1. "Средние века" как период европейской истории. - Что мы называем
Восточной Пруссией. - Пруссы.
Прежде чем говорить об истории Пруссии в Средние века, следует охарактеризовать содержание самого понятия "Средние века". В отечественной исторической науке это понятие означает период европейской истории от крушения рабовладельческого строя до утверждения буржуазных общественных отношений. В качестве главной черты этого периода в экономике и общественных отношениях рассматривается господство феодальных отношений. Хронологические границы этого периода достаточно приблизительны, так как смена общественного строя происходила не одномоментно, а в целом эволюционно, хотя и сопровождалась потрясениями революционного характера. Нижнюю границу этой эпохи в Европе можно приблизительно определить как VI – VII века, верхнюю границу – XVI-XVII века. Средние века, как особый период европейской истории, впервые были выделены итальянским историком, гуманистом Флавио Бьондо[1]. Бьондо выделял средние века как период истории между Античностью и Ренессансом.
Термин "феодализм" для обозначения периода европейской истории был введен в научное употребление французским историком XIX в. Франсуа Гизо[2], давшим политическое и юридическое определение феодализма. Под феодализмом понимался период исторического развития Европы, характеризовавшийся условным владением земельной собственностью, системой феодальной иерархии, основанной на взаимоотношениях "сеньор – вассал", и территориальной политической раздробленностью. В марксистском понимании феодализм, прежде всего, способ производства материальных благ, основанный на полной собственности феодала на средства производства, главным образом, на землю и частичной – на феодально-зависимого работника.
В данном учебном пособии средние века рассматриваются как период европейской истории от гибели рабовладельческого Рима и образования "варварских" государств в Европе до XVI-XVII веков. Основными чертами этой эпохи являются:
· господство феодального способа производства в хозяйственной жизни;
· господство феодальной иерархии в системе социальных отношений как внутри правящего феодального сословия, так и в социальной структуре общества в целом;
· политическая система, обеспечивавшая монополию на государственную власть светских и духовных феодалов;
· господство католической церкви и религии в духовной и культурной жизни Европы до начала эпохи Возрождения.
Средневековый период истории Пруссии широко освещен письменными источниками, которые изучены историками. Однако прежде чем его рассматривать, следует кратко охарактеризовать и древнейший период истории этой земли, представленный результатами археологических исследований и первыми краткими письменными свидетельствами. Территория Юго-Восточной Прибалтики была заселена человеком еще в каменном веке. В период неолита (VI – приблизительно III-II тысячелетия до н.э.) в этой области обитали племена, которые ученые относят к археологической культуре гребенчатой керамики. Эти племена занимались охотой, рыболовством и собирательством. Установить их этническую и языковую принадлежность не представляется возможным. Существует точка зрения, что неолитические племена Юго-Восточной Прибалтики являлись древнейшим финно-угорским населением этой области. С начала второго тысячелетия до н.э., в XVIII в. до н.э., в Юго-Восточной Прибалтике распространяется археологическая культура каменных боевых топоров и шнуровой керамики, известная по поселениям и могильникам. Распространение этой культуры историки и археологи связывают с приходом в Прибалтику с юга летто-литовских или балтийских племен. К первому тысячелетию н.э. относится процесс складывания объединений, на основе которых позже сформировались прусские, литовские, латышские и эстонские племена. К этой эпохе относятся и первые письменные упоминания о прибалтийских племенах. Впервые обитателей Прибалтики упоминает в I в. н.э. римский историк Тáцит,[3] называя их "эстии". Тацит писал о них: "Эстии почитают матерей-богинь, разводят хлебные злаки и собирают на морском побережье янтарь".[4] В этот период среди прибалтийских племен уже широко распространены земледелие, обработка металлов, как бронзы, так и железа, различные ремесла. Такое же название, упоминая об обитателях Прибалтики, используют германские историки VI в. н.э. Кассиодор[5] и Иордан,[6] франкский историк IX в. Эйнхард[7].
В IX в. в Европе по отношению к группе племен Южной Прибалтики начинает употребляться новый термин "пруссы" (лат. – pruzzi). В XI в. о пруссах достаточно подробно упоминает германский хронист Адам Бременский.[8] Он дает им весьма лестную характеристику, отмечая, что пруссы, хотя и язычники, но добрые люди, всегда готовые придти на помощь жертвам кораблекрушений или пиратских набегов. В описании Адама Бременского пруссы – голубоглазые люди с густыми светлыми волосами, питающиеся преимущественно кониной и живущие среди болот.[9]
В начале II тысячелетия н.э. в Европе почти не осталось территорий, которые не были бы включены в состав тех или иных государств или свободны от даннической зависимости. Исключение составляли районы Крайнего Севера, низовья реки Везер в Германии, населенные свободными крестьянами-общинниками – штедингами, и территории Юго-Восточной Прибалтики, в частности, земли пруссов. Племена пруссов населяли территорию между реками Вислой и Неманом, соседями пруссов были славяне и литовцы. Как и ряд других народов Юго-Восточной Прибалтики по языку пруссы относились к балтийским или летто-литовским племенам. По культуре пруссы были наиболее близки литовским племенам, но никогда не входили в состав территориальных племенных и государственных образований литовцев. Пруссы, как и другие прибалтийские племена, не имели государственности и находились на стадии разложения родоплеменного строя, когда из массы общинников выделяется родоплеменная аристократия, устанавливающая власть над соплеменниками. Пруссы были хорошо знакомы с изготовлением и использованием железных орудий труда и оружия, имели развитые ремесла, занимались земледелием и торговлей, чему способствовало географическое положение Пруссии. Через земли пруссов проходили торговые пути, связывавшие Скандинавию, Русь, Литву, Западную Европу. Письменности пруссы, как и другие балтийские племена, не имели.
Пруссы были воинственным народом, с которым постоянно сталкивались Русь и Польша. Полоцким и галицко-волынским князьям периодически приходилось отражать набеги прусских племен. В период усобиц и ослабления княжеской власти в русских землях набеги пруссов и литовцев усиливались. Наиболее серьезным противником русских княжеств были ятвяги. Когда сильная княжеская власть объединяла западнорусские земли, угроза набегов ослабевала. Успешно боролся с пруссами князь Роман Мстиславич Волынский.[10] В 1196 г. Роман Мстиславич ходил в поход на ятвягов "отмещеваться" за их набеги. Поход был удачным, "…когда Роман вошел в их землю, то они не могли стать против его силы и бежали в свои тверди, а Роман пожег их волость и, отомстившись, возвратился домой".[11] После кончины Романа вновь начались междоусобицы, набеги пруссов и литовцев опять усилились, "…была беда от воевания литовского и ятвяжского".[12] Во второй четверти XIII в. с укреплением власти князя Даниила Романовича Галицкого[13] ситуация вновь изменилась в пользу Руси. Постоянным занятием пруссов были набеги на соседнюю Польшу, особенно усилившиеся в начале XIII в. Поляки не могли покончить с нападениями, так как страна переживала период феодальной раздробленности, распавшись на несколько фактически независимых владений. Отдельные походы польских князей на пруссов не приносили существенных результатов.
В русских и литовских землях пруссы пользовались репутацией первоклассных воинов. В конце XIII в. галицко-волынские князья по воле Золотой Орды участвовали в походах на Литву. Н.М. Карамзин в "Истории государства Российского", говоря об обороне литовцами в 1275 г. Гродно от монголо-татар и русских, отметил: "Гродненские пруссы в особенности бились мужественно и в нечаянном (неожиданном - Авт.) нападении пленили лучших бояр галицких".[14] В Гродно, других литовских владениях и в русских землях пруссы оказались неслучайно. Одной только храбрости оказалось недостаточно, чтобы справится с новым врагом, появившимся в их землях, - крестоносцами. Те, кто не желал подчиниться или погибнуть, ушли с родной земли.
Можно отметить, что в истории России "прусский след" проявился в XVI в. В 20-е годы этого столетия создается "Сказание о князьях Владимирских" – литературно-публицистическое произведение, содержащее концепцию происхождения московской великокняжеской власти от римского императора Августа. Это произведение отражает стремление московской великокняжеской власти, объединившей раздробленную Северо-восточную Русь в единое государство, к укреплению своего политического авторитета. Согласно представлениям того времени, авторитет и значимость правящей династии обуславливались, среди прочего, древностью рода и происхождением от какого-либо выдающегося предка-правителя. Одним из этапов восхождения потомков Августа к московскому престолу, согласно "Сказанию", явились следующие события: после покорения Египта Август отправил своего родственника Пруса управлять далекими северными территориями, "на берега Вислы-реки в города Мальборк, и Торунь, и Хвоини, и преславный Гданьск, и во многие другие города по реке, называемой Неманом и впадающей в море".[15] Четыре поколения спустя потомок Пруса – Рюрик – был призван новгородцами, которые "…умолили князя Рюрика…чтобы шел он к ним княжить. И князь Рюрик пришел в Новгород вместе с двумя братьями: один из них был именем Трувор, а второй – Синеус, а третий – племянник его Олег".[16] Упоминание о прусском происхождении Рюриковичей в "Сказании о князьях Владимирских" можно рассматривать как свидетельство контактов, существовавших между пруссами и Русью.
В императорской России интерес к "прусской" версии происхождения монархической власти на Руси возрождается в середине XVIII столетия. М.В. Ломоносов в противовес выводам Миллера о скандинавском происхождении Рюрика сформулировал концепцию, согласно которой обладатели высшей государственной власти на Руси и в России имели прусское происхождение. Ломоносову "…никак не хотелось вывести Рюрика из Скандинавии, поэтому он, отовсюду собирая догадки, скомбинировал новую теорию: Рюрик был вызван из Пруссии, пруссы были славяне, Рюрик был варягорусс, значит, варягоруссы – славяне".[17]
О том, что пруссы – это славяне, упоминалось в нашем Отечестве и после Великой Отечественной войны, когда на территории бывшей Восточной Пруссии была образована Калининградская область. В первые послевоенные годы официальная пропаганда убеждала калининградцев в том, что они проживают не на немецкой, а на славянской земле, которая некогда была захвачена немцами. Например, в сентябре 1947 г. первый секретарь Калининградского обкома ВКП(б) Щербаков, председатель облисполкома Борисов и уполномоченный министерства заготовок Горохов докладывали Сталину о том, что калининградцы "…впервые проводили сельскохозяйственные работы на исконно славянских землях, возвращенных в результате разгрома фашистской Германии ее настоящим хозяевам".[18] Впрочем, в те же годы из газеты "Калининградская правда" можно было узнать, что Калининградская область "образована на землях бывшей Восточной Пруссии, которая издавна была населена литовским племенем пруссов".[19]
В начале 90-х годов ХХ в. вопрос об исторической принадлежности территории, на которой проживали пруссы, давно решенный в исторической науке, вновь был подвергнут сомнению нашими соседями. В этот период в калининградских книжных магазинах появилась напечатанная в Литве историческая карта под названием "Литовская территория Пруссии", изображавшая провинцию Восточная Пруссия по состоянию на XVIII столетие (до разделов Речи Посполитой). Калининград на этой карте именовался "Каралявичюс". Подобные трактовки, в прочем, были и остаются не более чем внутренним делом другого государства.
2. Духовно-рыцарские ордена в Средневековой Европе. Завоевание пруссов Тевтонским Орденом. Тевтонский Орден и Восточная Европа в XIII – начале XVI в.
Возникшие в конце XII – начале XIII вв. духовно-рыцарские или военно-монашеские ордена представляли собой закрытые сословные феодальные военно-религиозные корпорации, обладавшие серьезной военной силой. Трем из них – тевтонскому, мальтийскому и ливонскому – длительное время удавалось сохранять военно-политическое могущество благодаря собственной государственной территории и международной обстановке.
Первые Ордена возникли в Палестине, где крестоносцы вели ожесточенную борьбу с мусульманскими правителями, отстаивая территории, завоеванные в ходе крестовых походов. В 1118-1119 гг. был основан Орден рыцарей храма или тамплиеров (от Tample – храм), получивший название по расположению церкви, якобы стоявшей на месте храма царя Соломона. В 1121-1130 гг. на основе монашеского госпиталя Св. Иоанна Крестителя в Иерусалиме был создан Орден Иоаннитов или госпитальеров, чаще именуемый Мальтийским по последнему месту пребывания. В XV в. эта организация приобрела название "Суверенный военный Орден рыцарей-госпитальеров Св. Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты". На основе госпиталя, учрежденного любекскими и бременскими купцами, когда участники третьего крестового похода осаждали Аккру[20], был создан и Тевтонский Орден, полностью называвшийся "Орден братьев немецкого госпиталя Пресвятой девы Марии в Иерусалиме" (лат. – "Ordo domus Santae Mariae Teutonicorum"). Устав Ордена был утвержден Римским Папой Иннокентием III в 1198 г. Тевтонские рыцари "…носили черную тунику и белый плащ с черным крестом на левом плече, кроме обыкновенных монашеских обетов они обязывались ходить за больными и биться с врагами веры; только немец и член старого дворянского рода имел право на вступление в Орден. Устав его был строгий: рыцари жили вместе, спали на твердых ложах, ели скудную пищу за общею трапезою, не могли без позволения начальников выходить из дому, писать и получать письма; не смели ничего держать под замком, чтоб не иметь и мысли об отдельной собственности; не смели разговаривать с женщиной…".[21] Речь идет о трех монашеских обетах: послушании, нестяжательстве и целомудрии. Понятно, что в реальной жизни такие строгости не всегда соблюдались, особенно в отношении скудного питания. Для того чтобы часами сражаться мечом или топором, нужны были силы.
Духовно-рыцарские Ордена создавались не только на Ближнем Востоке. Ряд Орденов был учрежден в испанских государствах и Португалии для борьбы с арабами в ходе Реконкисты. В 1202 г. в Прибалтике по инициативе рижского архиепископа Альберта был основан Орден меченосцев, называвшийся так, потому что рыцари этого ордена носили белый плащ с красным крестом и мечом. Официально Орден назывался "Братья Христова воинства" (лат. – Fratres militiae Christi). С этим Орденом, подчинившим эстонские и латышские племена, вели ожесточенную борьбу литовцы и русские. В 1228 г. меченосцы взяли Юрьев,[22] но в 1234 г. потерпели поражение от новгородского князя Ярослава Всеволодовича, а в 1236 г. были разгромлены литовцами во главе с князем Выкинтом. В 1237 г. решением Рима остатки разгромленного Ордена меченосцев были присоединены к Тевтонскому Ордену, незадолго до этого обосновавшемуся в Прибалтике.
Тевтонский Орден был приглашен правителем соседствовавшей с пруссами польской земли Мазовии. Правитель Мазовии князь Конрад не имел сил для отпора пруссам, безнаказанно грабившим его владения. В начале он решил по примеру Ордена меченосцев создать подобный Орден в своих землях для борьбы с пруссами. Такой Орден был создан под названием "Христового Ордена" и получил во владения замок Добрынь. Не дождавшись воинских подвигов от добрынских рыцарей, Конрад пригласил Тевтонский Орден и дал ему в поселение Хелминскую землю.
В 1226 г. великий магистр Ордена Герман фон Зальца заключил с Конрадом договор, по которому хелминская земля отдавалась Ордену в поселение на условиях защиты им границ владений Конрада от пруссов и части военной добычи. Однако в том же году император "священной римской империи"[23] Фридрих II предоставил своей "золотой буллой"[24] Ордену право на хелминскую землю и все территории, которые Орден отнимет у пруссов. В 1228 г. в хелминскую землю с отрядом рыцарей прибыл провинциальный магистр Герман фон Балк. В 1230 г., когда окончательно были утверждены условия договора с Конрадом, Орден приступил к завоеванию земель пруссов. Началась полувековая отчаянная борьба пруссов за независимость. Надо отметить, что военно-политическая деятельность Ордена не ограничивалась только борьбой с пруссами. Как указано выше, в 1237 г. Тевтонский орден включил в свой состав в качестве отделения разгромленный русскими и литовцами Орден меченосцев. При этом Орден меченосцев получил наименование "Ливонский орден" (лат. – Domus sancta Marie Theutonicorum in Lyvonia), по названию местности, раньше всего захваченной меченосцами – Ливонии, т.е. земли племени ливов. Объединение сил крестоносцев позволило им активизировать борьбу с Русью и Литвой. К 1242 г. немцы захватили ряд новгородских владений, включая Псков. Овладение немцами Псковом стало результатом политики псковских бояр, искавших в крестоносцах союзника для борьбы за независимость от Новгорода и не понимавших, к чему, в конечном счете, это может привести. Однако 5 апреля 1242 г. крестоносцы были разбиты на льду Чудского озера новгородским князем Александром Ярославичем, незадолго до этого, в 1240 г., разгромившим шведский отряд, высадившийся в устье Невы, и прозванным за это Невским. Это поражение на 10 лет приостановило орденскую экспансию против Новгорода и Пскова, в середине XIV в. ставшим независимым. Не привела к успеху и борьба крестоносцев с литовцами. В 1260 г. вблизи озера Дурбе крестоносцы потерпели сокрушительное поражение от литовцев. В конце XIII в. ливонские рыцари вели ожесточенную борьбу с рижским архиепископом, опиравшимся на горожан Риги и Литву. При поддержке тевтонских рыцарей им удалось сломить сопротивление Риги и подчинить ее. С начала XIV в. Ливонский орден фактически становится самостоятельным и сосредотачивается на борьбе с русскими землями – Новгородом, Псковом, а с конца XV в. – Московским государством. Для Тевтонского ордена главными противниками становится Литва и Польша.
Тевтонский орден завершил покорение Пруссии в 1283 г. Часть прусов, как уже отмечалось, эмигрировала. Покоренные и принявшие христианство пруссы не были уничтожены или ассимилированы Орденом. Такой цели крестоносцы и не ставили. В конце XIV в. соседи Тевтонского ордена – жемайты – характеризовали пруссов так: "Правда, что пруссы покрещены; но они также ничего не смыслят в вере, как и прежде: когда войдут с рыцарями в чужую землю, то поступают хуже турок, и чем злее свирепствуют, тем больше похвал получают от Ордена".[25] Прусский язык использовался в землях Ордена и в XV -XVI вв. Около 1400 г. был выпущен т.н. Эльбингский немецко-прусский словарь, содержавший немногим более 800 слов. К началу XVI в. относится небольшой прусско-немецкий словарь, включавший около 100 слов. В 1545 г. на прусском языке вышли два издания Катехизиса, а в 1561 г. – третий Катехизис. В этот период прусский язык уже подвергся значительному польскому и немецкому влиянию. Окончательно прусский язык вымер к началу XVIII в.
В военных действиях против пруссов участвовали рыцари из многих государств Европы, считавшие борьбу с язычниками богоугодным делом. Среди них был и чешский король Пржемысл II Отокар. Во время одного из походов с его участием в 1255 г. была основана крепость, получившая название Кенигсберг (Королевская гора). После подчинения пруссов вокруг крепости начали расти населенные пункты, с течением времени образовавшие город Кенигсберг. В 2005 г. в Калининграде широко отмечалось 750-летие Кенигсберга – Калининграда, вызвавшее общественные дискуссии, предметом которых были, главным образом, не история и культура, а политические и идеологические пристрастия.
Завершив завоевание Пруссии, Тевтонский Орден обрел собственную государственную территорию. Последующие события показали предусмотрительность Германа фон Зальца. В 1291 г. мусульмане взяли последний опорный пункт крестоносцев в Палестине – Аккру. Власти Венеции, где после Аккры располагалась резиденция великого магистра, не были рады такому соседству. В 1309 г. резиденция была перенесена в Мариенбург (в Польше – Мальборк). Усиление королевской власти в Европе предрешило судьбу прочих духовно-рыцарских орденов. Орден тамплиеров в начале XIV в. был уничтожен французским королем Филиппом IV Красивым, ордена на Пиренейском полуострове были подчинены королевской власти. Свою государственную территорию сохранили лишь госпитальеры, обосновавшиеся на Родосе, а затем на Мальте.
Государственное устройство Тевтонского Ордена в полной мере соответствовало его предназначению как военно-религиозной феодальной корпорации, призванной защищать интересы католической церкви и сражаться с врагами веры. Собственно Орден включал три категории лиц: рыцарей – братьев Ордена, священников и так называемых служебных братьев. Стать членом Тевтонского, как впрочем и любого другого духовно-рыцарского ордена, мог только дворянин, доказавший свое благородное происхождение и твердость веры. В отличие, например, от Мальтийского Ордена, который принимал рыцарей практически из всех католических государств Европы, Тевтонский пополнялся выходцами только из германских земель, хотя были исключения. Священником в Тевтонском Ордене мог стать как дворянин, так и простолюдин. Служебные братья были представителями податных сословий. Они выполняли административно-хозяйственные функции в низшем управленческом звене, могли участвовать в военных действиях.
Орден возглавлял великий магистр (гроссмейстер), пожизненно избиравшийся генеральным капитулом совещательным и распорядительным органом, в который входили представители всех отделений Ордена. Великий магистр по согласованию с капитулом назначал великого комтура – своего заместителя, великого маршала – командующего орденским войском, великого госпитального, руководившего орденской медициной, и казначея. Следует отметить, что тевтонские рыцари, как и орденские братья других орденов, должны были исполнять религиозный долг не только творя молитвы и сражаясь с врагами веры, но и непосредственно ухаживая за больными и ранеными в специально созданном для этого госпитале.
Интересы Тевтонского Ордена не ограничились завоеванием Пруссии. Ближайшие соседи крестоносцев – Польша и Литва – более двухсот лет не знали покоя. Только с 1340 по 1410 гг. Орден совершил против них более ста походов. Нередко в этих походах участвовали любители военных приключений со всей Европы, включая представителей правящих династий. Например, в 1356 г. в походе на Литву участвовали маркграф Брандербургский, граф Геннебергский и граф Намурский. А в 1390 г. в том же качестве в Литве побывал граф Дерби из Англии, будущий английский король Генрих IV, основатель династии Ланкастеров.
Борьба Ордена со своими соседями шла с переменным успехом. В 1346 г. магистр Герман фон Арфберг нанес крупное поражение литовско-русскому войску князя Ольгерда. В 1370 г. войска Ольгерда вошли в землю Ордена. Последний собрал все силы и встретил противника возле Рудау, где произошло кровопролитное сражение. Потери с обеих сторон были очень большими, но поле боя осталось за Орденом. В 80-е годы Орден усилил нападения на Литву, пользуясь междоусобной войной двоюродных братьев – Ягайло и Витовта, выяснявших кому из них должен принадлежать литовский великокняжеский престол.
От сопротивления Ордену Литву отвлекала активная внешняя политика на Востоке. Начиная с Ольгерда, литовские князья вели длительную борьбу с великим княжеством Московским. Однако сломить сопротивление сильного и жизнеспособного литовского государства Ордену не удалось. Не в последнюю очередь Литве помогло выстоять то, что она опиралась на экономические и военные ресурсы присоединенных в конце XIII – XIV в. западнорусских земель. Польша в результате агрессии Тевтонского Ордена потеряла Поморье и Гданьск. В 1331 г. поляки нанесли поражение Ордену под Пловцами, но это не остановило агрессию. Только объединение сил Польши и Литвы Кревской унией 1385 г. позволило нанести Ордену сокрушительное поражение в 1410 г. под Грюнвальдом. Окончательно Орден был сломлен в ходе Тринадцатилетней войны 1454-1466 гг. Потерпев поражение, Орден стал вассалом польской короны, его территория уменьшилась почти вдвое. Резиденция великого магистра еще в 1457 г. была перенесена из Мариенбурга, отошедшего затем к Польше, в Кенигсберг.
Эти поражения окончательно подорвали военно-политическое могущество Ордена. Ослабление Тевтонского ордена отражало общую тенденцию упадка последних духовно-рыцарских орденов Европы. Давно исчезла идеологическая основа их существования, как форпостов христианства, обращавших язычников в христианскую веру и боровшихся с ее врагами. (В какой-то степени эта основа сохранялась у Мальтийского ордена, сражавшегося на Средиземном море с турками-османами и берберскими пиратами.) В Восточной Европе сформировались крупные национальные государства – Польское королевство, Великое княжество Литовское и Московское государство. В этих условиях Тевтонский орден и его собрат – Ливонский орден – были обречены.
Семинар 1
1. Древние пруссы: происхождение, общественный строй, культура.
2. Духовно-рыцарские ордена средневековой Европы: причины возникновения и задачи.
3. Тевтонский Орден: особенности государственного устройства и
идеологическая основа.
Вопросы для самостоятельной подготовки
1. При подготовке к семинару обратите внимание на отличительные и сходные черты материальной и духовной культуры, религиозных представлений пруссов и их соседей. Как делилась территория Пруссии по районам проживания прусских племен? Было ли у них постоянное политическое объединение? Чем можно объяснить набеги пруссов на польские и русские земли? Какой характер имели торговые связи пруссов с соседями? Распространялось ли на прусские земли когда-нибудь польская, литовская и древнерусская государственность? Исходя из чего в Литве иногда именуют территорию Калининградской области "Малой Литвой"? Чем можно объяснить, что М.В. Ломоносов воспользовался средневековой легендой для обоснования "прусского" происхождении Рюриковичей? Почему в первые годы существования Калининградской области пропагандировался тезис о том, что Пруссия – исконно славянская территория?
2. Какие исторические условия и обстоятельства привели к возникновению духовно-рыцарских орденов? Почему духовно-рыцарские ордена на протяжении XII-XIV вв. были наиболее организованной военной силой в Европе? В чьих интересах действовали духовно-рыцарские ордена?
3. Какие цели преследовались в Прибалтике Тевтонским Орденом и Орденом меченосцев (позже Ливонским Орденом), какими лозунгами эти цели прикрывались? Почему прусские племена, несмотря на отчаянное сопротивление, были подчинены Тевтонским Орденом, а латышские и эстонские – меченосцами, в отличие от поляков, литовцев, Новгорода и Пскова? Почему Польше и Литве удалось, в конечном счете, разгромить Орден и подчинить польской короне, только ли объединение сил Польши и Литвы было причиной этого? Какие причины привели к внутреннему кризису Тевтонского Ордена и образованию внутренней политической оппозиции – Прусского союза? Какие социальные силы представлял Прусский союз, каковы были цели оппозиции?
Темы докладов и эссе
1. Племена пруссов: происхождение, этноязыковая принадлежность, отношения с соседями до завоевания Тевтонским Орденом.
2. Общественный строй, хозяйственная жизнь и культура пруссов.
3. Обстоятельства и причины возникновения Тевтонского и других духовно-рыцарских орденов.
4. Завоевание Пруссии Тевтонским Орденом. Цели и методы крестоносцев.
5. Политическое и государственное устройство Тевтонского Ордена.
6. Социальная структура и хозяйственная деятельность Тевтонского Ордена.
7. Военно-политическая экспансия Тевтонского Ордена в XIV – начале XV в.
8. Внешняя политика Тевтонского Ордена от Грюнвальда до подчинения польской короне.
Литература
а) основная литература:
1. Бирковский, В.Г. История нашего края / В.Г. Бирковский, В.С. Исупов, И.А. Фарутин. – Калининград: Книгоиздательство, 1990. – 96 с. (С. 7-14).
2. Бискуп, М. Великая война Польши и Литвы с Тевтонским орденом (1409-1411 годы) в свете новейших исследований / М. Бискуп // Вопросы истории. – 1991. - № 12. – С. 14-22.
3. Восточная Пруссия. С древнейших времен до конца Второй мировой войны. Исторические очерки. Документы. Материалы / В.И. Гальцов [и др.]. – Калининград: Книгоиздательство, 1996. – 538 с. (С. 11-143)
4. Губин, А.Б. Очерки истории Кенигсберга / А.Б. Губин, В.Н. Строкин. – Калининград, 1991. – 190 с. (С. 7-62)
5. Кулаков, В.И. От Восточной Пруссии до Калининградской области / В.И. Кулаков. – Калининград: Пром. тип. "Б-К", 2000. – 288 с.
6. Лавринович, К.К. Орден крестоносцев в Пруссии / К.К. Лавринович. - Калининград, 1991. – 43 с.
7. Очерки истории Восточной Пруссии / Г.В. Кретинин [и др.]. – Калининград: ФГУИП "Янтарный сказ", 2002. – 536 с. (С. 11-106).
8. Хитров, А.А. История региона: учебное пособие / А.А. Хитров. – Калининград: КГТУ, 1999. – 78 с. (С. 6-18, 40-46).
б) дополнительная литература:
1. Греков, И.Б. Русские земли в XIII-XV веках / И.Б. Греков, Ф.Ф. Шахмагонов. – Москва: Молодая гвардия, 1988. – 334 с. (С. 231; 238).
2. Замки и укрепления Немецкого ордена северной части Восточной Пруссии: справочник / под ред. В.Ю. Курапова. – Калининград: Терра Балтика, 2005. – 208 с.
3. Кулаков, В. Аустеравия / В.Кулаков // Родина. - 1997. - № 2. – С. 26-30.
4. Лависс, Э. Очерки по истории Пруссии (Репринтное издание) / Э. Лависс. – Калининград, 1990. – 325 с.
5. Овсянов, А.П. В руинах старого замка: документальные очерки о поисках утраченных культурных ценностей / А.П. Овсянов. – Калининград: Янтарный сказ, 1998. – 397 с.
6. Овсянов, А.П. Бальга: памятник истории, архитектуры и археологии / А.П. Овсянов. – Калининград: Янтарный сказ, 2006. – 124 с.
7. Пашуто, В.Т. Образование Литовского государства / В.Т. Пашуто. – Москва: Изд. Акад. наук СССР, 1959. – 531 с.
8. Пашуто, В.Т. Помезания. "Помезанская правда" как исторический источник изучения общественного и политического строя Помезании XIII-XIV вв. / В.Т. Пашуто. – Москва: Изд. Акад. наук СССР, 1955. – 184 с.
9. Советская историческая энциклопедия: в 15-ти т. - Москва: Советская энциклопедия, 1968. – Т.11. Пруссы. – 1024 Стлб. (Стлб. 684-685)
10. Советская историческая энциклопедия. - Москва: Советская энциклопедия, 1973. - Т. 14. Тевтонский орден. – 1040 Стлб. (Стлб. 168-170)
11. Соловьев, С.М. Сочинения: в 18 кн.– Москва: Мысль, 1988. – Кн. 2. История России с древнейших времен, Т. 3-4. – С. 133-136; 149-150; 245-249.
12. Соловьев, С.М. Сочинения: в 18 кн. – Москва: Мысль, 1989. – Кн. 3. История России с древнейших времен, Т. 5-6. – С. 252-255.
13. Шаскольский, И.П. Борьба Руси против крестоносной агрессии на берегах Балтики в XII-XIII вв. / И.П. Шаскольский. – Ленинград: Наука, 1978. – 245 с.
14. Шаскольский, И.П. Борьба Руси за сохранение выхода к Балтийскому морю в XIV веке / И.П. Шаскольский. – Ленинград: Наука, 1987. – 174 с.