При рассмотрении различных концепций взаимосвязи философии и науки необходимо проанализировать следующие:
· метафизическая (трансценденталистская)
· позитивистская
· антиинтеракционистская
· диалектическая
Особое внимание необходимо уделить уяснению диалектической концепции, которая утверждает существование внутренней взаимосвязи философии и науки, порождающей синтез философского и
конкретно-научного знания.
Метафизическая (трансценденталистская) концепция соотношения философии и науки — исторически первая, прошедшая длительную эволюцию от античности до нашего времени. До середины XIX в. она занимала монопольное положение в культуре; в ней обосновывается гносеологический и социокультурный приоритет философии («метафизики», «натурфилософии») по отношению к частным наукам. Сущность этой концепции выражается ее адептами в виде формул: «Философия — наука наук» или «Философия — царица наук». На практике это часто приводило к навязыванию частным наукам умозрительных философских схем бытия и познания. Уже к середине XIX в. это стало существенным фактором, тормозящим развитие науки. Наиболее яркими выразителями трансценденталистской концепции соотношения философии и науки были Платон, Аристотель, Ф. Аквинский, Г.В.Ф. Гегель, Ф.В.И. Шеллинг, Н. Уайтхед, Тейяр де Шарден и др.
Позитивистская концепция соотношения философии и науки
возникла в 30-х гг. XIX в. (О. Конт, Г. Спенсер, Дж.Ст. Милль
и др.) и получила в последующем широкое распространение
среди философов и ученых. Она состояла в утверждении приоритета конкретно-научного познания для общества и его развития по сравнению с традиционной философией. Последняя объявлялась позитивистами псевдознанием, умозрительным теоретизированием, которое не только не имеет для современной науки никакого позитивного значения, но и препятствует ее развитию. «Наука сама по себе философия» (О. Конт), «Физика, берегись метафизики» (И. Ньютон) — вот сущность
позитивистского решения вопроса о соотношении философии и науки. Позитивисты выдвинули программу построения научной философии в качестве одной из конкретных наук, отличающейся от других наук только своим специфическим предметом (научная система мира — Г.Спенсер, методология науки — Дж.Ст. Милль, психология научной деятельности — Э.Мах, логико-математический анализ языка науки— М.Шлик, Б.Рассел, Р.Карнап, теория развития научного знания — К. Поппер, лингвистический анализ языка науки). Однако все эти попытки оказались несостоятельными: любая наука принципиально не свободна от определенных философских допущений «метафизического» характера, что обусловлено
целостностью функционирования человеческого сознания и внутренней взаимосвязанностью всех его когнитивных структур.
Антиинтеракционистская концепция соотношения философии и науки утверждает, что философия и наука настолько различны по своим целям, предметам, методам, что между ними не может быть никакой внутренней взаимосвязи (представители экзистенциализма, философии культуры, философии ценностей, философии жизни и др.). Каждый из этих типов знания, считают антиинтеракционисты, развивается по своей внутренней логике, и влияние философии на науку, как и обратно, может быть только чисто внешним, иррелевантным или даже вредным для них обеих. «Философия — не научна, наука — не философична», — так можно сформулировать кредо антиинтеракционизма.
Диалектическая концепция соотношения философии и науки рассматривает философию и науку, с одной стороны, как качественно различные по многим параметрам виды знания, но с другой — как взаимосвязанные между собой и активно использующие когнитивные ресурсы друг друга в процессе функционирования и развития каждого из них. Это доказывается всей историей их развития. Конкретным выражением внутренней взаимосвязи философии и науки является наличие слоя философских оснований у всех фундаментальных научных теорий и использование частно-научного знания в философской аргументации и философских концепциях. Философия выполняет по отношению к частным наукам интерпретативную, оценочную и общекультурную адаптивную функции. Это связано не только с тем, что наука есть органическая часть культуры, но и с тем, что именно в философии культура рефлектирует себя как единое целое. Другим конкретным проявлением взаимосвязи философии и науки является существование философских проблем науки, а также разработка такой области знания, как «философия науки».