Археологическая культура – общность однотипных по материальной культуре археологических памятников (остатки поселений, производства, захоронений и др.) на определенной территории и хронологически близких по времени существования.
Название | территория | Характерные черты | Этническая принадлежность |
Милоградская культура VII- IIIст. до н.э. | Среднее и Верхнее Поднепровье. Название от д.Милоград Речицкого р-на | Строительство однокомнатного жилища. Найдены железные топоры, мотыги похожие на скифские. Геродот называл милоградцев неврами. Визитная карточка – находки глиняных животных. | Балтские племена. Некоторве относят к славянским. |
Зарубинецкая культура IIст. до н.э.- IIст. н.э. | Среднее и Верхнее Поднепровье. Название от д.Зарубинцы на Киевщине. | На юг Беларуси пришли новые племена со стороны Польши. Они перемешались с милоградскими племенами и создали новую культуру. Наиболее исследованы городище и могильник возле д.Чаплин Лоевского р-на. Строили однокомнатное жилье. | Балтские племена. Некоторые относят к славянским. |
Киевская культура III – Vст.н.э. | Южная и восточная Беларусью Впервые исследована на Киевщине. | Исследовано поселение возле д.Адаменка Быховского р-на. Жители обрабатывали железо. Из цветных металлов делали украшения, которые отливали в специальных формах. Например, бронзовые женские подвески. В средине каждого изделия были углубления, заполненные стеклоподобной массой красного цвета – эмалью – лунницы. Торговые отношения с провинциями Римской империи. | Существуют разные мнения: -балтские племена; - славянские |
Культура штрихованой керамики VIIст. до н.э. – I V ст. н.э. | Средняя Беларусь и восточная часть современной Литвы | Исследованы остатки поселения возле д.Малышки Вилейского р-на. В городище д.Лабенщина раскопаны остатки домницы. Характерная черта культуры - глиняная посуда, покрытая хаотически нанесенной штриховкой, сделанная пучком травы или соломы по необожженной глине. | Восточно-балтские племена. |
Днепро-двинская культура VIII ст.до н.э.- Vст.н.э. | Север Беларуси. На Западной Двине и частично на Днепре. | Исследованы городища в д.Прудники и д.Поддубники. Данные гидронимики свидетельствуют, что жили здесь балтские племена. Названия рек балтского происхождения: Гайда, Друть, Усяжа | Балтские племена. |
Религиозные представления древних людей.
Анимизм -вера в существование душ и духов – фантастических существ, которые наделены сознанием, волей и другими способностями человека и деятельность их в живой и неживой природе (черти, лешие, домовые, лесовики…).
Фетишизм – вера в сверхъестественные возможности природных или созданных человеком неодушевленных предметов(деревья, камни…).
Тотемизм – вера в общее происхождение, сверхъестественные связи между группой людей, родичей и определенным видом животных, предметом или явлением.
Магия – вера в возможность человека воздействовать на природу или человека разными чудодейственными приемами и заклинаниями.
Амулет – предмет, который люди носили на теле ради предостережения от болезней
и других несчастий.
С возникновением земледелия и животноводства у человека появляются новые верования: бог-солнце, бог-огонь. Появляется система украшений, связанных с поклонением солнцу, круговороту природы – солярная арнаментика- неолит. Для нее характерны знаки: круг, ромб, крестоподобные фигуры.
В бронзовом и железном веках существовало два основных вида захоронения умерших: - трупосожжение и трупоположение.
Курган – земляная насыпь над могилой умершего.
По верованиям древних людей на белорусских землях божество – творец Вселенной – Белун.
Тема 2. Население белорусских земель в V - конце IX в.