Аксиология - учение о ценностях. Использование понятия "ценность" восходит к Канту. Ценность в его трактовке - это то, что имеет значение долженствования и свободы. Ценности представляют собой, по Канту - цели, требования, формулы и максимы должного. Последователи Канта (Р. Г. Лотце, В. Виндельбанд и др.) пошли дальше Канта и развивали представления о нормативно-регулятивной значимости ценностей и целеполаганий в сфере не только нравственности, но также науки, искусства и культуры в целом. Так, неокантианец Виндельбанд толковал ценности как нормы культуры и, кроме ценностей истины, добра и красоты, признавал такие ценности-блага человеческой культуры, как искусство, религия, наука и право. Иной подход к проблеме ценностей характерен для объективно-идеалистической философии (от Платона до Гегеля и их современных последователей), согласно которой бытие есть благо (т.е. ценность). Но при этом под бытием имеется в виду объективный разум, идея, смысл бытия, бытие в ценностной значимости. Предметная область и основная тематика правовой аксиологии - это проблемы понимания и трактовки права как ценности и соответствующие ценностные суждения (и оценки) о правовом значении (т.е. ценностном смысле - с точки зрения права) фактически данного закона (позитивного права) и государства.
Правовая аксиология является одним из направлений аксиологии, т. е. теории о ценностях, теории общезначимых принципов, определяющих человеческую деятельность, мотивацию поведения. Идущее от Канта понятие ценности связано с разграничением бытия и блага. При этом ценности сами по себе не имеют бытия, у них есть только значимость. Проблема ценностей связана проблемой культуры, что находит свое выражение в выделении в качестве определяющих ценностей: истины, добра, красоты и святости, наряду с ними существуют такие ценности культуры, как: религия, правопорядок, искусство и наука, — это ценности, блага культуры. Для правовой аксиологии важно обратить внимание на раз-граничение норм и ценностей. В своем существовании ценность становиться нормой, если с ней сообразуется некоторый субъект. При этом ценности тем выше, чем они долговечнее, чем глубже удовлетворение, которое они дают. Проблему ценностей в праве, отличие правовых ценностей от других видов ценностей, а также обоснование, что идея справедливости есть особая правовая ценность разрабатывал выдающийся правовед и философ Н. Н. Алексеев. Рассматривая различие между нравственными обещаниями и юридической его формой, т. е. договором, он пришел к заключению о разных уровнях глубины в переживаниях ценностей.При значительной глубине переживания ценностей речь идет о нравственной сфере, если же глубина сравнительно поверхностна, то мы оказываемся в правовой сфере. Здесь принципиален вывод о том, что право является определенным уровнем восприятия ценностей. В этой связи важна мысль о праве как интеллектуальном, а не эмоциональном подходе к ценностям. Причем особенностью чисто правового отношения к ценностям является признание ценностей. В качестве основной правовой ценности выступает справедливость, которая мыслится как порядок отношений, в котором каждому принадлежит свое место и причитается то, что принадлежит. Идея такого порядка создает определенную целостность, органическую связь. Иерархический порядок, в котором стоят по отношению друг к другу ценности, их правильное со-отношение суть справедливости. Сосуществование реализованных ценностей, на почве общего взаимного признания, и есть порядок общественной справедливости, служащий основой для идеи права.
Понятие содержание структура методологии права
Методология определяется как философское учение о методах познания и преобразования действительности, о применении принципов мировоззрения к процессу познания, к духовному творчеству вообще и к практике. Методологию иногда понимают также как определенную систему методов, которые применяются в процессе познания в рамках той или иной науки. Методология философии права представляет собой систему знаний об основах и структуре теории государства и права, о подходах к исследованию правовых явлений и процессов, о способах получения знаний, которые правдиво отражают постоянно меняющуюся правовую действительность в условиях развития общества.
Выделяют следующие уровни методологического знания:
1. Философский уровень выступает как содержательное основание всякого методологического знания, определяя мировоззренческий подход к процессам познания и преобразования действительности. Содержание его - общие принципы познания и категориальный строй науки в целом.
2. Общенаучный - теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин.
3. Конкретно-научный - совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине.
4. Технологический - методики и техника исследования, т. е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания.
Методологию философии права составляют следующие элементы:
1. Процесс познания правовой действительности. Здесь ставятся и решаются следующие вопросы: методы исследования, их особенность и взаимосвязь; соотношение качественных и количественных характеристик, содержательных и формальных методов; типы и уровни исследований.
2. Результат процесса познания как система правовых знаний. Здесь ставятся и решаются следующие вопросы: предмет философии, место философии права в системе правовых знаний, взаимосвязьправоведения с другими гуманитарными дисциплинами; общие и специфические задачи правоведческих дисциплин; понятийно-терминологическая система философии права.
3. Способы преобразования правовой действительности.
Философская методология
Философский уровень методологии составляют наиболее общие принципы и методы научного познания, выполняющие регулятивную функцию не только по отношению к собственно научному познанию, но и по отношению к самой философии.И в том и в другом случае регулятивная функция сводится к указанию наиболее предпочтительных из всех возможных путей развития научных исследований.Общенаучный уровень методологии представлен структурой и содержанием отдельных отраслей знания в частности, и их совокупностью, в общем.