Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


ЗЕНОН Элейский (ок. 490 — ок. 430 до н.э.) — древнегреческий философ, представитель элейской школы (6—5 вв. до н.э., г. Элея, Южная Италия).




ЗЕНОН Элейский (ок. 490 — ок. 430 до н.э.) — древнегреческий философ, представитель элейской школы (6—5 вв. до н.э., г. Элея, Южная Италия). Соглас­но ряду источников, родоначальником школы был Ксенофан, прибывший на склоне лет в Элею. По сведениям Диогена Лаэртия, 3. был учеником и приемным сыном Парменида. Как представитель указанной философской школы 3. отстаивал мысль о единстве и неподвижности истинно сущего бытия. Соответственно в теории позна-

ния 3. содержалось резкое противопоставление разум­ного знания знанию чувственному, основывалось оно на недоверии к той картине окружающего мира, которая доставлялась чувствами, и на основе убеждения в пре­восходстве ума над ощущениями. Только ум, считали элеаты (и 3.), ведет к достоверной и незыблемой истине. Но тем не менее, по мысли 3., даже недостоверные "мнения", добытые на основе чувств и ощущений, необ­ходимо знать. В рамках задачи отстоять от критиков воз­зрения Парменида 3. выдвинул 45 "доказательств" о едином, неразделимом и неизменном бытии (до нас до­шло 9). Отрицая в чувственном бытии всякую непре­рывность, 3. доказывал немыслимость последней вооб­ще, то есть немыслимости множественности и подвиж­ности (движения). Из немыслимости непрерывного чув­ственного бытия 3. выводил непрерывность уже как "предмет чистой мысли". По мнению ряда исследовате­лей, философский и логический метод 3. сходен с тем, что в математике называют "доказательством от против­ного". 3. принимает условно тезисы противника (что пространство может мыслится как пустота, как отдель­ное от наполняющего пространство вещества; что мыс­лимо существование множества вещей; что может быть мыслимо движение). Приняв их условно, 3. доказывает, что признание их ведет к противоречиям. Следователь­но, пустота, множественность и движение не мыслимы. Известно различное количество сочинений 3., но наибо­лее часто отмечаются четыре: "Споры", "Толкование Эмпедокла", "Против философов", "О природе". Чаще всего принято ссылаться на выдержки, содержащиеся в "Физике" Аристотеля и в комментариях к ней. Аристо­тель полагал, что 3. "выдумал диалектику" как искусст­во постижения истины посредством диалога или истол­кования противоположных мнений. Говорил о нем, как о мастере критического анализа принятых мнений или оп­ровержения тезиса противника путем "доведения до аб­сурда". Аргументы 3. были ориентированы на доказа­тельство наличия действительных противоречий в со­стоянии вещества, времени и пространства как состоя­щих из реально раздельных частей. Именно это и хотел опровергнуть 3. в положительном учении, которое он доказывал отрицательным путем. Платон называл 3. ловким изобретателем, "чье антилогичное искусство способно внушать слушателю, что одно и то же подоб­но и неподобно, одно и множественно, покоится и дви­жется". По мысли Гегеля, 3. "различает объективную и субъективную диалектику" и "зенонова диалектика ма­терии доныне не опровергнута". Логические парадоксы 3. традиционно называются "апориями" (древнегреч.: а — частица отрицания, porös — выход; aporia — безы­сходность, безвыходное положение, затруднение, недо-

369

умение) — термин, которым античные философы фик­сировали непостижимые для них противоречия в поня­тиях движения, времени и пространства и т.п. Наиболее известны дошедшие до наших времен апории 3. — "Ахилл и черепаха", "Стрела", "Стадий" или иначе "Ди­хотомия", "Движущиеся тела". 3. занимался установле­нием противоречий в области текущей множественнос­ти и полагал, что истина выявляется посредством спора или истолкования противоположных мнений. По поводу множественности 3. подчеркивал: если все состоит из многого, если сущее реально делится на части, то каж­дая из частей становится бесконечно малой и бесконеч­но большой. Имея вне себя бесконечное множество про­чих частей, она составляет бесконечно малую часть всего, а слагаясь сама из бесконечного множества час­тиц, будучи делима до бесконечности, она представляет величину бесконечно большую. Если признавать, что все частицы имеют величину и делимы, если призна­вать, что многое, то есть частицы всего не имеют ника­кой величины и не делимы, то выходит, что все оказыва­ется равным ничему. То, что не имеет величины, не мо­жет присоединиться к другому и его увеличить (нуль не есть слагаемое). Поэтому и все состоящее из недели­мых, лишенных величины, само не имеет величины, или материальное ничто. (Прокл указывал, что сочинения 3. содержат 40 аргументов против множества.) В "Дихото­мии", согласно Аристотелю, доказывается "несущество­вание движения на том основании, что перемещающее­ся тело должно прежде дойти до половины, чем до кон­ца". Тем самым 3. постулировал, что в применении к мо­менту времени нельзя говорить ни о движении, ни о по­кое. Эти понятия, по 3., имеют смысл лишь относитель­но промежутка времени, в течение которого тело может менять свое место — и тогда оно движется; либо же не менять его, — и тогда оно покоится. Немыслимость дви­жения одного отдельно взятого тела доказывается 3. в апории "Летящая стрела". Стрела летит, значит движет­ся в пространстве, но в то же время она в каждое мгно­вение полета занимает пространство равное собствен­ной длине, т.е. находится в покое. То есть пребывает в пределах части пространства, а значит в нем неподвиж­на. Таким образом все движение разлагается на момен­ты покоя, а значит представляет внутреннее противоре­чие, так как из ничего нельзя составить положительную величину. Выходит, по 3., что летящая стрела движется и не движется. Но движение не мыслится и как движе­ние двух тел относительно друг друга (см. апорию "Ахилл и черепаха"). По мысли 3., чтобы пройти изве­стное пространство, движущее тело должно вначале пе­рейти половину этого пространства, а для этого полови­ну этой половины и так до бесконечности, то есть тело

никогда не двинется с места. Именно на этом основании быстроногий Ахилл никогда не может догнать медли­тельную черепаху. Логические парадоксы 3. в опреде­ленном смысле не утратили актуальности и сегодня.

E.H. Вежновец





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 162 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2516 - | 2392 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.