Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


МУНЬЕ (Mounier) Эммануэль (1905—1950) — французский философ.




МУНЬЕ (Mounier) Эммануэль (1905—1950) — французский философ. Участник движения Сопротив­ления. Издатель журнала "Esprit" (с 1932). Основные сочинения: "Персоналистская и коммунитарная рево­люция" (сборник статей, 1935); "От капиталистичес­кой собственности к человеческой собственности" (1939); "Трактат о характере" (1946); "Введение в экзи­стенциализм" (1946); "Свобода под условием" (1946); "Что такое персонализм?" (1947); "Маленький страх двадцатого века" (1948); "Персонализм" (1949) и др. Собственное интеллектуально-политическое кредо М. сформулировал достаточно жестко: "Мое Евангелие учит меня не лукавить перед моим собственным Богом, который всегда ищет дорогу к сердцу отчаявшегося че­ловека. Он никогда не разрешал мне успокаиваться по отношению к тем, кто предпочитает пренебрегать до­верием бедных... В этом есть и предпосылка любой по­литики, в этом — достаточное основание, чтобы от­вергнуть некоторые политические формы". С точки зрения М., макроэкономические и политические про­цессы в 20 в. элиминировали отдельно взятую лич­ность из фокуса внимания общество- и человековеде­ния, в еще большей степени интересы индивида оказы­ваются вне поля зрения власть предержащих. Поэтому, по мнению М., необходимо разработать человекоцентрированный инструментарий для социальных дисцип­лин. Лишь тогда, полагал М., когда в центре теоретиче­ских дискуссий и практических действий окажется личность ("персона"), персонализм как интегральное усилие сумеет осмыслить и преодолеть тотальный кри­зис человека. Значимость такого мировоззренческого и аксиологического поворота тем более велика, посколь­ку, согласно М., "экономическая структура, какой бы

рациональной она ни была, если она основана на пре­небрежении к фундаментальным требованиям личнос­ти, неизбежно разрушает себя изнутри". М. трактует личность как своеобычное отражение и адаптацию со­вокупности наиболее приемлемых для конкретного че­ловека поведенческих и культурных эталонов: "...лич­ность — это не мое сознание о ней. Каждый раз, когда я произвожу отбор в моем сознании, то что же я изы­маю? Чаще всего, даже не осознавая, я устраняю эфе­мерные фрагменты индивидуальности, неустойчивые, как воздушный флер. Не с личностью я отождествляю те персонажи, что были мной в прошлом и которые пе­реживут меня по низости или инерции. Это персонажи, которые, как я верю, есть, поскольку я им завидую и разрешаю моделировать меня так, как то велит мода". Саморефлексия любой степени, с точки зрения М., не позволяет понять, чем же является личность: это — "единственная реальность, которую мы познаем и од­новременно создаем изнутри... являясь повсюду, она нигде не дана заранее". Личность принципиально не­уловима и необъективируема, т.к. находится в перма­нентном движении; существовать для нее — это, со­гласно М., "быть с другими и с вещами, понимая их, понимать себя". "Все устроено так, как если бы Лич­ность была невидимым центром всего хорошего и пло­хого, словно она — тайный гость малейших движений моей жизни, то, что не может пасть под взглядом мое­го сознания, — писал М. — Поэтому моя личность не совпадает с моей персональностью... Как неконструи­рованная тотальность, она — выше времени, шире мо­их взглядов на нее самое, это самая интимная из всех моих реконструкций. Она есть некое присутствие во мне... Она есть живая активность самотворчества, ком­муникации и единения с другими личностями, которая реализуется и познается в действии, каким является опыт персонализации". М. предпочитает описания и сопряженное с ними постижение личности в контексте ее негативных определений, уточняя, что же не есть личность. Личность у М. — "тотальный объем челове­ка... В каждом из нас есть три духовных измерения: те­лесное, универсальное и направленное вширь — со­причастность. Призвание, воплощение и сопричаст­ность суть три измерения личности". (Даже концепция Троицы, по мысли М., содержит в себе представление о высшем существе, внутри которого осуществляется полилог личностей.) М. отмечает двойственность сути человека: он призван осмысливать и переживать имма­нентные долженствования как духовного существа, бу­дучи при этом заложником как своей биологической организации, так и своей эпохи. Состояться человек способен только через самоформирование личности, которое осуществимо при помощи ряда духовно-сози-

643

дающих процедур: стремления к воплощению самого себя и общественному признанию; поиска подлинного призвания в репертуарах предельной самоконцентра­ции медитативного типа; самопожертвования через са­моотреченную жизнь для других — путь, по М., харак­терный для истинно избранных. При любом из этих сценариев, полагал М., важна ориентация на любовь как основополагающий принцип. Личность не может, по концепции М., ни существовать, ни мыслиться ина­че, как через других и в других: "любое безумие есть не что иное, как поражение в общении: Другой высту­пает как Чужой, Я становится чужим мне самому". Ве­дущими характеристиками бытия личности М. полагал вовлечение — ответственно осмысленное присутствие в мире и трансцендирование — перманентное само­преодоление человека в его движении к абсолютному началу, задающему ориентиры личностному миру, хотя и не соизмеримому с ним. М. акцентированно противо­поставляет собственную концепцию эталонам индиви­дуализма, стремящегося сконцентрировать человека на себе самом. По мнению М., "благодаря внутреннему опыту личность предстает устремленной к миру и дру­гим людям, сливающейся с ними в едином порыве к универсальному. Другие личности никак не ограничи­вают ее, они — залог ее бытия и развития. Личность существует только в своем устремлении к "другому", познает себя только через "другого" и обретает себя только в "другом". Первичный опыт личности — это опыт "другой" личности. "Ты", а в нем и "Мы" пред­шествуют "Я" или, по меньшей мере, всегда сопровож­дают "Я". В природе, которой мы в известной мере подчинены, два разных объекта не могут занимать од­новременно одно и то же место в пространстве. Лич­ность, благодаря движению, полагающему ее как бы­тие, выставляет себя вовне, ex-pose. Таким образом, она по сути своей коммуникабельна, она одна предо­пределена как бытие... Когда коммуникация ослабляет свою напряженность или принимает извращенные формы, я теряю свое глубинное "Я". С точки зрения М., декартовское "мыслю, значит, существую" может и должно быть трансформировано в "люблю, следова­тельно существую, и жизнь достойна быть прожитой" или (еще жестче) — в "быть, значит любить". (Ср. у Сартра: взгляд "другого" равно как и его любовь — по­рабощают.) Цивилизация М. являет собой социум, пафосно общностный и подчиняющийся следующим им­перативам: а) освободить себя и весь мир способен лишь уже освободившийся человек; б) жизненно важ­но не только самопознание, но и постижение "другого" как "другого"; в) ответственность за "другого" — не удел, а смысл бытия; г) подлинная "экономика" лично­сти по природе своей — экономика "дарения". По

убеждению М., "личность обретает себя, лишь теряя. Ее богатства — это то, что остается, когда она лишается всего, чем обладала, то, что остается от нее в момент смерти". Персонализм М. стремится совместить обе грани человеческого существования — телесную и ду­шевную: телесное "Я" и "Я", существующее субъектив­но, по М., суть единый опыт. Невозможно мыслить, не обладая бытием и не имея тела. Мыслящая же личность стремится трансформировать окружающую природу, "сотканную из наших усилий". Вне контекста этого, ис­тинного человеческого измерения, бессмысленно рас­суждать, согласно М., о биологических, экономических либо каких бы то ни было иных путях преодоления про­блем общества: "...и духовное принадлежит к инфра­структуре: психологический и духовный беспорядок связан с экономическим хаосом, рациональные эконо­мические решения не достигнут цели, если в основе ле­жит презрение к насущным потребностям личности". Критикуя современный ему капитализм как "метафизи­ку примата прибыли", М. одновременно четко оценивал марксизм (естественно в западноевропейской, респекта­бельной версии последнего) как "физику нашей ошиб­ки", тяготение же к коммунизму — как "нашего фамиль­ного демона". Согласно М.: а) марксизм — непокорный, но вполне законнорожденный сын капитализма, ибо они оба исходят из примата материи над духом; б) традици­онный капитализм либерального типа марксизм стре­мится трансформировать в государственный капита­лизм; в) коллективистский оптимизм и пафос сочетают­ся в марксизме с пренебрежением к личности; г) в исто­рическом плане марксизм логично привел к формирова­нию античеловеческих тоталитарных режимов; д) в рамках последних буржуазный империализм был заме­нен империализмом социалистическим. Христианин, с точки зрения М., не отказался бы "работать в колхозе или на советской фабрике, но вряд ли подобное общест­во может поддержать Мысль, которая для человека так­же незаменима, как и дыхание". Отвергая принципиаль­ную центрированность марксистов на экономическом факторе, М. отстаивал концепцию "христианского реа­лизма", в рамках которой им выстраивалась аксиологи­ческая схема в виде "эллипса с двумя полюсами — ма­териальным полюсом и полюсом сверхъестественного, и при этом первый подчинен второму, даже если второй неотделим от первого". Отрицая обновленческие надеж­ды и иллюзии постмарксистов, М. подчеркивал, что для христианина как вера, так и Божественная жизнь в церк­ви и в человеке выступают как базисные структуры. Осуществление их в полном объеме необходимо результируется в установлении такого общественного строя, которому имманентно присущи социальная справедли­вость, равенство и прогресс. М. исключал достижи-

644

мость последних посредством любых традиционных сценариев общественного обновления. М. отвергал и "массовое общество" с тиранией деперсонализирован­ного анонима, и мистически заряженные харизматичес­кими лидерами общества фашистского типа, и либе­рально-просветительские модели общественного уст­ройства, сводящиеся к обеспечению компромисса меж­ду разновекторными атрибутивными эгоистическими устремлениями людей. Идеал М. — персоналистско-коммунитарное общество, фундированное на любви в ипостасях предельной сопричастности и отзывчивости: базисная личность такого общества способна существо­вать исключительно в поле сопереживания страданиям ближних. (Заголовок редакционной статьи первого но­мера журнала "Esprit" призывал "Воссоздать Ренес­санс", ибо подобно тому, как последний, по М., вывел из кризиса общество средневековой эпохи, так и "персоналистская революция коммунитарного типа" призвана способствовать преодолению кризисного состояния 20 в.) М. верил в социализм людей творческого труда, для ко­торого характерны "общественный статус личности и конституционное ограничение государственной власти: центральная власть должна уравновешиваться местны­ми органами власти и гражданскими правами личнос­ти". М. воспринимал буржуазное общество середины 20 в. как "легитимизированный беспредел", который: а) узаконивает вмешательство государства в сферу инди­видуального сознания; б) полагает деньги целью, а не средством; в) идеализирует режимы, ушедшие в аксио­логическое небытие, именуя такие умонастроения про­дуктивным консерватизмом. Истинные христиане, по мнению М., призваны отвергнуть этот миропорядок, не канонизируя при этом никакой другой: "Всякий новый порядок в потенции — установленный порядок. Всякое антифарисейство несет в себе семя нового фарисейст­ва... Христианство не заинтересовано менять левый кон­формизм на конформизм правого толка, революцион­ный клерикализм — на клерикализм консервативный". Недопустимо, по М., освящать авторитетом регулятив­ных идеалов христианства "склеротические процессы-факты (режимы, партии и т.п.). Там, где исчезают хрис­тианские ценности, они возникают вновь в искаженной форме: обожествления тела, коллективизма, роста-на­копления, вождя, партии". Эсхатологический пафос христианства, по мнению М., исключает для его привер­женцев возможность усматривать признаки совершен­ства в любом устройстве социума.

A.A. Грицанов





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 168 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2418 - | 2285 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.