по своей внутренней логике, и влияние философии на науку, как и обратно, может быть только чисто внешним, иррелевантным или даже вредным для них обеих. «Философия — не научна, наука — не философична», — так можно сформулировать кредо антиинтеракционизма.

Диалектическая концепция соотношения философии и науки рассматривает философию и науку, с одной стороны, как качественно различные по многим параметрам виды знания, но с другой — как взаимосвязанные между собой и активно использующие когнитивные ресурсы друг друга в процессе функционирования и развития каждого из них. Это доказывается всей историей их развития. Конкретным выражением внутренней взаимосвязи философии и науки является наличие слоя философских оснований у всех фундаментальных научных теорий и использование частно-научного знания в философской аргументации и философских концепциях. Философия выполняет по отношению к частным наукам интерпретативную, оценочную и общекультурную адаптивную функции. Это связано не только с тем, что наука есть органическая часть культуры, но и с тем, что именно в философии культура рефлектирует себя как единое целое. Другим конкретным проявлением взаимосвязи философии и науки является существование философских проблем науки, а также разработка такой области знания, как «философия науки».

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Взаимоотношение философии и науки: исторические типы и отношения | Тема 1. Философия, ее предмет и значение
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 141 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2308 - | 2101 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.