ПОНЯТИЕ ТРАДИЦИОНАЛИЗМА ИМЕЕТ НЕСКОЛЬКО ЗНАЧЕНИЙ:
1.Является составным элементом консервативного мышления
2.Понимается самостоятельное идеологическое направление – радикальное ответвление консерватизма.
Родоначальником явл-ся Э.Берк, который известен своими размышлениями о фр.революции. Фр. Революция оценивалась достаточно радикальной, но менее обоснованной по сравнению с англ.революцией. Берк высказывает мнение, что англичане обрели свой конституционный строй не только благодаря революции, но и традициям, понимая при этом, что произведенные изменения были назревшими. Его возмущало то, что у революции не было обоснованности.
Традиционализм во взглядах Берка основывается на его уважении к культуре. Он не любил абстрактные идеалы, т.к. ими можно манипулировать.
Но у него все-таки присутствовали либеральные идеи. Его критика фр.революции была критикой бескультурья, его не устраивала абстрактность свободы, кот м.б. манипулировать. Свободу он воспринимал в связи с ее мудростью и доблестью, т.е. с моральным обоснованием. Иначе это может привести к анархии.
Либерализм взглядов Берка проявил себя в идеи отмены строгих налогов.
Основные положения традиционализма берка:
1.Миром управляет трансцендентный разум, под кот.он понимает разум боготворца – всеобщий закон
2.Доказательством правильности гос.институтов явл-ся их древность, т.к. это стабильно
3.Современная история оценивается критически, поскольку она всегда уходит от древности
4.В основе природного и соц мира лежит единый принцип иерархической структуры
Кроме Берка последователя традиционализма были Рене Генон, Мирчилиадо и др. всех их объединяет идея единой для всего человечества традиции, кот обеспечивает непрерывность определенной культуры. В этом смысле традиционализм не означает историзма, а скорее внеисторических основ бытия, кот обеспечивают поступательность его развития и стабильность.
ЮРИДИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ
Позитивизм представляет собой общефилософское направление, кот хар-ся фактичностью мышления. Он исходит из дого, что истинное знание м.б. выработано только специальными науками, т.к. они занимаются изучением конкретных фактов. Философия отвергается.
Он был вызван слишком бурным развитием теории естественного права.
Он сформировался в 30-40 гг 19 века и представляет собой осмысление права с т.з. фактических данных. Основы были заложен Еремеем Бентаном. В основе его учения лежит номинализм – все существующие явления делятся на 2 категории – имена реальных сущностей и имена фиктивных сущностей. И права (естественное) он признает фиктивной сущностью, о кот.все говорят, но в действительности оно никак себя не проявляет. Реальной сущностью явл-ся только закон. В числе признаков закона:
- императивный характер
- зависимость содержания от воли суверена
- негативные последствия за несоблюдение
Он говорил, что у прецедентного права нет авторитета, т.к. оно создается без короля, парламента и народы. Негуманен сам принцип его формирования, потому что сама его сущность не располагает к возможности узнать о содержании норм. Он называет его «собачьим» правом.
Основателем считается Джон Остин. Кредо юр.позитивизма – право изучается таки, какое оно есть, а не должно быть. Остин признает широкое определение права, как некая совокупность норм, но считает, что оно способно вводить в заблуждение, поскольку в таком случае правом начинают считать и божественные законы и законы природы. Суть понимания права у Остина – «законы, установленные одним разумным существом для другого разумного существа». Разница между право и моралью заключается в их источнике- мораль и боественные законы устанавливают субъекты не обладающие полит.властью, а право всегда исходит от того, кто может причинить вред за несоблюдение закона. Он воспринимает закон как команду, обращенную одним лицом к другому, но она яв-ся правовой только в том случае, если за нарушение м.б. причинен вред.
Юр.науки известно несколько видом позитивизма:
1.эттатиткий позитивизм – выводит сущность права из авторитета воли гос-ва.
2. социологический позитивизм – сущность права в фактическом поведении субъектов, когда они исполняют определенные правовые нормы
Теория юр.позитивизма способствовала укреплению авторитета гос-ва в создании правовых норм, придала им действенность и обязательность. Тем самым заложила идеи формального права.
Недостаток – чрезмерный эттатизм и полное невнимание к содержанию права (главное, что исходит от государства, нет дела какое оно). Так, оно лишается главного свойства общества – стабильности. Т.к. когда к власти приходит другой человек – законы меняются, а это негативно сказывается на стабильности общества.