Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


ДЕКОНСТРУКЦИЯ — направление постмодер­нистского критицизма, связываемое с работами Деррида. Являясь




ДЕКОНСТРУКЦИЯ — направление постмодер­нистского критицизма, связываемое с работами Деррида. Являясь попыткой радикализации хайдеггеровской дест­рукции западноевропейской метафизики, Д. имеет целью не прояснение фундаментального опыта бытия, но все­объемлющую негацию понятия бытия как такового. Д. постулирует принципиальную невозможность содержа­тельной экспликации бытия: тематика субъективирую­щей интериоризации не случайно является для нее глав­ной. Критика основополагающих концептов традицион­ной философии (в границах которой — несмотря на не­посредственное влияние на становление деконструктивизма — для Деррида остаются и Ницше, и Фрейд, и Гус­серль, и Хайдеггер) — "присутствия", "действительнос­ти", "тождества", "истины" — исходит из посылки, что статус рационального в культуре не самовоспроизводит­ся на собственном материале, но поддерживается посто­янным усилием по вытеснению из его сферы элементов, оказывающихся не-мыслью, не-мыслимым. Эта репрес­сивная интенция, лежащая в основании западноевропей­ской культуры, обозначается Деррида как логоцентризм. (Именно системное опровержение философии/культуры логоцентризма суть пафосная программа Д.) Логоцентристский идеал непосредственной самодостаточности или присутствия задал, по Деррида, парадигму всей за-

падной метафизики. Метафизика присутствия, полагая рядом с человеком трансцендентальную реальность, подлинный мир и стремясь подключить сферу сущест­вования к бытию, служит основанием логоцентрической тотализации в гуманитарной области. Ее кризис, по мысли Деррида, ясно обнаруживает себя уже у Ницше, тексты которого представляют собой образцы разруше­ния гомогенной среды проводника идей "мобильной ар­мии метафор". Адекватным способом постановки про­блемы смысла, по Деррида, является не поиск сокры­тых в интуитивной неразличенности онтологизированных абсолютов или трансцендентальных означаемых, но аналитика на уровне означающих, вскрывающая ис­ток смыслопорождения в игре языковой формы, запи­санного слова, граммы. Процедура "вслушивания" в трансцендентальный, мужской голос Бытия, Бога, представленная, по мысли Деррида, как принцип фило­софствования в работах Гуссерля и, в особенности, Хайдеггера, зачеркивается стратегией differance — "первописьма", предшествующего самому языку и культуре, отпечаток которого несет на себе "письмо" — то есть та динамика не-данного, гетерогенного, которое обнажается при разборке идеологического каркаса, тотализирующего текст. По мысли Деррида, вполне пра­вомерна демаркация мира на мир Бытия как присутст­вия (мир presence) и мир человеческого существования (мир differance — мир абсолютного исчезновения, мир без какой-либо почвы, мир, пишущийся процедурами "истирания" Бытия и ликвидацией любых следов при­сутствия человека). В "письме' центризму традиции, свертыванию игр означивания в некоторую незыблемую точку присутствия (гаранта смысла и подлинности) про­тивопоставляется центробежное движение "рассеяния" значения в бесконечной сети генеалогии и цитации. От­слеживая элементы письма, работу differance, Д. рассма­тривает совокупность текстов культуры в качестве сплошного поля переноса значения, не останавливающе­гося ни в каком месте в виде застывшей структуры, она подрывает изнутри фундаментальные понятия западной культуры, указывая на их нетождественность самим се­бе, освобождая репрессированную метафорику фило­софских произведений, приходящую в столкновение с их идеологическим строем. Тем самым демонстрируется сопротивление языка любому философскому (метафи­зическому) проекту. Внеположная тексту позиция клас­сического интерпретатора в Д. элиминируется. Задает­ся констатация факта "инвагинации", внедренности, привитости одного текста другому, бесконечного истол­кования одного текста посредством другого. По мысли Деррида, "деконструкция есть движение опыта, откры­того к абсолютному будущему грядущего, опыта, по не­обходимости неопределенного, абстрактного, опусто-

293

шенного, опыта, который явлен в ожидании другого и отдан ожиданию другого и события. В его формальной чистоте, в той неопределенности, которую требует этот опыт, можно обнаружить его внутреннее родство с оп­ределенным мессианским духом". (В контексте анализа текстов самого Деррида Д., в его понимании, может быть охарактеризована следующими признаками: 1) она "не является каким-либо методом и не может им стать"; 2) любое ее "событие" уникально и неповторимо как подпись или идиома, поскольку ее пафосом выступает "игра текста против смысла"; 3) любое ее определение не верно, ибо тормозит ее собственную беспрерыв­ность; 4) она не принадлежит к какому-либо субъекту — индивидуальному или коллективному, — применявше­го бы ее к тексту или теме; 5) ее повсеместность результируется в том, что даже "эпоха-бытия-в-Д." не вселяет никакого оптимизма; 6) ее суть — художественная транскрипция философии посредством эстетики, пред­полагающая осмысление метафорической этимологии философских понятий; 7) в ее рамках собственно фило­софский язык подвергается структурному психоанали­зу; 8) "она не сводима к лингвистико-грамматической или семантической модели, еще менее — к машинной"; 9) она — не критика в любом из ее значений, ибо сама подлежит Д.; 10) ее парадокс "единственно возможное изобретение — изобретение невозможного"; И) она "не является симптомом нигилизма, модернизма и постмодернизма. Это последний свидетель, мученик веры конца века".) Как заключает Деррида, "чем не яв­ляется деконструкция? — да всем! Что такое деконст­рукция? — да ничто!". Как отмечает Деррида, "движе­ние деконструкции не сводимо к негативным деструк­тивным формам, которые ему наивно приписывают... Деконструкция изобретательна, или ее не существует. Она не ограничивается методическими процедурами, но прокладывает путь, движется вперед и отмечает ве­хи. Ее письмо не просто результативно, оно производит новые правила и условности ради будущих достиже­ний, не довольствуясь теоретической уверенностью в простой оппозиции результатконстатация. Ход деконструкции ведет к утверждению грядущего собы­тия, рождению изобретения. Ради этого необходимо разрушить традиционный статус изобретения, концеп­туальные и институциальные структуры. Лишь так воз­можно вновь изобрести будущее". Практика Д. носит внеметодологический характер и не предлагает ограни­ченного набора строгих правил "разборки". Деррида доказывает, что для нее уязвимо практически любое философское произведение — от сочинений Платона до работ Хайдеггера. В то же время концепция "пись­ма", по сути, ориентирована на модернистские произве­дения от О. Малларме до Батая (само понятие "письма"

имеет аналогии со стилем авторов "высокого модерна") и таким образом деструктивный пафос по отношению ко всей предшествующей традиции оборачивается кон­структивными намерениями по выработке своеобраз­ной герменевтической модели, теоретического обеспе­чения литературного авангарда. Двигаясь "от апофатического к апокалиптическому и от него к мессианизму", Д. вправе полагаться исключительно на себя самое, вы­ступая в качестве собственного предельного предисло­вия: шесть предшествующих попыток аналогичного толка (трех мировых религий, Маркса, Беньямина и Хайдеггера) явно не удались (Ж.Капуто). К Д., выступа­ющей одновременно и философской позицией (по Дер­рида, научением открытости будущему — "неистреби­мым движением исторического открытия будущего, следовательно, опыта самого по себе и его языка"), и литературно-критическим течением, пытающейся сблизить, в пределе — слить Философию и Литературу, непосредственно примыкают направления франко-аме­риканской "новой критики" в лице П. де Мана, X. Блума, Ф. Соллерса, Кристевой и др.

A.A. Горных, A.A. Грицанов





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 184 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Большинство людей упускают появившуюся возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © Томас Эдисон
==> читать все изречения...

2551 - | 2214 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.