Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философия науки как методология




Философское мировоззрение выполняет ряд познавательных функций, родственных функциям науки. Наряду с такими важнейшими функциями, как обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия, о которых уже шла речь, теоретическая масштабность философского разума позволяет ему осуществлять также эвристические функции прогноза, формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами. На основе принципов рационального миропонимания философская мысль группирует житейские, практические наблюдения различных явлений, формулирует общие предположения об их природе и возможных способах познания. Используя опыт понимания, накопленный в иных областях познания, практики (перенос опыта), она создает философские "эскизы" тех или иных природных или общественных реалий, подготавливая их последующую конкретно-научную проработку. При этом осуществляется умозрительное продумывание принципиально допустимого, логически, теоретически возможного. Познавательная сила таких "эскизов" тем больше, чем более зрелым является философское понимание. В результате "выбраковки" вариантов, малоправдоподобных или вовсе противоречащих опыту рационального познания, возможны отбор (селекция), обоснование наиболее разумных допущений. Кроме задач, родственных науке, философия выполняет и особые, лишь ей присущие функции: уяснение самых общих оснований культуры вообще и науки в частности. Достаточно широко, глубинно и масштабно сама наука себя не уясняет, не обосновывает. Специалисты, изучающие всевозможные конкретные явления, нуждаются в общих, целостных представлениях о мире, о принципах его "устройства", общих закономерностях и т.д. Однако сами они таких представлений не вырабатывают. В конкретных науках используется универсальный мыслительный инструментарий (категории, принципы, различные методы познания). Но ученые специально не занимаются разработкой, систематизацией, осмыслением познавательных приемов, средств. Общемировоззренческие и теоретико-познавательные основания науки изучаются, отрабатываются в сфере философии. Философия выполняет интегрирующую роль по отношению ко всем другим наукам. Было время, когда никаких наук еще не существовало, а философия уже выделилась в самостоятельную систему идей. Создав самую общую картину мира, его устройства и развития, указав способы познания этого мира, определив цели и смысл человеческой жизни, а также некоторые общие законы общества, философия дала жизнь всем конкретным наукам. На разных исторических этапах они то и дело выделялись из материнского лона философии, обрастали массой конкретных фактов, брали на вооружение технические средства, проникали в такие глубины строения материи и поведения людей, куда философ, вооруженный лишь собственным созерцанием, проникнуть не мог. Именно в рамках философии достигли своего совершенства приемы анализа и синтеза знаний, дедукции и индукции, движения от простого к сложному и от явлений к сущности. Для философского мышления характерны не только всеобщность, но и целостность, системность постижения социальной жизни. Философское мышление подразумевает силу ума, логики, наблюдательности, умение выявлять в отдельных фактах общечеловеческий смысл явления. Философские корни конкретно-научных знаний продолжают ощущаться в любой дисциплине, поэтому на каждом этапе познания, обобщив очередную порцию новых знаний и для их более глубокого осмысления, ученые вновь и вновь обращаются к философским основаниям своей науки. Философия продолжает выполнять регулятивную функцию методологии научного познания.

 

Наука и религия

Взаимоотношения науки и религии, бесспорно, принадлежат к важнейшим и наиболее острым проблемам мировоззрения современности. Они представляют собой глубоко различные, в каком-то смысле даже не- совместимые сферы культуры. Их действительно многое разделяет, их функции в обществе видятся нередко как противоположные. Однако при более внимательном рассмотрении наука и религия предстают в качестве взаимодополнительных. В обществе как целостной системе можно выделить процессы устойчивости и изменчивости. Если с этих позиций рассматривать науку, то окажется, что ее отличительной чертой является направленность на порождение нового знания, это и делает науку важнейшим социальным фактором изменений в культуре и обществе. Что касается религии, то она выступает хранителем традиций, устойчивых, исторически апробированных ценностей. Именно в религии кристаллизовались общечеловеческие нравственные заповеди («не убий», «не укради») и исходные модели сознания и поведения людей. Религия основана на вере, которая связана с эмоциональным миром человека и базируется на определенных принципах. Для религиозного человека эти принципы незыблемы. Наука также опирается на определенную систему принципов, формирующих картину мира. Но в науке они имеют исторический характер, устойчивы только на определенном этапе развития. Так, механическая картина мира, опиравшаяся на идеалы классической рациональности и господствовавшая в XVII-XVIII веках, потребовала своего глубокого пересмотра в конце XVIII - первой половине XIX столетия, когда представление об объектах как механических системах оказалось неадекватным предмету большинства наук. Еще более радикальным был пересмотр онтологических и методологических принципов науки в научных революциях XX столетия: в биологии в связи с развитием генетики и открытием новых уровней организации жизни; в физике (создание теории относительности, квантовой механики); в космологии в связи с формированием концепции нестационарной Вселенной; в междисциплинарных исследованиях (кибернетика, теория систем).Это отмечал еще А. Эйнштейн, который писал: «Мы всегда должны быть готовы изменить эти представления, изменить аксиоматическую базу науки, чтобы обосновать факты, “логически наиболее совершенным образом”»2. В науке изменение фундаментальных понятий - норма. В религии нормой является, наоборот, сохранение фундаментальных принципов. Конечно, это не значит, что в мировых религиях ничего не меняется. Речь идет об исходных основаниях. Даже идейное противостояние в религии протекает в контексте признания одних и тех же священных текстов (Библия для протестантов и католиков, Коран для шиитов и суннитов). В науке же нет священных книг, и отношение к великим памятникам истории научной мысли у ученого принципиально иное, чем у верующего. В этом также проявляется различие двух дополняющих друг друга интенций жизни культуры - доминирование ценностей инноваций для науки и ценностей традиции для религии. В качестве феноменов культуры наука и религия формируют особые программы человеческой жизнедеятельности. Наука в общем нацелена на изучение объектов, включенных или заново включающихся в сферу человеческой активности: природных, социальных, ментальных. Но наука не исчерпывает собой всего многообразия культуры. В постижении мира человеком участвуют и обыденное сознание, и художественный опыт, и нравственность, и религия. И если наука ориентирована прежде всего на исследование объектных структур, то в религии выражается опыт межсубъектных отношений, человеческих связей, в основе которых- фундаментальные ценности культуры. В религиозных чувствах отражается сознание человека и его состояния (вера, надежда, любовь), которые не могут быть сведены к рациональной компоненте. Религия сосредоточивает свое внимание на ответственности человека перед людьми и Богом, подчеркивает необходимость соблюдения фундаментальных нравственных норм, нарушение которых ведет к деградации человека и распаду социальной жизни. В период становления научной картины мира церковь активно сопротивлялась растущей автономии научного познания (преследование инквизицией Г. Гали- лея, сожжение на костре Дж. Бруно). Но постепенно ситуация изменилась. В рамках христианской традиции обозначилось стремление согласовывать христианское миропонимание с развивающимся научным знанием. Так возникли философия неотомизма, перекликающаяся с идеями русского космизма, антропология Тейяра де Шардена, учение о ноосфере В. И. Вернадского. В то же время внутри христианской теологии еще в Средние века существовала традиция религиозного познания природы как Божьего творения. Подход сложившийся на латинском Западе в начале XIII века, рассматривал природу как книгу, написанную Богом для того, чтобы понять, как устроено Божье творение, раскрыть его логику, закон. Такое понимание привело к становлению того типа рациональности, который реализовался в новоевропейской науке. Таким образом, предпосылкой перехода к новому пониманию природы, наиболее отчетливо выразившейся в техногенной цивилизации, была христианская культурная традиция. Конечно, в средневековом христианстве сохранялось присущее античной культуре противопоставление естественному искусственного, но одновременно содержалась и потенциальная возможность перехода к иному пониманию, ибо человек воспринимался как творение Бога, созданное по его образу и подобию. Это открывало возможность трактовать человеческую деятельность как продолжение божественных деяний, пусть и несовершенное. В период Ренессанса и Реформации начинает складываться новое понимание связи между естественным и искусственным. По отношению к божественному разуму, который создал мир, природа рассматривается как искусственное начало, а деятельность человека становится как бы уменьшенным подобием актов творения. В Новое время основой человеческой деятельности стало подражание природе, выявление ее разумного начала и гармонии - в науке, технических изобретениях, художественном творчестве. Разумное изменение природы через человеческую деятельность понимается как согласующееся с ее естественным устройством. Так возник новый способ познания мира: идея возможности ставить природе теоретические вопросы и, активно преобразуя природные объекты, получать на них ответы. Таким образом, существенно модифицируясь, каждый раз принимая новые обличия, в истории культуры продолжали сохраняться подходы, характерные для христианской традиции, при этом она соединялась с ценностями науки. В истории новоевропейской культуры наука вступила в сложные, противоречивые отношения с религией, когда стала не просто формировать свою картину мира, но и претендовать на ее особый мировоззренческий статус. Научная картина мира постоянно обновляется, нередко радикально изменяя наши представления о мироздании. Через систему современного образования научные представления о мире входят вобыденное сознание, требуя корректив миропонимания в целом. В условиях техногенной цивилизации возникают новые области, требующие взаимодействия науки и религии. Так, на повестке дня остро стоят проблемы, связанные с вмешательством в генетику человека (клонирование, воздействие на внутриутробное развитие с целью проектирования ребенка с заданными свойствами). Исследования в этой области вызывают многочисленные дискуссии, связанные с определением зон риска, которые могут иметь негативные социальные и гуманитарные последствия. В этих дискуссиях принимают активное участие не только ученые различных специальностей, но и религиозные деятели. Возникают новые ситуации диалога науки и религии, которые вносят существенные изменения в прежний статус автономии научных исследований. В течение долгого времени господствовало убеждение, что техногенный тип цивилизации, важнейшим истоком которого является наука, выступает как магистральный путь социального прогресса. Несомненно, эта цивилизация обусловила возникновение бесспорных достижений в области производственных технологий, медицины, улучшения качества жизни. Но она же породила и глобальные кризисы, поставившие под угрозу само существование человечества. Вряд ли современная цивилизация способна найти выход из этих кризисов, не меняя базовых ценностей техногенной культуры и самих стратегий ее развития. Но если будут меняться базовые ценности, это не может не сказаться на взаимоотношениях науки и религии. Новые тенденции в этих отношениях могут рассматриваться как точки роста новых ценностей. Можно зафиксировать появление новых концепций в рамках современной христианской теологии. Показательны в связи с этим взгляды современных протестантских теологов Х. Ролстона и А. Пикока. Они отстаивают идею, согласно которой Бог не закончил процесс творения мира, а творит его постоянно, он соучастник этого процесса, и сумма добра и зла, творимых людьми, тоже вносит в него свою лепту. Человек несет свою долю ответственности за космическую эволюцию, активно влияет на нее. Такие идеи, несомненно, вносят новые обертоны в проблему взаимодействия науки и религии, являющихся двумя важнейшими ипостасями культуры, и создают новые возможности для их равноправного диалога.

Наука и техника

Слово "техника" обычно употребляется в двух смыслах. Во-первых, для обозначения мастерства субъекта какой-либо деятельности, и, во-вторых, для обозначения средств и орудий деятельности. М. Хайдеггер придал ему еще один смысл: особого отношения к миру как к материалу, источнику вещества и энергии, срывающему завесы природных тайн, превращающему бытие лишь в форму и условие человеческого существования.

 что значит техника?

 Гегель попытался ответить на вопрос "что значит техника?", предложив свою знаменитую формулу: человек ставит между собой и природой предмет природы и заставляет их вместо себя надрываться в работе. А Маркс ввел понятие "производительные силы" и указал на революционизирующую роль техники в развитии общества. Пар, электричество и сельфактор (прядильная машина), писал он, были несравненно более опасными революционерами, чем даже граждане Барбес, Распайль и Бланки, деятели революций 1830 и 1843 гг. во Франции.

Техника является частью общей рационализации общества. Она покоится на деятельности исчисляющего рассудка. 2) Техника есть применение силы природы против самой природы. 3) Применение техники осуществляется методами, внешними по отношению к предмету. Она характеризует способность делать и господствовать, а не созидать и выращивать. 4) Техника ставит на место непосредственного отношения между человеком и природой опосредованное отношение. 5) Применение силы природы против самой природы основано на знании, в конечном счете, научном знании. 6) Применение техники имеет своим следствием "облегчение жизни, сокращение каждодневных усилий, затрачиваемых на поддержание условий физического существования, увеличение досуга и удобства". Исследователями предложен ряд периодизаций развития техники. Одна из них принадлежит Г. Волкову, который видит критерий различения этапов развития техники в перемещении от человека к технике функций, которые вызывают фундаментальные изменения в технологическом способе соединения человека и техники. Таких этапов он насчитывает три. На первом этапе господствуют орудия ручного труда, на втором - машины, на третьем - автоматы. На первом этапе человек является материальной и энергетической основой производства, а орудие только усиливает его работающие органы. На втором основой производственного процесса становится машина, а человек превращается в ее придаток. На третьем возникает свободный тип связи. Человек высвобождается из непосредственного процесса производства, получает возможности для творческой деятельности. На этом этапе, говорит Г. Волков, техника не ограничивается более в своем развитии пределами человеческого организма. Другая периодизация предложена Л. Мэмфордом. Последний различает эпохи развития техники в соответствии с тем, что каждая из них дает или отнимает у человека. Первая эпоха палеотехническая, вторая - эотехническая, третья (наступающая) - неотехническая. Первая эпоха - особенно на своем последнем отрезке - имеет целью не наращивание силы, а интенсификацию жизни. Наука, похоже, начинает искупать вину Галилея, элиминировавшего человека из картины мира. На наших глазах, утверждает Л. Мэмфорд, возникает общество, где будет признана антропологическая ценность техники, а человек перестанет рассматриваться как средство. Существуют и другие периодизации техники, критерии которых так или иначе тяготеют к уже нами названным. Современная техника является практическим приложением науки и составляет с ней сложный симбиоз. Этот симбиоз - главное средство развития современного общества. В силу чего общественный прогресс часто рассматривается прежде всего как научно- технический. В конце XIX в. отношение к последнему стало раздваиваться. Наряду с положительным, сформировалось и отрицательное отношение к нему. Это сказалось не только на отношении к науке, но и к технике. В обществе сформировалось три подхода к технике: нейтральный (все зависит от ее применения), положительный и отрицательный.

Понятие науки. Основной формой познавательной деятельности, главным ее "носителем" является наука. До Нового времени не было условий для формирования науки как системы знания, своеобразного духовного феномена и социального института. До этого существовали лишь элементы, предпосылки науки, но не сама наука как указанное триединство. Как целостная органическая система трех названных своих сторон она возникла в Новое время, в XVI-XVII вв., в эпоху становления капиталистического способа производства. С этого времени наука начинает развиваться относительно самостоятельно. Однако она постоянно связана с практикой, получает от нее импульсы для своего развития и в свою очередь воздействует на ход практической деятельности, опредмечивается, материализуется в ней. Превращаясь в непосредственную производительную силу, наука приобретает важное социальное значение, способствует развитию самого человека.

Наука - это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов.

Наука - это творческая деятельность по получению нового знания и результат этой деятельности: совокупность знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов. Собрание, сумма разрозненных, хаотических сведений не есть научное знание.

Философия и религия

В данной статье мы кратко поговорим о соотношении религии и философии, их сходствах и различиях. Немецкий философ Гегель рассматривал религию как определенную, но не высшую степень развития Абсолютного духа, как незрелое, несовершенное философствование. С этой точки зрения религия оказывается как бы в начальном классе и должна быть постепенно ассимилирована философией. Такой подход является лишь одним из примеров достаточно распространенного взгляда на соотношение религии и философии, согласно которому религия - это слепая вера, которая далека от истинных знаний, а философия - это глубокие знания, основанные на логике и свободе мышления. Но такой чисто рационалистический и поверхностный взгляд связан с недоразумением относительно сущности религиозной веры и ложной трактовкой предмета философии. Вера - если это настоящая вера - никогда не была слепой, она всегда зрячая, она является в действительности истинным знанием, которое базируется на очевидности существования Бога. С другой стороны, философия познает наиболее общие основы бытия природы и человека, пытается охватить Вселенную в целом, ищет всеединства — а потому неизбежно (если это действительно философия, а не вспомогательная философская дисциплина) выходит за пределы этого мира. Это хорошо понимали философы Древнего мира и Средневековья, для которых философия была именно богопознанием, а даже Гегель считал, что единственным предметом философии является Бог. «Предметом религии, как и философии, является вечная истина в ее объективности, бог и ничто, кроме бога и объяснения бога. Философия не есть мирская мудрость, но есть познание немирского; не познание внешней массы, эмпирического наличного бытия и жизни, а познание того, что вечно, что есть бог и связанное с его природой. <...> Религия является порождением божественного духа, а не человеческое открытие - результат божественного воздействия на человека и деятельности бога в человеке». Таким образом, философия и религия частично совпадают по своему предмету, - но они различны по методам, которыми осваивают этот предмет. Религия опирается на непосредственный опыт, это сама жизнь, которая не опосредуется формальной логикой, она интуитивная и иррациональная. Философия, напротив, активно пользуется логикой, она все же является познанием жизни, а не самой жизнью. Религия предполагает необъятность Бога, философия же пытается его понять. Религия осознает Бога как живую личность, для философии это практически невозможно. Таков характер связи религии и философии. Впрочем, не следует философию сводить к рационально-логическому мышлению, даже в его абсолютном, гегелевском смысле. Философия тем и отличается от отдельных наук, она не столько логическая аргументация, сколько наблюдение и описание картины бытия в целом. А это возможно лишь тогда, когда в основе философии лежит религиозная интуиция. Религиозное чувство тайны и глубины бытия является первым и необходимым условием развития философии. Таким образом, совпадая по своему предмету и имея единственный источниксвоего развития, религия и философия отличаются по конечным формам своего существования и по своему содержанию.Религия является познанием и жизнью в общении с Богом. Философия есть познание Бога, но вместе с тем (а иногда и в первую очередь) - познание мира, познание жизни. Философия привносит законченность и целостность в наше мировосприятие и понимание жизни, которая имеет, собственно, религиозную основу; она является необходимой связью между знанием высшего и низшего, но она не может заменить религию - так же, как «никакая теория солнца не заменит мне его луча» (С. Булгаков).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 385 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2442 - | 2196 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.