Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


ЭНГЕЛЬС (Engels) Фридрих (1820—1895) — не­мецкий философ, социолог, сооснователь (вместе с Марксом) идеологии научного социализма.




ЭНГЕЛЬС (Engels) Фридрих (1820—1895) — не­мецкий философ, социолог, сооснователь (вместе с Марксом) идеологии "научного социализма". В молодо-

сти находился под влиянием идей Гегеля, Гейне и немец­кого социалиста М.Хесса. Основные сочинения: "Поло­жение рабочего класса в Англии" (1844); "Манифест Коммунистической партии" (совместно с Марксом, 1848); "Революция в науке господина Евгения Дюринга" (или "Анти-Дюринг") (1878); "Происхождение семьи, частной собственности и государства" (1884); "Диалек­тика природы" (1872—1882, опубликована в 1925) и др. Уже в начале 1840-х Э. пришел к выводу, что социальные конфликты индустриального общества неустранимы без ликвидации института частной собственности посредст­вом классовой борьбы, кульминацией и результатом ко­торой должно явиться коммунистическое общество. В сочинении "Положение рабочего класса в Англии" Э. ак­центировал эти идеи и проанализировал колоссальный статистический материал, могущий представлять инте­рес для социолога и в конце 20 ст. Встреча с Марксом, состоявшаяся в Париже в 1844, положила начало творчес­кому содружеству, продолжавшемуся вплоть до смерти Маркса. Самостоятельное творчество Э. было связано с полемическими ("Анти-Дюринг"), прогностическими (комментарии к войне Севера и Юга в Америке и к фран­ко-прусской войне 1870—1871) и историческими ("Про­исхождение семьи...") аппликациями метода и пафоса марксовой доктрины к событиям реальной истории (на­личным и ожидаемым), а также к новейшим достижени­ям научного знания (например, Морган и его "Древнее общество"). Стремление Э. разработать новую и ориги­нальную философскую концепцию — "диалектический материализм" — и обозначить его место в историко-фи­лософском процессе ("Людвиг Фейербах и конец класси­ческой немецкой философии", 1886; "Диалектика приро­ды") нельзя считать удавшейся хотя бы вследствии ее очевидной фрагментарности. В то же время эта идея трансформировалась в 20 ст. в основную интенцию офи­циальных философских школ ряда тоталитарных госу­дарств коммунистического типа: поиск все новых и но­вых свидетельств наличия материальных коррелятов ма­териалистической диалектике Маркса — Э. стал там без­раздельно господствующим. Особый интерес у истори­ков марксистской философии неизбежно вызывали так называемые "Письма об историческом материализме" Э. (совокупность нескольких посланий эпистолярного жан­ра, посвященных полемике с теми критиками Маркса, которые упрекали его в вульгарном "экономическом де­терминизме"). Э. попытался смягчить остроту критичес­ких замечаний, уделив особое внимание акцентировке того, что экономическая основа общества лишь "в конеч­ном счете" обусловливает явления духовной жизни. Од­новременно Э. признал статистический, вероятностный характер общественных закономерностей (ортодоксы марксизма ленинско-сталинского призыва стремились

1316

явно либо неявно обосновать динамический характер подобных социальных связей). По Э., любое историчес­кое событие являет собой результат ("равнодействую­щую") столкновения значительной совокупности разно-векторных людских хотений и воль, а еще точнее то, со­гласно Э., "чего никто не хотел". Внешне нередко эф­фектные и эффективные полемики Э. с идейными про­тивниками (Дюринг), его искренняя вера в возможность легитимации марксовой социально-философской пара­дигмы (в полном ее объеме) в среде интеллектуалов За­падной Европы могут быть объяснены тем, что лишь к окончанию 19 ст. социально-гуманитарная мысль конти­нента сумела выработать адекватный концептуальный, идеологический и политический инструментарий для борьбы с одним из "мифов 19—20 столетий" — "науч­ным социализмом" Маркса — Э. Усилиями Э.Бернштейна, К.Каутского, Г.Лебона и многих других был сформу­лирован симметричный социал-демократический ответ дискурсу учения Маркса и Э. Индустриальные общества развитого типа амортизировали высочайший деструк­тивный потенциал теории Маркса и концептуальных публицистических упражнений Э. Общества, историчес­ки более близкие "азиатскому способу производства", оказались несравненно уязвимее для этих идей.

A.A. Грицанов

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ (греч. enkyklios — круг, "завер­шенный цикл" дисциплин; paedia — воспитание, образо­вание, культура) — понятие европейской интеллектуаль­ной (философской и педагогической) традиции.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ (греч. enkyklios — круг, "завер­шенный цикл" дисциплин; paedia — воспитание, образо­вание, культура) — понятие европейской интеллектуаль­ной (философской и педагогической) традиции. Слово­сочетание "enkyklios paedia" появляется в 1 в. до н.э. у Дионисия Галикарнасского, но сама данная идея тради­ционно относима к творчеству Гиппия Элейского (вторая половина 5 в. до н.э.), преподававшего, согласно Плато­ну, "энциклопедические знания". Во французском языке (как идея) Э. впервые упоминается Ф.Рабле, упоминав­шем о "кладезях и безднах Э.". Первоначально (в Древ­ней Греции) речь шла о некоем минимуме знаний, кото­рый были обязаны освоить свободные юноши для пол­ноценного включения в общественную и экономичес­кую жизнь полиса. Значимость этой идеи состояла в том, что постулировалась возможность и позитивность существования определенного информационного цен­за — количественного параметра процесса социализа­ции личности. В средневековой традиции допускалась достижимость аккумуляции всех актуальных для веру­ющего человека знаний в конечном объеме (В.Бовэ). Первая (печатная) философская Э. — "Философская жемчужина" Грегора Рейша, исповедника императора Максимилиана I (ок. 1496) — включала 12 частей: на­турфилософия, логика, психология, этика и 8 других, не собственно философских. (При этом предполагалась об-

ращенность энциклопедических знании к широкой публике, а не только к специалистам.) Сугубо философ­ская первая Э. — Джованни Баттиста Бернардо "Семи­нарий или Лексикон в трех томах с индексами по фило­софии Платона, перипатетиков, стоиков" (Венеция, 1582—1585). В 17 в.: "Философский реперторий" Н.Бурхарди, "Философский лексикон" Р. Гокленгиуса, после которых многие термины стали общеупотреби­тельными в профессиональной среде. Сам термин "Э.", введенный в оборот во второй половине 16 в., обозначал трактат, содержащий целостную совокупность данных общеобразовательного либо специального характера. В историко-философской традиции наиболее известны: 1) Э. Д'Аламбера, Дидро, Руссо, Вольтера, Гольбаха и др. (1751—1780). По Д'Аламберу, Э. излагает "порядок и последовательность человеческих знаний"; 2) "Энцик­лопедия философских наук" Гегеля (1817). (По замеча­нию Аверинцева, "будучи в значительной степени пла­тоническим по типу своего вдохновения, Ренессанс, в общем, избегал формализованного порядка. Темы "Опытов" Монтеня по своей широте могут показаться своего рода разрозненной энциклопедией; нельзя, одна­ко, зная Монтеня, вообразить, чтобы он пожелал уви­деть разрозненное собранным. Так вот, если проводить классификацию по вышеназванному признаку, энцикло­педисты, видевшие в том же Монтене своего предшест­венника, довольно неожиданно оказываются вовсе не в его обществе, но в обществе ненавистных им создателей средневековых схоластических сводов, какими были, например, Винцент из Бове, автор "Великого зерцала", или Фома Аквинский с обеими своими "Суммами".) В современной трактовке Э. являет собой компендиум ус­тоявшихся и апробированных, легитимированных науч­ным сообществом знаний в определенной области. Быс­трый рост популярности в последней трети 20 в. науч­ных дисциплин "маргинального", "пограничного" ха­рактера, экспоненциальный рост специальных знаний, развитие компьютерных банков данных снижают значи­мость самой идеи Э. для ученых-профессионалов, со­храняя при этом ее статус как "моментальной", "сиюми­нутной" характеристики меры и степени конвенциализма, присущего той или иной области знания. В постмо­дернизме выступает символическим обозначением текс­та, организованного как лабиринт или ризома — в отли­чие от структурно-одномерного "словаря" (Эко).

A.A. Грицанов

Quot;ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ФИЛОСОФСКИХ НАУК" ("Encyklopadie der philosophischen Wissenschaften im Grundrisse", 1817) — третья после "Феноменологии ду­ха" и "Науки логики" крупная работа Гегеля, излагаю­щая его систему абсолютного идеализма.

"ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ФИЛОСОФСКИХ НАУК" ("Encyklopadie der philosophischen Wissenschaften im Grundrisse", 1817) — третья после "Феноменологии ду­ха" и "Науки логики" крупная работа Гегеля, излагаю­щая его систему абсолютного идеализма. Ближайшим

1317

поводом к изданию данного "всеохватывающего обзора философии" явилось стремление автора дать руководст­во для слушателей его философских чтений, которые он планировал начать в Берлинском университете в осен­ний семестр 1818. При жизни Гегеля "Э.Ф.Н." издава­лась трижды — в 1817, 1827 и 1830. Впоследствии она не раз выходила и под другим названием — "Система философии", которое также во многом соответствовало исходным интенциям автора, попытавшегося изложить в рамках одной работы все три части своего учения — ло­гику, натурфилософию и философию духа. Соответст­венно, структура философской системы Гегеля и поря­док изложения составных частей "Э.Ф.Н." — идентич­ны; последний в точности совпадает с логически после­довательным развертыванием основных понятий и про­блем его системы. Следует заметить, что Гегель неслу­чайно назвал данную работу "Энциклопедией...": он за­мыслил ее как целостное и универсальное изложение всей системы современного ему научного знания с при­сущими ему основными началами и понятиями, причем, данными "только суммарно", а не в подробном изложе­нии. Об этом он подробно напишет в Предисловии к пер­вому изданию "Э.Ф.Н.", разъясняя специфику избранно­го им жанра повествования: "Природа данного очерка не только исключает исчерпывающее изложение идей со стороны их содержания, но и (в особенности) ограничи­вает систематическое развитие идей, которое должно со­держать в себе то, что в других науках понимали под до­казательством и без чего невозможна научная филосо­фия". Само слово "энциклопедия", фигурирующее в на­звании книги, должно было, по мысли Гегеля, указывать на то, что, с одной стороны, оно охватывает собой систе­му философского знания во всей его совокупности, а с другой, на то, что ее автор не претендует на изложение деталей и частностей, оставляя все это для устных лек­ций, в которых студенты получат все необходимые разъ­яснения. В данном Предисловии Гегель говорит также о значении и роли избранного им метода ("единственно истинного и тождественного с содержанием"), позволив­шего ему по-новому расположить и разместить матери­ал, или, иначе говоря, по-новому выстроить систему фи­лософского знания, руководствуясь при этом внутренне необходимым развитием понятия, а не принципом внеш­ней целесообразности, апеллирующим исключительно к случайным и произвольным связям. В Предисловии ко второму изданию "Э.Ф.Н." Гегель разъясняет смысл осу­ществленной им переработки многих частей книги, кото­рые, как он считает, были развиты здесь более точно и подробно. Автор "Э.Ф.Н." попытался также придать большую степень популярности ее изложению за счет использования "более обширных экзотерических приме­чаний", приближая тем самым "абстрактные понятия к

обычному пониманию и более конкретным представле­ниям о них". Гегель еще раз акцентирует тот факт, что, несмотря на меньшую строгость научного метода и внешний характер расположения материала, допускае­мые, казалось бы, самим названием "Энциклопедия...", специфика рассматриваемого здесь предмета требует строго придерживаться логической связи в качестве ос­новы изложения. Здесь же автор "Э.Ф.Н." попытался оп­ределить отношение его философии к "духовным и ли­шенным духа веяниям современного образования", в ко­тором, на его взгляд, напрочь отсутствуют хотя бы ма­лейшие следы научного философствования. В противо­вес ему Гегель выдвигает в качестве основной цели сво­их философских изысканий — научное познание исти­ны, которое опять-таки оказывается возможным только при наличии метода, воспроизводящего "абсолютное со­держание мышления в глубочайшей, свободнейшей сти­хии духа". Несмотря на успех и быструю распродажу второго издания "Э.Ф.Н.", Гегелю пришлось внести зна­чительные исправления в следующее — третье по счету издание, обращая особое внимание на то, чтобы сделать изложение более "ясным и определенным", сохраняя в то же время "сжатый, формальный и абстрактный стиль", о чем он подробно напишет в Предисловии к тре­тьему изданию. Со времени выхода в свет второго изда­ния появилось много нелицеприятных отзывов со сторо­ны его оппонентов. В ответ Гегель пишет блестящую от­поведь всем тогдашним и будущим гонителям истинной философии, возражения которых, как считает он, во все времена являют собой не более чем "зрелище дурных страстей: самонадеянности, заносчивости, зависти, ос­корбительного неуважения и т.д.". Все это по духу на­помнило Гегелю слова Цицерона, писавшего, что "фило­софия довольствуется немногими судьями и намеренно избегает толпы, которой она также подозрительна и не­навистна; тот, кто хочет хулить ее, получит одобрение толпы". Гегель говорит о недопустимости незваных вме­шательств в дело философии, о ее независимости от ка­ких-либо внешних авторитетов; он отстаивает свобод­ный характер занятий этой наукой, имеющей в качестве единственного интереса — устремленность к предмету и истине. В так называемую экзотерическую часть работы Гегель ввел также и свою речь, произнесенную им при открытии данных чтений в Берлине 22 октября 1818, главным пафосом которой стало обоснование истинного места философии как центра всей духовной культуры общества. Определенный интерес представляет собой и то, что именно в этом выступлении Гегель фактически провозгласил исключительное право немецкого народа на обладание философской истиной, положив тем самым (вслед за Фихте) начало мощной национал-патриотичес­кой тенденции в рамках немецкой философии. Наиболее

1318

концентрированным выражением этой традиции уже в 20 в. станут работы Хайдеггера (см., например, его "Вве­дение в метафизику", в которой немецкий народ высту­пает в качестве философского воспреемника греков). Ге­гель впервые во весь голос заявил о том, что "философия нашла свое убежище в Германии и живет только в ней" и что самая серьезная потребность познания — познание истины — "составляет отличительную черту немецкого духа". Утверждая превосходство немцев в деле разработ­ки философии, Гегель отмечал, что "состояние этой дис­циплины и смысл понятия "философии" у других наро­дов показывают, что название, правда, у них сохрани­лось, но получило другой смысл и сам предмет захирел и исчез, так что от него едва осталось воспоминание или смутное представление". Подобного рода установки бу­дут впоследствии положены им в основу рассмотрения истории философии, в которой будут фигурировать толь­ко два "философских народа" — греки в прошлом и нем­цы в настоящем. Заканчивается речь гневными отповедя­ми критической философии, которую Гегель называет здесь "ничтожным учением", отказывающимся от позна­ния; в противовес ей он требует доверия к науке и веры в могущество разума, которые, на его взгляд, составляют первое условие философских занятий. "Человек, — пи­шет он, — должен уважать самого себя и признать себя достойным наивысочайшего. Какого бы высокого мне­ния мы ни были о величии и могуществе духа, оно все же будет недостаточно высоким. Скрытая сущность Все­ленной не обладает в себе силой, которая была бы в со­стоянии оказать сопротивление дерзновению познания, она должна перед ним открыться, развернуть перед его глазами богатства и глубины своей природы и дать ему наслаждаться ими". Эти заключительные слова повторя­ются и в его вступительной речи, предпосланной лекци­ям по истории философии, которые Гегель читал в Гейдельберге. Введение к "Э.Ф.Н." состоит из кратких во­семнадцати параграфов, в которых мыслитель рассужда­ет главным образом о предмете философии, считая тако­вым истину в высшем смысле этого слова, "в том смыс­ле, что Бог, и только он один, есть истина". Как и рели­гия она занимается "областью конечного, природой и че­ловеческим духом, и их отношением друг к другу и к Бо­гу как к их истине". Гегель определяет здесь и то, что должно входить в содержание философии, разумея под последним "то содержание, которое первоначально по­рождено и ныне еще порождается в области живого ду­ха, образуя мир, внешний и внутренний мир сознания, иначе говоря, что ее содержанием служит действитель­ность", форма осознания которой в философии отлича­ется от других видов осмысления мира. Специфика здесь заключается в том, что под самой этой действи­тельностью философия понимает лишь то, что поистине

заслуживает такого названия, отвергая все преходящее, незначительное и концентрируя внимание лишь на том, что является действительностью разумного. Гегель не­случайно воспроизводит здесь, во Введении, ставшую сакраментальной фразу из Предисловия к "Философии права" — "Что разумно, то действительно. И что дейст­вительно, то разумно", демонстрируя с ее помощью сфе­ру подлинных интересов философии, занятую лишь тем, что является обнаружением высшего разума или мирово­го духа, т.е. необходимостью как таковой. Дав предвари­тельно свое общее представление о философии, Гегель акцентирует затем системный характер этой науки, кото­рую он рассматривает как единое целое, "замкнутый в себе круг", состоящий из нескольких особых частей, "каждая из которых содержит философскую идею в ее особенной определенности или как особенный момент целого". В "Э.Ф.Н." эта наука не может, по Гегелю, изла­гаться в подробном развитии ее частей, а ограничивает­ся лишь изложением начал и основных понятий отдель­ных наук. Таким образом, "Э.Ф.Н." была задумана как систематическое развертывание всей совокупности и на­учного знания и в то же время как философское пости­жение этой целостности. Возрождая по сути классичес­кий идеал всеобъемлющего философского знания, Ге­гель выстраивает его в виде цепи кругов, где каждый представляет собой тотальность целого, замкнутого в се­бе и в то же время являющегося основанием более об­ширной сферы. "Целое, — пишет Гегель, — есть поэто­му круг, состоящий из кругов, каждый из которых есть необходимый момент, так что их система составляет це­лостную идею, которая вместе с тем проявляется также в каждом из них в отдельности". Иначе говоря, это не есть простой агрегат наук, соединенных случайным, эмпири­ческим и внешним образом. Что касается начала филосо­фии, то Гегель видит его в том, чтобы сделать предметом мышления само мышление, которое "само порождает и дает себе свой предмет". Затем это непосредственное должно будет превратить себя в свой последний результат, достигнув тем самым своего же начала, т.е. возвратив­шись в себя. Таким образом, по Гегелю, философия оказы­вается возвращающимся к себе кругом, не имеющим на­чала в том смысле, в каком его имеют другие науки. Един­ственной целью и делом науки становится, таким обра­зом, стремление достигнуть "понятия своего понятия и таким образом прийти к своей исходной точке". Предвос­хищая деление философии на отдельные части, мысли­тель руководствуется тем, что и целостность науки и само ее деление есть ни что иное, как изображение идеи, кото­рая "обнаруживает себя как простота самотождественно­го мышления и вместе с тем, как деятельность, состоящая в том, что мышление противопоставляет себя себе самому для того, чтобы быть для себя и в этом другом все же

1319

быть лишь у себя самого". Такими тремя частями науки (философии) у Гегеля становятся: 1. Логика — наука об идее в себе и для себя. И. Философия природы как наука об идее в ее инобытии. III. Философия духа как идея, возвращающаяся в самое себя из своего инобытия. При этом Гегель подчеркивает, что все различия между от­дельными науками суть лишь определения самой идеи и лишь одна она проявляется в этих различных моментах. Даже в природе мы не познаем ничего другого, кроме идеи, иное дело, что здесь она существует в форме овнешнения; что же касается духа, то и здесь эта же самая идея есть сущая для себя и становящаяся в себе и для се­бя. Такого рода разъяснениями и уточнениями Гегель хо­тел предостеречь против упрощенного представления о так называемом разделении наук, их сосуществовании как рядоположенных и субстанциальных в своем разви­тии. Часть первая — "Наука логики", или так называемая "Малая логика", по своей архитектонике и содержанию в основном совпадает с "Большой логикой", отличаясь от последней разве что более доступным и в то же время менее подробным изложением и, соответственно, мень­шим объемом (откуда и закрепившийся за ней подзаголо­вок "Малая"), а также некоторыми незначительными из­менениями в порядке перечисления категорий; можно говорить и о том, что примеры, используемые Гегелем в качестве иллюстрации его идей в этой части "Э.Ф.Н,", берутся непосредственно из области естествознания и выглядят довольно убедительно в силу их большей попу­лярности. Часть вторая — "Философия природы" являет собой по сути гегелевский вариант натурфилософского очерка, отличительными чертами которого стали рассмо­трение природы в ее единстве и целостности в противо­вес аналитическому расчленению последней на части ес­тественными науками, а также последовательно выдер­жанный антиредукционизм, акцентирующий момент не­сводимости высших форм природного развития к низ­шим. Гегель начинает свою натурфилософию с общей характеристики природы как "идеи в ее инобытии", т.е. в ее бытии вне себя или во внеположности пространства и времени, провозглашая в качестве конечной цели ее раз­вития человека как естественного, самосознательного индивидуума. Из двух возможных путей ее рассмотре­ния — эманации и эволюции — он выбирает последний, предполагающий развитие и происхождение высшего из низшего. "Природу, — пишет Гегель, — следует рассма­тривать как систему ступеней, из которых одна необхо­димо вытекает из другой и составляет ближайшую исти­ну той, из которой следует: это происходит во внутрен­ней идее, составляющей основу природы, а не так, что­бы одна ступень естественно порождала другую. Мета­морфоза совершается только в понятии, как таковом, т.к. только изменение его есть развитие". Таким образом, в

основе природного развития, составляя его внутреннее содержание, лежит движение понятия, обусловливаю­щее переход от одной ступени природы к другой. Тремя такими ступенями понятия являются всеобщее, частное и единичное, которые применительно к природе обнару­живают себя как всеобщая, частная и единичная теле­сность. Первой ступени (механика) соответствует бес­форменная масса, имеющая единство и форму вне себя; вторая (физика) имеет дело с материей в ее частной фор­ме или в форме физической индивидуальности; третья (органика) — это жизнь. Гегель подробно излагает все три раздела своей философии природы — механику, фи­зику и органику, не особенно заботясь при этом о соот­ветствии его умозрительных конструкций выводам есте­ственных наук того времени. Особенно тривиально в этом плане выглядит его механика; не столь уж значи­тельно отличаются от нее рассуждения в области физи­ки, хотя, надо сказать, что здесь философом были выска­заны некоторые интересные соображения касательно природы электричества как имманентного состояния са­мой материи. Так, он писал, что в электрической искре "особенная материальность напряженного тела еще не входит в процесс, а только определена в нем элементар­но и как проявление души" и далее, что электричество — это "собственный гнев, собственное бушевание тела... его гневная самость, которая проявляется в каждом теле, когда его раздражают". Гегелевскую философию приро­ды традиционно считают наиболее слабой частью его учения из-за игнорирования ею ведущих достижений физики и химии того времени (оптики Ньютона и ато­мизма в химии, в частности) и т.п. Повсеместными ста­ли обвинения Гегеля в телеологизме (особенно в органи­ке), в стремлении подчинить частные науки принципам его искусственно созданной логической схемы, с помо­щью которой он сплошь и рядом конструирует надуман­ные связи и переходы. В натурфилософии очень смутно просматривается и знаменитый гегелевский историзм, ибо мыслитель отрицает саму возможность развития природы во времени. Впрочем, Гегель никогда и не ста­вил перед собой цели раскрыть собственно диалектику природы. Не отрицая в принципе факта наличия у нее своей истории и принимая естественно-исторические данные как неопровержимый факт, он в то же самое вре­мя считал, что к философии это не имеет никакого отно­шения, ибо последнюю интересует лишь познание все­общего закона и выявление основных моментов понятия. Часть третья — "Философия духа" представляет собой описание высшей и завершающей стадии и развития аб­солютной идеи, когда последняя "снимает" предшеству­ющую ступень своего природного инобытия и "возвра­щается к себе". "В этой истине, — пишет Гегель, — при­рода исчезла, и дух обнаружился в ней как идея, достиг-

1320

шая своего для-себя-бытия". Дух идеален, это — "воз­вращение и возвращенность идеи к себе из своего друго­го"; и все же фактически под духом Гегель имел в виду ни что иное, как человеческое бытие — совокупность определений самого человека в его социально-историче­ском развитии. Именно поэтому его философию духа можно вполне интерпретировать как своего рода выстро­енную на гегельянский манер антропологию и социаль­ную философию, в которых рассматривается процесс возвышения человека от единичности ощущения к все­общности мысли, а от нее — к знанию о самом себе и по­стижению своей собственной субъективности, своего "Я". Так что по сути мыслящий дух это и есть человек, или, наоборот, только человек и есть мыслящий дух, су­щественным образом отличающийся от природы. В по­нятие духа Гегель включает и деятельность человеческо­го сознания, и практическую деятельность по созиданию и преобразованию им своей "второй природы" и т.д. Эта часть "Э.Ф.Н." состоит из учения о субъективном, объек­тивном и абсолютном духе (см. Гегель). Под субъектив­ным духом, проходящим ступени души (антропология), сознания (феноменология) и личности (психология), Ге­гель фактически имел в виду сферу индивидуального со­знания людей в его природной и социальной обусловлен­ности. Объективный дух, являя собой по сути сферу об­щественного бытия, включает в себя, по Гегелю, право, мораль и нравственность, из которых последняя охваты­вает в свою очередь семью, гражданское общество и го­сударство, как ряд институтов, существование которых вытекает из нравственных установлений. И, наконец, учение об абсолютном духе, как сфере мировоззренчес­ких форм общественного сознания, подразделяется на философию искусства, философию религии и собствен­но философию (или историю философии, что для Гегеля по сути одно и то же). Отмеченные ступени развития объективного и абсолютного духа найдут впоследствии более развернутое освещение в специально посвящен­ных им работах Гегеля: "Философия права" (1821), "Фи­лософия истории", "Лекции по эстетике", "Лекции по философии религии" и "Лекции по истории филосо­фии" — все четыре последних были изданы учениками Гегеля уже после его смерти в 1831. [См. также "Наука логики" (Гегель).]

Т.Г. Румянцева





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 149 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2497 - | 2245 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.