Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


НИГИЛИЗМ (лат. nihil — ничто) — исходно — од­на из характерных черт буддистской и индуистской фи­лософии.




НИГИЛИЗМ (лат. nihil — ничто) — исходно — од­на из характерных черт буддистской и индуистской фи­лософии. Согласно присущему им Н. (или пессимизму), в посюстороннем мире в принципе не присутствует из­начальная реальность, ибо она не имеет имени и формы; оформленной же и получившей имя является принося­щая страдания иллюзия. Жизнь, таким образом, высту­пает ничем иным как нескончаемой сменой рождений и смертей, лишенной смысла и назначения. Спасение че­ловека суть спасение от жизни. В истории философии европейского типа Н. воплощался в ряде разнокачест­венных версий: I) Универсалия неклассической евро­пейской культуры, последовательно анти-рационалистическая философская концепция, мироощущение и по­веденческий принцип, фундированные акцентирован­ным отрицанием (в смысле хайдеггеровской "негации") тех или иных социокультурных оснований. Как особый термин "Н." был введен в оборот немецким философом Ф.Г.Якоби в его послании к Фихте (1799). Слово "Н." приобрело широкую распространенность среди интел­лектуалов Европы после осмысления богоборческих ин­тенций Великой французской революции и во многом благодаря роману И.С.Тургенева "Отцы и дети" (1862). Ницше, заимствовав термин "H." y Тургенева, обозна­чал им явление, связанное с переоценкой всех высших ценностей, т.е. именно тех, которые только и наполняют смыслом все действия и стремления людей. Как отмечал Ницше, "... нигилизм петербургского фасона (что озна­чает истовую веру в неверие,готовую принять за это лю­бые муки), эта горячность свидетельствует в первую очередь о потребности в вере...". По Ницше, нет боль­ше ничего, во имя чего следует жить и к чему надо бы­ло бы стремиться: "что означает нигилизм? То, что выс-

шие ценности теряют свою ценность, нет цели, нет от­вета на вопрос зачем ".Вместе с исчезновением страха перед человеком уходит и безусловная любовь к нему. H. y Ницше суть порождение трагического распада ми­ра на бытие и смысл. Н. может быть преодолен лишь по­средством имманентизации человеком идей "воли к вла­сти" и "вечного возвращения". Таким образом, H. y Ницше, выступая в ипостаси не идеологии, а метафизи­ки,преследовал цель обоснования жизнеутверждающих принципов, обозначения "нового пути к " Да ". Согласно Ницше, традиционный европейский Н. шопенгауэров­ского типа характеризуется стремлением к жизни "в со­гласии с целями, установленными извне". Русский же Н., по Ницше, "научившись не доверять какому-то одно­му авторитету... стремился найти другой". По замеча­нию Ницше, люди привыкли полагать опорой "если не Бога и не науку, то совесть, разум, общественный ин­стинкт или историю", рассматриваемые как "имманент­ный дух с присущей ему целью, на чью милость можно положиться". Осознание же того, что внешнего целеполагания нет, как и нет внешнего для человека мирового порядка, результируется в отказе людей от попыток ос­мысления чего-либо, лежащего вне пределов посюсто­ронней субстанции бытия. Тем не менее, нередко, с точ­ки зрения Ницше, философы и мечтатели измысливают "в качестве истинного мира новый мир, потусторонний нашему" в сравнении с каковым наш мир полностью обесценивается. И лишь когда человек осознает то, что и этот якобы "подлинно-истинный" мир — не более чем творение рук человеческих, компенсация неосуществ­ленных желаний, — вот тогда, по Ницше, и начинается подлинный Н. Любая картина мира утрачивает смысл, а сам этот мир полагается единственно-данным, хотя и бесструктурным, бесцельным и лишенным ценности. По Ницше: "Сознание отсутствия всякой ценности было достигнуто, когда стало ясным, что ни понятием " цели ",ни понятием " единства ",ни понятием " истины " не может быть истолкован общий характер бытия... Не­достает всеобъемлющего единства во множестве совер­шающегося: характер бытия не "истинен", а ложен... в конце концов, нет более основания убеждать себя в бы­тии истинного мира... Коротко говоря: категории "це­ли", "единства", "бытия", посредством которых мы со­общили миру ценность, снова изымлются нами — и мир кажется обесцененным ".Обесцененным — в смыс­ле того, что ему (миру) вообще бессмысленно приписы­вать какую бы то ни было ценность /как, например, при­писывать массу буквам алфавита — А.Г., T. P./. Как же акцентированно утверждал сам Ницше, именно состоя­ние ума как нуждающегося в цели, должно быть преодо­лено. Таким образом, Н., по Ницше, предполагает кар­тину мира, предельно лишенную иллюзий; картину ми-

705

pa, радикально враждебного всевозможным человечес­ким устремлениям; картину мира, лишенного всякого — в т.ч. и морального — порядка. Согласно Делезу ("Ниц­ше и философия"), всеобщая история являет собой пе­реход от предыстории к постистории. В интервале меж­ду данными полюсами процедуры культурной дресси­ровки были призваны превратить изначально первобыт­ное животное в "индивида суверенного и дающего зако­ны", в субъекта, способного осуществить кантовское "управляем именно мы". История не достигла своей це­ли: возник человек озлобленный, человек больной; бо­лезнь эта называется "Н.". Излагая ход мыслей Ницше, Делез отмечает: последний человек, "уничтожив все, что не есть он сам", заняв "место Бога", оказался отвергнут всеми и всем. Этот человек должен быть уничтожен: на­стал момент перехода от ничто воли (болезнь Н.) к воле к ничто, от Н. незавершенного, болезненного и пассив­ного к активному Н. (Не случайно, что Хайдеггер усма­тривал одну из заслуг Ницше в том, что тот осмыслил Н. как принцип, логически центрирующий на себе евро­пейскую историю.) В психоанализе Н. понимался как результат разрушения баланса между гнетущим ханже­ством традиций и буйством бессознательного. В рамках как французского (Камю, Сартр), так и немецкого (Ясперс) экзистенциализма Н. трактуется как изначальная бытийная данность. Постулирование роли Н. как значи­мого основания перспективных мыслительных подхо­дов осуществили Адорно в своей "негативной диалекти­ке" и Маркузе (стратегия "Великого Отказа"). Н. требу­ет многомерного и радикального самооправдания от всякой (в первую очередь, утонченной) культуры: по саркастической оценке Мертона, нигилисты — это те, кто "не верует в Бога" и "не ходит в баню". II) В совре­менной философии, культурологии и психологии евро­пейский Н. второй половины 20 в. может ассоцииро­ваться с рядом интеллектуальных феноменов: 1) С тео­ретическими установками, присущими определенной генерации европейских мыслителей: так, стиль Фуко, внешне отвечая позитивистским критериям (работа с многочисленными архивными документами, первичны­ми текстами и т.п.), фундирован пафосным Н. по отно­шению к пониманию фактов в позитивизме. По мысли Фуко, "если интерпретация никогда не может быть за­вершена, то это просто потому, что нечего интерпрети­ровать. Не существует никакого абсолютно первого объ­екта интерпретации, поскольку по сути все уже пред­ставляет собой интерпретацию, каждый знак сам по се­бе является не вещью, открывающейся для интерпрета­ции, но интерпретацией других знаков". Тексты Фуко, сопровождаемые колоссальным критическим инстру­ментарием (цитаты, документы и т.д.), выступают по су­ти сказочными фантазиями-романами. 2) С пафосным

интеллектуально-аксиологическим поворотом, осуще­ствляемым постмодернизмом (см. Постмодернизм, Этика). 3) С массовыми явлениями психоневротическо­го и патологически-деструктивного порядка (см. "Сверх-Я", "Смерть Бога "). III) 1) Духовное явление, порожденное русским изданием византийского христи­анского канона и содержащее сильное переживание эле­мента православной аскезы: московское православие, как известно, никогда не имело собственно богослов­ской модели оправдания культуры как таковой. Нередко отмечалось, что у русских нет культуропоклонства, свойственного людям западной цивилизации (у Досто­евского: "все мы нигилисты"; у Бердяева: русские по природе своей — апокалиптики или нигилисты). Как писал Флоренский, "идиотизм, идиот в древнем смысле этого слова — вовсе не слабоумный, а частный человек, не участвующий в исторической жизни, живущий в се­бе, вне связи с обществом. Быть идиотом — это, пожа­луй, наилучший удел, особенно если бы можно было идиотствовать до конца, то есть сделаться полным иди­отом". 2) Радикальная форма русского просветительства — сопряженная с православным Н. нравственная крити­ческая рефлексия над культурой, созданной-де привиле­гированным слоем и для него лишь предназначенной ("рафинированный" Н. Запада не был связан с Просве­щением). По мысли Бердяева, Л.Толстой — "гениаль­ный выразитель религиозно обоснованного нигилизма в отношении к культуре. В нем сознание вины относи­тельно народа и покаяние достигли предельного выра­жения". Поясняя неприятие русскими однозначных, ра­ционализированных, "чистых" общественных форм, их эмоциональную устремленность к "концу истории", их отказ от логической ступенчатости исторического про­цесса, Шпенглер подчеркивал: Россия есть апокалипти­ческий бунт против античности — против совершенной формы, совершенной культуры. По Г.Флоровскому же, русский Н. суть анти-исторический утопизм. IV) В фи­лософии М.Мамардашвили, Н. — своеобразный способ пережить собственное поражение, итог "несамодоста­точности человеческих состояний". В этом контексте Н. не требует ответов на смысложизненные вопросы, тре­бующие духовного напряжения; он есть отказ от пафосной формулы "Я могу", отказ от установки на преодоле­ние экзистенциальных жизненных обстоятельств. Ниги­лист такого типа возлагает надежды на "самодействую­щие механизмы" человеческого бытия. Такой Н. исклю­чает для человека осуществление поступков в положе­нии "лицом к лицу" с подлинной сутью дел; он ориенти­рован на взаимодействие с "масками-марионетками", не являющимися носителями высоких жизненных смыс­лов. Как утверждает Мамардашвили, "поступок — это случившееся состояние мысли". По Мамардашвили, "ес-

706

ли человек достигает степени самоуважения посредст­вом упрощенных схем, то он скорее убьет того, кто по­кусится разрушить эти схемы, чем расстанется с ними".

A.A. Грицанов, Т.Г. Румянцева

НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (Nicolaus Cusanus) (на­стоящее имя — Николай Кребс (Krebs)) (1401—1464)

НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (Nicolaus Cusanus) (на­стоящее имя — Николай Кребс (Krebs)) (1401—1464) — центральная фигура перехода от философии средневе­ковья к философии Возрождения: последний схоласт и первый гуманист, рационалист и мистик, богослов и те­оретик математического естествознания, синтезировав­ший в своем учении апофатическую теологию и натура­лизм, спекулятивный логицизм и эмпирическую ориен­тацию. Кардинал Римской церкви и одновременно ти­пичный для Ренессанса многогранный культурный дея­тель и крупный ученый своего времени, один из пред­шественников дифференциального исчисления в мате­матике, автор первой географической карты Европы, ре­формы юлианского календаря, осуществленной полтора столетия спустя, и астрономической модели, фундирую­щей высказанные на столетие позже идеи коперниканского гелиоцентризма как частный случай; доктор пра­ва, теоретик медицины и классического искусства. Н.К. родился в селении Кузе в Южной Германии в семье ви­ноградаря и рыбака, подростком бежал из родного дома (западноевропейский аналог русского Михаилы Ломо­носова), при содействии графа Т. фон Мандершайда по­лучил блестящее образование: начиная от "школы бра­тьев общей жизни" в Голландии, в чью программу вхо­дили семь свободных искусств и языки (эту же школу позднее закончил Эразм Роттердамский), и кончая Гейдельбергским, Падуанским и Кельнским университета­ми. В 1424 Н.К. получает звание доктора канонического права, с 1426 — секретарь папского легата в Германии кардинала Орсини, с 1430 — священнослужитель, на­стоятель церкви св. Флорина в Коблеце, активный уча­стник Базельского Собора (в 1433) и церковного посоль­ства в Византию 1437 по вопросу объединения Запад­ной и Восточной христианских церквей (попутно в Кон­стантинополе — работа с греческими текстами, знаком­ство с выдающимся гуманистом Георгом Гемистом Плифоном, впоследствии вдохновителем организации пла­тоновской Академии во Флоренции), с 1448 — кардинал и одна из ключевых фигур папской курии, с 1450 — епи­скоп Бриксена и одновременно папский легат в Герма­нии (миссия 1451—1452 в Восточной Европе с целью возвращения гуситов в лоно Римской церкви), с 1458 и до конца жизни — генеральный викарий в Риме. Основ­ные сочинения: "О католическом согласии" (1433), "Об исправлении календаря" (1436), "Об ученом незнании" (1440), "О предположениях" (1444), "О сокрытом Боге", "Об искании Бога", "О даре отца светов", "О становле-

нии" (1442—1445), "Апология ученого незнания" (1449), "Простец", включающий два диалога "О мудро­сти" и диалоги "Об уме" и "Об опытах с весами" (1450), "О согласии веры" (1453), "О видении Бога" (1453), "О берилле" (1458), "О бытии как возможности" (1460), "Об игре в шар" (1463), "Компендий" (1464), "Опровер­жение Корана" (1464), "О вершине созерцания" (1464) и семь математических трактатов, посвященных пробле­ме квадратуры круга, уточнению числа "пи" и др. При традиционализме философской и теологической про­блематики (учение о едином и иерархия бытия, пробле­мы богопознания и познания тварного мира), трактаты Н.К. отличаются острой нетривиальностью ее трактов­ки в результате программной для Н.К. установки на рас­смотрение известных философских истин и устоявших­ся понятий (типа "то же", "мочь", "иное и не-иное" и др.) через "увеличительное стекло", позволяющее уви­деть их семантическую открытость и актуальность ("О берилле"); вдохновенностью (многие из работ созданы на едином порыве); строгостью формы и индивидуаль­ностью языка (при том, что тексты выполнены на так называемой провинциальной латыни). На уровне само­оценки Н.К. относился к своим работам как к хобби "для облегчения души от тяжких забот". Философская концепция Н.К., представляющая собой уникальное яв­ление в культуре 15 в., может быть рассмотрена: 1) как подводящая итоги развития средневековой философ­ской традиции, синтезирующая ее базовую проблемати­ку и суммирующая основные достижения как схоласти­ческого, так и мистического ее направлений; 2) в качест­ве пролога философии Возрождения, задавшего основ­ные векторы разворачивания проблематики и аксиоло­гические ориентиры ренессансной философской культу­ры (гуманизм, пантеизм, эмпиризм, натурализм и др.); 3) как предвосхищение философских идей Нового вре­мени, во многом инспирировавшее их оформление в культуре (заложенные Н.К. основы дифференциального исчисления, конгруэнтность многих фрагментов его концепции с учениями более поздних Декарта и Лейб­ница, гуманистические идеи и гносеологический опти­мизм Н.К., изоморфные идеалам новоевропейского Просвещения); 4) даже как генетический исток класси­ческой европейской гносеологии (предкантианские идеи теории познания Н.К.). В своем критическом не­приятии схоластического аристотелизма Н.К. ориенти­руется на неоплатонизм и, соответственно, на апофатическую теологию, однако тенденции деперсонализации Бога, аксиологически противостоящие общехристиан­ской парадигме теизма, но тем не менее объективно за­ложенные в апофатической теологии, приобретают у Н.К. специфическое звучание, выливаясь в математизи­рованную модель бытия, трактующую Бога как актуаль-

707

ную бесконечность, статичный "абсолютный макси­мум", чье "ограничение" ("самоограничение") означает фактическое "развертывание" (explicatio) Бога в чувст­венный мир, мыслимый как потенциальная бесконеч­ность, статичный "ограниченный максимум" (несо­мненно, влияние переосмысленного в соответствии с новым уровнем развития математики пифагореизма, о котором Н.К. всегда был очень высокого мнения, оцени­вая Пифагора как "величайшего философа"). Божест­венное бытие, т.обр., мыслится Н.К. как абсолютная возможность (posse-est), "форма форм", будучи одно­временно и абсолютной действительностью (est). Имма­нентная парадоксальность такого бытия делает бес­смысленной попытку зафиксировать его в каком бы то ни было определении: любое определение изначально обречено на "частность" своего содержания, а потому неизбежно будет превзойдено безграничностью Божест­венной потенциальности ("все может"). "Развертыва­ние" Бога в мир дополняется в качестве своего семанти­ческого противовеса "свертыванием" (complicatio) ми­ра, возвращением его в лоно Божественного абсолю­та. Поскольку мир сам по себе принципиально безгра­ничен и Богом может быть задано любое "ограничение", постольку бытие не может быть центрировано каким-либо одним определенным способом: "Машина мира имеет свой центр... повсюду, а свою окружность — ни­где, потому что Бог есть и окружность, и центр". Такая структурировка мироздания, с одной стороны, приводи­ла к пантеизму ("Бог везде и нигде"), а с другой — пред­восхищала астрономические открытия Нового времени и гелиоцентрическую теорию Коперника, выступая по отношению к последней более общей концептуальной моделью ("Как земля не есть центр мира, так и окруж­ность его не является сферой неподвижных звезд"). Единство мира обеспечивается, по Н.К., его "интелли­генцией", т.е. интегральным божественным смыслом (типологический аналог "софийности" в православии): "в земных вещах скрыты причины событий, как жатва в посеве... То, что скрыто в душе мира, как в клубке, раз­вертывается и принимает свои размеры". Таким обра­зом, динамика мироздания, предполагая свое единое ос­нование, есть динамика единого живого организма, оду­шевленного мировой душой: "сама растительная жизнь в своей темноте скрывает в себе жизнь духовную". В этом контексте восприятия интеллекта как критерия богоподобия выстраивается концепция человека Н.К., за­давая специфические основания для его гуманизма: "че­ловек есть его ум", и именно в этом качестве в системе пронизанного "интеллигенцией" мироздания человек как носитель эксплицитно конституированного ума за­нимает в иерархии тварного мира высшую позицию ("лишь немного ниже ангелов"). Традиционное для фи-

лософской культуры представление о человеке как мик­рокосме наполняется у Н.К. новым содержанием. Во-первых, оно фундирует идеал "свободного и благород­ного" человека, воплощающего в своей сущности сущ­ность мировой природной гармонии, что закладывает основание последующей традиции гуманистической классики: по оценке Н.К., "в человеке все возведено в высшую степень", а человеческая природа мыслится "полнотой всех всеобщих и отдельных совершенств". Во-вторых, рассмотрение Н.К. разума в качестве боже­ственной космической силы в определенной мере пред­восхитило концепцию ноосферы и высказанные в 20 в. идеи о человеческой целеполагающей деятельности как силе космо-планетарного масштаба. Выступая цент­ральным звеном природы и средоточием ее духовных сил, человек как познающий субъект характеризуется Н.К. с позиций фундаментального гносеологического оптимизма: человеческий ум (mens) способен в когни­тивной процедуре реконструировать "развертывание" Бога в природу (т.е. "развертывать" тот смысл, "интел­лигенцию", что скрыты в ее глубинах). Учение Н.К. о познании во многом предвосхищает кантовский подход к проблеме гносеологических способностей человека: Н.К. выделяет чувства (sensus), рассудок (ratio) и разум (intellectus) как познавательные способности субъекта, имеющие различные цели и сферы своей реализации. Высокая оценка чувственного познания Н.К. детерми­нирована социокультурным вектором возрастающего интереса к опытно-эмпирическому естествознанию, од­нако Н.К. ни в коей мере не может рассматриваться только как выразитель общей культурной тенденции: его глубоко оригинальная концепция чувственного по­знания фундирована идеей априорного предвосхищения результата познания, основанного на творческой силе воображения (vis imaginativa), что во многом продикто­вано влиянием мистической теологии, но приобретает в новом контексте совершенно иной — глубоко рациона­листический — смысл: "поскольку первообраз всего от­ражается в уме, как истина в образе, постольку ум име­ет в себе то, на что он взирает и в соответствии с чем со­здает суждения о внешнем" (ср. с кантианским транс­цендентальным единством апперцепции как исходным предварительным условием возможности всякого син­теза в рамках когнитивной процедуры). Чувство, одна­ко, имеет ограничения как со стороны своей аффектив­ной артикулированности и временной определенности, так и содержательные: "чувство не способно восприни­мать вещи сверхвременные и духовные". Чувственное познание подчинено рассудку как сдерживающему стра­сти и упорядочивающему данные чувственного опыта. С одной стороны, трактовка рассудка Н.К. определяется влиянием номинализма (в варианте концептуализма): в

708

рассудке "нет ничего, что не существовало бы в ощуще­нии". С другой же — рассудок сам по себе имеет своей целью формирование "имен", запечатлевающих резуль­таты его абстрагирующей деятельности. Классическим выражением этого процесса является у Н.К. развитие математики, которой он отводит важнейшее место в сфере рассудочного (естественнонаучного) познания, поскольку полагает, что в основе всех явлений природы лежат объективные отношения пропорции, выразить ко­торые возможно именно с помощью математического формализма ("десять в кубе", например, как формула осязаемой телесности): "все установлено и понято на основе чисел", и "кто исчисляет, тот развертывает и свертывает". Если рассудок фундирован чувственным опытом, то разум, как высшая теоретическая способ­ность человеческого ума, — богоданностью. Он мыс­лится Н.К. в качестве недискурсивной творческой спо­собности "умозрения", которая "постигает лишь всеоб­щее, нетленное и непрерывное". "Разум, простирая по­лет свой", поднимается до постижения бесконечности, "интеллигенции", мировой души как феноменов абсо­люта. Однако — вразрез с ортодоксальной мистической традицией — Н.К. полагает Бога, в отличие от тварного мира, принципиально непознаваемым: разум может лишь асимптотически приближаться "к истине, как мно­гоугольник к кругу". Регулирующая роль разума по от­ношению к рассудку заключается, прежде всего, в при­знании указанной асимптотичности, антидогматичес­ком отказе от претензии на обладание абсолютной исти­ной. Применительно к предмету разума в концепции Н.К. правомерна формула "совпадения противополож­ностей" (coincedenica oppositorum): в его системе отсче­та "противоположности существуют лишь для вещей", и именно потому "спотыкается рассудок, что не может связать противоречия, разделенные бесконечностью". Что же касается "абсолютного максимума", то "нет ни­какого противопоставления абсолютному максимуму, ибо он выше всякой противоположности". Тезис о том, что бесконечность заставляет нас полностью преодоле­вать всякую противоположность, Н.К. иллюстрирует на математическом материале (например, по мере увеличе­ния радиуса окружности последняя все более и более совпадает со своей касательной", а потому "бесконечная кривизна есть бесконечная прямизна"; аналогично треу­гольник по мере уменьшения одного из углов превраща­ется в прямую и т.п.). И в целом, "Бог обнимает все, да­же противоречия". Важным прикладным аспектом этой идеи является созданная Н.К. программа объединения Западной и Восточной христианских церквей в глобаль­ном католическом единстве (именно ему принадлежит концептуальное обоснование выдвинутого папской ко­миссией проекта объединения, однако его идеи выходят

далеко за рамки конфедерационной Римской програм­мы, продиктованной конкретным поводом в лице угро­зы турецкого нашествия и исламизации христианского мира) — концепция единого христианства фундируется у Н.К. общефилософской позицией признания единства всех вероучений "различных существ" ("О согласии ве­ры") и их общей основы, которая "предполагается при всем различии обрядов" (ср. мысль русского антитринитария Федосия Косого: "Бог есть то, что есть общего о Боге во всех верах"), причем эмпирико-иллюстративным материалом своего исследования Н.К. избирает компаративно рассматриваемые им христианство и ис­лам, демонстрируя их генетические и содержательные связи ("Опровержение Корана"), трактуемые как доста­точное основание веротерпимости и прекращения войн на религиозной основе. Идеи Н.К., идущие в узловых своих пунктах вразрез с официальной схоластической традицией, вызвали на себя богословскую критику (см. Иоганн Венк. "Невежественная ученость"), однако от­ветная "Апология ученого незнания" Н.К. оказалась удачной, и Н.К. не только не подвергался преследовани­ям за свои взгляды, но умер одним из влиятельнейших руководителей Римской церкви. Объективно концепция Н.К. оказала значительное влияние на оформление кру­га идей философии Возрождения (флорентийский пла­тонизм и концепция человека Бруно, непосредственного ученика Н.К.), философии Нового времени (картезиан­ство, монадология Лейбница и связанное с ней откры­тие дифференциального исчисления) и даже немецкой классической философии (кантовский априоризм, на­турфилософия раннего Шеллинга и гегелевская диалек­тика противоположностей), однако оказавшиеся впос­ледствии в центре внимания новоевропейской филосо­фии идеи, высказанные Н.К., опередили свое время и не были в полной мере поняты и оценены современника­ми. Между тем отзвук идей Н.К. может быть обнаружен как в классической (космологические антиномии Канта, во многом аналогичные идеям "Об ученом незнании"; триадичная архитектоника Гегеля, структурно изоморф­ная характерным для Н.К. мыслительным гештальтам), так и в неклассической философии (эхо идей Н.К. в мо­дели человеческого мира как схватываемой a priori цело­стности у Гуссерля и Хайдеггера).

М.А. Можейко





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 355 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

2321 - | 2092 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.