Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


КОГЕН (Cohen) Герман (1842—1918) — немецкий философ, основатель и виднейший представитель марбургской школы неокантианства. 3 страница




475

построена a priori. Теория предшествует факту. Опыт бесполезен потому, что уже до всякого опыта мы обла­даем знанием того, что ищем. Фундаментальные законы движения (и покоя), законы, определяющие пространст­венно-временное поведение материальных тел, суть за­коны математической природы. Той самой природы, что и законы, управляющие отношениями фигур и чисел. Мы их находим и открываем не в природе, а в нас са­мих". (В этой перспективе, согласно К., прав оказался в конечном итоге, скорее, платонизм, сосредоточившийся на познании души, чем аристотелизм, призывавший к непосредственному познанию вещей, так как новая на­ука может быть понята как "экспериментальное доказа­тельство платонизма".) В лице Галилея и Декарта в на­уке Нового времени линия Платона и Архимеда взяла реванш (известна фраза К.: "Наука есть реванш Плато­на") у линии Аристотеля (как рафинированного выраже­ния установки "здравого смысла") в понимании приро­ды знания. (Саму линию раздела между аристотеликом и платоником К. проводил при этом достаточно своеоб­разно: "...Если вы отстаиваете высший статус математи­ки, если, более того, вы придаете ей действительную ценность и решающее значение в физике, вы платоник. Если же, напротив, вы усматриваете в математике абст­рактную науку и, следовательно, считаете, что она име­ет меньшее значение, чем другие — физические и мета­физические — науки, занимающиеся действительным бытием, если, в частности, вы утверждаете, что физика не нуждается ни в каком другом основании, кроме опы­та, и должна строиться исходя непосредственно из чув­ственного восприятия, что математика должна доволь­ствоваться второстепенной и побочной ролью простого вспомогательного средства, — вы последователь Арис­тотеля".) В наблюдении нам доступны лишь знаки, и только владение определенной методологией, опираю­щейся на "метафизические" идеи ("философскую субст­руктуру", "философский горизонт"), позволяет нам об­наруживать (в эксперименте) существенные факты и от­ношения (отсюда достаточно уничижительная оценка К. методологической программы Ф.Бэкона, которую он, по сути, выводит за рамки современной науки). Однако и сами экспериментальные средства являются, согласно К., "не чем иным, как воплощенной теорией". Точный инструмент (в значительной мере и техника в целом) из­готовляется исходя из потребностей науки, а не возника­ет в результате изменения повседневных практик (в ко­торые он в последующем может быть весьма продуктив­но вовлечен). Отсюда еще один тезис К. о том, что тес­ная связь науки и техники есть существенно современ­ный феномен. И в античности, и в средние века научные и технические сферы развивались автономно. Более то­го, К. показывает, что античность не то чтобы не смогла

породить феномен техники, а просто в ней не нуждалась античная наука в силу логики своего внутреннего разви­тия (она никогда не пыталась математизировать движе­ние земных тел: "...она не допускала возможности, что­быв этом мире существовала точность и чтобы материя нашего подлинного мира могла предстать во плоти ма­тематического существования..."). В античности и в средние века отсутствовала, утверждает К., сама идея измерения (уже поэтому некорректно в этом отношении говорить об их "неразвитости"), и именно поэтому мир, с которым они имели дело, был миром "приблизитель­ности" (неточности). "Так что, повторим, не техничес­кой невыполнимостью, а исключительно лишь отсутст­вием идеи можно объяснить этот факт" (отсутствия точ­ных инструментов). Таким образом, К. еще раз прихо­дит к выводу о том, что наука, как знание прежде всего теоретическое, озабоченное поиском истины, может быть понята лишь в "своей собственной истории", а эта последняя не есть "хронология открытий или, наоборот, каталог заблуждений", а есть, скорее, целостная история "необычайных приключений человеческого духа". И здесь перед К. возникает новая дилемма. С одной сторо­ны, история духа должна быть взята в его аутентике, са­морепрезентации. С другой — она адекватно видится лишь в определенной временной перспективе, т.е. под­вергается угрозе модернизирующей интерпретации. "Историк проектирует в историю интересы и шкалу ценностей своего времени и только в соответствии с идеями своего времени и своими собственными идеями он производит свою реконструкцию. Именно поэтому история каждый раз обновляется и ничто не меняется более быстро, чем неподвижное прошлое". Поэтому мы всегда, имея дело с реконструкциями, исходящими из определенной принятой методологии (в этом смысле К. сомневается в том, что "из истории вообще возможно извлечь какие-либо факты"), никогда не можем охватить всю полноту событий (хотя и должны к ней максималь­но стремиться). С другой стороны, имея дело с про­шлым лишь через свидетельствующие о нем тексты (данные нам знаки), мы всегда (опять же при соответст­вующей методологии) способны обнаруживать нетож­дественность текста и мысли. В тексте присутствует не­осознаваемое автором неявное знание, скрытая система отсылок, что обнаруживается лишь в ретроспективе, простроенной из "более развитого" знания (идея близ­кая, но не тождественная) версии "личностного знания" Полани), и может стать основанием новой реконструк­ции (в силу этого текст нельзя заменить учебником как констелляцией современного видения той или иной про­блемы, той или иной области научного знания). Поэто­му в антитезе "аутентичность — модернизация" первая представляет собой недостижимый идеал познания, с

476

одной стороны, но и налагает жесткие ограничения на возможные реконструкции прошлого — с другой. И только сочетание "вживания" в прошлое и "дистанциро­вания" от него (связанное с возможностями наличных интеллектуальных ресурсов) позволяет обнаружить те структурные инварианты, которые определили интел­лектуальную историю в ее динамической целостности, а следовательно, способны помочь пониманию современ­ного состояния науки и познания в целом.

В.Л. Абушенко

КОМПЬЮТЕР — социокультурный феномен по­следней трети 20 — начала 21 в., конституированный на технической основе кибернетических устройств, моде­лирующих функции человеческого сознания (см. Ки­бернетика), и радикально изменивший как цивилизационное, так и культурное пространство в сторону — од­новременно — и интеграции (в функциональном отно­шении), и плюрализации, и дифференциации (в отноше­нии семантическом). Издавна волновавшая человечест­во идея моделирования сознания на технической основе обрела в феномене К. весьма близкие к своему воплоще­нию в жизнь очертания, а проблема искусственного ин­теллекта, исходно имевшая сугубо философскую арти­куляцию, ныне конституировалась фактически как при­кладная (соответствующий раздел информатики дис­циплинарно оформился после опубликования известной программной статьи А.Тьюринга в 1950). На сегодняш­ний день посредством К. моделируются не только мыс­лительные действия по алгоритмам, но и такие функции сознания, как способность к сенсорным восприятиям, понимание языка (см. Язык), аутоконтроль за движени­ями как координация с собственным телом (см. Тело, Телесность), обучаемость и способность обработки ин­формации, способность к деятельностным актам и др. По мнению экспертов, для достижения конечной цели Необходимо лишь наделить К. общим аксиологически окрашенным представлением о мире (см. Универса­лии). Техническая эволюция К. (т.е. эволюция "архитек­туры" К. как его структурно-технического устройства) включает в себя ряд последовательных этапов: базовая схема для большинства цифровых компьютеров была предложена в конце 1940-х фон Нейманом; в период 1944—1958 преобладали ламповые К. (так называемое первое поколение ЭВМ); второе поколение ЭВМ гене­тически восходит к изобретению транзистора (1947); третье поколение К. (с начала 1960-х) основывалось на многотранзисторной форме — интегральной схеме; с 1980-х акцент стал делаться на супербольших и супер­скоростных интегральных схемах; в 1990-х был создан высокопроизводительный микропроцессор, содержа­щий 2,5 млн. транзисторов (100 000 000 операций в се-

кунду); создание современных оптических микроэлек­тронных схем (на основе волоконной оптики) открывает перед К. новые возможности — как в плане быстродей­ствия, так и содержательном отношении; в настоящее время создаются К. с продвинутой "архитектурой", в том числе и так называемые обучаемые нейрокомпьюте­ры, где алгоритмы отклика и правила обучению задают­ся программистом; совершенствование интерфейса че­ловек/К, (на основе развития устройств ввода/вывода) ориентировано на упрощение коммуникации человека с К. (например, вектор: клавиатура — сенсоры — в идеа­ле: переход к голосовому вводу информации). Важней­шим социокультурным результатом технической эволю­ции К. является то обстоятельство, что в настоящее вре­мя использование К. и работа на нем не требуют ника­кой специальной технической подготовки, — в силу это­го сегодня персональных К. больше, чем универсальных цифровых компьютеров всех других типов, вместе взя­тых. Современное цивилизационное пространство мо­жет быть оценено как компьютеризованное — в полном смысле этого слова. В современном постиндустриаль­ном контексте практически все сферы человеческой де­ятельности подверглись компьютеризации: это и произ­водство (станки с числовым управлением и промышлен­ные роботы, комплексные автоматизированные произ­водства и т.п.); и бизнес, — прежде всего, банковское и страховое дело (введение в обиход в 1950-х чеков с маг­нитным кодом открыло возможность проведения бан­ковских операций посредством К., в том числе и персо­нального, что дало основание оформлению банковской концепции "банк здесь и сейчас"); и современные сред­ства массовой информации (компьютерная техника как основа телевидения и печати); и средства связи (элек­тронная почта, компьютеризация телефонных сетей); и образование (в стандартном обучении К. может оказать­ся более эффективным, нежели преподаватель среднего уровня); и даже быт (программируемые бытовые прибо­ры — от видеомагнитофона и печи СВЧ до микропро­цессоров в автомобильных системах управления и раз­ветвленных систем безопасности). Специфика совре­менного цивилизационного пространства, конституиро­ванного на основе компьютерной техники, обусловлива­ет многие черты и того социального идеала, который оформляется в контексте современных концепций пост­индустриального общества: например, модель стиля жизни как центрированного феноменом "электронного коттеджа", объединяющего в себе преимущества уеди­ненности загородной усадьбы и активной включенности в актуальный событийный поток мегаполиса. К. высту­пает не только как фактор современного цивилизацион­ного процесса, но и как значимый фактор социокультур­ных трансформаций: задаваемая компьютеризацией об-

477

щества его информационная проницаемость выступает инструментом демократизации социальной среды (см. Интернет); К. открывает принципиально новые воз­можности для проведения научных исследований, ради­кально и содержательно трансформирует сферы распро­странения информации и образования; выступает значи­мым фактором развития искусства как в плане доступ­ности художественных ценностей ("виртуальные экс­курсионные туры"), так и в плане формирования новых художественных технологий и жанров (компьютерная графика, Web-дизайн, трансформационная видеоплас­тика, компьютерная мультипликация и мн. др.); компью­терная техника не только расширяет коммуникативные возможности (мгновенность передачи информации и снятие пространственных границ), но и изменяет само качество коммуникации, существенно трансформируя внутренние процедуры общения (см. Интернет), — во многих отношениях современное культурное простран­ство соответствует образу "всемирной Деревни". Важ­нейшим фактором трансформации культурного прост­ранства, связанного с феноменом К., является также фактор компьютерных игр. Последние представляют со­бой инструмент плюрального моделирования событий­ности (особенно в жанре "real time strategy"), объединя­ющего в своей процессуальности целеполагающую сво­боду воли субъекта-игрока, с одной стороны, и про­граммно рандомизированный и потому непредсказуе­мый фактор случайности — с другой, а потому макси­мально приближенного к онтологически артикулиро­ванной реальности (см. Виртуальная реальность). Движение в сфере виртуальной реальности обладает во многом подобно философскому движению в сфере абст­ракции, ибо 1) открывает возможность моделирования миров, — в данном случае, однако, чувственно артику­лированных и позволяющих субъекту эмоционально-психологически примерить их на себя (что в социально-психологическом отношении не только выступает фак­тором индивидуального психологического обогащения и развития, но и выступает своего рода инструментом социокультурной сублимации негативных эмоциональ­ных состояний — от нервного напряжения до агрессии); 2) безграничная плюральность конфигураций игровых ситуаций реализует себя в рамках жестко очерченных правил (см. Игра), подобно тому, как моделируемые фи­лософией возможные миры конституируются в логичес­ком пространстве, очерченном правилами дискурса, ле­гитимированного в данной культурной среде (см. Дис­курс). К. как социокультурный феномен оказывается также фактором трансформации современного стиля мышления. Так, будучи кибернетической системой, К., тем не менее, задает в культуре вектор на осмысление нелинейных (или синергетических) процессов. Это свя-

зано с моделируемой в компьютерных системах верси­фикацией эволюционных путей соответствующих про­граммных сред. Так, например, игровой ход К. в контек­сте "real time strategy" (как и в рамках пошаговой стра­тегии) предполагает несколько различных возможнос­тей, каждая из которых, в свою очередь, задает возмож­ность нескольких различных ответных ходов, и т.д., — версификации процесса игры интенсифицируется в гео­метрической прогрессии, порождая своего рода "дерево возможностей". Происходит так называемый "комбина­торный взрыв", разрешение которого предполагает принципиально неалгоритмическое действие К., т.е. принятие решения (выбор варианта хода) не на основе комбинаторного перебора всех возможных ходов с це­лью выбора наиболее оптимального, но на основе дей­ствия эвристического характера (под "эвристикой" в программировании понимают процедуру, не основан­ную на формально обоснованном алгоритме). (См. так­же Интернет.)

М.А. Можейко, В.А. Можейко

КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ (лат. conventio — согла­шение) — направление в философии науки, согласно ко­торому в основе научных теорий лежат произвольные соглашения (конвенции), и их выбор регулируется сооб­ражениями удобства, простоты, полезности и так да­лее — критериями, не связанными с понятиями самой теории. Основоположник К. — Пуанкаре. В связи с по­явлением неевклидовых геометрий он охарактеризовал системы аксиом различных математических теорий как соглашения, которые находятся вне поля истины или ложности. Предпочтение одной системы аксиом другой обусловлено принципом удобства. Единственное огра­ничение на их произвольный выбор состоит в требова­нии непротиворечивости. Развитие математической ло­гики в 1930-х привело к усилению позиций К. С фор­мально-логической точки зрения для мира объектов воз­можны отличные системы классификаций. Так, соглас­но "принципу терпимости" Карнапа, в основе данной научной теории может находиться любой "языковой каркас", то есть любая совокупность правил синтаксиса. "Принять мир вещей значит лишь принять определен­ную форму языка". "Языковые формы" следует исполь­зовать с учетом их полезности, при этом вопросы, кото­рые касаются реальности системы объектов данной тео­рии, по выражению Карнапа, оказываются сугубо внеш­ними принятому "языковому каркасу". Более крайней позицией явился "радикальный К." Айдукевича, в соот­ветствии с утверждением которого, отображение объек­тов в науке зависит от выбора понятийного аппарата (терминологии), причем этот выбор осуществляется свободно. В силу того, что К. ставит научные знания в

478

зависимость от субъекта теоретического действия, на­правление прагматизма можно полагать примыкающим к общей традиции К. Соглашение, например, может быть проинтерпретировано через прагматическое поня­тие "уверенности". Также и Витгенштейн утверждал, что математика не возможна без "веры" в то, что все ее предложения и формулы получаются или доказываются именно таким-то образом. Методологические концеп­ции постпозитивистского течения связывают научные теории со способом деятельности научных сообществ, поэтому для объяснения динамики научного знания они используют К. К таким концепциям можно отнести и понятие "конкуренции научно-исследовательских про­грамм" Лакатоса, и принцип "пролиферации" Фейерабенда, и некумулятивистскую историю науки Куна. В соответствии с ними, альтернативные научные теории замкнуты в себе благодаря определенным соглашениям внутри конкурирующих научных сообществ.

А.Н. Шуман

КОНДИЛЬЯК (Condillac) Этьен Бонно де (1715— 1780) — французский философ, католический священ­ник, основоположник сенсуализма и один из основопо­ложников ассоциативной психологии. Член Француз­ской академии (1768). Основные работы: "Опыт о про­исхождении человеческих знаний" (1746), "Трактат о системах, в которых вскрываются их недостатки и достинства" (1749), "Трактат об ощущениях" (1754), "Логика" (написана для средних школ по просьбе польского правительства, 1780), "Язык исчислений" (1798) и др. Отвергая теорию врожденных идей Декарта, стремился объяснить все психические процессы (воспоминания, мышление, волю) преобразованиями чувственных ощу­щений (sensations), которые и являют собой единствен­ный источник познания. Первоначально, по мнению К., каждый человек — некая "статуя", постепенно оживаю­щая под воздействием эволюционирующих ощущений. Самое простое ощущение, по К., — обоняние; наиболее продвинутое — осязание. (Осязание у К. — главный критерий истинности наших знаний и это придает его концепции особую значимость в контексте последую­щих исследований о важности для людей операциональ­ных действий с предметами.) Согласно К., понимание, размышления, суждения, страсти суть "само ощущение В различных превращениях". По К., ощущения вызываются внешними предметами, не имея с ними ничего об­щего. Существование первичных качеств материально­го мира как некая определенная посылка элиминировалась К. из системы философского миропонимания; но его мнению, телесная и духовная субстанции могут су­ществовать, но обе принципиально непознаваемы. Раз­деляя сенсуализм Локка, К. тем не менее отрицал роль

рефлексии в качестве специфического источника знаний людей. Творчество К. оказало существенное воздейст­вие на французский материализм 18 в. Учение К. о язы­ке в известной степени ограничивает возможность ква­лификации его как классического мыслителя-сенсуали­ста, ибо, по его мнению, "...есть врожденный язык, хотя нет никакого представления о том, каков он. В самом де­ле, элементы какого-то языка, подготовленные заранее, должно быть, предшествовали нашим идеям, потому что без некоторого рода знаков мы не могли бы анализи­ровать наши мысли, чтобы дать себе отчет в том, что мы думаем, т.е., чтобы отчетливо видеть это". Логика К., трактуемая им как общая грамматика всех знаков и включавшая также и математику, была весьма распрост­ранена в интеллектуальной традиции Западной Европы рубежа 18—19 вв.

A.A. Грицанов

КОНДОРСЕ (Condorcet) Мари-Жан Антуан Никола де Карита, маркиз (1743—1794) — французский мысли­тель, философ-просветитель, математик, политический деятель. Постоянный секретарь Академии наук (с 1785). Сотрудничал в "Энциклопедии" Дидро. Депутат Законо­дательного собрания (1791). В 1793 предложил либе­ральный проект конституции, отвергнутый радикальны­ми якобинцами. Как умеренный, был обозначен "врагом народа" и заочно приговорен режимом Робеспьера к смертной казни. После продолжительного пребывания в подполье, был арестован и казнен (по некоторым сведе­ниям покончил с собой в тюрьме). Основные сочинения: "Размышления о рабстве негров" (1781), "Опыт о при­менении анализа вероятности решений, принимаемых большинством голосов" (1785, легло в основу современ­ной философской дисциплины — "теории решений"), "Жизнь господина Тюрго" (1786), "Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума" (написано в подполье в 1794, опубликовано вдовой К. после падения Робеспьера в 1795). Миропонимание К. основывалось на его убеждении в том, что достоверность человеческо­го знания ограничена. При этом главным способом оп­тимизации и улучшения жизни людей (в контексте воз­можности бесконечного совершенствования последней) К. полагал использование математического аппарата в решении как социальных, так и повседневных житей­ских проблем. По мысли К., "существуют надежные средства нахождения очень большой вероятности неко­торых случаев и установления степени этой вероятнос­ти в огромной их массе". Исследуя причины того, что мы способны обнаружить достоверность в математике, по не в естественных, социальных и этических науках, К. пришел к выводу, что предпосылкой этого выступает специфичность наблюдателя-человека. Обобщения и за-

479

кономерности, познаваемые посредством индукции на фундаменте опыта, обладают, по К., только вероятнос­тью. Все наши знания, согласно мысли К., "подкрепля­ются тем наблюдением, что факт, наблюдавшийся вчера, будет наблюдаться и сегодня, если только не произошло каких-нибудь изменений". Прогресс разума, по К., пред­полагает единство истины, счастья и добродетели (сво­боды и естественных прав человека). Прогресс законо­мерен, подчинен общим законам развития, которые фак­тически являются законами развития человеческих спо­собностей. По мнению К., каждое разумное существо приходит к аналогичным идеям в сфере морали, как и в области геометрии. Это является результатом актуализа­ции свойств чувствующих существ, способных к размы­шлениям: "Действительность положений нравственнос­ти, их истина, соотносящаяся с положением реальных существ, целиком и полностью зависит от истинности следующего факта: люди суть чувствующие и мыслящие существа". В конечном итоге, с точки зрения К., прогрес­сом становится сам прогресс как безграничность совер­шенствования. К. стремился реконструировать законо­мерности исторического процесса, его основные этапы и движущие силы. Выделил десять этапов — эпох "про­гресса человеческого разума". Последняя эпоха, соглас­но К., открывается французской революцией и будет ха­рактеризоваться преодолением неравенства наций, лик­видацией социального неравенства, совершенствовани­ем самого человека. Согласно К., люди не должны де­литься на правителей и поданных. Отсюда К. считал пра­вомерным выводить основные права человека. К. стре­мился обосновать первобытную доброту и неограничен­ную способность человека и человечества к постоянно­му и безграничному совершенствованию, поскольку че­ловек позволяет господствовать собственному разуму. К. высоко ценил философское миропонимание Локка: по мнению К., Локк первым обозначил границы человечес­кого познания и "этим методом скоро стали пользовать­ся все философы, и, именно применяя его к морали, по­литике, общественной экономии, они получили возмож­ность следовать в области этих наук путем почти столь же верным, как в области естественных наук". По ут­верждению Рассела, К. предварил многие постулаты учения Мальтуса, соединяя эти идеи с уверенностью в необходимости контроля над рождаемостью. К. был уве­рен, что общественное зло в мире может быть преодоле­но посредством экспансии идей Французской револю­ции. Являясь автором одной из наиболее оптимистичес­ких версий философии Просвещения, К. собственной трагичной судьбой продемонстрировал способность ис­тинных философов рефлексировать по поводу окружаю­щего вне каких бы то ни было политических контекстов. A.A. Грицанов, В.Л. Абушенко

КОНТ (Comte) Огюст (до 1818 имя К. — Исидор) (1798—1857) — французский философ, социолог, мето­долог и популяризатор науки, преподаватель Парижско­го политехникума, основатель школы позитивизма, со­циальный реформатор, оставивший большое литератур­ное наследие, в т.ч. шеститомный "Курс позитивной фи­лософии" (1830—1842). В 1816—1824 — секретарь Сен-Симона. По мысли К., позитивизм есть средняя ли­ния между эмпиризмом (материализмом) и мистициз­мом (идеализмом); в этом контексте ни философия, ни наука не имеют права на постановку вопроса о причине явлений либо о сущности вещей. Рассуждать можно лишь на тему, как то или иное явление происходит. Оп­ределяя суть "позитивного", К. отмечал, что оно высту­пает как: 1) реальное в противоположность химеричес­кому, посвящающее "себя исследованиям, истинно до­ступным нашему уму"; 2) полезное в противовес негод­ному, когда "необходимое назначение всех наших здоро­вых умозрений — беспрерывно улучшать условия на­шего действительного индивидуального или коллектив­ного существования вместо напрасного удовлетворения бесплодного любопытства"; 3) достоверное в противо­положность сомнительному, будучи способным "само­произвольно создавать между индивидуумом и духов­ной общностью целого рода логическую гармонию вза­мен тех бесконечных сомнений и нескончаемых споров, которые должен был порождать прежний образ мышле­ния"; 4) точное в противовес смутному, желающее "до­биваться всюду степени точности, совместимой с при­родой явлений и соответствующей нашим истинным по­требностям; между тем как старый философский метод неизбежно приводит к сбивчивым мнениям, признавая необходимую дисциплину только в силу постоянного давления, производимого на него противоестественным авторитетом"; 5) положительное в противоположность отрицательному, стремящееся — в отличие от теологи­ческой и метафизической (критической) форм философ­ствования — "не разрушать, но организовывать". Со­гласно учению К, человеческий дух в своем развитии ("каждая из наших главных концепций, каждая отрасль наших знаний") проходит три стадии: теологическую (фиктивную), метафизическую (отвлеченную) и науч­ную (позитивную). На первой стадии, для которой ха­рактерно господство духовенства и военных властей, человек объясняет явления природы как порождение особой воли вещей или сверхъестественных сущностей (фетишизм, политеизм, монотеизм). На второй ста­дии — при господстве философов и юристов — явления природы объясняются абстрактными причинами, "идея­ми" и "силами", гипостазированными абстракциями. На третьей, позитивной стадии, для которой характерно объединение теории и практики, человек довольствует-

480

ся тем, что благодаря наблюдению и эксперименту вы­деляет связи явлений и на основе тех связей, которые оказываются постоянными, формирует законы. (Наибо­лее характерной чертой позитивной эпохи, по К., явля­ется преобладающее влияние промышленности на все общественные процессы.) Основной же характер пози­тивной философии, по К., выражается "в признании всех явлений подчиненными неизменным естественным законам, открытие и сведение числа которых до мини­мума и составляет цель всех наших усилий". По мысли К., "мы считаем, безусловно, недоступным и бессмыс­ленным искание так называемых причин, как первич­ных, так и конечных". (Как неоднократно подчеркива­лось впоследствии, в своих гносеологических исследо­ваниях оснований универсальной методологии К. избы­точно оценил статус описаний, считая совершенно не­обходимыми элементами любой научной дисциплины знак и историю. Формирование различных знаковых си­стем, представлявших "позитивные науки", традицион­но было определенным образом связано с социальной историей. Эти элементы лежали в основе ряда позитив­ных научных дисциплин начиная с математики. "Пере­открыв" общую теорию гомогенности, Конт распрост­ранил ее принципы на все уровни позитивной антропо­логии, в которой действует принцип гомологии.) С точ­ки зрения К., "...теперь, когда человеческий разум со­здал небесную физику и физику земную, механическую и химическую, а также и физику органическую, расти­тельную и животную, ему остается для завершения сис­темы наук наблюдения основать социальную физику". Отстраивая эту новую общественную дисциплину, К. провозгласил создание науки "социологии". К. поставил ее в один ряд с фундаментальными науками, создал эво­люционную теорию социального развития, оригиналь­ную концепцию социальной статики, социальной дина­мики, систему законов и принципов социологии. Эво­люционная теория К. сняла противоречие между "соци­альным прогрессом" и "социальным порядком": отказ К. от революционной теории, постановка на ее место эволюционного принципа в социальном развитии дава­ли возможность не уничтожать, а реформировать, эволюционно изменять существующий в обществе поря­док. Эволюционная теория К. опиралась на выработан­ные им четыре основных социологических принципа: I) принцип условий существования (Milieu), требовав­ший отдавать предпочтение социальной среде, выделять внешнюю и внутреннюю (духовную) среды, учитывать Взаимодействие между организмом и средой (причина и следствие), между человеком и обществом, выделять проблему влияния сознания на среду; 2) принцип едино­образия человеческой природы, требовавший учета со­ответствия интересов и чувств, учета их единообразия





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 125 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2404 - | 2224 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.