Лекции.Орг


Поиск:




III.3. Проблемы в современной практике исповеди

В предыдущем параграфе косвенно упоминалось о проблемах Таинства Исповеди. В данном параграфе эти вопросы будут разобраны более детально. Как уже было сказано, во вселенском православии можно условно выделить две основные традиции или практики – греческую и славянскую. Соответственно ниже будут изложены две группы проблем соответствующих греческой и славянской традициям.

III.3.1. Проблемы в современной практике исповеди в греческой традиции

    Рассматривая современную практику исповеди в греческой традиции, можно выделить следующие проблемы:

1. В Греции не каждый священнослужитель имеет право исповедовать.

Проблема здесь заключается в том, что только тот, священник, который получил специальную грамоту от архиерея, может совершать исповедь. Однако, если вдруг какому-нибудь умирающему человеку нужна будет исповедь, то ему не сможет помочь ближайший священник. Такому человеку придется искать определенного священника, который имеет соответствующее право.

Решение этой проблемы довольно простое: необходимо дать право всем священникам совершать Таинство Исповеди в критической ситуации. Однако и в этом случае могут быть злоупотребления, поэтому какого-то идеального решения не существует.

2. Таинство покаяния ни как не связанно с Евхаристией.

Проблема состоит в том, что тот, кто хочет принять Святое Тело и Кровь Иисуса Христа не должен исповедоваться перед этим.

К сожалению, такая практика исповеди может иметь негативные последствия. Во-первых, потому что люди могут начать неблагоговейно относиться к Таинству Евхаристии. Во-вторых, люди со временем начинают индифферентно относиться к исповеди, а потом вообще перестают исповедаться[131]. В-третьих, люди, которые первый раз пришли в храм, могут по незнанию причаститься, не осознавая, что это такое. В данном случае исповедь могла бы стать возможностью воцерковить человека не сведущего в религиозных вопросах, объяснить ему суть христианской веры и помочь ему разобраться в духовных вопросах.

Несомненно, Святые Дары занимают особое положение в Православной Церкви. Молитвы ко причастию свт. Василия Великого, свт. Иоанна Златоустого, прп. Симеона Метафраста, прп. Иоанна Дамаскина и других подвижников[132] свидетельствуют о том, что человек находиться в греховном состоянии и он недостоин прикоснуться к этой святыни. Получается, что человек находиться в недостойном и греховном состоянии и было бы правильней попытаться ему изменить это состояние, показать Богу свое старание стать лучше и максимально благоговейно подойти к Святой Чаше. К такому состоянию можно приблизиться посредством Таинства Покаяния. Через исповедь кающемуся человеку отпускаются все его прегрешения.

Греческая и ряд других восточных автокефальных Церквей имеют большую непрерывную православную традицию в вопросах практики таинств. Она отточена веками и поэтому можно отметить лишь несколько небольших проблем или даже вопросов в практике исповеди в этих автокефальных православных церквях.

III.3.2. Проблемы в современной практике исповеди в славянской традиции

Касаясь вопроса проблем в современной практике исповеди в славянской традиции, следует выделить следующие пункты:

1. Если человек желает причаститься на Литургии он обязан исповедаться.

Несмотря на то, что ранее данный вопрос рассматривался в положительном контексте, здесь необходимо сказать о некоторых отрицательных сторонах данной практики. Из-за того, что к Причастию можно приступать только после того как человек исповедался, на исповедь выстраивается огромная очередь. Священник, в свою очередь, вынужден исповедовать людей как можно быстрее. Такая практика неминуемо приводит к небрежности и нечуткости по отношению к человеческой душе. Это может привести в конечном итоге даже к профанации Таинства Исповеди, как со стороны священника, который просто физически не может выдерживать такой большой поток людей, так и со стороны кающегося, который приходит участвовать в Таинстве Покаяния только лишь с той целью, чтобы получить «допуск» для участия в Таинстве Евхаристии[133].

Решение данной проблемы может быть в том, что священник благословит причащаться постоянным прихожанам ведущих праведный образ жизни без исповеди. Однако он должен назначить период, через который эти люди должны будут исповедоваться.

2. Священники принимают исповедь в храме во время богослужения.

Практика исповеди во время богослужения приводит к тому, что за богослужением не молятся ни священники, ни прихожане. Вместо того чтобы сосредоточиться на молитве, священник параллельно принимает исповедь. Ум рассеян и у тех людей, кто ожидает своей очереди на исповедь. Люди не знают чем, было бы правильней, в данный момент заняться: читать покаянные молитвы, молиться за богослужением с прихожанами либо обдумывать свою жизнь, свои грехи и предстоящую исповедь. Когда в храме параллельно с богослужением происходят вещи не относящиеся к нему, то это, несомненно, будет отвлекать, как прихожан находящихся в центре храма, так и священников в алтаре.

Решение данной проблемы может быть в том, чтобы проводить исповедь в другом месте. Такими местами могут быть: часовня, нижний храм (если богослужение совершается в верхнем храме), в здании воскресной школы, в приходском домике или даже на улице, если это теплое время года. Такая практика позволит каждому человеку, пришедшему в храм, заниматься своим делом и не мешать другим. Это также позволит каждому сосредоточиться на том деле, которое он делает.

Что же касательно времени совершения Таинства Исповеди, то стоило бы начинать исповедь за час до начала богослужения и продолжать ее даже после богослужения. Такая практика позволила бы всем желающим принять участие в богослужении и исповедоваться осуществить задуманное и вместе с тем те, кто не хотел бы оставаться на богослужении, могли бы исповедаться.

3. Обычно священник исповедует стоя. 

Такая практика создает дополнительные сложности, как для священника, так и для кающихся. Среди кающихся могут быть люди с какими-то болезнями или же в силу возраста людям тяжело стоять на исповеди. В то же время священнику приходиться стоять еще больше, что в свою очередь также не просто. Такая дополнительная сложность на исповеди ни чем не обусловлена.

В данном случае решением может стать повсеместное разрешение исповедовать сидя, даже для здоровых и молодых священников. При этом кающийся тоже должен иметь право сидеть во время исповеди. Это даст возможность участником Таинства Исповеди сосредоточиться на важных вопросах духовной жизни и не отвлекаться на физические неудобства.

К сожалению, в современной практике исповеди каждой из автокефальных Православных Церквей существует несколько проблем. Однако эти проблемы могут иметь различные решения. В данном параграфе были предложены варианты решения этих проблем в практике Таинства Исповеди в разных традициях.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.    Таинство Исповеди является одной из важнейших практик в Православной Церкви. Еще даже до пришествия Спасителя подобные практики существовали в иудейском народе. Человек — это изменчивое существо, он легко подвержен греху. Поддавшись соблазну в Эдемском саду, человек ослаб, и эта слабость преследует его. Поддавшись соблазну, человек становиться на путь, ведущий в погибель, и, казалось бы, его ничто и никто уже не может спасти, однако это не так. Милосердный и человеколюбивый Бог, зная все о человеке, зная о его слабости, все же дает ему шанс на спасение, дает возможность вернуться. И такой возможностью как раз является Таинство Исповеди.

    Данное исследование охватывает обзор зарождения Таинства Исповеди, начиная с предпосылок Ветхого Завета. Еще во времена Ветхого Завета человек, осознавая свою греховность, а также невозможность не грешить, искал возможности воссоединения с Богом путем обращения от греховной жизни через чувство искреннего раскаяния и его проявления во внешних формах, которое находило свое место в жертвоприношениях, постах и молитвах. Тема покаяния прослеживается во многих книгах Священного Писания Ветхого Завета. Характерной особенностью покаяния того времени являлось осознание коллективной ответственности, а соответственно и коллективной вины перед Богом. Бог избрал весь народ, Израиль, и преступление против Завета с Ним, грех, любого из члена этого народа означал, что и весь народ несет на себе последствия этого греха.

    Поворотным моментом в понимании покаяния стала проповедь святого Иоанна Крестителя, которая предваряет совершенно новое понимание покаяния — Новозаветное. Отныне снимается коллективная ответственность, каждый человек ответственен перед Богом за свою жизнь, и покаяние означает качественную перемену образа жизни человека. Также и Христос говорит о покаянии как о необходимом условии вступления в Царство Небесное. Далее, в первохристианское время наблюдаются уже предпосылки к возникновению самого понимания исповеди. Члены общины исповедовались друг перед другом, если речь шла о наименее тяжких грехах. Но в то время покаяние не являлось практикой, схожей с практикой исповеди в настоящее время. Покаяние понималось как единожды возможный акт, как поворотный момент в жизни человека, необходимый для вступления в Церковь.

    Следующей вехой в понимании покаяния является так называемый вопрос о падших, когда вследствие гонений встал вопрос о возможности возвращения в Церковь тех, кто отрекся от Христа. После споров на данную тему стало ясно, что покаяние также может происходить и после принятия Крещения, что дает повод для возможности исповеди человеку, в жизни которого уже произошло покаяние как факт, изменивший всю его жизнь и введший его в Церковь.

    После Миланского эдикта, отмены гонений и признания Римской Империей Церкви, вхождение в нее, несмотря на строгую и длительную подготовку, стало не столь трудным испытанием. Более того, принятие Таинства Крещения было порой необходимо для построения карьеры и устроения благополучия в земной жизни. Этот момент слияния двух сфер, небесной и земной, Церкви и государства, весьма негативно отразился на жизни христиан. Публичная исповедь, известная форма покаяния на то время, имела место в следующих случаях: 1) Если о грехах верующего знала вся община.

2) Если эти грехи угрожали существованию общины.

3) если грехи верующего вносили соблазн в жизнь общины. 

    Возникновение особого движения внутри христианства, монашества, также отразилось на практике исповеди. Так, существовала, и даже, хотя и не столь популярна, существует до сих пор практика исповеди как откровение помыслов духовнику. В данном виде практики исповеди духовник не обязательно должен быть обличен священным саном, достаточно принятие им монашеского пострига и наличия большого опыта в духовной жизни.

    Появление Тайной Исповеди возникает после невозможности совершения ее публично, перед всеми. Один из возможных факторов, благодаря которым традиция пошла таким путем, является опасность женщин, за публичное произнесение грехов которыми, жизнь их могла находиться в опасности.

    Параллельно с формированием и развитием практики исповеди, возникла и развивалась епитимийная практика. Епитимия призвана служить не наказанием, но лекарством для согрешившего, однако ранние каноны, например, правила святителя Василия Великого, отличались крайней строгостью. С возникновением епитимийной практики в контексте развития практики исповеди, появляются и четыре разряда кающихся, которые не сохранились до настоящего времени. В зависимости от тяжести совершенного греха, а также от назначенной епитимии, кающиеся разделялись на: 1) Плачущих, которые не могли в силу тяжести совершенного греха даже находиться в храме, но, стоя на паперти, просили участвующих в богослужении помолиться за них.

2) Слушающих, которые, находясь в притворе, слушали Священное Писание и после молитвы об оглашенных покидали собрание верующих.

3) Припадающих, которые также, как и слушающие, находились до молитвы об оглашенных, но отличались от последних тем, что над ними после коленопреклонения епископом читалась особая молитва.

4) Купностоящих, которые стояли вместе с верными на протяжении всего богослужения, но не могли участвовать в нем, не могли участвовать в Таинстве Евхаристии.

    Дальнейшее развитие практики исповеди нашло отражение в уставах, чинопоследованиях и Номоканонах, которые уже более схожи с имеющейся в настоящее время формой исповеди. Самым известным памятником по данной теме служит Номоканон Иоанна Постника, патриарха Константинопольского, который послужил ядром для дальнейшего развития практики исповеди. Данный памятник множество раз редактировался, дополнялся и изменялся. Примечательно, что именно этот памятник был одним из первых, проникших на территорию Руси, после ее Крещения.

    В Русской Церкви практика исповеди находилась под двумя влияниями: практики греческой и практики юго-славянской. Рукописные источники являются ценнейшими в плане описания структуры исповеди, ее основных моментов и проч. Так, еще одной характерной особенностью исповеди становится появление вопросных статей и поновлений. Данные произведения призваны наставить духовника на правильное и более снисходительное принятие исповеди у кающегося, а кающемуся помочь и направить его на путь истинного покаяния.

    Вопросные статьи, целью которых является более полное совершение исповеди, также могут служить показателем характерных особенностей времени, а точнее пороков, присущих обществу в то или иное время.

    Интересной является практика, проникшая с Запада. Изменения коснулись отношений между священником и кающимся. Форма отношений как священника-свидетеля исповеди заменятся на священника-судью и кающегося как осужденного. Данное отношение к практике исповеди не было принято и в настоящее время не является актуальным, в отличие от первой формы отношений.

    Следующей вехой в развитии практики исповеди в Русской Церкви послужили реформы императора Петра I. Изменение формы государственного правления и строя неизбежно отразились и на церковной жизни. Церковь должна была стать одним из институтов государства и в интересах государства происходит реформа практики исповеди, которая подразумевала необходимость, под угрозой уголовной ответственности, донесения сказанного кающимся на исповеди, если в его словах прослеживалась угроза правителю или государству.

    Также еще одним нововведением Петра I касательно практики исповеди, стало необходимое ежегодное говение, исповедь и причащение, также под угрозой уголовной ответственности. Данная практика лишь в очередной раз подтверждает особенность Русской Церкви, в которой Таинства Исповеди и Причащения находятся в тесной взаимосвязи и не мыслились, до последнего времени, друг без друга.

    После революции и прихода советской власти практика исповеди также должна была изменяться соответственно с реалиями времени. Возможность осуществления исповеди в тайной ее форме стала крайне трудновыполнимой задачей. Тогда наибольшее предпочтение было отдано практике общей исповеди, которая была до революции лишь возможным исключением, ярким исполнителем которой являлся праведный Иоанн Кронштадтский. Несмотря на наличие противников данной формы исповеди, она все же была крайней вынужденной мерой осуществления практики покаяния в годы гонений и практические перестала использоваться, допускаясь лишь в крайне редких случаях, в настоящее время.

    В настоящее время в Русской Церкви происходит процесс пересмотра слишком тесной связи между Таинствами Исповеди и Причащения. Главным аргументом является крайняя неудобность необходимости исповеди каждый раз перед желанием участия христианина в Евхаристии, что ведет к профанации Таинства и создает ряд проблем, как для священников, так и для людей, приступающих к исповеди.

    Ряд особенностей в практике исповеди в других автокефальных Церквях, как было указано в исследовании, условно можно разделить на две крупные традиции: греческую и славянскую. Практика Русской Православной Церкви является ярким примером славянской практики. Греческая практика характеризуется отсутствием тесной связи между Таинствами Исповеди и Причащения. Еще одной особенностью данной практики является тот факт, что исповедь разрешено, в отличие от практики славянской, принимать не каждому священнику (данная практика была на Руси, но со временем она исчезла). Лишь имеющему большой духовный опыт священнику дается особая грамота, которая дает возможность ее обладателю принимать исповедь.

    В рамках данного исследования история возникновения и развития исповеди, ее формы и возможности практик были рассмотрены вполне кратко. Также ряд особенностей автокефальных Церквей для удобства были сформированы в более большие группы. Все это свидетельствует о том, что такие вопросы, как история Таинства Исповеди, а также особенности каждой автокефальной Церкви могут являться предметом дальнейшего, более углубленного изучения.


 

Список использованной литературы

    Источники:

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в Синодальном переводе с комментариями и приложениями. - М.: Российское Библейское общество, 2013. - 2047 с.

2. Молитвослов. Глагол, 2007. – 719 с.

3. Требник. СПб.: Издание Свято-Троице-Сергиевой Лавры, 1995. - 310 л.

    Пособия:

4. Алмазов А.И. Тайная исповедь в Православной Восточной Церкви. В 3 т. Т. I. Одесса: Типо-литография Штаба Одесского Военного Округа, 1894. - 621 с.

5. Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Репринтное воспроизведение издания 1913. М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993. - 1794 с.

6. Дмитриевский А.А. Богослужение в Русской Церкви в XVI веке. Часть I. Службы круга седмичного и годичного и чинопоследования таинств. Казань: Типография Императорского Университета, 1884. - 615 с.

7. Заозерский Н.А., Хаханов А.С. Номоканон Иоанна Постника в его редакциях — грузинской, греческой и славянской. М.: Издание Императорского общества истории и древностей Российских при Московском Университете, 1902. - 192 с.

8. Корогодина М.В. Исповедь в России в XIV-XIX вв. Исследование и тексты. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2006. - 584 с.

9. Ианнуарий (Ивлиев), архим. Евангелие от Марка. Богословско-экзегетический комментарий. – М.: Изд-во ББИ, 2017. – 411 с.

10. Иларион (Алфеев), митр. Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. М.: Эксмо, 2012. – 304 с.

11. Павлов А.С. Номоканон при Большом Требнике. М.: Типография Г. Лисснера и А. Гешеля, 1897. - 536 с.

12.   Поснов М. Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей - 1054 г.) М.: Жизнь с Богом, 1991. – 616 c.

13.  Цыпин В., прот. Каноническое право. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. - 864 с.

    Периодические издания:

14.   Алексеева Н.В. Исполнение таинства исповеди в крестьянской среде Европейского Севера России в XVIII-XIX вв.: побудительные причины, нормы поведения, обряды и ритуалы // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2013. Т 4. № 3. - С. 120-128.

15.   Алексеева Н.В. П окаянная практика в контексте реформ Петра I // Verbum. 2016. № 18. - С. 116-127.

16.   Алексеева Н.В. Таинство Исповеди в первые века неразделенной церкви и его становление в Русской Православной Церкви // Вестник Череповецкого государственного университета.2009. №2. - С. 66-72.

17.   Арранц М. Избранные сочинения по литургике. В V т. Т. 2. Таинства Византийской Традиции. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2003. - 680 с.

18.   Дмитриевский А.А. Богослужение в Русской Церкви за первые пять веков // Православный собеседник. 1883. Ч. 3. № 10. - С. 198-213.

19.   Киценко Н.Б. Исповедь в советское время // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2012. № 3-4. - С. 10-33.

20.  Корогодина М.В. Исповедь в России в XVIII В.: церковный или гражданский суд? // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2. 2009. Вып. 2. - С. 119-123.

21.   Смирнов С.И. Древнерусский духовник: (Очерк) // Богословский вестник. 1898. Т.1 № 2. - С. 163-194.

22.   Юревич Д., прот. Библейсик основания Такинства покаяния / Христианское чтение 2008. № 29. - С. 87-196.

Словари и справочники:

23.  Словарь библейского богословия: пер. с французского / под ред. Ксавье Леон-Дюфура и др. Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. - 1322 с.

    Интернет-ресурсы:

24.   Балашов Н., прот. Опыт разных Поместных Православных Церквей в области подготовки к Причастию: историческая практика и современные подходы к решению вопроса // Журнал Московской Патриархии и Церковный вестник / URL: http://e-vestnik.ru/analytics/slovo_protoiereya_nikolaya_boloshova_7030/ (дата обращения 28.07.2018).

25.   Горенок Н. Митрополит Лонгин: «В отношении к Таинствам крайности неуместны» // «Православие и Мир» / URL: https://www.pravmir.ru/mitropolit-longin-v-otnoshenii-k-tainstvam-krajnosti-neumestny/ (дата обращения 29.07.2018).

26.   Григорий (Чуков), митр. Таинство Покаяния и «общая исповедь» // Научно богословский портал Богослов.ru / URL: http://www.bogoslov.ru/text/1013701.html (дата обращения: 15.07.2018).

27.   Ильяшенко Ф., свящ., Фирсов С.Л. Иоанн Кронштадтский // Православная Энциклопедия / URL: http://www.pravenc.ru/text/471321.html (дата обращения: 03.07.2018).

28.   Карпенко Д., прот. Подготовка к причастию: канонические нормы и практика Поместных Православных Церквей // Белгородская и Старооскольская епархия / URL: http://www.beleparh.ru/index.php/novosti/57-drugie-novosti/530-podgotovka-k-prichastiyu-kanonicheskie-normy-i-praktika-pomestnykh-pravoslavnykh-tserkvej-doklad-protoiereya-dimitriya-karpenko-na-xx-sezde-dukhovenstva-belgorodskoj-i-starooskolskoj-eparkhii (дата обращения 25.07.2018).

29.   Кострюков А.А. Дарование автокефалии Православной Церкви в Америке в свете документов церковных архивов // Портал Богослов.Ru / URL: http://www.bogoslov.ru/text/5067273.html (дата обращения 22.07.2018).

30.   Мень А., прот. Исагогика. Пророки, гл. 7 // Азбука веры / URL: https://azbyka.ru/isagogika-tom-ii-epoxa-prorokov-svyashhennaya-pismennost-vremen-vtorogo-xrama#n1 (дата обращения 03.07.2018).

31.   Никодим (Милаш), священноисповедник. Правила Поместных Соборов с толкованиями // Православная энциклопедия «Азбука веры» / URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash/pravila-pomestnyh-soborov-s-tolkovanijami/ (дата обращения: 05.07.2018).

32.  Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Официальный сайт Московского Патриархата / URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html (дата обращения 21.07.2018).

33.  Пастырь Ерм. // Азбука веры / URL: https://azbyka.ru/otechnik/Erm/pastyr_hermy/8 (дата обращения 15.06. 2018).

34.  Поместные Церкви // Официальный сайт Московского Патриархата / URL: http://www.patriarchia.ru/db/organizations/30909/ (дата обращения 21.07.2018).

35.   Попов И.Н., Максимович К.А. Иоанн IV Постник // Православная Энциклопедия / URL: http://www.pravenc.ru/text/469584.html (дата обращения: 17.06.2018).

36.   Смирнов С. И. Духовный отец в древней восточной Церкви: История духовничества на Востоке. // Азбука веры / URL: https://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov/drevnee-duhovnichestvo-i-ego-proishozhdenie/ (Дата обращения 16.06.2018).

37.   Ткаченко А.А. Исповедь // Православная Энциклопедия / URL: http://www.pravenc.ru/text/675011.html(дата обращения: 28.07.2018).

38.   Цыпин В., прот. Епитимия // Православная Энциклопедия / URL: http://www.pravenc.ru/text/190055.html (дата обращения: 31.07.2018).

    Литература на иностранном языке:

39.  A Prayer of Repentance // Sts Peter and Paul Greek Orthodox Church KW under the Jurisdiction of the Ecumenical Patriarchate / URL: http://stspeterandpaulgoc.ca/a-prayer-of-repentance/ (дата обращения 28.07.2018).

40.  Holy Confession // Annunciation Greek Orthodox Cathedral / URL: http://www.agoc.org/ourparish/holy-confession (дата обращения 28.07.2018).

41.   Shanbour M., Fr. The Sacrament of Confession// Saints Peter and Paul Antiochian Orthodox Christian Church / URL: http://www.peterandpaul.net/art-confession (дата обращения 29.07.2018).

 


[1] Словарь библейского богословия: пер. с французского / под ред. Ксавье Леон-Дюфура и др. Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. - С. 813.

[2] Юревич Д., прот. Библейсик основания Такинства покаяния / Христианское чтение 2008. № 29. - С. 90.

[3] Мень А., прот. Исагогика. Пророки, гл. 7 // Азбука веры / URL: https://azbyka.ru/isagogika-tom-ii-epoxa-prorokov-svyashhennaya-pismennost-vremen-vtorogo-xrama#n1 (дата обращения 03.07.2018).

[4] Там же.

[5] Цит. по: Мень А., прот. Исагогика.прот. А. Князев. Пророки, гл. 7 // Азбука веры / URL: https://azbyka.ru/isagogika-tom-ii-epoxa-prorokov-svyashhennaya-pismennost-vremen-vtorogo-xrama#n1 (дата обращения 03.07. 2018).

[6] Ианнуарий (Ивлиев), архим. Евангелие от Марка. Богословско-экзегетический комментарий. - М.: Изд-во ББИ, 2017. - С. 14.

[7] Ианнуарий (Ивлиев), архим. Евангелие от Марка. Богословско-экзегетический комментарий. – М.: Изд-во ББИ, 2017. - С. 16.

[8] Там же.

[9] Ткаченко А.А. Исповедь // Православная Энциклопедия / URL: http://www.pravenc.ru/text/675011.html(дата обращения: 04.07.2018).

[10] Пастырь Ерм. // Азбука веры / URL: https://azbyka.ru/otechnik/Erm/pastyr_hermy/8 (дата обращения 15.06. 2018).

[11] Ткаченко А.А. Исповедь // Православная Энциклопедия / URL: http://www.pravenc.ru/text/675011.html(дата обращения: 04.07.2018).

[12] См.: Поснов М. Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей - 1054 г.) М.: Жизнь с Богом, 1991. – С. 264.

[13] См.: Алексеева Н.В. Таинство Исповеди в первые века неразделенной церкви и его становление в Русской Православной Церкви // Вестник Череповецкого государственного университета.2009. №2. – С. 66-67.

[14] См.: Никодим (Милаш), священноисповедник. Правила Поместных Соборов с толкованиями // Православная энциклопедия «Азбука веры» / URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash/pravila-pomestnyh-soborov-s-tolkovanijami/ (дата обращения: 05.07.2018).

[15] Ткаченко А.А. Исповедь // Православная Энциклопедия / URL: http://www.pravenc.ru/text/675011.html(дата обращения: 04.07.2018).

[16] Смирнов С. И. Духовный отец в древней восточной Церкви: История духовничества на Востоке. // Азбука веры / URL: https://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov/drevnee-duhovnichestvo-i-ego-proishozhdenie/ (Дата обращения 16.06.2018).

[17] Ткаченко А.А. Исповедь // Православная Энциклопедия / URL: http://www.pravenc.ru/text/675011.html(дата обращения: 04.07.2018).

[18] См.: Ткаченко А.А. Исповедь // Православная Энциклопедия / URL: http://www.pravenc.ru/text/675011.html(дата обращения: 05.07.2018).

[19] См.: там же.             

[20] Ткаченко А.А. Исповедь // Православная Энциклопедия / URL: http://www.pravenc.ru/text/675011.html(дата обращения: 04.07.2018).

[21] Ткаченко А.А. Исповедь // Православная Энциклопедия / URL: http://www.pravenc.ru/text/675011.html(дата обращения: 05.07.2018).

[22] Ткаченко А.А. Исповедь // Православная Энциклопедия / URL: http://www.pravenc.ru/text/675011.html(дата обращения: 05.07.2018).

[23] См.: Арранц М. Избранные сочинения по литургике. В V т. Т. 2. Таинства Византийской Традиции — М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2003. – С. 164.

[24] См.: Там же. С. 165.

[25] См.: Ткаченко А.А. Исповедь // Православная Энциклопедия / URL: http://www.pravenc.ru/text/675011.html(дата обращения: 15.06.2018).

[26] См.: там же.

[27] Смирнов С.И. Древнерусский духовник: (Очерк) // Богословский вестник. 1898. Т.1 № 2. - С. 164-165.

[28] См.: Смирнов С.И. Древнерусский духовник: (Очерк) // Богословский вестник. 1898. Т.1 № 2. - С. 165.

[29] См.: Цыпин В., прот. Каноническое право. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. - С. 226.

[30] Попов И.Н., Максимович К.А. Иоанн IV Постник // Православная Энциклопедия / URL: http://www.pravenc.ru/text/469584.html (дата обращения: 17.06.2018).

[31] См.: Заозерский Н.А., Хаханов А.С. Номоканон Иоанна Постника в его редакциях — грузинской, греческой и славянской. М.: Издание Императорского общества истории и древностей Российских при Московском Университете, 1902. - С. 19.

[32] Там же. С. 20.

[33] Там же. С. 24-25.

[34] Заозерский Н.А., Хаханов А.С. Номоканон Иоанна Постника в его редакциях — грузинской, греческой и славянской. М.: Издание Императорского общества истории и древностей Российских при Московском Университете, 1902. - С. 31.

[35] См.: Заозерский Н.А., Хаханов А.С. Номоканон Иоанна Постника в его редакциях — грузинской, греческой и славянской. М.: Издание Императорского общества истории и древностей Российских при Московском Университете, 1902. - С. 31-32.

[36] Там же. С.35.

[37] Там же. С.36.

[38] См.: Алмазов А.И. Тайная исповедь в Православной Восточной Церкви. В 3 т. Т. I. Одесса: Типо-литография Штаба Одесского Военного Округа, 1894. - С. 236.

[39] Там же.

[40] См.: там же. С. 237.

[41] Там же.

[42] Там же. С. 242.

[43] Алмазов А.И. Тайная исповедь в Православной Восточной Церкви. В 3 т. Т. I. Одесса: Типо-литография Штаба Одесского Военного Округа, 1894. - С. 243.

[44] См.: там же. С. 243.

[45] Там же. С. 248.

[46] Там же.

[47] Алмазов А.И. Тайная исповедь в Православной Восточной Церкви. В 3 т. Т. I. Одесса: Типо-литография Штаба Одесского Военного Округа, 1894. - С. 249.

[48] Там же. С. 274.

[49] Там же.

[50] Там же.

[51] См.: Алмазов А.И. Тайная исповедь в Православной Восточной Церкви. В 3 т. Т. I. Одесса: Типо-литография Штаба Одесского Военного Округа, 1894. - С. 275.

[52] См.: там же С. 275.

[53] Там же. С. 276.

[54] Алмазов А.И. Тайная исповедь в Православной Восточной Церкви. В 3 т. Т. I. Одесса: Типо-литография Штаба Одесского Военного Округа, 1894. - С. 276.

[55] Там же. С. 277.

[56] Там же.

[57] Алмазов А.И. Тайная исповедь в Православной Восточной Церкви. В 3 т. Т. I. Одесса: Типо-литография Штаба Одесского Военного Округа, 1894. - С. 278-279.

[58] См.: там же. С. 280-281.

[59] Там же. С. 313.

[60] См.: Дмитриевский А.А. Богослужение в Русской Церкви за первые пять веков // Православный собеседник. 1883. Ч. 3. № 10. - С. 199.

[61] Дмитриевский А.А. Богослужение в Русской Церкви за первые пять веков // Православный собеседник. 1883. Ч. 3. № 10. - С. 200-201. 

[62] См.: там же. С. 201.

[63] Дмитриевский А.А. Богослужение в Русской Церкви за первые пять веков // Православный собеседник. 1883. Ч. 3. № 10. - С. 201-202.

[64] Там же. С. 203-204.

[65] Корогодина М.В. Исповедь в России в XIV-XIX вв. Исследование и тексты. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2006. - С.51.

[66] Там же. С.53.

[67] Там же. С.56.

[68] См.: Дмитриевский А.А. Богослужение в Русской Церкви за первые пять веков // Православный собеседник. 1883. Ч. 3. № 10. - С. 205-209.

[69] См.: там же. С. 210.

[70] См.: Корогодина М.В. Исповедь в России в XIV-XIX вв. Исследование и тексты. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2006. - С. 66.

[71] См.: Дмитриевский А.А. Богослужение в Русской Церкви в XVI веке. Часть I. Службы круга седмичного и годичного и чинопоследования таинств. Казань: Типография Императорского Университета, 1884. - С. 324-326.

[72] См.: Корогодина М.В. Исповедь в России в XIV-XIX вв. Исследование и тексты. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2006. - С. 76-78.

[73] См.: Дмитриевский А.А. Богослужение в Русской Церкви в XVI веке. Часть I. Службы круга седмичного и годичного и чинопоследования таинств. Казань: Типография Императорского Университета, 1884. - С. 334-335.

[74] Корогодина М.В. Исповедь в России в XIV-XIX вв. Исследование и тексты. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2006. - С. 91.

[75] См.: Корогодина М.В. Исповедь в России в XIV-XIX вв. Исследование и тексты. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2006. - С. 102.

[76] См.: Алмазов А.И. Тайная исповедь в Православной Восточной Церкви. В 3 т. Т. I. Одесса: Типо-литография Штаба Одесского Военного Округа, 1894. - С.493-494.

[77] См.: Алмазов А.И. Тайная исповедь в Православной Восточной Церкви. В 3 т. Т. I. Одесса: Типо-литография Штаба Одесского Военного Округа, 1894. - С. 497-503.

[78] См.: Алмазов А.И. Тайная исповедь в Православной Восточной Церкви. В 3 т. Т. I. Одесса: Типо-литография Штаба Одесского Военного Округа, 1894. - С. 503-506.

[79] Там же. С. 506.

[80] Павлов А.С. Номоканон при Большом Требнике. М.: Типография Г. Лисснера и А. Гешеля, 1897. - С. 55.

[81] См.: Корогодина М.В. Исповедь в России в XIV-XIX вв. Исследование и тексты. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2006. - С. 103.

[82] См.: Алмазов А.И. Тайная исповедь в Православной Восточной Церкви. В 3 т. Т. I. Одесса: Типо-литография Штаба Одесского Военного Округа, 1894. - С. 517-524.

[83] См.: там же. С. 527.

[84] См.: там же. С. 530-532.

[85] См.: Алмазов А.И. Тайная исповедь в Православной Восточной Церкви. В 3 т. Т. I. Одесса: Типо-литография Штаба Одесского Военного Округа, 1894. - С. 542-543.

[86] Там же. С. 543-544.

[87] См.: Требник. СПб.: Издание Свято-Троице-Сергиевой Лавры, 1995. - Л. 18-25.

[88] См.: Алексеева Н.В. Покаянная практика в контексте реформ Петра I // Verbum. 2016. № 18. - С. 118.

[89] Там же. С. 120.

[90] См.: Алмазов А.И. Тайная исповедь в Православной Восточной Церкви. В 3 т. Т. I. Одесса: Типо-литография Штаба Одесского Военного Округа, 1894. - С. 585.

[91] См.: Корогодина М.В. Исповедь в России в XVIII В.: церковный или гражданский суд? // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2. 2009. Вып. 2. - С. 119-123.

[92] См.: Алмазов А.И. Тайная исповедь в Православной Восточной Церкви. В 3 т. Т. I. Одесса: Типо-литография Штаба Одесского Военного Округа, 1894. - С. 586-588.

[93] См.: Алексеева Н.В. Исполнение таинства исповеди в крестьянской среде Европейского Севера России в XVIII-XIX вв.: побудительные причины, нормы поведения, обряды и ритуалы // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2013. Т 4. № 3. - С. 122.

[94] См.: Алексеева Н.В. Исполнение таинства исповеди в крестьянской среде Европейского Севера России в XVIII-XIX вв.: побудительные причины, нормы поведения, обряды и ритуалы // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2013. Т 4. № 3. - С. 122.

[95] См.: там же.

[96] См.: там же. С. 122-123.

[97] См.: там же. С. 126.

[98]См.: Ткаченко А.А. Исповедь // Православная Энциклопедия / URL: http://www.pravenc.ru/text/675011.html(дата обращения: 15.06.2018).

[99] См.: Ильяшенко Ф., свящ., Фирсов С.Л. Иоанн Кронштадтский // Православная Энциклопедия / URL: http://www.pravenc.ru/text/471321.html (дата обращения: 03.07.2018).

[100] Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Репринтное воспроизведение издания 1913. М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993. - С. 1047.

[101] См.: там же. С. 1049, 1054.

[102] См.: там же. С. 1065-1067.

[103] См.: там же. С. 1102-1103.

[104] См.: там же. С. 1115-1116.

[105] Киценко Н.Б. Исповедь в советское время // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2012. № 3-4. - С. 15

[106] См.: там же. С. 16-18.

[107] Там же. С. 18.

[108] Григорий (Чуков), митр. Таинство Покаяния и «общая исповедь» // Научно-богословский портал Богослов.ru / URL: http://www.bogoslov.ru/text/1013701.html (дата обращения: 15.07.2018).

[109] См.: там же.

[110] См.: Киценко Н.Б. Исповедь в советское время // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2012. № 3-4. - С. 24-29.

[111] См.: Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Официальный сайт Московского Патриархата / URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html (дата обращения 21.07.2018).

[112] См.: Поместные Церкви // Официальный сайт Московского Патриархата / URL: http://www.patriarchia.ru/db/organizations/30909/ (дата обращения 21.07.2018).

[113] См.: Кострюков А.А. Дарование автокефалии Православной Церкви в Америке в свете документов церковных архивов // Научно-богословский портал Богослов.Ru / URL: http://www.bogoslov.ru/text/5067273.html (дата обращения 22.07.2018).

[114] См.: Карпенко Д., прот. Подготовка к причастию: канонические нормы и практика Поместных Православных Церквей // Белгородская и Старооскольская епархия / URL: http://www.beleparh.ru/index.php/novosti/57-drugie-novosti/530-podgotovka-k-prichastiyu-kanonicheskie-normy-i-praktika-pomestnykh-pravoslavnykh-tserkvej-doklad-protoiereya-dimitriya-karpenko-na-xx-sezde-dukhovenstva-belgorodskoj-i-starooskolskoj-eparkhii (дата обращения 25.07.2018).

[115] См.: Горенок Н. Митрополит Лонгин: «В отношении к Таинствам крайности неуместны» // «Православие и Мир» / URL: https://www.pravmir.ru/mitropolit-longin-v-otnoshenii-k-tainstvam-krajnosti-neumestny/ (дата обращения 25.07.2018).

[116] См.: Карпенко Д., прот. Подготовка к причастию: канонические нормы и практика Поместных Православных Церквей // Белгородская и Старооскольская епархия / URL: http://www.beleparh.ru/index.php/novosti/57-drugie-novosti/530-podgotovka-k-prichastiyu-kanonicheskie-normy-i-praktika-pomestnykh-pravoslavnykh-tserkvej-doklad-protoiereya-dimitriya-karpenko-na-xx-sezde-dukhovenstva-belgorodskoj-i-starooskolskoj-eparkhii (дата обращения 26.07.2018).

[117] См.: Ткаченко А. А. Исповедь // Православная Энциклопедия / URL: http://www.pravenc.ru/text/675011.html (дата обращения 28.07.2018).

[118] См.: Карпенко Д., прот. Подготовка к причастию: канонические нормы и практика Поместных Православных Церквей // Белгородская и Старооскольская епархия / URL: http://www.beleparh.ru/index.php/novosti/57-drugie-novosti/530-podgotovka-k-prichastiyu-kanonicheskie-normy-i-praktika-pomestnykh-pravoslavnykh-tserkvej-doklad-protoiereya-dimitriya-karpenko-na-xx-sezde-dukhovenstva-belgorodskoj-i-starooskolskoj-eparkhii (дата обращения 28.07.2018).

[119] См.: Ткаченко А. А. Исповедь // Православная Энциклопедия / URL: http://www.pravenc.ru/text/675011.html (дата обращения 28.07.2018).

[120] См.: Балашов Н., прот. Опыт разных Поместных Православных Церквей в области подготовки к Причастию: историческая практика и современные подходы к решению вопроса // Журнал Московской Патриархии и Церковный вестник / URL: http://e-vestnik.ru/analytics/slovo_protoiereya_nikolaya_boloshova_7030/ (дата обращения 28.07.2018).

[121] См.: там же.

[122] См.: Карпенко Д., прот. Подготовка к причастию: канонические нормы и практика Поместных Православных Церквей // Белгородская и Старооскольская епархия / URL: http://www.beleparh.ru/index.php/novosti/57-drugie-novosti/530-podgotovka-k-prichastiyu-kanonicheskie-normy-i-praktika-pomestnykh-pravoslavnykh-tserkvej-doklad-protoiereya-dimitriya-karpenko-na-xx-sezde-dukhovenstva-belgorodskoj-i-starooskolskoj-eparkhii (дата обращения 28.07.2018).

[123] См.: Holy Confession // Annunciation Greek Orthodox Cathedral / URL: http://www.agoc.org/ourparish/holy-confession (дата обращения 28.07.2018).

[124] См.: A Prayer of Repentance // Sts Peter and Paul Greek Orthodox Church KW under the Jurisdiction of the Ecumenical Patriarchate / URL: http://stspeterandpaulgoc.ca/a-prayer-of-repentance/ (дата обращения 28.07.2018).

[125] См.: Shanbour M., Fr. The Sacrament of Confession// Saints Peter and Paul Antiochian Orthodox Christian Church / URL: http://www.peterandpaul.net/art-confession (дата обращения 29.07.2018).

[126] См.: Горенок Н. Митрополит Лонгин: «В отношении к Таинствам крайности неуместны» // «Православие и Мир» / URL: https://www.pravmir.ru/mitropolit-longin-v-otnoshenii-k-tainstvam-krajnosti-neumestny/ (дата обращения 29.07.2018).

[127] См.: Алмазов А.И. Тайная исповедь в Православной Восточной Церкви. В 3 т. Т. I. Одесса: Типо-литография Штаба Одесского Военного Округа, 1894. - С. 225.

[128] См.: Алмазов А.И. Тайная исповедь в Православной Восточной Церкви. В 3 т. Т. I. Одесса: Типо-литография Штаба Одесского Военного Округа, 1894. - С. 225.

[129] Там же. С. 231.

[130] См.: Цыпин В., прот. Епитимия // Православная Энциклопедия / URL: http://www.pravenc.ru/text/190055.html (дата обращения: 31.07.2018).

[131] См.: Балашов Н., прот. Опыт разных Поместных Православных Церквей в области подготовки к Причастию: историческая практика и современные подходы к решению вопроса // Журнал Московской Патриархии и Церковный вестник / URL: http://e-vestnik.ru/analytics/slovo_protoiereya_nikolaya_boloshova_7030/ (дата обращения 19.06.2018).

[132] См.: Молитвослов. Глагол, 2007. - С. 195-211.

[133] См.: Иларион (Алфеев), митр. Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. М.: Эксмо, 2012. - С. 167-168.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
III.2. Практика Сербской Православной Церкви и славянская практика | Первая производственная практика (практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 391 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

804 - | 743 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.