Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


ЭПИКТЕТ (греч. Epictetus — не имя собственное, а разговорное прозвище раба — приобретенный) (50— 125/135/138?) — античный философ, представитель по­зднего стоицизма.




ЭПИКТЕТ (греч. Epictetus — не имя собственное, а разговорное прозвище раба — "приобретенный") (50— 125/135/138?) — античный философ, представитель по­зднего стоицизма. Родился рабом во Фригии. Вольноот­пущенник (с 68). Учителями философии для Э. явились стоики — Музоний Руф и Эфрат. Идеалом для професси­онального подражания Э. избрал Сократа, выступавшего в первую очередь как наставник и лектор, а не как сочи-

нитель. После высылки всех философов из Рима импера­тором Домицианом в 94, удалился в Никополь — крайне провинциальное место, дабы соблазны больших городов не отвлекали его учеников. Там Э. создал свою философ­скую школу. Основные сочинения: "Беседы или Рассуж­дения" (записи лекций слушателем Аррианом (96—180), сохранились 4 из 8 книг), "Энхиридион" (учебник на ос­нове бесед) и др. Согласно мировоззрению Э., окружаю­щий нас мир — это мир тел, являющих собой сочетание двух начал: "логоса" (см. Логос) — разумного начала и "фюсиса" (природы) — начала созидающего. Благодаря Логосу (предмета логики как научной дисциплины) лю­ди способны усматривать связи окружающего мира, по­нимать законы, пользоваться языком. Бог у Э. — это при­рода: Логос — ответственен за единство и порядок миро­здания, в результате чего природа оказывается разумной и доступной разумению (ибо управляема законами). Все­ленная Э. поэтому — "наилучшая из возможных". По Э., человеческие существа — единственные в мире, облада­ющие Логосом, задающим цель жизни — обретение до­бродетели, согласной с разумом. В пределе своем имен­но такую модель существования, согласно Э., и репре­зентирует жизнь философов. Хотя счастье доступно и не только им: по убежденности Э., "бог создал всех людей для их счастья". В духе традиционных максим стоициз­ма Э. учил тому, что лишь часть душевных качеств инди­видов (действия) находится в их власти: желание, воля, отвращение, мнение. (Понимание этого, с точки зрения Э., приходит нам вместе с постижением истинной при­роды мира и подлинной природы человека. Такое пони­мание — считал Э., — предполагает постоянные упраж­нения в его обретении.) "Внешними" же для нас высту­пают наши "свойства" (у Э. — богатство, сила, репута­ция), которые нам неподконтрольны. Свобода людей, по Э., — в ограничении сокровенных желаний теми, кото­рые находятся в нашей власти и почитание всех "внеш­них" вещей и собственных характеристик — безразлич­ными. Поддаваясь влечению к последним, полагал Э., — человек утрачивает свою свободу. (Высказывание Э. о том, что "людей мучают не вещи, а представления о них" было начертано на потолке библиотеки у Монтеня.) Добродетельная жизнь, по Э., есть совершенное осуществление человеческой природы. Нельзя желать, чтобы вещи существовали иначе, — надо, чтобы инди­видуум обретал гармонию с Логосом вселенной. С точ­ки зрения Э., "главное — иметь здравые представления о бытии богов и их мудром управлении Вселенной. По­винуйся им, мирись со всем происходящим без ропота, следуй воле провидения". Определяющая значимость в учении Э. придавалась мотиву поступка, индивидуаль­ному выбору или намерению, а не последствиям: "Твое дело — хорошо исполнить возложенную на тебя роль;

1322

жить без лжи в словах и действиях; выбор же роли — де­ло другого". Именно поэтому Э. учил никогда не горе­вать об утраченном, сколь бы значимым оно не являлось. Э. — традиционно оценивается как самый ортодоксаль­ный из поздних стоиков, ближе всех подошедший к осу­ществлению стоического идеала, ибо его философия ста­ла его жизнью. Подлинной новацией для культуры Евро­пы было осмысленное и последовательное дистанциро­вание Э.-стоика от установки на достижение абстрактно­го идеала — он предпочел направление подлинно добро­детельной повседневной жизни. После смерти Э. был на­зван "другом бессмертных". ("Если бы тебя усыновил царь, — учил Э., — твое высокомерие не знало бы пре­делов. Почему же ты не гордишься сознанием, что ты сын божий?")

A.A. Грицанов





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 168 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2455 - | 2337 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.