Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


ЛЕССИНГ (Lessing) Готхольд Эфраим (1729— 1781) — немецкий философ-просветитель, писатель, критик, основатель национального немецкого театра.




ЛЕССИНГ (Lessing) Готхольд Эфраим (1729— 1781) — немецкий философ-просветитель, писатель, критик, основатель национального немецкого театра. Общим направлением эстетики Л., статус которой в культуре Германии аналогичен высокому статусу эсте­тики Дидро во французской культуре, стало требование реализма, отказ от подражания чужим образцам, отра­жение жизни своей страны. Но самым важным в интел­лектуальной реформе Л. явилось его новое понимание литературы и искусства вообще. В своей знаменитой "Гамбургской драматургии" (1767—1768) Л. обосновал право третьего сословия быть предметом художествен­ного изображения. Такими стали его драмы: "Сарра Сампсон", "Эмилия Галотти", "Линна фон Барнхельм". Вершиной драматического творчества Л. стала драма "Натан мудрый", главным героем которой явился даже не немец, а еврей, отрицающий все положительные ре­лигии и проповедующий свободу совести и братской любви к людям. Театр был главной сферой деятельнос­ти Л., но и в других областях искусства он стал подлин­ным реформатором. В своем эстетическом трактате "Лаокоон, или о границах живописи и поэзии" Л. выступил ярким противником классицизма и феодально-придвор­ной поэзии, сторонником реалистического изображения действительности. Л. не изложил своих философских взглядов в целостном и систематическом виде, уделяя главное внимание все же сфере искусства: его художест­венные произведения и литературная критика позволя­ли ему высказывать свои довольно радикальные взгля­ды. Судя по сохранившимся фрагментам, философское мировоззрение Л. представляло собой соединение фи­лософии Лейбница со взглядами Спинозы. Л. считал, что "предопределенная" гармония Лейбница есть не что иное, как искаженное учение Спинозы о единстве души

и тела, которые суть одно и то же, но представляющее­ся то в качестве мышления, то в качестве протяженнос­ти. В найденном после его смерти фрагменте под назва­нием "О действительности вещей вне Бога" Л. говорит, что между Богом и вещами нет и не может быть никако­го разрыва. Бог существует не вне мира, а в нем самом. Хотя Л. и иронизировал над лейбницевской гармонией, он принял из его системы принцип развития, подчерки­вая действенное начало и непрерывное движение в при­роде. Все в мире, по Л., находится в движении, в движе­нии к совершенству. Л. стал основателем пантеизма в Германии. Он говорил о единстве окружающего мира, о том, что природа и дух — проявления одной и той же субстанции; закономерности мира вытекают из него са­мого; мир несотворим и неуничтожим. Однако известен этот спинозизм Л. стал лишь после его смерти благода­ря Якоби, опубликовавшему в 1785 в "Письмах Мен­дельсону об учении Спинозы" свою беседу с Л., в кото­рой последний признает себя спинозистом и говорит, что для него нет лучше философии, нежели философия Спинозы. Мендельсон не поверил Якоби, завязалась пе­реписка, она была опубликована, вызвала многочислен­ные отклики, ибо Спиноза в Германии был тогда запре­щен. О Спинозе заговорили открыто, возник так называ­емый "спор о пантеизме", вылившийся в дискуссию по главным философским вопросам. После спора Л. стал знаменит. Проблема совершенствования человека и че­ловечества стала основополагающей идеей полемики Л. с пастором Геце, а также трактата "Воспитание челове­ческого рода" (1780), ставшего своего рода духовным завещанием Л. По словам Чернышевского, "если был в Германии, от Спинозы до Канта, человек не менее их одаренный природою для философии, то это, без сомне­ния, был Л. — крупнейший представитель радикально­го крыла немецкого Просвещения".

Т. Г. Румянцева

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ — термин, описывающий ситуацию, сложившуюся в философии в первой трети — середине 20 в. и обозначающий мо­мент перехода от классической философии,

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ — термин, описывающий ситуацию, сложившуюся в философии в первой трети — середине 20 в. и обозначающий мо­мент перехода от классической философии, которая рассматривала сознание в качестве исходного пункта философствования, к философии неклассической, ко­торая выступает с критикой метафизики сознания и обращается к языку как альтернативе картезианского cogito. Л.П., или языковая революция, нашел выраже­ние в лингвистической философии Витгенштейна ("Логико-философский трактат"), феноменологии Гуссерля ("Логические исследования"), фундамен­тальной онтологии Хайдеггера, неопозитивизме. (Уже в "Логико-философском трактате" Витгенштейна под­черкивалось: "Границы моего мира суть границы мое-

552

го языка".) Основными чертами Л.П. являются отказ от гносеологической и психологической проблемати­ки, критика понятия субъекта, обращение к исследова­нию смысла и значения, замена понятия истинности понятием осмысленности, стремление рассматривать язык как предельное онтологическое основание мыш­ления и деятельности, релятивизм и историцизм. Пер­вая волна Л.П. приходится на 1920-е и представляет собой разнообразные попытки прояснения и реформи­рования языка в соответствии с законами логики, ко­торая трактуется как единая структура действительно­сти. Гуссерль, Витгенштейн, Хайдеггер рассматрива­ют обыденный язык как источник заблуждений и фи­лософских проблем, как нечто не подлинное и проти­вопоставляют ему язык, упорядоченный в соответст­вии с законами логики, верифицированный в соответ­ствии с фактами, или язык, как язык искусства. Перво­начально Л.П. осуществлялся в границах синтактико-семантического подхода, ориентировавшегося на ана­лиз ассерторических предложений, абстрагируясь от рассмотрения прагматических аспектов языкового значения, связанных с реальным использованием язы­ка. В рамках логического позитивизма осуществля­лась явная абсолютизация репрезентативной функции языка, имплицировавшая анализ воплощенного в язы­ке знания по образу и подобию отношения субъекта (депсихологизированного сознания) к внешнему миру. Подобный подход может быть описан как метафизика языка, т.к. он сохраняет основные установки эпохи Нового Времени, которая со времен Декарта выдвига­ла разнообразные проекты улучшения языка. Вторая волна Л.П. приходится на 1940—1950-е, когда проек­ты улучшения языка заменяются исследованием и описанием различных типов языка в его обыденном функционировании. Структурализм, герменевтика, лингвистическая философия акцентируют свое внима­ние на контекстах и предпосылках высказываний, на объективированных структурах языка вне связи с субъектом. Идея единого совершенного языка заменя­ется понятиями различия, многозначности, историч­ности оснований языка, описанием его политических и социальных функций. Поздний Витгенштейн, а так­же Селларс и Куайн разработали прагматическую кон­цепцию значения, в соответствии с которой коммуни­кативной функции языка придавалось главное значе­ние, функция же репрезентации понималась лишь как производная от нее. Квази-субъектом познания высту­пала в таком контексте надындивидуальная языковая игра, производящая "картину мира" — эпистемическую очевидность, предпосылочную и первичную по отношению ко всем рациональным представлениям индивидуального сознания.

A.B. Филиппович

ЛИОТАР (Lyotard) Жан-Франсуа (р. в 1924) — французский философ, теоретик "нерепрезентативной эстетики", создатель концепции "нарратологии",

ЛИОТАР (Lyotard) Жан-Франсуа (р. в 1924) — французский философ, теоретик "нерепрезентативной эстетики", создатель концепции "нарратологии", обос­новывающей ситуацию постмодернизма в философии. С 1959 преподавал философию в университетах Пари­жа (Нантер, Сорбонна), с 1972 по 1987 — профессор университета Сент-Дени, соучредитель (вместе сДеррида) Международного философского колледжа. На его творчество заметно повлияло неокантианство, фи­лософия жизни, экзистенциализм, аналитическая тра­диция и "философия власти" Фуко. Основные сочине­ния: "Феноменология" (1954), "Отклонение исходя из Маркса и Фрейда" (1968), "Либидинальная экономия" (1974), "Состояние постмодерна" (1979), "Спор" (1983), "Склеп интеллигенции" (1984) и др. Отражая в одной из своих ранних работ ("Феноменология") глав­ные тенденции этого философского течения в 1950-х, Л. зафиксировал перемещение интересов его предста­вителей от математики к наукам о человеке, от поле­мики против историцизма к поискам возможных ком­промиссов с марксизмом. Так, классическая установка феноменологов — сделать "я воспринимаю" основа­нием "я мыслю" (здесь cogito являет собой аналог "я оцениваю" предикативного высказывания) — была ориентирована на фундацию предикативной деятель­ности деятельностью "до-предикативной". Но по­скольку реальным измерением данной процедуры вы­ступало описание в дискурсе предшествующего дис­курсу, постольку "до-предикативное" не могло быть восстановлено таким, каким оно существовало до то­го, как было озвучено и эксплицировано. По мысли Л., отношение "я воспринимаю" к миру видимому суть то, что именуется у Гуссерля "жизненным миром": "ввиду того, что этот исходный жизненный мир явля­ется до-предикативным, любое предсказание, любой дискурс, конечно же, его подразумевают, но им его и недостает,и о нем, собственно говоря, нечего ска­зать. [...] Гуссерлианское описание [...] есть борьба языка против него самого для достижения изначально­го. [...] В этой борьбе поражение философа, логоса, не вызывает сомнений, поскольку изначальное, будучи описанным, не является более изначальным как опи­санным". При этом резюмируя споры о природе "веч­ных истин", осуществляемые в рамках феноменологи­ческой парадигмы, Л. отмечал: "... не существует абсо­лютной истины, этого постулата, объединяющего дог­матизм и скептицизм; истина определяется в процессе становления как ревизия, коррекция и преодоление са­мой себя, и этот диалектический процесс всегда про­текает в лоне живого настоящего". Факт истинности по сути становится уделом истории. Собственную концепцию "нерепрезентативной эстетики" Л. посвя­тил преодолению моделей репрезентации, утвердив-

553

шихся в искусствоведении после эстетической систе­мы Гегеля. "Событие" (см. Событие, Событийность), по Л., в принципе неопределимо и "несхватываемо": любое изображение всего только указывает на прин­ципиально непредставимое. При этом, согласно Л., "событийность" (не могущая быть подведена под ка­кое-либо универсальное правило) имманентно содер­жится в любом высказывании: "распря", "несогласие" в этом контексте очевидно приоритетны перед "согла­сием". Тем самым Л. стремился разрешить наиблаго­роднейшую задачу: "спасти честь мышления после Освенцима". По его мнению, трагедия тоталитаризма в Европе неразрывно связана с самой сутью европей­ского мышления, ориентированного на поиск безаль­тернативной истины. Такие притязания, по Л., в пер­вую очередь характерны идеологиям модернистского типа или "метанаррациям". Ход рассуждений Л. в дан­ном контексте был таким. Ницше диагностировал при­ход нового нигилизма, подразумевающего в данном конкретном случае следующее: революционеры вооб­ражают, будто бы их оппозиция существующему соци­альному порядку фундирована истиной. Данная исти­на, выступающая в облике "революционной теории", постулирует, что современный способ производства и обусловленная им надстройка обречены вследствие имманентного противоречия, что будущее наличного настоящего идет к катастрофе (всемирная война, пла­нетарное утверждение фашизма). Избежать этого можно якобы только в том случае, если человечество сумеет посредством радикально-силового решения найти путь к иному способу производства. И тут рево­люционер, по мысли Л. ("Либидинальная экономия"), осознает следующее. Он полагал себя вещающим от имени истины и выражающим нравственный идеал. Ре­волюционные ожидания не сбылись. Как следствие — крах революционных ценностей, определяемых ныне как ценности религиозные (поиск спасения людей пу­тем отмщения всем виновным) и клерикальные (про­свещенный интеллектуал выступает ныне в ипостаси доброго пастыря масс). Социализм, по Л., оказывается несомненно менее революционен нежели капиталис­тическая реальность, причинами тому — религиоз­ность социализма и — напротив — циничность вкупе с абсолютным неверием мира капитала. Таким обра­зом, согласно Л., истина революционной теории — не более чем идеал, она являет собой лишь выражение желания истины. "Революционная истина" обусловле­на той же верой в истину, что и религия. Согласно Л., капитализм нет надобности упрекать в цинизме и без­верии: поскольку капитализм ликвидирует все, что че­ловечество почитало святым, постольку эту тенден­цию нужно сделать "еще более ликвидирующей". Со­гласно Л., "конец истории" в этом контексте необходи-

мо понимать как выход человечества из исторического времени с целью очутиться во "времени мифов". По­тому философия и должна снять былую маску крити­ки, которую она носила при господстве единственной истины (например, монотеизма), ей теперь пригодится маска политеистического типа. Л. пишет ("Либиди­нальная экономия"): "Значит, после этого вы отвергае­те спинозистскую или ницшеанскую этику, разделяю­щую движения, обладающие большим бытием, и дви­жения, обладающие меньшим бытием, действие и про­тиводействие? — Да, мы опасаемся, что под покровом этих дихотомий вновь возникнет целая мораль и целая политика, их мудрецы, их борцы, их суды и их тюрь­мы. [...] Мы говорим не как освободители желания". Согласно Л., мир не может пониматься иначе как в ко­нечном счете выдуманное повествование. В лоне исто­рии, исторического времени мир являл собой истину, открытую единственному логосу. Пришло время со­вершить обратный переход: в этом главный смысл идеи Л. о "закате метанарраций" (см. Закат метанарраций). Как же возможен скачок от logos к muthos? Только демонстрацией того, что сам логос был мифом. Философия жестко разделяла дискурс теоретический и нарративный: в первом содержится утверждение то­го, что есть всегда и везде. Во втором все сомневают­ся, он гласит: "некогда...". Всеобщее и особенное про­тивоположены. Это необходимо преодолеть. Л. пишет: "теории сами представляют собой повествования, только в скрытом виде, и не следует позволять вводить себя в заблуждение их претензией на всевременность". Л. фундирует данный тезис "логикой случая" древнегреческих софистов. Указанная логика сводила всеобщую логику к логике частной, частную логику к логике отдельного события; тем не менее она не ста­новилась в итоге ни более истинной истиной, ни более универсальной логикой. Придание любому дискурсу статуса нарративного отказывает абсолютному дис­курсу в праве на существование: "...фактически мы всегда находимся под влиянием какого-либо повество­вания, нам уже всегда что-то сказано, и о нас всегда уже что-то сказано". Нарративное повествование ни­когда не ссылается на стерильный факт, на безмолвное событие, его основа — история, грохот многочислен­ных слов; оно никогда не заканчивается: повествую­щий обращается к слушателю, который сам некогда станет повествующим, само же повествование обра­тится в пересказываемое. Не более и не менее этого. В работе "Состояние постмодерна" Л. выявляет домини­рующую роль в европейской культуре тенденций фор­мализации знания. Основной формой "употребления" знания являются "нарративы" — повествовательные структуры, характеризующие определенный тип дис­курса в различные исторические периоды. Л. выделя-

554

ет "легитимирующие" макронарративы, цель кото­рых — обосновать господство существующего поли­тического строя, законов, моральных норм, присущего им образа мышления и структуры социальных инсти­тутов. Наряду с макронаррациями существуют также и "языческие" микронарративы, которые обеспечива­ют целостность обыденной жизни в ее повседневном опыте на уровне отдельных первичных коллективов (например, семьи), и не претендуют на позиции влас­ти. Сам дискурс, по Л., является метанаррацией и со­здает "социальную мифологию", которая поддержива­ет функционирование всех механизмов управления. Специфика же нашего времени как "послесовременного" ("постмодерна") заключается, согласно Л., в ут­рате макронарративами своей легитимирующей силы после катастрофических событий 20 в. Постоянная смена идеологий подтверждает, что вера в господство разума, правовую свободу и социальный прогресс по­дорвана. Кризис ценностей и идеалов Просвещения, синтезированных в спекулятивной философии Гегеля, означает, с точки зрения Л., отход от тотальности все­общего и возврат к самоценности индивидуального опыта на микроуровне. "Проект современности", та­ким образом, ориентирован на автономию морального закона и с необходимостью обращается к метафизике Канта. Право на индивидуальный выбор в своей реа­лизации приводит к практике сосуществования мно­жества различных языков, гетерогенных "языковых игр", полное тождество которых невозможно ввиду различия их целей ("денотативные", означивающие игры) и стратегий ("прескриптивные", действующие языковые игры). Задачей социальной политики стано­вится не насильственная унификация множественнос­ти в единое "коллективное тело" социума и даже не поиск универсального языка для возможности диалога между ними, но сохранение именно этой разнородно­сти, поддержка практики различных "языковых игр". (Тем не менее Л. составил, видимо, первый список языковых монстров 20 в.: "рабочий-стахановец, руко­водитель пролетарского предприятия, красный мар­шал, ядерная бомба левых, полицейский — член профсоюза, коммунистический трудовой лагерь, соци­алистический реализм".) В работах 1980-х Л. присту­пает к конкретному рассмотрению терминологии язы­ка власти, отталкиваясь от структуралистской модели соотношения "синхронии" и "диахронии". С точки зрения практического использования языка в качестве инструмента власти, существуют различные методы обработки языкового материала: начиная с минималь­ных нарративных единиц — слов, из которых строят­ся предложения, и заканчивая специальными типами дискурса, подчиненными конкретной цели. Так появ­ляются "режимы" предложений и "жанры" дискурса

как методологические процедуры и "правила пользо­вания" языком, посредством которых власть манипу­лирует им, присваивая себе его содержание различны­ми способами словоупотребления. Несмотря на зави­симость таких правил от контекста истории, "проиг­равшим" всегда неизбежно оказывается референт, по­требитель, подчиненный. В сфере коммуникации власть реализуется как технология удержания выгод­ного для нее "баланса сил": производимый посредст­вом риторики дискурс власти захватывает позицию "центра" в коммуникативной среде и стремится под­чинить себе все остальные дискурсивные практики, не допуская их смешения в распределении полномочий и ускользания из-под контроля в сферу "языковых игр". Современная ситуация представлена Л. как онтологи­ческая экстраполяция "языковой игры", в которой пре­обладание "проскрипции" приводит к подавляющему доминированию экономического дискурса. Оппозиция по отношению к этой ситуации выражает радикализм Л. в его стремлении довести "разоблачение" практи­ки центрирования власти до утопического предела ее полного исчерпания. В результате, наделяя только один дискурс всеми властными полномочиями и при­давая ему статус господствующего, Л. тем самым продолжает традиционную линию метафизики. (См. также Закат метанарраций, Метанаррация, Нарратив, Постмодернистская чувствительность, Modern.)

A.A. Грицанов





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 150 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2497 - | 2245 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.