Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Восточная и Западная политико-правовая теория.

Становление ппт

Древняя Индия

В числе отличительных черт следует назвать отсутствие акцента на индивидуально-правовом статусе. Человек воспринимается как простая абстракция, имеет значение лишь понятие люди(сословно-кастовая принадлежность). В Др. Индии была варново-кастовая система. Было 4 варны, а они делились на множество каст (сколько их никто не знает, но более 3000).

Каждая из таких каст или варн имеет свою систему прав и обязанностей, моральных норм, необходимых для соблюдения в течении всей жизни. Другим определяющим моментом является отсутствие понятия права как такового. Вместо него существует понятия дхарма, по содержанию более широкое чем право в европейском его понимании. Дхарму можно определить как долг, включающий в себя систему отношений человека с окружающим миром и другими людьми в соответствии с сословно-кастовой принадлежностью.

Двумя основными течения плит-правов мыслями были брахманизм и буддизм.

Основой идеологии брахманизма были заложены во 2 тысяч до н.э. брахманизм стого исходит из варно-кастового деления и необходимость каждого повиноваться в течении всей жизни. Письменные закрепления в спец сборниках дхармашастах. В них обосновывается господствующая роль брахманов и их исключительная прерогатива в вопросах толкования дхарм.

Не смотря на происхождения правителей из варны кшатриев, брахманы грают главную роль. Они обладали прерогативой толкования немногочисленных правовых норм и могли толковать их свободно и субъективно.

Строгость варно-кастового строя и правовой системы дрейрей Индии обеспечивалась суровостью наказаний. Большее их число было предусмотрено для низших варн, а высшие могли их избегать.

Законы Ману – наказания.

Говорить о «правовом статусе» можно лишь в отношении первых 3 варн. Для шудр существовали лишь обязанности.

Брахманизм исходит из предопределённости человеческого бытия и невозможности изменить его. Статичность и консервативность этого мира поддерживались суровыми наказания не только при жизни, но и после смерти, т.к. была система перерождений (в случае нарушения своей дхармычеловек не только лишался возможности повысить свой социальный статус, но и перерождался более в хужем положении, можно даже потерять человеческий образ.

Буддизм. Политико-правовая сторона буддизма(6 век до н.э.) во многом контрастирует с брахманизмом. В философской системе буддизма отвергается мысль о божественном предопределении и управлении мира. Буддиз – это скорее философия, чем религия. Будда считается сверхчеловеком. Смысл буддизма – достижении нирваны (душа отделяется от тела). Батхисатвы – достигшие нирваны, приравнивались к самому Будде.

В буддизме происходит относительная индивидуализация человека, обращение к субъекту на сколько это было возможно. В основу жизни людей полагаются их собственные усилия, но в первую очередь по морально-нравственному совершенствованию.

В политико-правовом ключе о буддизме говорят, что он более гуманен чем брахманизм. Но это поверхностый взгляд.

Ранний буддизм действительно отличался критикой в адрес брахманизма с его бессмысленными жертвоприношениями и несправедливой кастовом делении. Позднее буддизм практически полностью отстранился от политико-правовой проблематики и стал адоптированным к потребностям власти. Индийские монархи стали объявлять себя батхисатвами, причем в силу своего статуса, а не морально-нравственных качеств.

Буддизм всегда был и остается глубоко пацифистским и даже апатичным течение. Поэтому в системе его философии в принципе не могло возникнуть сколько-нибудь серьезным реформистских настроений.

Идея равенства, присутствующая в идеях буддизма, не носит политико-правового характера. Это равенство ментальных возможностей всех варн в достижении нирваны.

Буддизм выступает за смягчении и ограничений наказаний в частности недопустимость наказаний без вины.

Древний Китай

По словам фр.историка, антрополога права Н.Рулана, «история права в Китае это в значительной степени история его отсутствия или ограничения». В Китае право никогда не связывалось с тем, что правильно или справедливо. Оно носило репрессивный характер. Сам термин «Фа» (права) в значительной мере обозначал наказание.

Фа – вода, куда бросали преступника

Фа – однорогий баран, к которому обращался судья

Фа – наказание

Такой характер объясняется зарождением государства Китая и воинственной конфликтной историей его существования. Социальные связи в Древнем Китае носят родственный, а территориальный характер. Отсутствует столкновение элиты и народной массы. Основными идеями жизни были гармония, долг и добродетель. Этими идеями политико-правовая мысль обязана таким учениям как даосизм и конфуцианство.

Исторически первым возникает даосизм (6 век до н.э.) – основатель Лао- цзы.

Ключевым является понятие «дао». Точное определение дать невозможно, в этом заключается его суть. Дао аморфно и бестелесно, оно везде и нигде, оно все и ничто. Но если попытаться, то можно сказать, что дао – некий естественный закон всеобщей гармонии и добродетели. Закон настолько естественный и непреложный, что Лао-цзы отвергал любые наслоения человеческого разума (образование, культуру, войны). Жизненная позиция человека должна быть абсолютно пассивной. Все беды происходят от чрезмерной активности людей и как следствие от их отклонения от дао.

Согласно одной из точек зрения дао является настолько определяющим понятием для древнекитайского общества, что именно оно лежит в основе всех последующих философских учений. Можно сказать, что даосизм заложил основы китайского менталитета.

Безусловно, влияние даосизма прослеживается в конфуцианстве (5 век до н.э., Конфуций)

Вслед за Лао-цзы Конфуций говорит, что основной жизненной целью человека является познание дао-пути, который имеет несколько значений, постигая который в течении всей жизни можно достичь разный уровень ментального совершенства. В отличии от даосизма, оно является более политизированный учением. Основная часть философских рассуждений Конфуция посвящена искусству правления государством и выстраивание отношений с подданными. Именно Конфуция можно считать основателем патриархальной концепцией основания государства. 

Политическое учение Конфуция носит глубокий морально-нравственный характер. Все наставления по правлению государства, которые адресованы правителю, лишены практичности, целесообразности. И призваны воспитать как правителе, так и в подданных одно – добродетель. Это ключевое понятия конфуцианства выступает главным принципом всего государства. 

Конфуцианство отличалось не критичностью власти.

На общем фоне древнекитайской философии более яркой политико-правовой сущностью отличался моизм (Мо-цзы) – 5 век до н.э.. им были выдвинуты некоторые реформистские идеи, не характерные для того общества (частичная критика действующей власти, идея справедливости, отстаивание интересов простого народа).

В отличии от и=Индии, которой было совершенно чуждо понятие права, в Др.Китае идея права в европейском понимании все же существовала. Она была сформулирована школой легистов (законники) – 4 век до н.э., Шан Ян. Легисты критикуя конфуцианство предлагали довериться репрессивному закону, организующему жизнь людей нежели чем ждать пока люди сами достигнут совершенства. И все же не смотря на все усилия легистов идея права не внедрялась (до сих пор) в народном сознании.

Восточная и Западная политико-правовая теория.

Они отличаются концептуальным своеобразием. Они настолько различны по своему характеру и подходам решения политико-правовых проблем, что выделить в них общие черты очень затруднительно.

Их объединяет стремление к поиску лучшего совершенного управления государством. Попытка обосновать его стабильность и процветание. Выстраивание концепции взаимодействия человека с окружающим миром.

РАЗЛИЧИЯ

Восток Запад

Концепция человека

Этой концепции в научном смысле не существует. Понятие человек заменяется коллективом, неотъемлемой частью которого он является и существовать без которого не может. Коллективизм древневосточного мышления имеет под собой географические и климатические предпосылки, когда сами условия жизни располагая людей к объединению Человек изначально рассматривается как индивид, личность, с ореолом не только обязанностей, но и прав. Это обусловлено климатическими и географическими факторами. Отношения хаотичны и свободны.
Складывается устойчивая диспотическая форма правления Тяготеют к аристократии (и демократии)
П-п мысль отличает глубоко нравственный морально-этический характер. Принципы управления получают нравственное обоснование. Большое внимание уделяется морального облику правителя Моральна составляющая практически не выражена. Ее отличает рационализм – обращение к естественным законам природы, причем в их практическом смысле.
Религиозный характер. На Востоке миф постепенно перерождается в религию. Перерождения не происходит. Западная религия возникает гораздо позже (античное время)
Отличаются практическим (прикладным) характером. Их занимают проблемы способов управления государством, конкретные методы поддержания послушания граждан П-п мысль не была обременена практическими нуждами, а потому развивалась более свободно и абстрактно (мышление о понятиях, сути вещей). Была естественно-научная направленность. Западную мысль интересуют общие понятия, абстрактные проблемы (закон, право, справедливость)

Осознание права

Понятие права не известно  

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Порядок исчисления налога и представления налоговой отчетности | ВОПРОС Политико-правовые взгляды софистов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 111 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2503 - | 2301 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.