Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Альтернативные теории происхождения государства и права




 

В науке, наряду с изложенным учением, существует много иных самых разнообразных теорий о происхождении государства и права. Кратко рассмотрим наиболее распространенные из них. Отметим как позитивные, так и негативные аспекты каждой из этих теорий.

 

29


Представители патриархальной теории (Аристотель, Михайлов-ский, Фильмер и др.) считают, что государство и право появляются в результате исторического развития семьи. Разрастание семьи (семей) в условиях первобытного общества и усложнение семейных отноше-ний, требующих специального управления и принуждения приводят

 

к образованию государства. Власть правителей государства (царя, фараона, монарха), согласно этой теории, является отеческой, про-должением власти отца (патриарха) в семье. Подданные – это его де-ти и другие члены семьи, которые должны слушаться государя и о которых он должен проявлять отеческую заботу. Отношения между подданными государь регулирует с помощью издаваемых им правил, которые являются обязательными для всех, и с их помощью он управляет всеми сферами жизни общества.

 

К достоинствам этой теории можно отнести то, что она, пожалуй, впервые достаточно обстоятельно показала важную роль семьи в раз-витии общества и государства. Кроме того, она обратила внимание на необходимость правителей заботиться о своих подданных, обеспечи-вать согласие и порядок в обществе.

 

Основные недостатки патриархальной теории видятся в следую-щем: несколько примитивно объясняется процесс образования госу-дарства и права из семейных отношений; недооцениваются экономи-ческие причины (переход к производительной экономике, крупное общественное разделение труда, появление избыточного продукта) и социальные (расслоение людей на бедных и богатых, взрывающее родовые и семейные отношения) факторы.

 

Суть теологической теории (Аквинский, Маритэн, Мерсье, Ле-бюфф, Эйве и др.) состоит в том, что государство объявляется фор-мой проявления божественной воли и вечного божественного разума. По мнению большинства представителей данного учения, право пер-воначально исходит также не от государства, а от Всевышнего, кото-рый дает нормы права, правила поведения в форме заповедей своим пророкам на земле. В Библии на этот момент указывается неодно-кратно. Так, во второй книге Моисеевой говорится: «Моисей возопил

 

к Господу и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Так Бог дал народу устав и закон, и там ис-пытывал его» (Ветхий Завет. Исход. 15.25). Учение Асафа в Псалты-ре также гласит: «Он (Господь. – В. К.) постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле, который заповедовал отцам нашим возве-

 

30


щать детям их...» (Псалом 77). В Коране от имени Аллаха говорится, что «мы ниспослали его, как арабский судебник» /13:37/.

В указанной теории (теориях) также имеются определенные не-достатки и положительные моменты. Многие ее постулаты основаны только на вере. Умаляются экономические, социальные, военные и иные факторы возникновения государства и права. Кроме того, каж-дое религиозное направление (христианство, ислам, буддизм и др.) отдает предпочтение в создании государства и права своему божест-ву и его пророкам. Так, христиане считают, что государство и право созданы Господом Богом, мусульмане – волей Аллаха, буддисты счи-тают государство и право воплощением мировой души (Брахмы). Как правило, та или иная религия не признает догматов иного вероучения по этому вопросу. В Библии на этот счет, например, говорится: «Да не будет у тебя иного Бога, и не поклоняйся Богу чужеземному» (Ветхий Завет. Псалтирь. Псалом. 80.). Согласно Корану, «верующие не должны брать себе в друзья неверных» /3:27/.

 

С другой стороны, большинство телеологов ратуют за согласие и порядок, утверждение справедливости в обществе и государстве, за уважение (святость) государственной власти и юридических инсти-тутов. Они подкрепляют свое учение ссылками на священные книги. Действительно, в Библии, например, говорится: «Давайте суд бедно-му и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость». (Ветхий Завет. Псалтирь. Псалом 81.). «Верующие! Повинуйтесь Ал-лаху, повинуйтесь посланнику сему и тем из вас, которые имеют власть», – отмечается в Коране /4:62/.

 

В этих и иных тезисах, отражающих в определенной степени ре-альное положение отдельных сторон раннеклассового общества, про-исхождения государства и права, думается, есть немало разумного и позитивного, так что мы не согласны с большинством современных ав-торов, которые видят в теологических теориях одни только недостатки.

 

Договорная теория происхождения теории государства и праваявляется одним из светских направлений естественно-правовой тео-рии. По мнению представителей данной теории (Эпикура, Гоббса, Локка, Руссо, Дидро, Пестеля и др.), все люди изначально, с момента своего рождения имеют естественные права (право на жизнь, свобо-ду, имущество, равенство и т. п.), в том числе и право на объедине-ние в различные ассоциации (организации). На определенном этапе развития общества первобытные люди заключают между собой со-

 

31


глашение (договор) об образовании государства и передаче части своих прав и свобод своим правителям. Последние, в свою очередь, были обязаны защищать своих подданных (граждан), разрешать спо-ры между ними, вершить правосудие, а также приобретали право из-давать законы и требовать их исполнения от населения страны.

 

Договорная теория происхождения государства и права была на-правлена в первую очередь против произвола, царящего в рабовла-дельческом и феодальном обществах. Ее достоинство заключается также в том, что она провозглашала взаимные права и обязанности правителей и подвластных, ответственность людей перед государст-вом и государства перед населением. Граждане (подданные), соглас-но этой теории, имели право на защиту своих естественных прав и интересов, в том числе право на расторжение договора (соглашения) с правительством, злоупотребляющим своей властью. Эта теория в ее прогрессивном варианте впервые обосновала право народа на свер-жение власти неугодных правителей, вплоть до восстания.

 

Во многом указанная теория носит умозрительный и идеалисти-ческий характер, так как единственной причиной происхождения государства и права считает субъективный фактор, осознание людьми первобытного общества своих прав и обязанностей, необ-ходимости заключения договора о создании специального аппарата управления, передачи части своих прав правителям. Она явно недо-оценивает экономические, социальные, военные и иные факторы образования государства и права.

 

Представители теории насилия (Дюринг, Гумплович, Каутский и др.) видят причину происхождения государства и права в порабо-щении одних племен другими, когда для управления завоеванными народами создается специальный аппарат управления и принужде-ния, т. е. государство. С целью закрепления своих завоеваний, взи-мания сборов и налогов, регулирования поведения людей в сфере хозяйственной деятельности, распределения, торговли, разрешения юридических споров государственные органы приспосабливают к своим интересам существующие в обществе обычаи и издают зако-ны, т. е. возникает право.

 

Положительным в этой теории является то, что она обстоятель-но раскрыла роль насилия в образовании и развитии государства и права у многих народов мира. Однако здесь слишком упрощенно и прямолинейно представлен естественно-исторический процесс об-

 

32


разования государства и права. Преувеличен военно -политический фактор и явно недооценивается роль экономических причин (пере-ход от собирательства к производительной экономике, крупное об-щественное разделение труда, появление избыточных продуктов и различных форм собственности).

 

Представители психологической теории (Цицерон, Коркунов, Петражицкий, Фрейд, Тардт, Фромм и др.), с одной стороны, связы-вают происхождение государства с присущими человеческой психи-ке свойствами людей властвовать одних над другими, с другой – со стремлением подчиняться либо наоборот – не повиноваться, высту-пать против любой власти (например, против старейшин, военачаль-ников, жрецов). Поэтому в процессе развития первобытного общест-ва наиболее активные, психологически сильные и инициативные лю-ди объединяются и создают определенные органы для управления пассивной массой и подавления агрессивных слоев населения.

 

По мнению представителей данной теории, право также возника-ет вначале в сознании людей в качестве определенных притязаний и обязанностей, которые используются государством в регулировании общественных отношений.

 

Определенное рациональное зерно в указанной теории, безус-ловно, есть. Она, например, обращает внимание на существенную роль вождей, старейшин, жрецов, военачальников при воздействии их на психику первобытных людей, процесс образования государства и права. Кроме того, действительно, всех людей в любом обществе можно поделить на активных, способных принимать ответственные решения, и пассивных, которые по природе своей не склонны к управлению другими людьми, подчинению и подавлению воли дру-гих лиц (к сожалению, это обстоятельство не всегда учитывается и в современной практике управления).

 

Однако было бы наивно полагать, что государство и право – это только результат порабощения сильными личностями слабых, разре-шения психологических противоречий между людьми первобытного общества. Тем самым по сути дела игнорируются основополагающие причины разложения первобытнообщинного общества и возникнове-ния государства и права.

 

Органическая теория происхождения государства и права(Спен-сер, Прейс, Блюнчли, Вормс и др.) складывалась под влиянием тео-рии естественного отбора, которая разрабатывалась Дарвином и его

 

33


последователями. Кратко суть этой доктрины заключается в том, что развитие общества представляет собой разновидность биологической эволюции. В результате войн между различными родами (племенами) и социальными слоями населения происходит естественный отбор: власть захватывают наиболее сильные особи человечества, которые формируют свои организации и подчиняют себе остальное населе-ние. В процессе бесчисленных войн появляются новые и исчезают слабые государства, совершенствуется государственный аппарат, создаются законы для регулирования поведения людей.

 

В данной теории верно подчеркивается тот неоспоримый факт, что люди – это не только социальные, но и биологические, природ-ные существа. Однако ее представители в большинстве своем абсо-лютно необоснованно, механически переносят закономерности био-логической эволюции на развитие общества в целом и государства и права в частности.

 

Материалистическая теория,пожалуй,наиболее близко подо-шла к правильному и объективному отражению процесса развития первобытнообщинного строя, причинам и условиям возникновения государства и права. Эти причины заключаются, во-первых, в пере-ходе первобытных людей от собирательства, охоты и рыболовства к производящей экономике; во-вторых, в крупных общественных раз-делениях труда (отделении скотоводства, земледелия, ремесел); в-третьих, в росте производительности труда и появлении излишков продуктов, товарообмена, торговли и купечества; в-четвертых, в раз-ложении рода и возникновении семьи; в-пятых, в возникновении раз-личных форм собственности, в том числе и частной; в-шестых, в рас-слоении на бедных и богатых, возникновении противоречий и анта-гонизмов между людьми; в-седьмых, в появлении, с одной стороны, групп людей, осуществляющих управление и принуждение в общест-ве, а с другой – не только экономически, но и политически зависи-мых классов и социальных слоев населения, в частности рабов, в ре-зультате захватнических войн и порабощения соплеменников.

 

Одной из разновидностей материалистической теории является марксистско - ленинское учение о происхождении государства и пра-ва. Маркс, Энгельс, Ленин и другие представители этого учения при-чиной возникновения государства и права также считали экономиче-ские и классовые факторы. Но основные акценты при этом они дела-ли на появлении частной собственности, расколе общества на непри-

 

34


миримые классы, между которыми ведется ожесточенная борьба, на возникновении такой публичной власти, которая, прежде всего, со-стоит из вооруженных людей, тюрем и иных принудительных учреж-дений, неизвестных родовому строю.

 

Право, согласно этому учению, возникает как воля господ-ствующего класса, которая исходит от государства, поддерживается его принудительной силой и обеспечивает политическое господство имущих классов.

 

Для марксистско-ленинского учения о происхождении государ-ства и права, как видим, характерно, с одной стороны, преувеличение экономических и социально-классовых факторов (по их мнению, го-сударство и право носят ярко выраженный принудительный, насиль-ственный, диктаторский характер в обществе), с другой – игнориру-ются или недооцениваются религиозные, психологические, военно-политические и иные факторы, созидательная и прогрессивная роль государства и права, их значение в обеспечении стабильности и по-рядка в обществе, регулировании отношений между людьми в раз-личных сферах их жизнедеятельности.

 

В отечественной и зарубежной науке выделяются и иные теории происхождения государства и права, а именно: а) историческая тео-рия, согласно которой государство и право являются закономерным результатом развития человеческого общества; «дух народа произво-дит государство, как и право» (Пухта); б) ирригационная теория, ко-торая объясняет возникновение государства и права из необходимо-сти объединения, организации и управления большими массами лю-дей при строительстве и эксплуатации масштабных ирригационных сооружений; в) космогоническая теория, представители которой по-лагают, что человек, человеческое сообщество, его организации, в том числе и государство, «занесены из космоса и созданы иноплане-тянами»; г) волюнтаристская теория связывает возникновение госу-дарства с волей отдельных сильных личностей. Существуют также теория инцеста, разнообразные либеральные и иные учения о проис-хождении государства и права12. Все они представляют определен-ный интерес и требуют обстоятельного изучения.

 

В заключение данной темы отметим следующее. При исследова-нии вопросов происхождения государства и права нужно иметь в ви-

 

12 Подробнее см.: Кашанина Т. В. Происхождение государства и права: современные трактовки и новые подходы. М., 2009.

35


ду, что неправомерно смешивать процессы перехода от первобытно-го общества, с присущими ему механизмами социального регулиро-вания отношений, к государственно-организованному обществу и правовому регулированию общественных отношений, с последую-щим развитием и появлением «новых» государств и правовых систем общества, которые возникают в результате их объединения и разъе-динения мирным или военным путем. В данном случае речь уже идет о развитии государства и права, об обосновании этого процесса раз-личными учениями о государстве и праве. На этот момент правильно обращали и обращают внимание как дореволюционные (Г. Ф. Шер-шеневич, В. М. Коркунов и др.), так и современные (А. Б. Венгеров, Н. М. Марченко и др.) отечественные авторы.

 

Важно также подчеркнуть, что и в той и в другой ситуациях воз-никновение государства сопровождается одновременно формирова-нием соответствующей политической системы, а становление права неразрывно связано с созданием определенной правовой системы общества (правосознанием, юридической практикой и т. д.).

 

 

36


Раздел 3. ГОСУДАРСТВО

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 367 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2375 - | 2100 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.