1. Наибольшее распространение получил кальвинизм. Его приняли большинство магнатов и значительная часть шляхты. 1553г. – возникла первая кальвинистская община в замке Николая Радзивила Черного (первым принял Реформацию) в г.Берестье. Всего в XVIст. на землях Беларуси и Литвы действовало около 180 кальвинистских сборов – 6 округов. Центральный – Виленский, основан в 1557г. Кальвинистские сборы назывались «гельветскими сборами» т.е. швейцарскими
В это же время возникло несколько арианских сборов.
2. Арианство делилось на два течения:
Умеренное (правые). Идеологи: Сымон Будный, Василий Тяпинский. Требовали постепенных перемен в феодальном обществе, морального и по-настоящему христианского воспитания и просвещения господствующих сословий и всего населения.С.Будный считал, что между человеком и богом должна быть не церковь, а вера.
Радикальное (левые). Идеологи: Перт из Гнендза, Якуб из Калиновки, Мартин Чаховиц. Требовали радикальных социальных преобразований: осуждали крепостное право, выступали против частной собственности и феодальных привилегий. Это привело к конфликту с кальвинистской шляхтой, вызвало недовольство правящих кругов. В середине XVIIст. Во время парвления Яна II Казимира Вазы (1648-1668) оно было законодательно запрещено, а члены арианских общин изгнаны из Речи Посполитой.
Реформация не стала народной. Охватила только высшие круги общества. Социальная опора кальвинизма – феодальная знать, часть средней и мелкой шляхты, влиятельные горожане.
3. Феодальная знать стремилась сохранить свое господствующее политическое положение в стране, ослабить великокняжескую власть и официальную католическую церковь, закрепить обособленность государства.
4. Средняя, мелкая шляхта, влиятельные горожане примкнули к Реформации с целью расширить свои владения за счет земель католической церкви. Их привлекала идея удешевления обрядов.
В 70-е гг. XVIст. социальная база Реформации начинает сужаться.
В к.XVI п.п.XVIIст. – кризис Реформации прогрессирует. Во вт. пол. XVIIст. под ударами контрреформации она сошла с исторической арены.
Реформация содействовала:
1. Образованию протестантских общин (сборов)
2. Открытию школ (Виленская академия)
3. Открытию типографий
4. Активизации духовной жизни общества
5. Белорусская культура обогатилась новыми произведениями философской, общественно-политической мысли
6. Белорусские деятели Реформации стали на одном уровне с европейскими мыслителями
7. Содействовала установлению религиозной толерантности: был принят виленский 1563г. и городельский 1568г.привилеи,которые уравнивали в правах всю шляхту «христианской веры», Варшавская конфедерация 1573г. приняла акт о свободе вероисповедания, который вошел отдельным артикулом в Статут1588г.
Контрреформация
Контрреформация – религиозно-политическое движение против Реформации.
1545 -1563гг. – заседал Тридентский вселенский собор, который отклонил компромисс с протестантами. Была разработана религиозная доктрина и программа действий католической церкви по борьбе с Реформацией. Т.о. было положено начало контрреформации.
1564г. – Сигизмунд II Август признал декреты Тридентского собора и согласился на допуск иезуитов в ВКЛ. (Орден иезуитов – манашеско-католический орден «Общество Иисуса», основан в 1534г. в Париже И.Лайолой. Был главным средством борьбы с Реформацией)
1569г. – виленский епископ Валериан Протасевич пригласил в ВКЛ 13 предствителей ордена иезуитов для борьбы с Реформацией. «Чертовым семенем» называл их Сымон Будный.
Петр Скарга – руководитель ордена иезуитов в Беларуси и Литве
Орден иезуитов пользовался поддержкой королевской власти. Известны слова Стефана Батория «Если б я не был королем, я бы был иезуитом». В 1577г. издал указ, запрещавший строить в Вильно некатолические храмы. «Иезуитским королем» называл себя Сигизмунд III Ваза.
Направления деятельности иезуитов:
1.Закрытие протестантских сборов, школ и типографий.
Юрий Радзивилл – Виленский епископ, по приказу которого уничтожались протестантские типографии в ВКЛ.
2.Миссионерство и проповедничество
3.Благотворительность
4.Насаждение контрреформаторских идей
С1560 -хгг.представители ордена начали открывать коллегиумы, обучение в которых велось на латинском языке..
На основе Виленского коллегиума в1579г. была основана Виленская иезуитская академия (имела университетский статус). Первым ректором был Петр Скарга. С 1781г. она называлась Главная школа ВКЛ – ректор Почебут-Одляницкий, с 1796г. – Главная Виленская школа, с1803г. – Виленский университет. После закрытия в 1832г. на его базе созданы медико-хирургическая академия и римско-католическая духовная семинария.
Центр Ордена Иезуитов в начале XIX ст. Переместился в г.Полоцк. В 1812г. Полоцкий коллегиум переименован в Академию.
На территории Восточной Беларуси деятельность ордена иезуитов была запрещена в 1820г.
Особенности контрреформации в Беларуси:
1. Не приобрела таких безобразных, насильственных форм как в Западной Европе.
2. Беларусь стала убежищем многих вольнодумцев соседних стран (Федор Косой – лидер еретического движения в России сбежал в ВКЛ)
3. Была направлена те только против протестантов, но и против православных.
Итоги контрреформации:
1. Усиление функций и владений католической церкви
2. Основание новых монашеских орденов и открытие новых костелов
3. Рост влияния католической церкви на политическую жизнь государства
4. Переход в католическую веру многих православных князей и магнатов, а также магнатов-протестантов и зажиточной шляхты
5. Главным результатом наступления католичества на православие стало заключение Берестейской унии.