Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


СВОБОДА — универсалия культуры субъектного ряда, фиксирующая возможность деятельности и пове­дения в условиях отсутствия внешнего целеполагания




СВОБОДА — универсалия культуры субъектного ряда, фиксирующая возможность деятельности и пове­дения в условиях отсутствия внешнего целеполагания. В античной культуре деятельность раба по реализации привнесенных извне целей мыслится как исполнение программы и обозначается как "noietis", деятельность же свободного, т.е. реализующего свои цели, мыслится как творчество и обозначается как "chretis" или "praxis". Именно в этом отношении в античной Греции статус престижных форм деятельности занимали духовные: философия и свободное искусство как воплощающее личный замысел творчества — в отличие от физической деятельности ("презренный труд", "удел раба" у Арис­тотеля) как типового тиражирования предметов, потреб­ляемых другими. Раб есть "говорящее орудие" в том смысле, что он способен, с одной стороны, разуметь приказание (духовный аспект "говорящего") и выпол­нить его в ходе предметной деятельности (физический аспект "орудия"): "если бы каждый инструмент мог вы­полнять свойственную ему работу сам, по данному ему приказанию.., то господам не нужны были бы рабы" (Аристотель). Именно в этой двойственности статуса,

935

задающего как отсутствие возможности имманентного целеполагания, так и способность осознать его, и коре­нится механизм несвободы. Указанная особенность древнегреческой культуры, детерминированная личным характером античного рабства, обусловливает то обсто­ятельство, что в историческом контексте европейской культуры доминирующим оказывается именно указан­ный аспект С., артикулируемой в классической фило­софской традиции как С. воли. Когерентным процессом по отношению к историко-философской развертке про­блематики С. воли является развитие понятия С. в кон­тексте философии власти, определяющей последнюю именно как возможность внешнего целеполагания дея­тельности другого субъекта: "возможность проводить внутри данных общественных отношений свою собст­венную волю, даже вопреки сопротивлению" (М. Вебер), "способность или потенциальная возможность лю­дей принимать решения, оказывающие влияние на дей­ствия других людей" (Парсонс) и т.п. Вместе с тем в ис­торико-философской традиции задается и более широ­кое понимание С., интерпретируемой не только приме­нительно к целеполаганию (субъектной составляющей деятельности), но и к возможности реализации этого це­леполагания (объективно-предметная составляющая де­ятельности). Отсутствие внешнего целеполагания еще не есть гарант подлинной С., ибо не снимает связаннос­ти деятельности условиями ее протекания. Понимание последних в качестве объективных задает традицию усеченного понимания С.: от фатализма в его как иррационалистских (типа астрологии), так и рационалист­ской (Локк, Спиноза, Лаплас) трактовках — и до марк­систского определения С. как "познанной необходимос­ти" и концепции "иронии истории" Р.Нибура, фактичес­ки сводящих С. к несвободе от "необходимости". Ста­новление парадигмы, преодолевающей фатализм в кон­тексте более широкой интерпретации С., берет свое на­чало от средневековой схоластики и связано с именем такого мыслителя, как Иоанн Дунс Скот. Оно оформля­ется в процессе дискуссии об основном принципе Боже­ственного миротворения: творится мир "по разуму" или "по воле" Божьей. В духе характерной для схоластики дихотомии артикулированных позиций большинство ав­торов высказывалось в пользу презумпции творения Бо­гом мира в соответствии с Божественным разумом. Дан­ная позиция при кажущейся ортодоксальности оказыва­лась уязвимой в теологической системе отсчета в вопро­се о возможности постижения акта креации: поскольку креационный процесс был осуществлен "по разуму", поскольку он может быть исчерпывающе постигнут че­ловеком, исходя из универсальных начал разумной ра­циональности. В этой связи оформляется альтернатив-

ная точка зрения на творение мира, как осуществленное не "по разуму", а "по С. воли Божьей". Формально со­глашаясь с этим направлением, Иоанн Дунс Скот прихо­дит к тезису о С. креации, исходя из совершенно иных предпосылок: Бог как исчерпывающая полнота совер­шенств принципиально не может быть ограничен в сво­их проявлениях никакой внешней детерминантой. По формулировке Иоанна Дунса Скота, если С. воли огра­ничена хотя бы одним требованием разумности или не­обходимости следовать в своих действиях логике объек­та, то она вообще не может называться С., а потому тво­рение мира Богом "по Божественному разуму" означало бы несвободу Божью. Бог творит мир в акте абсолютной С. воли, и мир как продукт этого остросвободного воле­изъявления не есть плод раздумий или результат выбо­ра, но воплощение абсолютно индетерминированного внутреннего побуждения как нерефлексивного импуль­са. Такая постановка вопроса делает наличное бытие не абсолютным и не единственно возможным в своей фун­даментальности наиболее соответствующих требовани­ям разумности оснований, но лишь одним из возмож­ных, что знаменует собой постановку в историко-фило­софской традиции проблемы возможных миров. Приме­нительно к проблеме человека обрисованная позиция воплощается в концепцию автономии человеческой во­ли, свободной в абсолютном смысле этого слова, ибо, по мысли Иоанна Дунса Скота, С. составляет глубинную внутреннюю сущность воли. Это приводит к оформле­нию в контексте средневековой схоластики остроинди­видуалистической концепции личности, согласно кото­рой С. человека может быть реализована лишь вне сле­дования разумным основаниям и, соответственно, арти­кулируемым теологией целям земного существова­ния. Концепция Иоанна Дунса Скота задает в традиции мощный импульс разворачивания проблематики волюн­таризма. В неклассической философии проблема С. вы­ходит за пределы психологизма и гносеологизма С. во­ли и артикулируется параллельно в имманентно-экзис­тенциальной (обреченность человека на С. у Сартра, философия С. как возможности бунта у Камю, С. как надвитальный феномен в философии Шелера, С. как преодоление отчуждения в контексте отношения "Я — Ты" у Бубера, "теология освобождения" в протестант­ском модернизме) и социокультурной ("Диалектика просвещения" Хоркхаймера и Адорно, выход человека за пределы своей "одномерности" у Маркузе, концеп­ция "негативного гуманизма" А. Глюксмана, идеи "не­репрессивной" культуры и техники у Т. фон-Роззака, С. как "перехват истории" в революционном творчестве у Аренд и др.) своих версиях. В рамках экзистенциальной трактовки С. последняя связывается с индивидуальным

936

бытием личности, центрируя на себя субъективную си­стему ценностей. Что же касается социокультурной трактовки С., то в ее рамках феномен С., напротив, со­отнесен сугубо с социальной сферой и мыслится в каче­стве достигаемого, — в отличие от феномена воли, со­относимого с индивидуальной сферой и мыслимого в качестве имманентного ей. В содержании понятия "С." имплицитно заложен вектор альтернативности (созна­тельного противостояния) социальному давлению: С. конституируется именно в социальном контексте ("де­мократические С.", "правовая С." и т.п.) как результат преодоления несвободы. По формулировке Аренд, если в рамках сферы приватности возможна "свободность" как имманентное состояние личности, то С. реализует себя только в сфере публичности, а именно — в рамках политики, в контексте политического противостояния, разрешающегося в революции как "прорыве в С.". В со­временной философии проблема С. артикулируется как в социальном приложении (концепция "либерального иронизма" Рорти, постмодернистские аналитики С. в контексте шизоанализа: см. Шизоанализ), так и в каче­ственно новой своей постановке — как С. текста (см. Ризома, Означивание) и С. его интерпретации (см. Нарратив). (См. также Свобода воли.)

М.А. Можейко





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 172 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Даже страх смягчается привычкой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2483 - | 2177 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.