Суть заключается в том, что журналист сам нарочно создает ситуацию, а потом на основе реакций людей, последствий пишет текст.
- Этические нормы в работе с источником информации.
Требования этики находят воплощение и становятся правилами в тех ситуациях, которые регулярно возникают в отношения между журналистами и аудиторией, журналистом и источником информации, журналистами и персонажем произведения, журналистом и автором, журналистом и редактором, журналистом с коллективом редакции, журналистом и его коллегами по работе, журналистом и властью. Контролируется их выполнение общественным мнением, общественными (в журналистике — журналистскими) организациями, трудовыми коллективами, создающими порой «суды чести» или подобные органы, действующие на общественных началах.
Этические нормы основаны на морали. Они юридически не фиксируются, но должны быть исполнены в журналисткой среде.
Существует несколько не общепринятых (в силу разного отношения журналистов к этике), но вполне обоснованных требованиями профессионализма правил. В частности, не следует:
- «прикидываться», то есть представляться работником другой профессии, предположим, водопроводчиком, почтальоном, прохожим и т.п. (кроме использования включенного наблюдения);
- запугивать собеседника
- советовать, давать рекомендации;
- обещать «разобраться» и принять меры (это не входит в компетенцию журналистов);
- допускать поступки, которые могут вызвать моральное осуждение окружающих;
- идти на сближение ни с «положительными», ни с «отрицательными» персонажами;
- принимать подарки и услуги, поскольку могут возникнуть отношения зависимости журналиста от источника информации;
- производить запись разговора на диктофон без ведома собеседника (напротив, необходимо убедить его в том, что диктофон не позволит исказить его мысли и суждения); в то же время не лишним окажется дублирование диктофона записями в блокнот принципиально важных заявлений и суждений, так как техника, бывает, отказывает;
- в любом случае, с человеком, которого журналист намерен критиковать, нужен еще один последний разговор, где автор излагает выводы и оценки, к которым пришел, собирая информацию.
Важно оставить хорошее впечатление, чтобы впоследствии у интервьюемого не возникла неприязнь к журналистам.
- Система журналистских жанров.
Система жанров журналистики – это единство связанных находящихся во взаимодействии жанров журналистики.
Существуют
- Информационные жанры журналистики. (заметка, репортаж, интервью, отчет). Такие тексты превосходят в количестве тексты других жанров. Этот жанр помогает донести до аудитории последние новости, события, происходящие в обществе.
- Аналитические жанры журналистики. (корреспонденция, статья, рецензия, обозрение, обзор печати, комментарий). Нацелены не только на распространение актуальных новостей в обществе, но и на анализ, исследование, истолкование происходящих событий, процессов, ситуаций.
- Художественно-публицистические жанры. (очерк, зарисовка, эссе, фельетон, памфлет). Тексты, которые обычно относят к «авторской» или «писательской» журналистике, подчеркивая тем самым их особый характер. Проявляется он прежде всего в повышенной требовательности к языку, художественной образности, эмоциональной насыщенности текстов, глубине авторского обобщения действительности. В силу этого художественно-публицистических жанр считается наиболее трудной ступенью при восхождении к вершинам журналистского мастерства.
- Информационные жанры журналистики и их особенности.
Повествование реальных фактов.
• Хроника – факт без подробностей. Небольшие (порой из одной – двух фраз) сообщения, не имеющие заголовка. Чаще публикуются подборками. Язык: книжный, сухой, официальный.
• Новость – факт, происшествие, отражающие актуальный момент действительности, имеющий общественное значение, вызывающий общественный интерес, а так же имеющий под собой эмоциональную подоплеку.
• Заметка – короткая информация, или заметка. Содержит сам факт и некоторые подробности. Состоит из десяти–тридцати строк, имеет собственный заголовок. Чаще публикуется в подборке. Расширенная – информация предполагает более широкое и подробное изложение событий. Возможны: историческая справка, сравнение, характеристика героев и т.д. Включает в себя вступление и концовку. Содержит 40-150 строк, заголовок. Допустим подзаголовок.
• Зарисовка – обобщение фактов и описание обстановки. Короткий, живой и образный рассказ о своих впечатлениях.
• Интервью – изложение фактов от имени того, с кем ведется беседа. Предполагает совместное творчество: журналист предвосхищает вопросы читателей, тщательно готовится к интервью, непременно владеет ситуацией.
В задачи журналиста, берущего интервью, входит: 1) выявить точку зрения собеседника по обсуждаемому вопросу (вопросам); 2) рассказать о собеседнике, создать его психологический портрет.
Виды интервью по А.А. Грабельникову
Интервью - диалог – беседа в форме вопросов и ответов. Самый распространенный вид. Журналист, наряду с основными вопросами, задает собеседнику уточняющие, получает информацию о значительном факте.
Интервью - монолог – выглядит в форме ответа интервьюируемого на вопрос корреспондента, поставленный в начале текста.
Интервью - портрет – на первый план выходит создание портрета интервьюируемого. В тексте появляются элементы биографии, присутствуют мнения героя по различным темам. Автор, посредством разнообразных вопросов, раскрывает личность человека.
Интервью - беседа – журналист ведет беседу с человеком на равных. Предмет разговора – проблемная актуальная ситуация, выход из которой следует найти в процессе разговора. Журналист не только получает от собеседника информацию, но и сам высказывает свое мнение. Возможен спор. Обратные вопросы.
Коллективное интервью – представление о мнении нескольких людей по тем или иным вопросам.
Анкета – массовый вид интервью, заочная беседа. Вопросы задаются на газетном листе, автор изучает поступившие в редакцию ответы и пишет текст. Иногда в издании существует рубрика «Анкета», в которой герой отвечает на стандартный набор вопросов.
Блиц-опрос – целью является получение мнений людей различного социального статуса по одному актуальному вопросу.
• Отчёт (общий, тематический, с комментариями) – по заданию редакции журналист рассказывает о том, что видел и слышал. Размер материала зависит от значимости события. Общий отчет содержит изложение фактов в хронологическом порядке, тематический – освещает 1-2 наиболее важных вопроса, отчет с комментариями – изложение основных событий и высказывание совей точки зрения.
• Путевые заметки – информационный жанр, в котором публицистическое, авторское начало может быть весьма заметным. Это своего рода отчет, но отчет об определенном событии, а именно о путешествии.
• Репортаж – наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста-очевидца или действующего лица. Репортаж сочетает в себе элементы всех информационных жанров (повествование, прямая речь, красочное отступление, характеристика персонажей, историческое отступление и т.д.). Репортаж желательно иллюстрировать фотоснимками. Репортаж бывает: событийный (сиюминутный отклик на происходящее.), аналитический (выяснение причин его возникновения и развития), репортаж-комментарий (не подробное освещение события, а на его детальный комментарий).
· Некролог – не путать с извещением о кончине. Некролог – это рассказ о этапах жизни умершего со словами прощания и скорби.
- Аналитические жанры журналистики и их особенности.
Это широкое полотно фактов, которые трактуются, обобщаются, служат материалом для постановки определенной проблемы и ее всестороннего рассмотрения и истолкования.
- Корреспонденция - Корреспонденция анализирует группу фактов. Это делается с помощью описания фактов, их анализа и соответствующих выводов. Здесь очень важны примеры, оперативность, конкретность темы, четкий адрес.
Виды корреспонденции:
1) информационная – отличается широтой охвата материала, обстоятельным развитием темы.
2) аналитическая корреспонденция вскрывает причины описываемого явления. Она критического плана.
3) постановочная корреспонденция – такой вид отражает злободневную, актуальную ситуацию на основе анализа и синтеза фатов.
4) корреспонденция-раздумье – журналист совместно с читателем анализирует, сопоставляет, сравнивает, оценивает целый ряд фактов.
Если в статье структура произвольная, то в корреспонденции – специфичная. Она имеет: рубрику, заголовок, головные строки, зачин, основную часть и концовку. По рубрике можно определить характер корреспонденции. Зачины разных видов этого жанра бывают разными: сюжетный, информационный, проблемный. Концовки тоже отличаются характерными чертами.
- Статья – это обобщение и анализ фактов и явлений. Если в корреспонденции события рассматриваются от частного к общему, то в статье все происходит наоборот – от общего к частному. Статья берет факты в глобальных масштабах, анализирует их, поднимая до научно обоснованных выводов.
Виды статей:
1) передовая – в ней основа директивность;
2) пропагандистская – важным методом в ней является пропаганда;
3) научная и научно-популярная статья;
4) проблемная, требующая от автора всестороннего, глубокого изучения вопроса, компетентности, инициативы, смелости.
- Обзор – описание, подведение итогов, рассмотрение, изучение особого рода информации. Изучение особенностей публикаций, литературной, творческой деятельности издания, теле- и радиопрограмм или способ знакомства аудитории с публикациями в целях дать представление об их содержании, форме.
- Рецензия – жанр, в котором критикуется, дается оценка художественного или научного произведения, общественно-политической или технической литературы, театральных постановок, кинофильмов, телевизионных передач, художественных выставок, музыкальных концертов и даже бытовых ситуаций.
- Художественно-публицистические жанры журналистики и их особенности.
Художественно-публицистические жанры отличаются от других тем, что в них присутствуют художественность и публицистичность. Художественность – это образное отображение действительности, моделирование ситуации или действительно происшедших или придуманных событий. Публицистичность же выражается прежде всего в присутствии документальности, в пафосе и тенденциозности повествования, в допустимости только домысла, но не вымысла.
· Очерк – В очерке факты преломляются в свете личности автора. Важен не факт сам по себе, а его восприятие и трактовка героем или автором. Факт переосмыслен в образ, близок к малым формам художественной литературы, конкретен, построен на фактическом материале. Цель очерка – дать образное представление о людях, показать их в действии, раскрыть существо явления. Очерк бывает сюжетным (портрет, проблема) и описательным (событийный, путевой).
· Фельетон - это литературный материал на злободневную тему, использующая приёмы литературно-художественного изложения, особенно приёмы сатиры.
· Памфлет – злободневное публицистическое произведение, цель и пафос которого – конкретное гражданское, преимущественно социально-политическое обличение, направленное против кого-то
· Эссе – жанр, который пишется на одном дыхании, в нем присутствует высокий эмоциональный накал, наряду с философскими размышлениями. В эссе, как правило, отсутствует сюжет. Это своеобразный свободный "поток информации". Темы эссе отличаются злободневностью и актуальностью.
- Журналистский текст, его структура и функции.
Журналистский текст – это не просто набор слов и предложений, расположенных на странице в свободном порядке. Он должен иметь определенную структуру. Конечно, наличие перечисленных ниже пунктов не гарантирует, что текст получится качественным, но облегчает понимание, чем статья отличается от случайного куска текста.
Журналистский текст – публицистическое произведение различного жанра, предназначенное для социально-нравственной ориентации читателя, слушателя, зрителя в реальной действительности.
Основными функциями журналистского текста являются формирование идеологии, нравственная ориентация, поддержание общества в осведобленности.
Заголовок.
Название текста. Главная функция заголовка – привлечь внимание читателей к тексту. Чем ярче заголовок, тем больше шансов, что статью прочитают.
• Подзаголовки.
Подзаголовки бывают двух типов. Подзаголовок всего текста служит пояснением к заголовку. Подзаголовки в основной части статьи маркируют начало новой главки, как правило, они обязательны в тексте, превышающем 3-4 тысячи знаков.
• Лидер-абзац.
Первый абзац текста. Обычно выделяется жирным шрифтом. По стилю лидер-абзацы бывают разными, но их общая задача – заинтересовать читателя и коротко рассказать, чему посвящен текст.
Основная часть.
Собственно сам текст. Если статья не больше 1500-2000 знаков, то на разделы она не разбивается. Если больше – разбивается в обязательном порядке, так как читать *КИРПИЧ* крайне сложно.
• Дополнительные материалы.
Приложение к основному тексту. Выделяются графическими средствами. В каждой редакции эти дополнения называют по-своему. Самые распространенные названия – «врезка», «выноска», «плашка», «подверстка». Средний объем дополнений – от 300 до 1500 знаков. Обычно в этих приложениях публикуются комментарии экспертов, слова благодарности, ссылки на интернет-сайты или вспомогательная информация, не попавшая в основной текст. С одной стороны, если дополнения отсутствуют, то статья не теряет смысла. С другой стороны, с ними материал читать интереснее.
Типы заголовков.
Заголовок (конкретный, точный, активный(глагол), главная мысль). Должен привлекать внимание и вызывать интерес к новости.
объем заголовка статьи должен состоять из 4-7 слов, но не более 10-и. Чем длиннее заголовок, тем труднее он воспринимается.продающие заголовки: указывают выгоды и преимущества.
Типы заголовков статей:
· Информационные (стандартные) заголовки - Излагает суть новости, без «желтизны», интриг и прочих приемов привлечь внимание. Подходит для деловых изданий и корпоративных сайтов. Работает в случае, если событие само по себе интересно аудитории и нет необходимости в дополнительных приемах по привлечению внимания.
это анонсы, новости. Четко: Что? Где? Когда?
· необычные, креативные эмоциональные заголовки: они вызывают любопытство, ожидание чего-то, они благозвучны, наглядны и «цепляющие».
· заголовок- вопрос; (Почему нужно …? Как научиться…? Зачем заниматься …?)
· заголовок-загадка или интрига; Содержит недосказанность («Волшебные» слова: скандал, шок, новость, впервые, новинка. ПОМНИМ об их опасности!)
· заголовок – тайна; (Слова: секрет, тайна)
· заголовок с цифрами; (10 советов начинающим …, 5 причин …, 20 секунд падения…, 30 кг.)
· заголовок- рекомендация, — обещание, -инструкция;
· заголовок- личная история; («Как я стала блоггером»)
· заголовок «да» -подход: (такой заголовок предполагает ответ «да.» «Хотите узнать как…?»)
· заголовки-парадоксы; («Как богатые могут быть бедными»)
· прямолинейные заголовки: («Не нойте!», «Меня бросили!», «Думай и богатей!»)
- Виды лидов.
Лид – первый абзац, отвечающий на вопрос – кто, что, где, когда и как сделал. Суть новости и самые важные факты.
- Основной (лид-резюме) — вид лида, который в своем содержании раскрывает основную мысль текста или кратко излагает её.
- Эпизодичный — вид лида, в котором нам рассказывают эпизод, связанный с событиями изложенного.
· Единичный – данный вид лида акцентирует внимание читателя лишь на одном, наиболее важном аспекте, который и обыгрывается в первом абзаце.
· Драматический – вид лида, которые ведет читателя по лезвию ножа, накаляя его при этом до последнего предложения. Часть интриги раскрыта͵ чего же ждать далее?...
· Отложенный :Такой лид дает меньше информации, но втягивает в чтение. Информация последует далее, когда читатель уже увлечен.
· Цитатный — вид, в котором используется цитата, характеризующая содержание текста.
- Резонансный — вид, при котором, отстранившись от главной темы повествования, мы резко переходим к раскрытию нужного нам содержания об этом объекте для того, чтобы привлечь внимание читателя (втянуть его в чтение).
- Виды бэкграундов.
Бэкграунд – дополнительная (часто справочная) информация, которую автор новости посчитал необходимым добавить для полного раскрытия темы. Например, в бэкграунд можно добавить предысторию событий.
1. Хронологический – история развития события, которая может быть описана с точностью до минут.
2. Исторический – историческая справка об объекте внимания.
3. Биографический – биографическая справка о персоне.
4. Контекстный – справка о похожих, подобных событиях или явлениях.
5. Статистический – статистика, касающаяся того, о чем идет речь в статье.
6. Тематический – бэкграунд, рассказывающий о ситуации, которая происходила прежде и была по этой темое
Бэкграунд отсылает читателя в прошлое, чтобы дать представление о развитии сюжета.
- Создание текста, как творческий процесс.
Создание текста – акт всегда индивидуальный, глубоко личный и сокровенный. Автор (гораздо реже – авторы) остается один на один с материалом, обдумывает его, подвергает анализу, классифицирует и соответствующим образом излагает. То, как пишет журналист, играет большую роль. От этого зависит, понравится ли текст читателям, работодателям, повлияет ли он на сознание людей.
Автор может пойти совершенно различными путями.
Он может написать текст субъективно, не опираясь ни на какие алгоритмы написания. В этом случае, текст будет имплицитным – неявным, не выраженным прямо.
Тест становится уникальным. К нему можно относится как к уникальному, порожденному своеобразием личности автора произведению, которое представляет интерес само по себе. Но такой текст сложен на восприятие, и его содержание отходит на 2 план. А то, как воспримет аудитория текст – очень важно.
Текст так же может быть эксплицитным, то есть ясным, недвусмысленным.
Нельзя забывать, что текст пишется не для себя, не для выражения своих чувств, а для освещения проблемы и мнений, которое выражает мысли многих людей.
Печатная продукция, и прежде всего, разумеется, газетно-журнальная периодика, обращена к широким читательским кругам, и поэтому при разработке ее текстовой модели следует использовать понятные и общеупотребительные стилеобразующие средства, избегать искусственно усложненных вариантов сюжетопостроения и фабульного хода.
Конечно, создание журналистского текста – процесс творческий, большую роль играет авторское видение и понимание проблемы, его суждения и выводы, но журналист не должен переусердствовать с оригинальностью и уникальностью текста. Незыблемое правило журналистики – добиться такого уровня четкости и конкретности материала, который был бы в состоянии обеспечить адекватную передачу сообщения, то есть без искажения идеи, без семантических и психоэстетических деформаций, без потери даже самых незначительных оценочных нюансов.
В то же время, это зависит от жанра, в котором пишется текст. Если жанр информационный, он должен быть максимально информативным, рациональным, сухим.
Совсем иное дело – художественно-публицистические тексты. Они должны быть более насыщенными, образными. Должны быть использованы выразительные средства речи.
Аналитические тексты имеют иную специфику. Журналист выбирает проблему и рассуждает над ней.
- Двусторонняя природа массовой коммуникации.
Коммуникация, как система отношений, направленная на установление взаимопонимания, имеет двустороннюю природу.
С одной стороны осуществляется прямая связь – передача информации аудитории, с другой стороны действует обратная связь – прием информации от аудитории. Общественность в лице отдельных ее представителей через прессу высказывает свои оценки, мнения, влияет на поведение людей и социальных групп. И то, и другое возможно лишь при понимании собеседника и при ясности авторского замысла. В противном случае между редакцией и аудиторией нарушаются все связи.
Среди потребителей информации принято различать действительную и потенциальную аудиторию. Действительной аудиторией являются те, кто реально обращается к конкретному источнику сведений. Потенциальной аудиторией может быть все население страны. При изучении процесса коммуникации приходится иметь дело, как правило, с конкретными каналами и службами информации. Обращения читателей, слушателей, зрителей к СМИ – избирательны, привязаны к региону, собственным потребностям и интересам, к определенным политическим фигурам.
Журналист является организатором коммуникативных отношений, посредником и интерпретатором в социальном диалоге. Московские социологи, изучавшие творческий процесс в СМИ, обратили внимание на то, что «главные сложности у журналистов всегда вызывала массово-организаторская работа, то есть не собственно творчество, а работа с авторами, письмами в редакцию, организация “круглых столов”, рейдов и т.п.»
Действительно, организационно-массовая работа нередко угнетает пишущих журналистов, но является неотъемлемой частью профессии. Суть этой работы сегодня во многом стала иной. С изменением характера прессы, сокращением количества писем доля организаторской деятельности уменьшилась, у нее появились новые формы. Помимо собственной литературно-информационной работы журналист занимается следующими видами труда:
- редактирование,
- связи с общественностью,
- работа с письмами,
- работа с авторами,
- участие в коммерческой деятельности редакции.
Он вступает во взаимоотношения с различными социальными субъектами:
- властями,
- социальными институтами,
- партиями и общественными движениями,
- учредителями,
- рекламодателями,
- спонсорами.
Это тоже его аудитория, в общении с которой требуются организационные таланты и усилия. Ситуация на рынке СМИ заставляет многих руководителей редакций требовать от сотрудников поисков спонсоров и рекламодателей. Рекламный рынок в России и Беларуси после лета 1998 г. резко сократился. Для выработки действенной стратегии продажи газетной площади и эфирного времени в условиях возросшей конкуренции от всех журналистов потребовалось изучение местных рынков и читательской аудитории. В больших редакциях менеджментом, маркетинговыми исследованиями занимаются специально подготовленные работники. В местных и отраслевых изданиях журналистам приходится осваивать смежные профессии, и, как правило, они все дальше уходят от литературной работы. При этом новые отношения в сфере поиска финансов являются изначально компромиссными. Уважающей себя творческой личности приходится становиться просителем и униженно заглядывать в глаза сытым и богатым либо предлагать открытую сделку. При широко распространившейся коррупции, ангажированности, заказном характере журналистской работы трудно отстаивать интересы общества.
Все редакционные коллективы вынуждены заботиться об экономической стороне дела и становятся отчасти коммерческими предприятиями. Усиление спроса на рекламу, добывание ее тоже заставляет журналиста опираться на контакт с читателями, но особый. Складывается новый тип средств информации как элемента жесткой рыночной системы управления и хозяйствования. Увеличивается объем деловой информации и растет число деловых изданий. В с одержание прессы все чаще вкрапляются элементы игры.
Журналистика также считается процессом двусторонним, потому что предполагает ответственность как властей перед СМИ и обществом, так и самих СМИ за свою работу.
- Формы вовлечения аудитории в журналистский процесс.
В современной журналистике нет универсальных эталонов общения с читателями, слушателями, зрителями. Все рекомендации - это только ориентиры в поиске стимулов, побуждающих аудиторию высказывать свои суждения, а редакции изучать обратную связь.
Традиционно методами сотрудничества населения с прессой являются экспертиза (что думаете о нас?), диалог (что думаете по предложенной теме?) и соавторство (вместе создаем текст).
Экспертиза.
Помогает понять, насколько успешно то или иное СМИ. По мнению самих журналистов, успеху способствуют такие факторы, как качественный текст, большая подписка, обилие рекламы, доверие читателей.
Мнение аудитории о нашей журналистской деятельности может быть выявлено с помощью писем, устных или телефонных обращений в редакции, организованных опросов.
Подлинные суждения людей о работе СМИ нуждаются в оглашении. Однако сами редакции не всегда бывают заинтересованы в том, чтобы кто-нибудь кроме них услышал глас народа. Для этого есть свои причины. Еще сохранившиеся идеологические фильтры и коммерческая конкуренция мешают журналистам непредвзято удовлетворять информационные потребности аудитории. Возникают даже случаи подтасовки и целенаправленного отбора мнений. Одной из прочно освоенных прессой форм экспертной оценки изданий является читательская конференция. Ее подготовка, проведение и публикация итогов сегодня полностью зависят от инициативы редакции. Целью читательской конференции является выявление мнения аудитории по ряду вопросов: содержание публикаций, полнота отражения жизни, формы подачи материалов, новизна тем и проблем, действенность выступлений и др.
Для обсуждения законопроектов, указов, постановлений с помощью СМИ проводятся опросы и референдумы в форме диалога. К участию в обсуждении поднятой темы приглашаются все желающие. Можно обратиться в редакцию с письмом, позвонить, включиться в разговор по «горячей линии». Свободный стиль общения и мобильность обсуждения особенно привлекательны для аудитории в этой форме диалога. Кроме того, приглашение к разговору представителей власти и специалистов позволяет читателю или слушателю незамедлительно разрешить свои проблемы.
Это обычно живой обмен мнениями, дельные наблюдения, острые комментарии по актуальной проблематике. Отчеты о таких встречах обязательны и публикуются незамедлительно. Равноправный диалог с читателями, слушателями, зрителями подразумевает и привлечение к сотрудничеству авторского актива.
Соавторство.
Индивидуальная работа с автором опирается на непосредственные встречи с ним, беседы, переписку. Заканчивается она тогда, когда на стол редактора ложится готовый материал. А начинается обычно с поиска автора, который способен на хорошем уровне осветить актуальную, нужную тему. Поиск может идти по двум путям. Иногда ищут тему для автора, но чаще все-таки – автора для запланированной редакцией темы. В потенциальном авторе журналиста подкупают активность и нестандартность мышления. Такому человеку он охотно поможет, даже если тот слабо владеет пером. После того, как автор найден, следует вместе с ним проделать следующие операции: обговорить тему будущего выступления, определить проблемы и болевые точки, отобрать основные факты, прочертить композицию.