Гносеология права изучает теоретические проблемы познания права. Разные типы понимания права содержат в себе и разные концепции правовой гносеологии. Существуют два основных типа понимания права или два пути познания права: юридический и легистский. Отсюда и различают юридическую и легистскую правовую гносеологии.
В юридической гносеологии право признаётся объективным, независимым от субъекта феноменом. Если существуют законы развития общества, значит, должно быть и объективное право. Познавательный процесс в сфере права на теоретическом уровне состоит в познании законов развития общества и естественного права. На практическом уровне – в познании действующих законов с точки зрения их соответствия естественному праву. Основным принципом здесь выступает стремление закона к праву, как идеалу или, можно сказать, ревизия существующих законов относительно объективного права.
В легистской гносеологии право выступает феноменом, зависимым от субъекта. Познавательный процесс в сфере права на теоретическом уровне состоит в познании действующего права, как результата правотворчества. То есть, в познании законов. На практическом уровне познаётся процесс соблюдения права, то есть соответствия действий правовым нормам, проводится систематизация, классификация, объяснение позиций законодателей. Основным принципом здесь выступает приказ, принуждение властных структур. То есть процесс соблюдения членами общества существующих законов. Гносеология юридического правопонимания. Стремится к теоретическому осмыслению объективной природы действующего права, постижению его истины. Исторически это приводило к различению естественного и позитивного права (а в дальнейшем - философской идеи права и позитивного права, права и закона). Это - необходимая мыслительная предпосылка для теоретического понимания и изучения права. В процессе познания права исследователь идет от эмпирического содержания закона к поиску его объективных основ, правовой сущности. Целью его является абстрагирование от познаваемого объекта для мысленного конструирования его теоретической модели в форме права. Данная концепция выражает процесс познавательного перехода от простого мнения о праве (как субъективной властной данности в виде фактического закона) к истинному знанию о праве, к понятию права. Исходная познавательная установка на различение права и закона предполагает вероятные итоговые варианты их соотношения: от неправового до правового закона. Тем же способом может осуществляться изучение взаимосвязи права и государства, предполагая варианты их соотношения: от не правового доправового государства.
В отличие от юридической, естественно-правовая гносеология исходит из утверждения естественного права в его противоречии (в качестве безусловного образца) действующему позитивному праву. Такую идею, например, проводил российский мыслительП.И. Новгородцев. Идея правового закона при этом остается вне поля внимания, а также отбрасывается возможность согласования позитивного и естественного права. Представителей этого направления интересует не само действующее право и задача его совершенствования, сколько само естественное право как исходно данное (природой, богом), истинное право, которое и действует естественно. Они зачастую считают, что одновременно существуют и действуют две системы права - подлинное естественное и неподлинное позитивное.
В центре внимания юридическойгносеологиинаходится проблема связи закона и права, понимания объективных свойств права как сущностных свойств правового закона. При таком подходе целью познания является объективное знание о природе правового закона, об условиях его утверждения в качестве действующего права. Государство при этом рассматривается как правовой институт, необходимый для превращения общезначимого права в общеобязательный закон. Насилие правомерно лишь в форме реализации государством санкции правового закона. Исходя из этих гносеологических позиций были сформулированы и законодательно закреплены в национальных законодательствах и в международном праве идеи и принципы прав и свобод человека, господства права, правового закона, правового государства. Эти положения содержатся и в действующей Конституции Российской Федерации. Только при таком правопонимании возможна постановка вопроса о человеческом (гуманитарном) измерении права, о правовых ценностях, об анти правовой сущности насильственного закона, насильственных форм правления.
Проблема истины является основной для гносеологии, поскольку вопрос о том, что есть истина, достижима ли она и каковы ее критерии – это вопрос о познаваемости мира, о возможностях человека получать достоверное знание. Слово «истина» переводится с греческого как «нескрытность». Она является, по словам М. Хайдеггера, откровенностью бытия. Но история философской мысли знала разные интерпретации проблемы истины.
٠ В античности была выдвинута концепция соответствия. Истину видели в том, что существующие вещи интерпретировались как проявления соответствующей идеи (по Платону) или формы (по Аристотелю).
٠ В средневековой христианской философии истину видели в Боге, в его откровении.
٠ В Новое время в качестве истинного знания рассматривали сведения, содержащиеся в чувствах (Бэкон, Локк), либо в ясных идеях (Декарт, Лейбниц).Неоднозначность понимания истины характерна и для современной философии. В XX веке аналитики (неопозитивисты) вначале придерживались корреспондентской (от лат. – «соответствие») теории истины: научные суждения и умозаключения должны соответствовать действительному положению дел, фактам, но затем стали говорить, что это соответствие должно быть сопряжено с рядом соглашений (конвенций), в частности, с соблюдением требования взаимного согласования, внутренней непротиворечивости высказываний в системе знания (Р. Карнап), т.е. концепция соответствия была дополнена когерентной (от лат. – «взаимосвязанность», «взаимосогласованность») концепцией истины. Однако, построенная из ложных высказываний, но формально непротиворечивая система, с этой точки зрения может быть признана истинной, не будучи адекватной действительному положению дел в реальном мире.