Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


ЛОГОМАХИЯ — методологическая стратегия философии постмодернизма, фундированная ради­кальным отказом от логоцентризма




ЛОГОМАХИЯ — методологическая стратегия философии постмодернизма, фундированная ради­кальным отказом от логоцентризма (см. Логоцентризм) и ориентирующая на десакрализующее переос­мысление феномена логоса в игровом контексте. Об­щая парадигмальная установка постмодернистской философии на тотальную логотомию (см. Логотомия) может быть функционально дифференцирована на собственно "иссечение логоса", понятое как содержа­тельный процесс, и "дезавуирование логоса" — как процесс аксиологический. Последнее и реализует се­бя в контексте предложенной Деррида стратегии Л., основанной на игровом отношении к логосу, размыва­ющем самые основоположения классического евро­пейского рационализма (см. Онто-тео-телео-фалло-фоно-логоцентризм). На смену традиционной "не­противоречивой логике философов" постмодернизм, по оценке Деррида, выдвигает принципиально игро­вую квази-логическую систему отсчета, в рамках ко­торой то, что в классической традиции воспринима­лось в качестве "прочного и устойчивого логоса", на

самом деле носит принципиально алогичный харак­тер, "скрывает игру" в самих своих основаниях. В смысловом горизонте концепции "заката метанарраций" (Лиотар) дискурс легитимации, задающий фено­мен лингвистической нормы, сменяется дискурсив­ным плюрализмом, открывающим возможности для конституирования релятивных и вариативных языко­вых стратегий (см. Закат метанарраций), — базовая для постмодернизма идея пародии "фундирована фи­нальной дискредитацией самого понятия "лингвисти­ческая норма" (Ф.Джеймисон). Таким образом, про­грамма Л. заставляет философию, в целом, переос­мыслить феномены логоса (см. Логос), истины (см. Истина), рациональности (см. Рационализм) и языка (см. Язык) в игровом ключе: постмодернизм консти­туирует игровую стратегию дискурсивных практик (см. Дискурс); придает универсальный и базисный статус языковым играм, фактически постулируя их как единственную и исчерпывающую форму языково­го процесса (см. Языковые игры); формулирует идею "игр истины" ("что заставляет нас полагать, что истина существует? Назовем философией ту форму мысли, которая пытается не столько распознать, где истина, а где ложь, сколько постичь, что заставляет нас считать, будто истина и ложь существуют и могут существовать" — у Фуко). (См. также Логоцентризм, Логотомия, Онто-тео-телео-фалло-фоно-логоцентризм, Неодетерминизм.)

М.А. Можейко

ЛОГОС (греч. logos) — философский термин, фиксирующий единство понятия, слова и смысла,

ЛОГОС (греч. logos) — философский термин, фиксирующий единство понятия, слова и смысла, причем слово понимается в данном случае не столько в фонетическом, сколько в семантическом плане, а понятие — как выраженное вербально. В значении данного термина имеется также не столь явно выра­женный, но важный оттенок рефлексивности: "отда­вать себе отчет". Исходная семантика понятия "Л." была существенно модифицирована и обогащена в ходе развития историко-философской традиции. В силу богатства своего содержания понятие "Л." прочно вошло в категориальный аппарат философии различных направлений и использовалось в разнооб­разных контекстах (Фихте, Гегель, Флоренский и др.). Р.Бартом развита идея "логосферы" как вербально-дискурсивной сферы культуры, фиксирующей в языковом строе специфику ментальной и коммуника­тивной парадигм той или иной традиции, конституи­рующихся в зависимости от различного статуса по отношению к власти (энкратические и акратические языки). Феномен Л. в рационалистическом своем ис­толковании фактически стал символом культуры за-

566

падного типа, воплотив в себе фундаментальные ус­тановки западной ментальности. Именно поэтому концепт "Л." становится первым адресатом постмо­дернистской критики классического типа философст­вования и стиля мышления в целом. Феномен Л. в культуре постмодерна десакрализуется (см. Логомахия) и становится объектом решительной негации (см. Логотомия). Выступая с позиций нелинейного рассмотрения своего предмета, постмодернизм реши­тельно порывает с презумпцией "линеарности" (Деррида), неизменно сопрягая последнюю с идеей Л. В этом контексте постмодернизм ставит целью "осво­бождение означающего от его зависимости или про­исхождения от Логоса и связанного с ним понятия "истины" или первичного означаемого" (Деррида). В этом отношении, по самооценке постмодернизма, "перенесение внимания на полисемию или на политематизацию представляет, наверное, прогресс по сравнению с линейностью письма или моносеманти­ческого прочтения, озабоченного привязкой к смыс­лу-опекуну, к главному означающему текста или к его основному референту" (Деррида). Фактически выступая с программой создания методологии нели­нейных динамик, постмодернизм осуществляет ради­кальный отказ от идеи линейности и традиционно со­прягаемой с ней идеи единозначной, прозрачной в смысловом отношении и предсказуемой рациональ­ности, выраженной в понятии Л.

М.А. Можейко

ЛОГОТОМИЯ — одна из парадигмально значи­мых методологических презумпций философии пост­модернизма, фиксирующая отказ от характерной для классической культуры установки на усмотрение глу­бинного смысла

ЛОГОТОМИЯ — одна из парадигмально значи­мых методологических презумпций философии пост­модернизма, фиксирующая отказ от характерной для классической культуры установки на усмотрение глу­бинного смысла и имманентной логики в бытии и сущности как любого феномена, так и мира в целом (см. Логос). Подобную установку постмодернизм ин­терпретирует как присущий классической метафизике логоцентризм (см. Логоцентризм) и усматривает ее корни в фундаментальной для культуры западного об­разца презумпции Автора как внешней причины лю­бого явления, вносящей — посредством процедуры целеполагания — смысл и логику в процесс его бытия (см. Автор). В противоположность этому культура постмодерна, по оценке современной философии, ориентирована на новое понимание детерминизма (см. Неодетерминизм), а именно — на отказ от презумп­ции внешней причины (см. "Смерть Бога") и рассмо­трение бытия как хаотичного (см. Постмодернист­ская чувствительность) и находящегося в процессе самоорганизации, не предполагающем внешнего при­чиняющего воздействия как несущего в себе (в виде

рефлексивно осознаваемой цели либо в виде объек­тивных факторов будущих вариантов конфигурирова­ния той или иной предметности) "логику" процесса (см. Событийность, Номадология, Генеалогия, Шизоанализ). Таким образом, постмодернистская пара­дигма в философии, фундированная стратегией ради­кальной Л. как "деконструкции Логоса" (Деррида), принципиально альтернативна парадигме модернист­ской, фундированной глубинным идеалом "логократии", восходящим к платоновской модели миро- и социоустройства (немецкий экспрессионизм, например). Программная установка Л. формулируется Деррида следующим образом: "прослеживать и консолидиро­вать то, что в научной, практике всегда уже начинало выходить за логоцентристское закрытие". Подобный негативизм связан с тем, что в европейской традиции логоцентризм неразрывно сопряжен с основоположе­ниями метафизики (см. Метафизика), линейной детерминационной схемы и вытекающими отсюда идея­ми стабильности структуры, наличия центра, факта языковой референции и определенности текстовой се­мантики. Однако именно против этого блока культур­ных смыслов (см. Аценгризм, Бинаризм, Логоцент­ризм, Онто-тео-телео-фалло-фоно-логоцентризм, Неодетерминизм) и нацелено острие постмодернист­ской критики. По оценке последней, процедуры Л. по отношению к культуре логоцентристского типа долж­ны быть реализованы, по меньшей мере, по двум фун­даментальным для этой культуры векторам: вектор метафизического истолкования бытия (т.е. негация логоцентристской картины реальности) и вектор гер­меневтического истолкования познания (т.е. негация логоцентристской когнитивной программы). Так, при­менительно к онтологии (см. Онтология, Метафизика), Фуко постулирует тотальное отсутст­вие исходного "смысла" бытия мироздания: "за веща­ми находится... не столько их сущностная и вневре­менная тайна, но тайна, заключающаяся в том, что у них нет сути, или что суть их была выстроена по час­тицам из чуждых им образов". Соответственно этому, гносеологическая стратегия постмодернизма не может быть конституирована как герменевтическая процеду­ра дешифровки скрытого смысла феноменологическо­го ряда бытия, и любая форма дискурса в этом контек­сте артикулируется "как насилие, которое мы совер­шаем над вещами, во всяком случае — как некую практику, которую мы им навязываем" (Фуко). Однако в условиях отказа от референциальной концепции зна­ка вербальная сфера также предстает ни чем иным, как спонтанной игрой означающего, находящегося, в свою очередь, в процессе имманентной самоорганизации. Начертанный на знаменах постмодернизма отказ от лого-

567

центристской парадигмы проявляет себя и в данной об­ласти: как констатирует Р.Барт, "нет больше логической ячейки языка — фразы". Классическая презумпция на­личия "латентного смысла" истории подвергается кри­тике со стороны Деррида, который эксплицитно провоз­глашает "освобождение означающего от его зависимос­ти или происхождения от логоса и связанного с ним по­нятия "истины", или первичного означаемого". С уче­том контекста историко-философской традиции Дж.Р.Серль интерпретирует процедуру деконструкции (см. Деконструкция) как конституирующую "некое множество текстуальных значений, направленных по преимуществу на подрыв логоцентристских тенден­ций". По оценке Дж.Д.Аткинса, язык "никогда не был, не может быть и наконец перестает считаться "нейт­ральным вместилищем смысла". — Таким образом, постмодернистская программа Л. реализует себя в мак­симально полном объеме. В данной своей парадигмальной фигуре философия постмодернизма выражает глу­бинные интенции современной культуры на переориен­тацию с исследования систем кибернетического поряд­ка — к исследованию систем анти-кибернетических, т.е. не реализующих в своей эволюции глобального "пла­на", исходящего от структурного, семантического или аксиологического "центра" системы. Важнейшим аспек­том современного понимания детерминизма в качестве нелинейного (см. Неодетерминизм) выступает отказ от идеи принудительной каузальности, — собственно, именно этот параметр и выступает критериальным при различении синергетических (децентрированных — см. Ацентризм) и кибернетических систем, управляемых посредством команд центра. Согласно синергетическому видению мира, "тот факт, что из многих возможнос­тей реализуется некоторый конкретный исторический вариант, совсем не обязательно является отражением усилий некоторого составителя глобального плана, пы­тающегося оптимизировать какую-то всеобщую функ­цию, — это может быть простым следствием устойчиво­сти и жизненности данного конкретного типа поведе­ния" (Г.Николис и И.Пригожин). В современном естест­вознании "материя стала рассматриваться не как инерт­ный объект, изменяющийся в результате внешних воз­действий, а, наоборот, как объект, способный к самоор­ганизации, проявляющий при этом как бы свою "волю" и многосторонность", — иными словами, "организация материи... проявляется самопроизвольно как неотъемле­мое свойство любой данной химической реакции в от­сутствие каких бы то ни было организующих факторов" (А.Баблоянц). (См. также Логомахия, Логоцентризм, Онто-тео-телео-фалло-фоно-логоцентризм, Метафи­зика.)

М.А. Можейко





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 174 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2305 - | 2155 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.