Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


АДОРНО (Adorno), ВИЗЕНГРУНД-АДОРНО (Wiesengrund-Adorno) Теодор (1903—1969) — немец­кий философ, социолог, музыковед, композитор.




АДОРНО (Adorno), ВИЗЕНГРУНД-АДОРНО (Wiesengrund-Adorno) Теодор (1903—1969) — немец­кий философ, социолог, музыковед, композитор. Один из ведущих представителей Франкфуртской школы, внес крупный вклад в эстетику модернизма. Творческую деятельность А. начал уже в 17-летнем возрасте с опуб­ликования первой критической статьи "Экспрессионизм и художественная правдивость" (1920), в которой речь шла об экспрессионистской драме. Следом появляются полемические и критические статьи преимущественно о музыке. В них предметом рассмотрения А. становятся

18

музыкальные направления, формирующие образ "музы­кального ландшафта" 1920-х. При этом метод анализа А. феноменов передачи музыкального содержания ха­рактеризуется акцентированием не художественной вы­разительности, а когнитивного потенциала музыки, что свидетельствует о рациональном осмыслении музы­кального материала. С начала 1920-х вовлечен в интел­лектуальную орбиту Франкфуртского института соци­альных исследований, вокруг которого стала склады­ваться так называемая Франкфуртская школа. Филосо­фия А. строилась на исходном мотиве о необходимости подвергать критике любые теории общества по мере ис­торического изменения последнего. Ранние философ­ские работы А. были посвящены критическому разбору философских систем Гуссерля (1924) и Кьеркегора (1930), которые критиковались им за пренебрежение факторами социальной реальности и приоритетную трактовку субъекта. В этот же период ярче всего сказа­лись симпатии А. по отношению к марксизму, — марк­сизму неортодоксальному, разработанному Лукачем и Коршем, некоторые установки которого А. будет разде­лять в течение всей жизни. Наиболее значимой для фи­лософии А. была марксистская концепция товарного фе­тишизма, интегрированная с идеей Лукача об "овеще­ствлении". В 1934 А. эмигрировал из фашистской Гер­мании в Великобританию, с 1938 жил в США. В эмигра­ции связи А. с институтом особенно укрепились, обер­нувшись интенсивным интеллектуальным сотрудниче­ством. Результатом стала одна из важнейших работ А. "Диалектика просвещения" (1947), написанная им сов­местно с Хоркхаймером. В ней авторы бросили вызов вере в исторический прогресс, которая составляла не­зыблемый потенциал марксистской традиции. История общества интерпретирована в книге как универсальная история просвещения. Показано, что в ходе борьбы за выживание человек вынужден постоянно совершенст­воваться в управлении миром в своих собственных субъективных целях. Эта постоянная ориентация на гос­подство изменяет сущность человеческого мышления, делая его несостоятельным в осуществлении своей соб­ственной саморефлексии, низводя разум до значения не­изменного во всех ситуациях инструмента. Так процесс просвещения оборачивается последовательной рацио­нализацией мира в субъективно-инструментальном смысле. В ходе ее человеческий разум опускается до слепой процедуры формального автоматизма, осуществ­ляемой им исключительно в поле действия самого себя. Логическая и техническая "аппаратура подавления" внешней природы, созданная человеком с помощью на­уки и техники, через господство и разделение труда по­давляет и природу самого человека. Он все меньше рас­поряжается созданной аппаратурой, которая все более

обособляется от него. Опасность медленного дрейфа че­ловеческого миропонимания в сторону укрепления пус­того автоматизма сложившихся стереотипов, действований по правилам, узаконенным лишь силой привычки, еще острее будет обозначена в следующей совместной работе А. и Хоркхаймера "Авторитарная личность" (1950). Люди, считают авторы, сплющиваясь в ходе ра­ционализации в "узловые пункты установившихся реак­ций и укрепившихся представлений", обнаруживают за­вуалированные склонности к авторитаризму. На основе проведенных в 1940-е социологических исследований А. выявил весьма симптоматичное для антидемократи­ческой структуры сочетание таких личностных черт, как конвенциальность, покорность власти, деструктивность и цинизм. В "авторитарной личности" А. усматривал проявление недуга позитивистской цивилизации, ре­зультат действия ее тоталитарных тенденций. Вместе с тем франкфуртские теоретики не утверждали, что про­свещение было полностью репрессивным или что инст­рументальный разум будет полностью отвергнут. Своей критикой прогрессивного историзма они надеялись под­готовить в интеллектуальной сфере почву для поиска концепции справедливого общества. В 1950—1960-е А. продолжал входить в число ведущих мыслителей Франкфуртской школы. Это был наиболее плодотвор­ный период творческой деятельности А. Были написа­ны, в частности, весьма значительные философские произведения: "К метакритике эпистемологии" (1956), "Негативная диалектика" (1966), "Эстетическая теория" (1970). В них получила дальнейшее развитие разверну­тая им ранее совместно с Хоркхаймером теория рацио­нальности. В этих же работах А. разрабатывает свою не­гативную диалектику как диалектический способ про­тиворечиво мыслить о противоречиях. Неудовлетворен­ность А. формально-логическим мышлением была вы­звана его глубокой убежденностью в том, что между ве­щами и их понятиями имеет место конфронтация, в ус­ловиях которой угнетается "нетождественное", т.е. "то, что не уступает себя понятию, дезавуирует в-себе-бытие этого понятия". Высказываясь против систематизации, детерминированности, категориального аппарата как ин­струментов формально-логического мышления, А. ос­новным принципом своей "негативной диалектики" де­лает принцип отрицания "тождества". В ее рамках А. от­клоняет категорию диалектического снятия, которая вме­нялась Гегелем в качестве непременного условия осуще­ствления философской системы. А. переосмысливает ге­гелевскую категорию "определенного" (bestimmte) отри­цания, придавая отрицанию другое значение. Если по Ге­гелю оно являлось движущим моментом, в соответствии с которым диалектика подводила к развертыванию и снятию, то А. поворачивает его как "твердое", "непоко-

19

лебимое" (unbeirrte) отрицание, которое более не долж­но приступать к снятию. Принимая во внимание руково­дящую для Франкфуртской школы идею о социальной обусловленности всех форм духовной жизни, которая и сообщает социальный подтекст адорновской интерпре­тации логики движения мышления, возможно подчерк­нуть, что и в негативной диалектике А. выражается ре­акция на бесчеловечную общественно-историческую реальность. А. не удовлетворяет позитивное гегелевское отрицание, поскольку он рассматривает его как санкци­онирующее существующий порядок вещей. Последний, по мнению А., оказывается "недостаточно отрицае­мым". В таком истолковании отрицания содержится ре­шающий момент, отделяющий негативную дилектику А. от диалектики Гегеля. Важнейшую часть теоретичес­кого наследия А. составляет философская критика куль­туры, в сферу которой входят все его многочисленные музыкально-критические работы. Среди них "Филосо­фия новой музыки" (1949), "Опыт о Вагнере" (1952), "Призмы. Критика культуры и общество" (1955), "Дис­сонансы. Музыка в управляемом мире" (1956), "Введе­ние в социологию музыки" (1962). Ключевое значение в этих работах получила критика "массового" коммерчес­кого искусства, искажающего, по А., сознание людей до уровня, на котором критическое мышление оказалось под угрозой искоренения. Стандартизация и псевдоин­дивидуализация опровергали притязания массовой культуры угодить индивидуальным вкусам. Критичес­кому сознанию и счастью отдельной личности, по А., могло бы способствовать только "аутентичное" искусст­во, под которым у него подразумевалось искусство сти­ля "модерн". Искусство, которое сознательно разоблача­ет собственные притязания на целостность и самодоста­точность, по мнению А., более способно к продуктивно­му отрицанию общественной реальности, нежели то, ко­торое продолжает держаться своей претенциозности. А. разработал философско-эстетическую концепцию "но­вой музыки", отстаивая позиции эстетического модер­низма и протестуя против призывов вернуться к класси­ческой или реалистической альтернативам искусства. Труды А. оказали влияние на современную западную философию, социологию, эстетику, музыковедение, а также на идеологию леворадикального студенческого движения 1960-х. [См. также "Негативная диалекти­ка" (Адорно), "Диалектика Просвещения" (Хоркхай­мер, Адорно).]

С.Н. Александрова





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 143 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2601 - | 2278 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.