Анималистика в изобразительном искусстве существует как самостоятельный жанр. При этом изображения представителей животного мира, птиц и рыб встречаются в различных произведениях изобразительного искусства, как реалистического, так и декоративного направления. Наскальные изображения животных в сценах охоты являются древнейшими известными человечеству памятниками изобразительного искусства.
Рисованию представителей фауны в процессе обучения основам изобразительной грамоты уделяется особое внимание. Окружающий мир полон жизни в буквальном смысле: люди, животные, птицы, насекомые. Как правило, стаффаж является неотъемлемой частью пейзажного мотива, помогает оживить картину, выразить творческий замысел художника. Поэтому начинающему художнику необходимо получать практический опыт изображения животных и птиц, в особенности в рамках занятий на пленэре.
Тема 2.1. Зарисовки и этюды животных и птиц.
Рисование с натуры представителей фауны направлено, в первую очередь, на изучение анатомии животного, конструктивного анализа сложных пластических форм. Будущий художник-педагог обязан не только уметь изобразить животное, но и иметь четкое представление об этапах работы над рисунком, об особенностях пластики изображаемого животного. Для этого необходимо выполнение графических зарисовок с натуры, вдумчивое наблюдение животного, как в статике, так и в движении. Такие зарисовки рекомендуется выполнять в Дарвиновском и Зоологическом музеях, где есть возможность длительного созерцания чучел животных в различных пластических позах для изучения анатомии и конструктивного анализа формы. В зависимости от вида и характера позы изображаемого животного рекомендуется использовать различные графические материалы: карандаш, тушь, фломастер, сангина, уголь, соус, ручка, пастель.
Живописные этюды животных и птиц рекомендуется писать с натуры непосредственно в условиях пленэра – Московский зоопарк, улицы, парки Москвы и Подмосковья. Задачи живописных этюдов на пленэре отличаются от работы художника в музее. Средствами живописи следует учиться передавать среду, пейзажный мотив, в котором присутствуют представители животного мира. Живописные материалы также могут использоваться разные, в зависимости от творческого замысла художника: акварель, гуашь, темпера, акрил, масло. Выполняя живописный этюд, следует стремиться выразить некое состояние мотива, отразить пластику и характер животного в его окружении.
Задания для самостоятельной работы:
Задание 1: графические наброски и зарисовки птиц и животных (35–40 штук). Задача — выразительно передать конструктивные особенности формы и пластику животного. Материал — бумага (в том числе тонированная) размер А5-А4, карандаш, уголь, сангина, тушь, фломастер, кисть, перо, ручка.
Задание 2: живописные краткосрочные этюды птиц и животных в окружении (35–40 штук). Задача — средствами живописи выразить особенности формы и пластики животного, передать состояние пейзажного мотива. Материал — бумага (в том числе тонированная)/картон размер А5-А3, акварель, гуашь, темпера, акрил, масло.
Список литературы:
1. Аксёнов Ю., Левидова М. Цвет и линия: Практ. руководство по рис. и живописи / Ю. Аксёнов, М. Левидова. – М.: Сов. художник, 1986. – 326 с.
2. Баммес Г. Изображение животных. - М: Дитон, 2011. – 240 с.: ил.
3. Базанова М.Д. Пленэр: Учеб. летняя практика в худож. уч-ще: [Учеб. пособие для худож.-пром. уч-щ и уч-щ прикл. искусства] / М. Д. Базанова. – М.: Изобразит. искусство, 1994. – 157 с.: ил.
4. Кузин В.С. Рисунок. Наброски и зарисовки: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / В.С. Кузин. – 2-е изд., стер. – М.: Изд. центр «Академия», 2013. – 232 с.
5. Рощин С.П., Филиппова Л.С. Художественно-творческая практика (пленэр): учебно-методическое пособие. – М.: МГПУ, 2014. – 88 с.