Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


ЗНАК — традиционно — материальный, чувствен­но воспринимаемый предмет




ЗНАК — традиционно — материальный, чувствен­но воспринимаемый предмет (событие, действие или явление), выступающий в познании в качестве указания, обозначения или представителя другого предмета, со­бытия, действия, субъективного образования. Предназ­начен для приобретения, хранения, преобразования и трансляции определенной информации (сообщения). 3. — интерсубъективный посредник, структур-медиатор в социальных взаимодействиях и коммуникации. Науч­ной дисциплиной, занимающейся изучением общих принципов, лежащих в основе структуры всех 3., с уче­том их употребления в структурах сообщений, а также специфики различных систем 3. и сообщений, использу­ющих различные типы 3., является семиотика. Из опре­деления 3. вытекает его важнейшее свойство: будучи не­которым материальным объектом, 3. служит для обозна­чения чего-либо другого. В силу этого понимание 3. не­возможно без выяснения его значения — предметного (обозначаемый им объект); смыслового (образ обозна­ченного объекта); экспрессивного (выражаемые с помо­щью его чувства и т.д.). 3. обозначает данный предмет (предмет, обозначаемый 3., суть его предметное значе-

370

ние — денотат) и выражает сопряженные смысловое и экспрессивное значения. 3. может иметь определенный смысл вне наличия соответствующего предмета. Смысл 3, может минимизироваться при наличии предметного значения (имена собственные естественных языков) и т.д. Смысловое значение 3. — это то, что понимает под ним пользователь данного 3. Экспрессивное значение 3. выражает эмоции человека, использующего 3. в опреде­ленном контексте. В семиотике различают отношения 3. друг к другу (синтаксис), отношение 3. к тому, что ими обозначается (семантика), и отношения использующего 3. к употребляемым им знаковым системам (прагмати­ка). Анализ понятия 3. занимал важное место в филосо­фии, логике, лингвистике, психологии и т.д. Большое внимание рассмотрению гносеологических функций 3. уделяли античные философы (Платон, Аристотель, сто­ики), мыслители 17—18 вв. (Локк, Лейбниц, Кондильяк). В 19 в. новые моменты в исследование 3. внесли лингвистика и математическая логика. В 19—20 вв. сло­жилась особая наука о 3. — семиотика (Пирс, Моррис, Соссюр, представители современного структурализма). Для понимания природы 3. первостепенное значение имеет выделение особых социальных ситуаций (т. наз. знаковых), в которых происходит использование 3. По­добные ситуации неразрывно связаны со становлением речи (языка) и мышления. Еще школа стоиков отмечала, что суть 3. заключается в их двусторонней структуре — неразрывном единстве непосредственно воспринимае­мого (означающего) и подразумеваемого (означаемого). Разнообразие мыслимых отношений между ними кон­ституирует возможные их классификации. 3. возможно подразделять (Пирс, 1867) на индексные, иконические и символические. Данная классификация в реальности ос­новывается (Р.Якобсон) на двух дихотомиях: противопо­ставление смежности и сходства; противопоставление фактичности и условности. Индексное (указательное) отношение предполагает наличие фактической, дейст­вительной смежности между означаемым и означаю­щим. Иконическое отношение (по принципу подо­бия) — "простая общность по некоторому свойству", ощущаемое теми, кто интерпретирует 3. В символичес­ком 3. означаемое и означающее соотносятся "безотно­сительно к какой бы то ни было фактической связи" (или в отношении, по Пирсу, "приписанного свойства"). 3., входящие в состав языков как средств коммуникации в социуме, именуются 3. общения. Последние делятся на 3. искусственных знаковых систем и 3. естественных языков. Большое значение для создания теории 3. имеет исследование формализованных знаковых систем, про­водимое в рамках математической логики и метаматема­тики. Такие системы, используемые для разнообразных технических и научных целей, являют собой искусст-

венные трансформы, как правило, письменных разно­видностей естественных языков. В их структуре тради­ционно выделяют следующие: 3. кодовых систем для ко­дирования и перекодирования сообщений (азбука Мор­зе, 3. для компьютерных программ и др.), 3. для модели­рования непрерывных процессов (кривые перманент­ных изменений в них) и 3. для выражения формул в язы­ках наук. Несмотря на интенсивные разработки во всех указанных направлениях, задача построения синтетиче­ской концепции 3. до сих пор не решена. Это обусловле­но прежде всего тем, что 3. принадлежат к сложным структурным образованиям, методы исследования кото­рых пока еще в достаточной мере не разработаны. В постмодернистской философии теория 3. подвергается самой радикальной переоценке. По мысли Деррида, концепт 3. "в своем корне и в своих импликациях...це­ликом и полностью метафизический, систематически сплавленный со стоической и средневековой теология-ми", тем не менее "в ходе его проработки и сдвигов, ко­торым он был подвержен — и инструментом которых странным образом он сам же и был" выступил в двух ипостасях. С его помощью был осуществлен "раз-граничивающий" эффект: была проведена критика "мета­физической принадлежности концепта знака" и одно­временно удалось " очертить и расшатать пределы си­стемы, внутри которой этот концепт родился и начал служить". Анализируя философские ходы Соссюра, Деррида отмечает, что тот сумел осмыслить то, что, во-первых, "означаемое неотделимо от означающего, что означаемое и означающее суть две стороны одного и то­го же продуцирования", и во-вторых, что "невозможно, чтобы звук, материальный элемент сам по себе принад­лежал языку" и что "в своем существе лингвистическое означающее никоим образом не фонично". Но при этом, по Деррида: 1) поддержание строгого различения, оппо­зиции — по существу и по форме — между "означаю­щим" и "означаемым" (это, согласно Деррида, и есть "принцип 3."); утверждение равенства между "означае­мым" и "умопостигаемым"=концептом оставляет фор­мально открытой возможность помыслить означаемый концепт в нем самом, в его простом присутствии для мысли, в его независимости...относительно системы оз­начающих". Иными словами Соссюр "отдал долг клас­сической потребности в "трансцендентальном означаю­щем", которое не отсылает в себе, в своем существе, ни к какому означающему, не вписывается в знаковую це­почку и само в определенный момент уже не функцио­нирует как означающее". По мысли Деррида, необходи­мо признать, что "всякое означаемое есть также нечто стоящее в положении означающего" и тогда "различе­ние между означаемым и означающим — самый знак — становится проблематичным в его корне". 2) Соссюр

371

традиционно отдает предпочтение всему тому, что свя­зывает 3. со звуком, хотя и признает: "Не языковая речь присуща природе человека, но способность создавать язык, т.е. систему различных знаков...". Тем самым, по Деррида, остается за скобками возможность кода и ар­тикуляции независимо от субстанции (например, звуко­вой). 3) Концепт 3. (означающее/означаемое) несет в се­бе необходимость... возвысить лингвистику до "патро­на" семиологии. Звук есть, по сути дела, означающая субстанция, которая предстает сознанию как интимнейше связанная с мыслью означаемого концепта. Голос с этой точки зрения оказывается самим сознанием... Опыт этот — обман, но обман, на необходимости которого сложилась целая структура и целая эпоха... От Платона до Гуссерля, проходя через Аристотеля, Руссо, Гегеля и т.д. 4) Только привилегия, врученная фонетическому и языковому 3., способна санкционировать идею Соссюра о том, что "лингвистический знак есть психическая ве­личина, имеющая две стороны". Деррида критикует сам порожденный в таком контексте "семиологический" проект, включающий концепт коммуникации, который предполагает передачу, призванную переправить от од­ного субъекта к другому тождественность некоего обозначенного объекта, некоего смысла или некоего кон-

цепта, формально позволяющего отделить себя от про­цесса этой передачи и от операции означивания. Комму­никация, трактуемая подобным образом, предполагает субъекты (чья идентичность и присутствие конституи­руются до операции означивания) и объекты (обознача­емые концепты, некий помысленный смысл, не подле­жащий ни формированию...ни трансформированию при передаче сообщения). Преодоление "старой ткани" ме­тафизики недостижимо единожды осуществленной "гносеологической отсечкой": по Деррида, "нескончаемость" процедуры деконструкции суть "существенная, систематическая и теоретическая". Рассуждая о фонологизме, Деррида отмечает, что он есть "в меньшей мере следствие применения алфавита в данной культуре, чем результат известной репрезентации, известного этичес­кого или аксиологического опыта этого применения". "Принцип различительности" требует, согласно Дерри­да, не только отказа от приоритета субстанции фонети­ческой (или временной) и субстанции графической (или пространственной), но и велит трактовать "весь процесс означивания как формальную игру различений. То есть следов" (см. След). (См. Трансцендентальное означа­емое, Пустой знак, Означивание.)

A.A. Грицанов

И

ИБН РУШД или Ибн Рошд (латинизированная транскрипция — Аверроэс, Averroes) Абу аль-Валид Мухаммед ибн Ахмед (1126—1198) — арабский фило­соф,

ИБН РУШД или Ибн Рошд (латинизированная транскрипция — Аверроэс, Averroes) Абу аль-Валид Мухаммед ибн Ахмед (1126—1198) — арабский фило­соф, государственный деятель Кордовского халифата, врач, астроном. Был в Андалузии судьей, придворным врачом. Бежав от преследования, умер в Марокко. Не порывая с исламом, развивал в комментариях к трудам Аристотеля его материалистические идеи о вечности и несотворенности материи и движения, выдвинул идею абстрактного мирового разума (нуса) как единой без­личной субстанции, общей для всех людей и воздейст­вующей на отдельные души извне. Выступал как за­щитник рациональной философии. Развивал идеи веч­ности материи и движения, бытие Бога принимал как первопричину сущего, противопоставлял Бога как чис­тый разум — Богу как волевому началу. По И.Р., движе­ние столь же вечно и неуничтожимо, как и первоматерия. Материальный мир бесконечен во времени, но ог­раничен в пространстве. Время существует и доступно измерению благодаря движению. Движение — возник­новение, изменение и разрушение — содержится как возможность в материи. В природе царит строгая необ­ходимость, утверждения богословов о вмешательстве Бога в дела мира несостоятельны. Бог у И.Р. — сердце космического организма и действует по необходимос­ти, а не предписывает ее. И.Р. отрицал бессмертие ин­дивидуальной души, а бессмертным считал человече­ство в целом. Выступил одним из создателей учения о "двойственной истине". Разделяя процедуры постиже­ния религии на рациональную, доступную образован­ным людям, и образно-аллегорическую, доступную всем, говорил о необходимости освобождения научно­го знания и философии от влияния богословия, чем вы­зывал критику со стороны духовных оппонентов. Вы­двинул тезис о возможности несовпадения научных и религиозных догм. Отвергал светопреставление, вос­крешение из мертвых, загробную жизнь. Учение И.Р. (аверроизм) преследовалось не только мусульманской,

но и христианской ортодоксией. Комментарии И.Р. к сочинениям Аристотеля способствовали ознакомлению европейских мыслителей с античной философией. В этих комментариях И.Р. впервые использовал "свобод­ный комментарий", не использовавшийся в те годы в подобной практике. Он включал в себя три версии: а) в тексте не разделялись авторский и собственный текст, б) комментировался каждый параграф текста, и: в) раз­рабатывался комментарий, в котором сохранялась структура авторского текста, отделенная от коммента­рия. Последний принцип заложил традицию работы с текстами в последующее время. Известна также работа И.Р. с комментариями к "Государству" Платона. Работа И.Р. "Рассуждение, выносящее решение относительно связи между мудростью и религиозными законами" включала также размышления о социальном строе об­щества и о политике. В области государственного стро­ительства выступал за построение справедливого об­щества, против использования женщин в качестве ра­бынь, за равноправие женщин и их участие в государ­ственных делах. Важное значение имело написание И.Р. на арабском языке сочинения "Опровержение оп­ровержения", в котором автор выступил с опроверже­нием мистицизма и подверг критике оккультизм, про­поведуемый в сочинениях мусульманского теолога Аль-Газали ("Опровержение философов"). Выступал против аскетизма и мистики, утверждая, что к совер­шенству ведет главным образом философское позна­ние. В области медицины И.Р. был автором энциклопе­дического руководства в 7 частях "Книга общих прин­ципов медицины", переведенного на латинский язык в Падуе в 1255. Известен также астрологическими и ас­трономическими сочинениями. Взгляды И.Р. оказали большое влияние на развитие свободомыслия.

E.H.Вежновец

ИБН СИНА (латинизированная транскрипция — Авиценна, Avicenna)

ИБН СИНА (латинизированная транскрипция — Авиценна, Avicenna) Абу Али Хусейн ибн Абдаллах

373

(ок. 980—1037) — среднеазиатский философ, энцикло­педист, врач, поэт, математик, естествоиспытатель. Учиться начал в 6 лет, к 10 годам закончил курс словес­ных наук, а к 15 годам постиг "индийский счет" — арифметику, геометрию, алгебру; осваивал юридичес­кие науки, логику и т.д. Позже приступил к самостоя­тельному изучению наук, закончил учебу к 18 годам. В молодости, по преданию, И.С. вылечил тяжело забо­левшего султана, в связи с чем приобрел известность и получил доступ в богатейшую библиотеку владыки. Первый труд И.С. "Сводная книга" был опубликован им в возрасте 21 год. Жил в Иране. После падения го­сударства Сасанидов переехал в Ургенч — столицу Хо­резма, где работал и учился при дворе хорезмшаха. В 1012 переехал в Иран, жил в Исфахане и Хамадане, был придворным врачом и визирем у здешних правите­лей. Много путешествовал. Умер и похоронен в Хама­дане. И.С., обладая энциклопедическими знаниями и мышлением, был систематизатором и пропагандистом научного знания своего времени. Количество работ И.С. различными авторами указывается разное. Неко­торые историки называют количество 132 и еще ПО в соавторстве с другими учеными. По другим мнениям, И.С. оставил после себя более 450 трудов на арабском языке и 23 — на таджикском в самых разных областях. (В том числе работы по медицине и натурфилосо­фии — всего около 40, 30 — было посвящено естество­знанию, более 60 трудов — по логике и психологии, около 10 — по астрономии и алхимии). Наиболее зна­чимыми и заметными работами И.С. явились "Книга исцеления", "Книга спасения", "Книга знания", учеб­ник в стихах "Поэма о медицине" и его основной труд "Канон врачебной науки", переведенный на латынь и ставший широко известным в Европе с 12 в. Последний явился одним из руководств, выдержавших более трид­цати изданий, по нему велось преподавание медицины в университетах Европы в течение пяти веков. Развивая метафизику, И.С. в качестве первоисточников исполь­зовал труды Платона, Архимеда, Аристотеля, Галена. Значительное влияние на его творчество оказали также тексты индийской философии и литературы, а также древнеиранские домусульманские тексты философии, теологии и литературы, опирающиеся на зороастрийскую традицию. В работах И.С. постоянно присутству­ют две темы: философия ("теоретическая и практичес­кая") и медицина. И.С. создал собственную классифи­кацию наук, имеющую в специальной литературе не­сколько различных трактовок. В одном варианте у И.С. логика предваряет все науки, а уже все иные делятся на теоретические, задача которых состоит в постижении истины, и практические, цель которых — достижение блага. По другой трактовке, И.С. просто разделил все

науки на практические, трактующие проблемы поведе­ния человека, и теоретические, в которых исследования ведутся ради знания самого по себе. К первым И.С. от­носил науку об управлении городами, о поведении че­ловека в отношении своего дома, жены, детей, имуще­ства (которую он называл наукой об управлении хозяй­ством), ко вторым — науку о самом человеке. Сущест­вует также версия, согласно которой к теоретическим наукам И.С. относил "высшую" науку — учение об аб­солютном бытии, "среднюю" науку, к которой он отно­сил математику, астрономию, музыку и "физику", в ко­торую был включен весь спектр естественно-научных знаний того времени. По другой версии, каждую из те­оретических наук И.С. подразделял на "чистые", или "первичные", к которым он относил учение о материи, форме, движении, минералах, растениях, животных и т.д., и прикладные, или вторичные, к которым он отно­сил медицину, астрологию, алхимию, физиономику, объяснение снов и науку о волшебстве. Обосновывая перспективы дальнейшего развития науки, И.С. выдви­гал положение о независимом друг от друга существо­вании науки и религии, религии и философии, о неза­висимости философии, основанной на достижениях че­ловеческого разума. Признавал существование мира идей отдельно от мира вещей. По мнению И.С., мир возникает путем эманации, но не по воле Бога, а в си­лу естественной и непреложной необходимости. Сам Бог у И.С. абстрактен и безличен, мир материален и ве­чен, — как и сам Бог. В краткой философской энцикло­педии "Книга знаний" И.С. писал: "Бытие не имеет границ", оно "изначально разделяется на субстанцию и акциденцию". Источник существования субстанции надо искать в ней самой, ибо она сущность природы, "телесная форма содержится в самой материи, и тело образуется из этой материи". Движение, по мысли И.С., потенциально заключено в материи, оно означает видоизменение тела и его нельзя объяснить "толчком". И.С. писал: "... движение — это то, что понимается под состоянием тела, когда оно видоизменяется, начи­ная со склонности, пребывающей в нем; это переход от потенции к действию, который совершается непре­рывно, не только одним толчком". Согласно И.С., при­родные явления связаны, в мире царит естественная закономерность, не нарушаемая Божественным вме­шательством. "Разумную душу" считал бессмертной, а материю вечной, несотворенной и множественной — причиной разнообразия единичных вещей. Логика у И.С. состоит из четырех разделов: учение о понятии, суждении, умозаключении и доказательстве. И.С рассматривал "логическое учение как орудие дости­жение истины, как средство предотвращения заблуж­дения, искажения, ошибки". По И.С., "это инстру-

374

мент, который сравнивает истину и ложь". "... Логичес­кие категории и принципы должны соответствовать ве­щам". И.С. сыграл большую роль в распространении и популяризации учения Аристотеля, в развитии рацио­нального мышления. Разрабатывал вопросы о единич­ном и общем, о логических ошибках, о суждениях, ко­торые он разделял на категорические, условно-соеди­нительные и условно-разделительные, о силлогизмах и т.д. Рассматривал атрибуты материи: время, движение, пространство. Рассматривал различие между необходи­мо-сущим и возможно-сущим бытием, между сущнос­тью и существованием. Занимался вопросами соотно­шения чувственного и рационального. Согласно И.С., "познание состоит в отображении определенным спо­собом образа познания познающим субъектом"; "смысл выражения я почувствовал нечто внешнее со­стоит в том, что это нечто отобразилось в моем чувст­ве"; " я почувствовал в душе означает, что сам образ ве­щи отобразился в моей душе". Познание рассматривал как "отражение". И.С. большое внимание в своих ра­ботах уделял образованию, отводя значительное место в образовании основным наукам и получению профес­сиональных знаний согласно внутренним индивиду­альным склонностям, отдавая предпочтение коллек­тивным формам обучения. Акцентировал роль отца и наставника в воспитании мальчиков, а по поводу уп­равления говорил, что прежде чем управлять другими, необходимо научиться управлять собой. Цель воспита­ния видел в достижении главных добродетелей: воз­держанности, смелости, мудрости, справедливости. Говорил о необходимости укрепления здоровья не только физического, но и нравственного. Высшего сча­стья — душевной гармонии человек, по мысли И.С., достигает тогда, когда способен возвыситься мыслью к высотам познания. Как писал И.С., "мы умираем и с собой уносим лишь одно: сознание того, что мы ниче­го не узнали".

E.H. Вежновец





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 174 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Даже страх смягчается привычкой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2483 - | 2177 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.