Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


ДЕТЕРМИНИЗМ (лат. determino — определяю) — учение классической философии о закономерной уни­версальной взаимосвязи и взаимообусловленности яв­лений объективной действительности




ДЕТЕРМИНИЗМ (лат. determino — определяю) — учение классической философии о закономерной уни­версальной взаимосвязи и взаимообусловленности яв­лений объективной действительности, результат обоб­щения конкретно-исторических и конкретно-научных концепций Д. Понятие "Д." возникло в средневековье как вид логического определения понятия, противосто-

ящий генерализации (обобщению). В 16—17 вв. поня­тие Д. начинает приобретать новый смысл — смысл обусловленности — и употребляется в этике для выра­жения позиции, противостоящей "свободе воли". В 17 в. в период выработки элементарных понятий механики происходит сближение понятия Д. и причинности, ус­танавливается тесная связь категории закономерности и причинности, закладываются основы механистическо­го Д. Успехи механики закрепляют представления об исключительно динамическом характере закономерно­стей, об универсальности причинной обусловленности. Причинность становится формой выражения законов науки, содержанием детерминистской формы объясне­ния явлений. Полное и гармоническое слияние механи­ческой причинности и Д. происходит в концепции Д. Лапласа. Центральной становится идея о том, что всякое состояние Вселенной есть следствие предыду­щих и причина последующих ее состояний. Сформиро­ванное им понятие причинно-следственных цепей, по­следующее отождествление этого понятия с понятием связи состояний и теоретико-механическим представ­лением о движении окончательно утверждают универ­сальный объяснительный статус лапласовского Д. Од­новременно с этим процессом в концепции лапласов­ского Д. наметился выход за рамки механистической методологии в силу немеханистического, но статисти­ческого, вероятностного характера закономерностей, которые исследовались Лапласом. Он обосновывал эв­ристическую ценность новых математических вероят­ностных методов, но в рамках господствующих в то время механистических идеалов и норм научного ис­следования. Переход науки к исследованию в начале — середине 19 в. системных природных и социальных объектов обусловил изменение идеалов аналитическо­го, поэлементного характера познания; расхождение принципа причинности и принципа Д.; обнаружилась сложная по структуре абстрактно-теоретическая форма принципа Д. в научном исследовании. Современное фи­лософское и методологическое осмысление Д. раскры­вает взаимосвязь философского и естественно-научно­го статусов (аспектов) этого принципа. Философский Д. фиксирует разнообразные формы взаимосвязей и взаи­моотношений явлений объективной реальности: гене­тические (причинно-следственные) и статистические, пространственные и временные, связи состояний и кор­релятивные связи, функциональные и целевые зависи­мости и т.д. Все они выражаются через систему таких философских детерминистических категорий, как необ­ходимость и случайность, возможность, действитель­ность, закономерность, причинность и пр. Методологи­ческая природа принципа Д. проявляется в том, что он выступает не только как философское учение, но и кон-

309

кретно-научный норматив описания и объяснения уни­версальной закономерной связи и обусловленности раз­вития и функционирования определенным образом сис­темно-организованных объектов в процессе их взаимо­действия. Принципиальная историчность этого учения обусловлена необходимостью формирования новых ес­тественно-научных форм Д. при переходе науки к изуче­нию объектов с новыми системно-структурными харак­теристиками. Переход науки от изучения простых дина­мических систем к вероятностным, эволюционирую­щим объектам сопровождался кризисом концепции лапласовского Д. и формированием статистического веро­ятностного Д. в учении Дарвина. Соответственно ме­нялся категориальный каркас детерминистических есте­ственно-научных концепций, структура теоретических построений, идеалы и нормы научного исследования. В свою очередь, освоение наукой саморегулирующихся систем кибернетического типа, различного рода соци­альных систем обусловливает формирование новых ка­тегорий — цель, самоорганизация, саморазвитие, пря­мые и обратные связи, отражение и др., а также соответ­ствующих конкретно-научных форм принципа Д. (ки­бернетических, экологических, социальных) и новых методологических регулятивов. В изменении структуры познавательной деятельности участвуют новые катего­риальные детерминистские схемы. Исследование веро­ятностных процессов микромира в физике, целесооб­разного характера развития живых систем в биологии, явлений социального порядка обнаружило ограничен­ность причинного типа объяснений, привело на рубеже 19—20 вв. к формированию философского и естествен­нонаучного индетерминизма. Индетерминизм полно­стью или частично отрицает существование причинно-следственных связей и возможность их детерминистско­го объяснения. В биологии индетерминизм оформился в учении витализма, в физике опирался на открытые кван­товой механикой объективные непричинные типы взаи­мосвязей в микромире. Как показывает научная практи­ка, эффективность научного творчества связана с даль­нейшим углублением философской и методологической оснащенности науки, а не с отказом от ее фундамен­тальных принципов. Принцип Д. является одним из на­иболее выраженных интенций научного познания, явно или косвенно участвующим в регуляции научного поис­ка. Фундаментальным идеалом Д. в естествознании яв­ляется объяснение исследуемого предмета (в отличие от гуманитарного познания, ориентированного на такую когнитивную процедуру как понимание). В современ­ной философии традиционные презумпции Д. подверга­ются радикальному переосмыслению в контексте пара­дигмы неодетерминизма (см. Неодетерминизм).

И.А. Медведева





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 173 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2395 - | 2153 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.