Суть разложения первобытного общества и формирования основных механизмов классообразования заключается в том, что общинно-родовой строй, как утверждал Ф Энгельс, "был взорван разделением труда и его последствием - расколом общества на классы". Если классические первоначальные общества основываются на коллективном характере единого нерасчлененного производства, то позже в этот производственный процесс медленно проникает разделение труда. Он подрывает коллективный характер производства и присвоение, делает определяющим правилом присвоение отдельными лицами и вместе с тем порождает обмен продуктами производства между ними. Постепенно товарное производство становится господствующей формой. Таким образом, в основу классообразования лежали процессы (обмен, имущественное неравенство, эксплуатация), обусловленные прогрессом производительных сил и развитием общественного разделения труда. При этом определенную роль играли природно-климатические, демографические, ритуально-религиозные, социологические, технико-экономический и другие факторы.
В период неолита происходит 4 крупных общественных разделения труда: 1) выделение земледелия, скотоводства, 2) выделение ремесла; 3) выделение строителей, 4) появление вождей, жрецов, воинов.
Некоторые исследователи период неолита еще называют Неолитической цивилизацией. Ее характерные черты: 1) доместикация- одомашнивание животных, 2) появление стационарных поселений, среди которых наиболее известны Иерихон (Иордания) и Чатал-Хююк (Турция)- первые в истории поселения городского типа, 3) утверждение соседской общины вместо кровнородственной и общинной собственности, 4) формирование крупных объединений племен, 5 бесписьменная цивилизация.
В конце 4- го тыс. до н.э. неолитическая цивилизация постепенно исчерпала свой потенциал и наступила первая в истории человечества кризисная эпоха" эпоха энеолита (медно - каменный век). Энеолит характеризуется следующими параметрами: 1) Энеолит- это переход от каменного к бронзовому веку 2 Преобладающим материалом становится металл (медь и ее сплав с оловом бронза). 3) Энеолит- время хаоса, неупорядоченности в обществе, кризиса в технологии-переход к орошаемому земледелию, к новым материалам. 4) Кризис социальной жизни: разрушение уравнительной системы, складываются ранние земледельческие общества, из которых впоследствии и выросли цивилизации.
На древнем востоке было три центра раннеземледельческих обществ: Иордано-Палестинский, центр в Малой Азии, северная Месопотамия и западный Иран. Кроме этого складываются также центры в Греции, Болгарии, Молдавии, на Кавказе. Первые цивилизации вырастают из тех земледельческих обществ, где была высокая производительность земледелия и высокие темпы социального развития. Это происходит в 3-4 тыс. до н.э. в Месопотамии, где складываются Шумерская, Аккадская, Вавилонская и Ассирийская цивилизации, в Египте, в Индии и Китае все они принадлежат к типу речных цивилизаций.
Признаки цивилизации.
1) Создание производящего хозяйства.
2) Создание института частной собственности.
3) Появление института государства и права.
4) Появление городов
5) Появление монументального строительства.
6) Появление письменности.
Первые цивилизации возникли в долинах великих рек Азии и Африки: Нила, Тигра и Евфрата на рубеже IV и III тыс. до н. э. Затем в долине Инда, Хуанхэ и Янцзы. Народы, населявшие эти долины, первыми в истории человечества создали образцы письменности, построили города с дворцами и храмами, ввели такое новообразование, как государство, поднялись до непревзойденных по сей день высот в культуре и искусстве. Через несколько веков во многом благодаря их влиянию и культурным контактам цивилизации появились и за пределами узких рамок речных долин. Народы Северной Африки, Ближнего Востока, Центральной, Средней и Малой Азии создали свои уникальные центры культуры и государственности. Весь этот многообразный мир древних обществ получил название Древний Восток.
8.Культы и обряды в первобытном обществе.
С анимизмом связаны вера в загробную жизнь и культ предков. Об этом говорят находимые в погребениях орудия труда, оружие, украшения, остатки пищи, необходимые, по представлениям первобытных людей, умершему в загробном мире. Трупы окрашивали в красный цвет, символизировавший кровь и огонь. Вначале мертвецов боялись, трупы связывались, чтобы не дать им возможности вредить живым. Позже покойников стали считать предками сородичей.
При господстве матриархата на первое место выдвигается женщина-прародительница. Культ предков расцветает при патриархате, когда вождь рода в своих повелениях ссылается на волю умерших предков.
С развитием земледелия и скотоводства зародились культы природы. Страх людей перед грозной природой вызывал желание как-то умилостивить ее. Люди стали поклоняться солнцу, земле, воде, огню.
Кроме тотемизма и анимизма у первобытных людей имелась магия — действия, основанные на вере человека в свою способность оказывать влияние на свою способность оказывать влияние на сверхъестественные силы. Магия оказывала большое влияние на все стороны жизни первобытного человека. Она даже поставила себе на службу изобразительное искусство. Доказательством этому являются позднепалеолитические изображения животных, пронзенных копьями, гарпунами. Подобные изображения, по убеждению людей верхнего палеолита, должны были способствовать удачной охоте. Пережитки колдовства сохранились по сей день в религии отсталых в своем развитии племен и народов. Древнейшие магические действия носили коллективный характер и воспроизводили производственный процесс. В дальнейшем они монополизировались шаманом, жрецом и становились более утонченным средством воздействия на сверхъестественный мир, туманнее становилась их связь с производством. Магические действия предпринимались как для достижения пользы, так и для причинения вреда: Особенно часто использовалось колдовство для охраны от опасностей и для выгод (успеха на охоте). В период распада родового строя развились культы вождей. Впоследствии культы вождей и различных сил природы превратились в культы богов у каждого народа.
Культы богов отправлялись особыми людьми — жрецами. Все формы первобытных религиозных верований своей обрядностью, культовыми запретами закрепляли придавленность человека внешней природой, отвлекали людей от борьбы с силами природы, тем самым задерживали рост научных познаний, тормозили развитие производительных сил. Люди тратили много времени и сил на выполнение религиозных обрядов, отвлекались от реальных, земных интересов.
9.Возникновение государства на Востоке. Восточная деспотия.
Под Древним Востоком понимаются страны располагавшиеся на обширной территории Северо-Восточной Африки, Передней, Южной и Восточной Азии. Эти страны раскинулись на огромном пространстве, на западном краю которого находится Египет, а на восточном – Китай.
Историю древневосточных народов принято изучать с появления первых классовых обществ и государственных образований в долинах Нила и Евфрата во второй половине IV тысячелетия до н. э. и заканчивать для Ближнего Востока 30—20-ми годами IV в. до н. э., когда греко-македонские войска под руководством Александра Македонского захватили весь Ближний Восток, Иранское нагорье, южную часть Средней Азии и северо-западную часть Индии. Со времени похода Александра Македонского на этой территории возникли так называемые эллинистические государства, которые изучаются в курсе «История Древней Греции». Что касается Средней Азии, Индии и Дальнего Востока, то древняя история этих стран изучается до III — V вв. н. э., т. е. до того времени, когда на смену древнему обществу здесь пришло феодальное. Таким образом, история древневосточных народов насчитывает около трех тысячелетий.
Древний Восток. На его территории в древности существовали многочисленные государства, сыгравшие важную роль в истории: великое Древнеегипетское царство, Вавилонское государство, Хеттская держава, огромная Ассирийская империя, государство Урарту, мелкие государственные образования на территории Финикии, Сирии и Палестины, Фригийское и Лидийское царства, государства Иранского нагорья, в том числе мировая Персидская монархия, в состав которой входили территории Ближнего Востока и почти всего Среднего Востока, государственные образования Средней Азии, государства на территории Индостана, Китая, Кореи и Юго-Восточной Азии.
Древневосточная деспотия. Необходимость объединения и координации усилий многочисленных общин способствовала созданию специфической формы такой власти — неограниченной монархии, которую часто называют «древневосточной деспотией». Сущность — в подавлении сопротивления эксплуатируемых, поддержании общественного порядка. Активное вмешательство государства в жизнь страны привело к появлению многочисленной администрации, организованной по бюрократическому принципу: деление на ранги, субординация, общественное положение в зависимости от места на служебной лестнице.
Древневосточная деспотия как специфическая форма монархии формировалась в течение долгого времени, постепенно преодолевая традиции родовой демократии. Ранние формы примитивной монархии постепенно перерастали в ту или иную разновидность древневосточной деспотии. Важной особенностью древневосточной деспотии являлось особое положение главы государства — правителя-деспота. Царь считался не только носителем всей полноты власти: законодательной, исполнительной, судебной,— но вместе с тем признавался сверхчеловеком, ставленником богов, их потомком или даже одним из богов. Обожествление личности царя-деспота —важная особенность древневосточной деспотии. Однако в разных странах Древнего Востока степень деспотизма была различной: то наиболее полной, как деспотия в Древнем Египте, то весьма ограниченной, как, например, власть царя у хеттов. Даже в разные исторические периоды, например, в Египте, степень деспотизма была неодинаковой. Существовали в странах Древнего Востока и немонархические формы государства, своего рода олигархические республики, например в ряде государственных образований Древней Индии, в некоторых городах Финикии.
10.Географическая среда. Население. Источники и историография по истории Древнего Двуречья.
Географическая среда. Южная часть Месопотамии образовалась постепенно, в результате заполнения Персидского залива наносами Тигра и Евфрата. Морские воды все больше отступали на юг, уступая место болотистой равнине.
Только в период новокаменного века в Двуречье начинают проникать жители окрестных возвышенностей гонимые в эту неблагоприятную для жизни страну тяжелой необходимостью.
Главным богатством Двуречья была рыба, кишевшая в огромном количестве в реках и озерах, а также водоплавающая птица. Из соседних степей забегали дикие быки, газели, онагры, страусы и мелкая дичь. Самыми опасными хищниками были львы.
Главным занятием древнейших обитателей были охота и рыболовство. В небольших масштабах развивалось также мотыжное земледелие. Небольшие клочки земли между болотами и озерами вскапывались и засевались злаками (ячменем, двухзернянкой и др.), сажались также овощи (чеснок, лук, огурцы). Очень рано стала выращиваться финиковая пальма, ставшая основным фруктовым деревом Двуречья. Большое значение получил также сезам кунжут, из зерен которого выжимали масло. Одновременно развивалось скотоводство.
Домашних животных использовали не только для получения мяса и молока. Ослов, а позднее быков научились запрягать в плуги, а также применять для молотьбы зерна. Открывалась возможность освоения более значительной посевной плошали. Приходилось осушать болота, защищать поля от разливов Тигра и Евфрата, создавать запасы воды в искусственных водохранилищах. Для этого необходимо было прорывать каналы, сооружать плотины, копать колодцы.
Благодаря труду многих поколений долина Тигра и Евфрата превратилась в плодородную страну, дающую небывалые урожаи.
Труднее обстояло дело с сырьем, необходимым для строительства и ремесла. Значительных, лесных массивов в стране не было. Приходилось использовать стволы пальм, тонкие ивы, а мощные бревна кедров и кипарисов доставлять с большим трудом с отдаленных гор.
На месте имелись в изобилии лишь глина и тростник, и их использовали самыми разнообразными способами. Жилища сплетались из тростника и обмазывались глиной, а позднее складывались из кирпича-сырца.
Многие сельскохозяйственные орудия ухитрялись делать из глины. Именно в Двуречье впервые появились глиняные книги и даже глиняные конверты.
Высушенный трос и шел на всевозможные изделия, а также служил топливом. Развитие сельского хозяйства и ремесла приводило к быстрому росту населения. Появляются значительные селения, и некоторые из них разрастаются в города, окруженные стенами.
Население. Население Двуречья не было однородным в этническом отношении. Дело в том, что страна заселялась с двух сторон.
С востока к берегам Тигра и Евфрата спускались шумеры. По внешнему виду шумеров трудно смешать с другими народами. Приземистые, коренастые фигуры, округлые лица, выдающиеся носы, отсутствие бороды и усов — все это сильно отличает их от соседей.
С запада и северо-запада в Двуречье проникали семитские племена. Первая волна семитских переселенцев получила в дальнейшем название аккадцев. По внешности аккадцы отличались от шумеров более стройными фигурами и продолговатыми лицами, обрамленными обычно бородами и бакенбардами.
Источники и историография Древнего Двуречья. До середины прошлого столетия в распоряжении историков имелись отрывочные, противоречивые и часто искаженные сведения о народах, обитавших в древности в Месопотамии.
Приходилось пользоваться почти исключительно сообщениями, содержащимися в Библии и у античных авторов.
Всех этих сведений, изложенных на еврейском, греческом, латинском языках, было явно недостаточно для воссоздания истории древней Месопотамии.
Только восстановление забытых языков, на которых говорили древние обитатели долины Тигра и Евфрата, могло открыть возможность углубленного изучения их истории: Для этого нужно было прежде всего расшифровать так называемую клинопись, которая совершенно вышла из употребления почти две тысячи лет тому назад (в I в. н. э.) Большинство клинописных текстов было погребено глубоко под землей, но некоторые из них сохранились на поверхности скал или на стенах полуразрушенных зданий.
Первый шаг к прочтению знаков клинописи сделал немецкий учитель Гротефенд. Ему удалось определить в надписях группу знаков, обозначающую слово «царь», и прочесть затем царские имена Дария и Ксеркса. Всего Гротефенду удалось правильно разгадать девять алфавитных знаков.
Особенно следует отметить выдающиеся достижения талантливого русского ассириолога М. В. Никольского, которому удалось проследить происхождение клинописных знаков из первоначального рисуночного письма (пиктограмм).
В конце XIX в. был раскопан главный центр Двуречья — Вавилон, окруженный двойной стеной, и изрезанный сетью каналов. От укрепленного дворца шла широкая парадная улица, окаймленная высокохудожественными, многоцветными с фигурами львов и других зверей («Священная дорога»). Она вела к храму с семиэтажной уступчатой башней (зиккуратом).
Все эти строения относятся к поздней стадии существования города (VII-VI вв. до н. э.). Более ранние сооружения исчезли. Зато от Старовавилонского царства дошел до нас ценнейший памятник, найденный за пределами страны, в столице соседнего государства Элам — городе Сузах, куда он попал в качестве военного трофея. Это был черный базальтовый столб с начертанными на нем законами вавилонского царя Хаммурапи.
Изыскания археологов и филологов создали базу для изучения истории народов древней Месопотамии. Изучалась главным образом политическая и культурная история страны. В центре внимания ученых оказались войны и строительная деятельность царей, а также мифы и легенды о богах и героях.
Нельзя отрицать значительные достижения Вавилонии в различных сферах экономики и духовной культуры и ее влияния на ряд других стран.
К социально-экономической истории народов древней Месопотамии интерес появился не сразу. Лишь в конце прошлого века М. В Никольский обратил внимание на документы хозяйственной отчетности Шумера и Аккада и изучил их. В изучении юридических документов древнего Двуречья много сделал русский ученый — И. М. Волков.
Вопрос о социальной структуре шумерского и вавилоно-ассирийского общества вызывал много споров и в зарубежной и в русской науке. Многие историки искали в древней Месопотамии характерные явления средневековья и даже нового времени.
11. Создание централизованного государства в Египте. Раннее царство.
Государство Древнего Египта сложилось в северо-восточной части Африки, в долине, расположенной по нижнему течению реки Нил.
В первой половине IV тысячелетия до н. э. в египетском обществе начинают происходить дифференцированные процессы. Постепенно в связи с интенсивным развитием ирригационного земледелия происходит социальное расслоение, из общей массы выделяется управленческая верхушка во главе с первосвященниками-жрецами.
Ко второй половине IV тысячелетия до н. э. происходит постепенное складывание первых государственных образований, получивших название «номы». Такие протогосударственные объединения возникали в процессе сосредоточения вокруг храмов сельских общин с целью совместного ведения ирригационных работ. География расположения номов способствовала их объединению под эгидой наиболее сильного нома во главе с номархом. Так, в Верхнем (Южном) Египте появляется новый политический институт единовластного монарха - царя со всеми атрибутами деспотической власти над остальными номами. Цари Верхнего Египта к концу IV тысячелетия до н. э. завоевывают весь Египет.
Раннее царство — самый первый династический период в истории государства древнего Египта, период правления I и II династий фараонов. Продолжался с 3120 по 2649 годы до н. э.
Цари первых двух династий были родом, по-видимому, из верхнеегипетского нома Тиниса, находившегося в средней части Верхнего Египта. В Тинисском же номе, в окрестностях г. Абидос, в будущем прославившегося как центр почитания бога мертвых Осириса, были обнаружены при раскопках гробницы царей Раннего царства — Джера, Семерхета, Каа и др. В составе имен этих царей, как и в составе имени царя Хор-Аха, упоминался бог в виде сокола — Хор, покровитель большинства царей Раннего царства. В конце раннего царства, приблизительно в 2850 году до н. э., фараоном был Сенеферка.
В руках государства находились работы по орошению долины Нила; ежегодно измерялся и записывался уровень воды. Уже в Архаическую эпоху Древний Египет обладал войском, находившемся, однако, в зачаточном состоянии.
Египетская письменность в период Раннего царства уже сложилась. Со временем всё большее значение в государственной жизни обретали писцы. Начиная с I династии в Египте велись летописи. Летосчисление велось по годам, разделённым на месяцы и дни. Наименование каждого года определялось происходившими в этом году значительными событиями.
Политеизм характерен уже для Египта Раннего царства.
Гражданские сооружения Архаической эпохи почти не сохранились. Раннеегипетские храмы представляли собой, по-видимому, небольшие постройки внутри оград. Об изобразительном искусстве Раннего царства мы можем судить по гробницам царей и знатных сановников. Гробницы, относящиеся к I династии, имеют форму мастаб; эта же форма сохранялась и впоследствии. Первые мастабы были построены не из камня, а из кирпича-сырца. Некоторые гробницы имели расчленённые, ступенчатые стены.[1]
12. Древний Египет: страна, население, хозяйственно-культурный тип.
Египетское государство возникло на северо-востоке. Африки. Основной частью его являлась долина Нила, от первых порогов до Средиземного моря, но оно включало также Аравийское нагорье на востоке и часть Ливийского плоскогорья на западе.
Сами египтяне называли свою страну «Черная земля», подчеркивая этим плодородие ее почвы в противоположность «Красной земле», т. е. пустыне. Что касается наименования «Египет», то оно было дано этой стране греками и представляло из себя искаженное поэтическое обозначение древней столицы — Мемфиса — Хэкау-Птах, т. е. «Крепость духа (бога) Птаха».
Население. Плодородная почва нильской долины давала урожая не меньше, чем в Двуречье. Но чтобы Египет превратился в житницу древнего мира, потребовался труд многих поколений земледельческого народа. Древние египтяне были единым народом, говорившим на одном языке, относящемся к семито-хамитской ветви.
По внешнему виду они отличались стройными пропорциями и смуглым цветом кожи. Растительность на лицах египтян была развита очень слабо. Длинные бородки египетских царей оказываются при ближайшем рассмотрении искусственными. Все египтяне и египтянки сплошь изображались черноволосыми и черноглазыми.
К основному этническому массиву Египта примешивались чужеземные народы. С юга переселялись кушиты, или нубийцы. Они были родственны египтянам, но частично перемешались с неграми и восприняли их антропологические черты. В единичных случаях попадали в Египет и представители карликовых племен Центральной Африки.
С запада в Египет проникли ливийцы, отличающиеся светлой кожей и голубыми глазами. С северо-востока не раз вторгались в долину Нила азиатские народы.
Однако все эти переселенцы быстро ассимилировались с коренными египтянами, воспринимали их язык и обычаи и не оказывали существенного влияния на их антропологический тип.
Значительную роль в хозяйстве его обитателей играло рыболовство и охота на речных животных. Однако прочная оседлость, не вызывающая никаких сомнений, дала возможность интенсивно заниматься мотыжным земледелием. Развивалось также скотоводство. Каменные орудия достигли большого совершенства.
Первые медные изделия были обнаружены уже в последующий период в Верхнем Египте. Здешние обитатели переходили от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству.
На последующей стадии, которую делят на первый и второй додинастические, медные орудия становятся все более и более частыми. Однако все еще преобладают каменные орудия, которые достигают большого технического совершенства. Потоки, пересекающие соседние степи, становятся все более и более маловодными и превращаются в периодически пересыхающие русла. Это вызвало переход к более систематическому освоению долины Нила и первым попыткам искусственного орошения.
Значительные достижения наблюдаются а сфере ремесленной деятельности. Из ремесленных изделий особенно следует отметить высокохудожественную расписную керамику и изумительные каменные сосуды.
О связях с другими странами свидетельствует появление в долине Нила обсидиана, лазурита, доставлявшегося с далекого Памира через посредство целого ряда промежуточных стран, черного дерева и целого ряда других видов чужеземного сырья. Значительный прогресс наблюдается в средствах сообщения.
О значительном развитии речного транспорта, который был в Египте основным способом передвижения, свидетельствуют изображения на глиняных сосудах.
13. Архитектура и изобразительное искусство Древнего Египта.
Культура Древнего Египта, яркая и неповторимая, отразилась в искусстве, которое оставило глубокий след в истории. Египтяне первыми в мире освоили технику монументального строительства. Первыми архитектурными сооружениями были гробницы (мастабы) и храмы. Особенно поражают своими размерами пирамиды, символизировавшие могущество фараонов.
Художники, как правило, изображали фараонов и знатных вельмож. Яркими красками разрисовывали стены дворцов фараонов, имений вельмож, погребальных помещений. Значительного успеха достигли художники в искусстве портрета, в том числе скульптурного. Египтяне верили, что душа живёт лишь до тех пор, пока ей будет куда возвратиться, поэтому её пристанищем считали статуи и скульптурные портреты.
Стены храмов и гробниц богато украшены росписями: птицы в камыше, охота хищных зверей, а еще — сбор урожая на полях, работающие ремесленники, танцующие девушки, сборщики налогов и музыканты. Фараонов всегда изображали выше всех окружавших. Так подчёркивалось их величие и могущество.
На развитие древнеегипетского искусства в значительной степени повлияли верования людей. Египтяне верили в загробную жизнь, поэтому все их шедевры были предназначены для царства мертвых и редко становились достоянием живых.
14. Египет в эпоху Древнего царства. Эпоха пирамид.
Период Древнего Царства - эпоха пирамид, когда столицей Египта становится Мемфис. Ещё одно из названий этого города (Хет-ка-Птах—Усадьба двойника Птаха) в греческом произношении звучало как Айгюптос, что и дало современное название страны — Египет. Во главе сложившегося единого египетского государства стоял правящий царь, которого в литературе чаще всего называют фараоном (этот термин пришел из греческого языка).
В период правления III—VI династий начинается строительство пирамид. Первой считается пирамида фараона Джосера в Саккаре (около 2620 г. до н. э.), построенная архитектором Имхотепом. Внедрение папируса в качестве письменного материала помогло египтянам сохранять разнообразные научные сведения. Установились прочные торговые связи с Ливаном и Сирией. С VI династии (2290 г. до н. э.) начинается постепенный закат государства, закончившийся периодом бедствий и внутренних конфликтов. Чиновники, управлявшие областями (номархи) стали бесконтрольно править провинциями и по примеру фараонов принялись возводить величественные гробницы. С другой стороны, при царе Меренре (2255—2246 гг. до н. э.) впервые не было возведено пирамиды фараона.
После самого длительного в истории правления — фараона Пепи II (2246—2152 гг. до н. э.), во время правления VII—VIII династий, происходит распад государства, который сопровождался гражданскими войнами. В последующую эпоху (IX—Х династий) Египтом правят две параллельные династии. Номархи (правители) Фив, объединив под своей властью другие номы Нижнего Египта, отказываются подчиняться фараонам, столица которых находилась в южном Египте (время правления IX династии) и впоследствии также провозглашают себя царями. Таким образом, Верхним Египтом с центром в Фивах управляет впоследствии победившая XI династия, а Нижним Египтом со столицей в Гераклеополисе — IX—Х династии. Этот период называют Первым междувластием. Обстановка в Египте изменилась в период Среднего царства (2040—1650 гг. до н. э., XI—XIV династии).
15. Особенности внутренней и внешней политики египетских фараонов в эпоху Среднего царства.
Усиление Фив привело к выходу на передний план XI, фиванской династии, на сей раз крепко взявшей власть в стране и восстановившей централизованную администрацию. Большинство фараонов этой династии носило имя Ментухотеп. Но еще больше усилилась власть центра при фараонах ХII династии, Аменемхетах и Сенусертах, правивших на протяжении большей части периода Среднего царства. Именно с правлением этой династии принято связывать расцвет Среднего царства, продолжавшийся до начала XVIII в. до н. э. за эти два с лишним столетия на престоле сменилось всего восемь фараонов, последовательно носивших имена Аменемхетов и Сенусертов. Восьмой была фараон-женщина Нефрусебек. В силу присущих периоду Среднего царства особенностей естественным кажется то, что династическое правление завершается пребыванием на престоле женщины. Подобное явление вообще служит признаком правящего семейства, а для государства, вся система которого построена на расчёте на постоянный приток военной добычи извне, оно губительно вдвойне.
Внутренняя политика фараонов Среднего царства вначале осуществлялась под знаком ожесточенной борьбы власти центра с сепаратистскими тенденциями на местах. При XII династии резко возросла роль южных номархов, постепенно начинавших претендовать на столь же независимое положение, какое традиционно занимали правители северных областей долины Нила. Чтобы удерживать в повиновении и тех и других, была возведена мощная крепость «Иттауи», что в переводе означает «овладевшая обеими землями», и именно сюда Аменемхет I переносит престол. Крепость стала родовой столицей XII династии.
Борьба была долгой. Региональные правители-номархи за два века переходного периода укрепились в своих номах и чувствовали себя там полными хозяевами. Они имели своих чиновников и воинов, нередко вели собственное летосчисление и успешно осуществляли наследственную передачу власти – в ряде случаев брак наследников разных номархов вел к слиянию двух номов, т.е. к усилению власти правящего дома. Как свидетельствуют пышные и богатые гробницы номархов, эта региональная знать процветала вплоть до правления Сенусерта III, который считается фараоном, добившимся наивысшей степени централизации, сравнимой с той, какой обладали властители Древнего царства.
В годы правления двенадцатой династии и особенно Сенусерта III на передний план заметно выдвинулось служилое чиновничество, заместившее собой наследственную вельможную знать и даже несколько оттеснившее влиятельное жречество. Большую силу при дворе стала играть и армия. Солдаты и их начальники за свою службу получали должностные наделы и щедрые награды. Все это способствовало укреплению власти центра, созданию эффективной администрации.
В целом ХII династии (1963 – 1789гг. до н. э.) удалось стабилизировать положение в стране и превратить Египет в сильное государство, располагавшее мощным военно-экономическим потенциалом.
В период Среднего царства снаряжались походы в Нубию, Ливию и пограничные азиатские области, велась борьба за подчинение местных правителей-номархов.
Важным для Египта было направление завоевательной политики в Восточное Средиземноморье, откуда египтяне получали серебро, олово, строительный лес, ценное кедровое дерево. В этом регионе власть египетских фараонов распространялась не только на Синайский полуостров, ставший египетской провинцией, но и на южную часть Палестины, а также на некоторые города Финикии, в частности Библ. В целом при ХII династии Египет превратился в крупную державу на Ближнем Востоке.
Восстание бедняков и рабов. При следующей, XIII, династии вновь начинается развал и междоусобные войны. Обширные строительные работы прекращаются. Десятки царей сменяют друг друга на троне. Некоторые из них правят по году или даже по нескольку месяцев, и часто мы знаем только их имена, ибо они ничего примечательно не успели совершить.
О глубине социальных конфликтов, потрясавших страну, сообщает нам памятник художественной литературы – «Речение Ипусера». С нескрываемой скорбью повествует Ипусер о бедствиях страны. Бедняки и рабы, по его словам, поднялись против знати и богачей. Безродные люди уже не отличаются от знатных. Происходит полный передел имущества.
С ужасом говорит Ипусер о разгроме государственного аппарата. Повстанцы врываются в судебные палаты и архивы. Хранящиеся там документы, в том числе податные списки уничтожаются, подвергается штурму царский дворец.
Поскольку официальные документы умалчивают об этих событиях, приходится пользоваться поэтическими речами Ипусера, хотя они лишены последовательности изложения, свойственной летописи.
Вторжение гиксосов. По не которым намекам видно, что за народным восстанием последовало вторжение в Египет азиатов. По всей вероятности, имеется в виду происшедшее около 1700 г. до н. э. нашествие гиксосов, пришедших из Сирии и Палестины и без особого труда покоривших Египет. Завоеватели использовали развал военно-административного аппарата в результате происходившего в Египте восстания. Они имели преимущество в военной технике.
Однако гиксосы представляли из себя разноплеменную орду. К тому же они были весьма малочисленны по сравнению с покоренным египетским населением и быстро восприняли язык и культуру побежденных. Их цари усвоили титулатуру египетских фараонов и приняли, за редким исключением, египетские имена.
При этом и египтяне многое заимствовали у азиатских завоевателей, в первую очередь колесный транспорт.
Сами гиксосы поселились сплошной массой в восточной части Дельты, где они основали свою столицу – Аварис, откуда могли удерживать свои азиатские владения и Египет. Остальная часть Египта была обложена данью.
16. Внешняя политика фараонов Нового царства.
Яхмос I вторгся в Палестину и овладел крепостью Шарухен. Но это было только начало. Тутмос I дошел в своем победоносном походе до реки Евфрат, а на юге – до третьих нильских порогов.
После его смерти (1525 г. до н. э.) наступил временный спад в агрессивной внешне политике. Сын Тутмоса I Тутмос II процарствовал всего несколько месяцев, а в малолетстве его сына - Тутмоса III всю власть захватила мачеха последнего, по имени Хатшепсут.
Она опиралась в своем правлении на жречество фиванского бога Амона, которое не ладило с военной знатью и предпочитало мирную политику. По-видимому, завоевательная политика предшественников Хатшепсут сильно истощила страну и советники царицы вынуждены были считаться с народными недовольствами.
Вместо военных походов правительница снарядила морскую экспедицию в страну Пунт, и корабли ее вернулись нагруженные золотом, слоновой костью, душистой мирровой смолой и живыми мирровыми деревьями, посаженными в кадки, а также обезьянами и собаками.
После смерти Хатшепсут (1503 г. до н.э.) Тутмос III став единственным владыкой, круто изменил внешнюю политику и приступил к активным завоеваниям. Он направился во главе своей армии в Азию, где политическое господство Египта было подорвано при его мачехе и соправительнице. Многочисленные царьки Сирии и Палестины объединили свои разрозненные отряды и ожидали фараона-завоевателя у могучей крепости Мегиддо, лежащей посреди плодородной долины.Лишь после полугодовалой осады крепость Мегиддо была захвачена египтянами.
В дальнейших походах Тутмос III овладел финикийским побережьем, Сирией с главным центром городом Кадешем и, перейдя Евфрат, опустошил могущественную страну Митанни.
Блестящие военные успехи Тутмоса III в Азии свидетельствуют о превосходстве военной организации и военной техники Египта. К тому же фараон-завоеватель использовал политическую раздробленность, царившую в Передней Азии в отличие от централизованного Египта.
Завоевания Тутмоса III не ограничились азиатскими землями, но распределились на юг, где египтянам покорилась большая часть Куша (нильской Эфиопии).
Степень зависимости покоренных стран была различной. В Эфиопии сидели царские наместники со своим административным аппаратом. В Палестине и Сирии остались десятки местных царьков, которые в своих письмах фараону подобострастно заявляют о своей преданности. Нередко дети таких царьков отправлялись в Египет в качестве заложников. Что касается царей более обширные государств (Митанни, Ассирии, Вавилонии и Хеттского царства), то они сохраняли независимость и называли себя «братьями» египетского царя. Это не мешало фараону рассматривать присылаемые ими дары как дань, хотя о реальном подчинении не могло идти и речи.
После целого ряда завоевательных войн наступил мирный период. Во время долгого царствования Аменхотепа III (1455-1424 гг. до н. э.) военные действия почти прекращаются. Зато оживляются дипломатические и торговые связи Египта. Переписка с зависимыми правителями и независимыми царями азиатских стран ведется клинописью и почти всегда на аккадском языке, считавшемся в то время международным.
К концу царствования Аменхотепа III влияние Египта ослабевает. Зависимые царьки Сирии и Палестины ведут между собой войны, не считаясь с приказами фараона, и многие из них вступают в соглашение с хеттским царем, оспаривающим у Египта его азиатские владения.
С юго-востока, с Сирийской степи, вторгаются воинственные кочевые племена хабиру (предки евреев), опустошающих египетские владения. Положение становится особенно острым при сыне и преемнике Аменхотепа III, Аменхотепа IV (1424-1400 гг. до н. э.), который мало обращал внимание на азиатские владения Египта, ибо был отвлечен внутренними делами. При нем произошел конфликт внутри господствующего класса рабовладельцев. Сам фараон, опираясь на неродовитых служилых людей пытался подавить старую знать, связанную с храмами главного бога Амона, покровителя Фив.
17. Древнеегипетская письменность и литература.
Литература. От древних египтян дошло до нас большое количество произведений художественной литературы, восходящих к чисто народным сказкам и былям.
Особенно популярна была повесть о Синухете. Это был вельможа, бежавший из Египта во время смуты из-за престолонаследия. Он попал в Синайскую пустыню, где едва не умер от голода и жажды. Его спасли бедуины. Он пошел дальше, в Палестину, где подружился с вождем одного из племен и женился на его дочери. Победив в поединке одного туземного богатыря, Синухет забрал себе все его имущество. Хотя он разбогател, его стала мучить тоска по родине. Он выпросил у фараона прощение за свое дезертирство и вернулся в Египет. В повести ярко противопоставлены культурная жизнь при египетском дворе и примитивный быт азиатов. Однако антипатии к чужеземцам нет. Беглого египтянина они встречают гостеприимно и проявляют к нему великодушие.
Другое повествование носит чисто сказочный характер. Один египетский чиновник, отправившись в морское плавание, чуть не погиб во время бури. Потеряв корабль, и всех своих спутников, он добирается на обломке потонувшего корабля до острова, где обитает добрый змей, у которого путник гости, пока фараон не присылает за ним своих моряков.
Следует отметить также «Повесть о красноречивом поселянине», «Сказку об обреченном царевиче», «Сказку о правде и кривде» и т. д
Сохранилось немало всевозможных народных песен, распевавшихся египетскими молотильщиками, рыбаками, носильщиками и т. д., а также любовных стихотворений, в которых юноша и девушка наивно выражают свою взаимную привязанность.
Совершенно иной характер носит трескучая и напыщенная придворная поэзия, прославляющая невероятные подвиги царей.
Образцом философского произведения, ставящего вопрос о смысле жизни и ее цели, является «Разговор разочарованного с душой». Один из участников диалога жалуется на жестокость и коварство людей и хочет уйти в загробный мир искать там справедливость.
Другой собеседник высказывает скептические взгляды. Никто не вернулся с того света, никто не знает, лучше ли там, чем на земле. Лучше искать счастья в земной жизни. Однако разочарованный не хочет слушать утешений. В конце концов ему удается убедить свою скептическую душу в преимуществах потустороннего мира перед земной жизнью.
Письменность возникла в конце 4 тыс. до н.э., а возможно уже в герзейский период. Ее раннее рождение связано с хозяйственными нуждами и государственным делопроизводством, с насущной потребностью в учете всех материальных ресурсов общества. Она окончательно сложилась ко времени Среднего царства. Исходной ее формой было рисуночное письмо (пиктография), которое затем трансформировалось в иероглифическое, что стало результатом упрощения рисуночных знаков и утраты их прямой связи с изображаемым. Иероглифическое письмо («священная резьба») включало в себя словесные знаки (идеограммы), указывающие на предметы или понятия; фонетические знаки, передающие слоги, сочетания звуков (обычно двух или трех), причем исключительно согласных, или (гораздо реже) отдельные звуки; стилизованные рисунки, поясняющими смысл слов и понятий (детерминативы).
Иероглифические изображения охватывали весь живой и предметный мир древних египтян. Иероглифическая письменность была расшифрована в 1822 французским египтологом Ж.-Ф. Шампольоном (1790–1832)..
Иероглифы читались справа налево. Их наносили на каменную поверхность, на деревянные доски и иногда на кожанные свитки, а также с начала II тыс. до н.э. на папирус. Папирус изготавливали из одноименного волокнистого растения нильских заводей, стебли которого разрезали вдоль, укладывали рядами край к краю, поперек первого слоя стелили второй и спрессовывали их; слои склеивались соком самого растения. Папирус был очень дорог; его использовали экономно, часто старую надпись стирали и поверх нее наносили новую (палимпсест). На нем писали палочкой из стебля каламуса с расщепленным концом; чернила были органического происхождения; основной текст наносился черной краской, а начало строки и иногда фразы – красной.слова не отделялись друг от друга.
Египтяне были страстными любителями письменности. Они покрывали иероглифами внутренние и внешние стены гробниц и храмов, обелиски, стелы, статуи, изображения богов, саркофаги, сосуды и даже письменные приборы и посохи. Ремесло писцов высоко ценилось; для их подготовки существовали специальные школы.
Трудоемкое иероглифическое письмо уже в эпоху Древнего царства не могло удовлетворить растущие хозяйственные и культурные запросы общества. Это способствовало упрощению знаков и появлению схематичных иероглифов. Возник новый тип письма – иероглифическая скоропись, которая получила название иератической, хотя ею писали не только священные, но и большинство светских текстов. В период Среднего царства классическое иероглифическое письмо использовалось лишь для надписей на камне, тогда как иератическое монополизировало папирусы. Процесс дальнейшего сокращения и упрощения знаков привел в 8 в. до н.э. к рождению, на основе деловой скорописи, демотической письменности, предназначенной для повседневного употребления: несколько знаков сливаются в один; они окончательно утрачивают рисуночный характер; появляется более двадцати простых знаков, обозначающих отдельные согласные звуки, – зародыш алфавита; тем не менее иероглифы остаются важной составляющей демотического письма. Фараоны XVI династии сделали попытку возродить старую иероглифическую письменность. Однако с упадком древнеегипетского религиозного культа и исчезновением жреческой касты она к началу нашей эры была забыта. Во 2–3 вв. н.э. в Египте сформировалась алфавитный тип письменности – коптская. Коптский алфавит состоял из двадцати четырех букв классического греческого алфавита и семи букв демотического письма.
18. Религия древних египтян. Религиозная реформа Аменхетепа IV (Эхнатона).
Религия древнего Египта в фантастической форме отражала специфику природных условий долины Нила, особенности социально-экономического и политического развития древнеегипетского общества. Египетская религия прошла длительный путь развития и ко времени Нового царства превратилась в законченную религиозную систему. Географическая изоляция Египта способствовала самостоятельности религиозного развития, слабости влияния других религиозных систем.
Египтяне поклонялись многочисленным божествам. Боги делились на местные божества, почитаемые в каждом номе и каждом крупном селении, и боги общеегипетские, почитаемые во всей стране. Постепенное изживание следов тотемизма привело к трансформации образов богов. Они стали изображаться в виде человека с головой сокола, с головой барана, с головой коровы. Символом бога Ра был высокий, слегка сужающийся кверху каменный столб — обелиск, верхушка которого покрывалась медью. Одним из самых популярных олицетворений-символов бога Хора был солнечный диск с распростертыми крыльями сокола, а также око Хора — божественный глаз как один из символов солнца. Обилие богов, переплетение их функций заставило жрецов упорядочить пантеон и установить определенные отношения между богами. Одной из наиболее разработанных систем взаимоотношений богов и их роли в сотворении мира была система, созданная гелиопольскими жрецами. Согласно этим представлениям, сначала существовал бог Нун — первобытный водный-хаос. Из него появился бог Атум, который понимался в образе некоего холма, выступающего из водного хаоса, своего рода первичной тверди. Бог Атум-Ра создает из себя первую пару богов — Шу (воздух) и его жену Тефнут (влажность). От них рождаются бог земли Геб и богиня неба Нут, которые в свою очередь порождают Осириса и Иси-ду, Сета и Нефтиду. Эти древнейшие божества объединяются в семью важнейших и изначальных богов — божественную девятку, так называемую Эннеаду, от которой и происходят все другие египетские боги и люди. Египетские жрецы кроме выделения девятки богов объединяли другие божества в семьи, как правило, состоящие из бога-отца, богини-матери и бога-сына. Несмотря на все усилия упорядочить и привести в стройную систему многочисленных богов, до конца этого сделать не удалось: единства в понимании происхождения мира, в согласовании функций разных богов, их природы не было до конца существования Древнего Египта. Особую роль играл культ царствующего фараона. Согласно учению жрецов фараон считался воплощением божества в человеческом облике, богочеловеком, т. е. он имел двойную природу — человеческую и божественную. Его рождение было результатом священного брака бога-отца, например Ра, Амона-Ра и земной матери фараона. На земле фараон-бог правил как воплощение Хора, но после смерти фараон становился лишь богом и отождествлялся с Осирисом как владыкой подземного мира. Как и всякое божество, фараон, как царствующий, так и умерший, имел свой культ: храмы, штат жрецов, жертвоприношения и др. Символическим олицетворением божественной природы фараона был сфинкс, изображавшийся в виде спокойно лежащего могучего льва с головой человека, которому придавали портретное сходство с фараоном. Обожествление фараона, с одной стороны, отражало огромную власть монарха как неограниченного главы египетского государства, с другой стороны, освящало и укрепляло эту власть в интересах господствующего класса.
Религиозная реформа Эхнатона. Начинают возникать идеи единого Божества,"творца и создателя мира и людей. Эти идеи зарождались из синкретизма. Наиболее полно концепция единого божества, создателя "мира и человека, была сформулирована при Эхнатоне. По его повелению единым и неделимым творцом мира был объявлен Атон, изображавшийся в виде солнечного диска, от которого расходятся лучи-руки, дарующие людям свет и жизнь. Культы других богов если не уничтожались, то рассматривались как проявления единого божества.Атон не имел ни супруги, ни детей, ни каких-либо божественных родственников, не имел он в отличие от всех египетских богов ни человеческого, ни животного образа, не воплощался в статуях. Это было в принципе абстрактное божество, олицетворяемое в солнечном диске. Главное то, что в религиозной реформе Эхнатона Атон рассматривался как единое божество, другие боги потеряли «законное» право на существование рядом с ним. По приказу Эхнатона имена других богов, особенно Амона-Ра, уничтожались, жертвы им не приносились. Такая политика Эхнатона, видимо, была первым в истории Древнего Египта проявлением религиозной нетерпимости по отношению к культам, отличным от официального. Однако концепция единого божества не была принята в Египте, и после смерти Эхнатона религия Атона была отменена. Важность этой реформы для развития египетской религии проявилась в том, что идея монотеизма оказалась сформулированной в египетской религиозной мысли.
19. Источники и историография по истории Древнего Египта.
Далекое прошлое Египта стало доступно для систематического и углубленного изучения только в ХIХ столетии.
До этого приходилось пользоваться отрывочными библейскими данными и произведениями греческих и латинских авторов, не имевших возможности использовать письменные документы Египта и излагавших устную традицию чужого народа.
Интересовались Египтом многие античные писатели, но все они, подобно Геродоту и Плутарху, основывались на устных беседах с египтянами и если даже видели египетские надписи, то не могли прочитать их.
Историкам нового времени приходилось поневоле пользоваться источниками подобного рода. Правда, в Египте на поверхности земли сохранялись многие памятники (пирамиды, храмы, обелиски, колоссы), нередко покрытые письменами, но попытки прочесть и понять их в течение долгого времени оставались безрезультатными. Только в 1822 г. французский ученый Ф. Шампольон нашел ключ к чтению египетских иероглифов.
Точкой опоры для него послужила двуязычная надпись на Розеттском камне, найденном во время похода генерала Бонапарта в Египет в 1799 г. В этой надписи упоминается царь македонского происхождения по имени Птолемей, который издавал декреты для своих подданных на двух языках.
Имя самого Птолемея было обведено узорчатым овалом, и его можно было разложить по буквам. Это был только первый шаг. Другие слова надписи писались согласными буквами вперемежку со слоговыми знаками и логограммами.
Ф. Шампольону удалось определить целый ряд знаков. Его ученики и продолжатели завершили его работу. Сперва дело ограничилось разбором надписей, вырезанных на камне, затем перешли к текстам, написанным черными и красными чернилами на листах папируса.
Большинство этих текстов писалось скорописью и более поздней демотикой; последняя уже напоминала современную стенографию.
Как уже говорилось, в Египте многие памятники сохранились на поверхности земли.
Однако большинство памятников оказались занесенными песком, и для открытия их потребовались раскопки.
Были вскрыты целые города, а также скальные гробницы. Дело в том, что с середины II тысячелетия до н. э. египетских фараонов хоронили уже не в пирамидах, находившихся на виду и легко подвергавшихся ограблению, а в засекреченных, подземных гробницах, высеченных в скалах. Впрочем, и эти подземные склепы оказались в большинстве ограбленными. Уцелел только один из них. Это известная гробница Тутанхамона, обнаруженная в долине царей английским археологом Г. Картером в 1922 г. В одной из четырех камер этого склепа находилась мумия самого царя — болезненного девятнадцатилетнего юноши, положенного в золотой саркофаг изумительной ювелирной работы, а тот, в свою очередь, последовательно вставлен в семь других гробов. Рядом положены бесчисленные дорогие изделия. Из-за отсутствия доступа воздуха прекрасно сохранились даже венки и букеты из васильков и лотосов, пролежавшие в склепе 3300 лет. Сейчас все эти ценности хранятся в музее Каира.
В последнее время в археологические изыскания в ОАР включились местные исследователи, интересующиеся далеким прошлым своей родины. В 1954 г. М. З. Гонейм откопал пирамиду, в которой был погребен малоизвестный фараон III династии (XXVIII в. до н. э.) Сехемхет.
Саркофаг этого фараона, вырезанный из полупрозрачного золотистого алебастра, оказался, к сожалению, пустым, хотя никаких следов его ограбления не было обнаружено. Очевидно, мумию фараона предпочли спрятать в более укромном месте.
Ряд удачных археологических изысканий в районе Асуанской плотины произвели советские исследователи во главе с Б. Пиотровским. Правительством ОАР был принят ряд мер для сохранения ценных памятников в районе затопления на юг от Асуана. Те из них, которые невозможно было перенести в безопасное место, были снабжены покрытиями, предохраняющими их от действия воды.
20. Природные условия, источники, историография истории Древнего Китая.
Природные условия. Китайское государство возникло первоначально в бассейне Хуанхэ и лишь постепенно распространилось до своих современных пределов.
Хуанхэ упоминается в китайской литературе как «река, надрывающая сердца». Она часто меняла русло, прорывая рыхлую почву берегов, и затопляла целые местности. Только упорный труд человека в состоянии был ее обуздать и обезопасить плодородную долину от наводнений путем сооружения плотин. Почва северного Китая отличается большим плодородием.
В древнем Китае имелись значительные лесные массивы. Дикая флора и фауна, судя по описаниям древнекитайских авторов, подтверждаемым археологическими раскопками, была богата и разнообразна. Во многих местностях, ныне густонаселенных, водились олени, кабаны, медведи и такие страшные хищники, как тигры. Большое значение для развития экономики Китая имело обилие руд и других полезных ископаемых в его горах.
Источники. Изучение древнего Китая сильно облегчается тем обстоятельством, что письменность этой страны, возникшая во II тысячелетии до н. э., никогда не забывалась и, хотя испытала различные изменения и подверглась неоднократным реформам, сохранила свои основные черты и, передаваясь из поколения в поколение, дошла до наших дней. Многие китайские иероглифы на протяжении веков и тысячелетий изменили двое начертание и значение, но определенная генетическая связь между древней и современной письменностью Китая сохранилась, так же как и современный китайский язык по своей лексике и грамматике восходит к древнекитайскому языку.
Некоторые тексты древнего Китая дошли до нашего времени в подлинном виде. Правда, они по своим размерам невелики. Это в первую очередь надписи на костяных пластинках, по содержанию своему являющиеся запросами к оракулу. Они относятся ко II тысячелетию до н. э. (время Шан-Инь). К более позднему времени относятся короткие дарственные записи на бронзовых сосудах (конец II и начало I тысячелетия до н. э. — эпоха Чжоу). Тексты более значительного объема писались на хрупком материале, например на деревянных пластинках или на шелковой материи.
В I в. н. э. в Китае была изобретена бумага, и многие древние записи на самых разнообразных материалах были расширены, заново отредактированы и перенесены на бумажные, листы.
произведение «Чун Цю» («Весна и осень»), представлявшее из себя хронику одной из областей Китая (царства Лу). Автором ее был, по преданию, известный китайский философ Конфуций (VI в. до н. э.).
Во II в. до н. э. был составлен капитальный исторический труд, автором которого является государственный сановник Сыма Цянь.
Для последующего времени особенно важным источником служит «История Первой династии Хань», составленная в I в. н. э. целой семьей летописцев: Бань Бяо, его сыном Бань Гу и дочерью Бань Чжао.
Коллективное произведение этого семейства содержит не только политическую, но и социальную историю. В нем описаны мощные народные движения, потрясшие Китай на рубеже I в. до н. э. и I в. н. э. Особенно показательно то, что обращается внимание на восстания рабов.
Историография. В Европе древний Китай был долгое время почти неизвестен. Античная традиция сохранила минимальное количество сведений о нем. Отец истории Геродот совершенно ничего не знает о странах, расположенных восточнее долины Инда. Более поздние античные авторы, писавшие после походов Александра Македонского, сообщают смутные и отрывочные данные о стране, откуда эллинистические державы и Рим получали шелк.
В средние века представления о Китае ограничивались сообщениями путешественников, которыее не имели цели особенно углубляться в прошлое этой страны.
Только начиная с XVI в. н. э. европейские миссионеры и купцы начинают проявлять больше интереса к настоящему и прошлому Восточной Азии. В 1585 г. появляется «История великого китайского народа», написанная португальцем Мендозой.
В XIX в. французский китаист Э. Шаванн берется за перевод «Исторических записок» Сыма Цяня.
Из русских путешественников, сыгравших выдающуюся роль в изучении истории Китая, особенно следует отметить Н. Я. Бичурина. Он прожил в Китае 14 лет в качестве начальника пекинской духовной миссии и ознакомился с огромным количеством подлинных китайских документов.
Нужно учитывать, что дворянская и буржуазная синология при всех своих заслугах и достижениях не в состоянии была объяснить ход исторического развития Китая и выяснить его общую закономерность и несомненные местные черты и особенности.
Весьма распространен был взгляд на китайцев как на народ, якобы неподвижный и неспособный к прогрессу. С другой стороны, замечалась и противоположная крайность. Некоторые китайские историки в угоду определенным шовинистическим настроениям преувеличивали историческую роль своей страны.
Большинство советских историков признает рабовладельческий характер древнекитайского общества и прослеживает постепенный переход к феодальному примерно в ту же эпоху, что и на западе.
Основные периоды в истории древнего Китая носят традиционные названия: Шан (Инь), Чжоу, Цинь и Хань. Все еще ведутся споры по вопросу о том, в какой из этих периодов началась феодализация Китая.
21. Религиозные учения древних китайцев: даосизм и конфуцианство.
Наиболее известными религиями Катая стали даосизм и конфуцианство.
Зарождение религиозных представлений в Древнем Китае произошло еще в III тысячелетии до н. э. и проявились они в виде различных отраслей мантики (гаданий) и культа предков. Наиболее распространенным видом гаданий было написание вопроса, на который требовалось получить божественный ответ, на пластинке из черепахового панциря и бросание этой пластинки в огонь. После прогорания огня специальный жрец по образовавшимся на пластинке трещинам истолковывал, какой ответ дало божество.
Конфуций и конфуцианство
Конфуций (551-479гг. до Н.Э.) родился и жил в эпоху больших социальных и политических потрясений, когда Китай находился в состоянии тяжёлого внутреннего кризиса. Выступив с критикой своего века и высоко ставя века минувшие, Конфуций на основе этого противопоставления создал свой идеал совершенного человека - цзюнь-цзы. Высокоморальный цзюнь-цзы должен был обладать двумя важнейшими в его представлении достоинствами: гуманностью и чувством долга. Истинный цзунь-цзы безразличен к еде, богатству, жизненным удобствам и материальной выгоде.
"Благородный человек" Конфуция - умозрительный социальный идеал, назидательный комплекс добродетелей. Общество должно состоять из двух основных категорий: верхов и низов - тех, кто думает и управляет, и тех, кто трудится и повинуется. Такой социальный порядок Конфуций и второй основоположник конфуцианства - Мэн-цзы считали вечным и неизменным.
Успехам конфуцианства в немалой степени способствовало и то, что это учение базировалось на слегка изменённых древних традициях, на привычных нормах этики и культа.
Не будучи религией в полном смысле слова, конфуцианство стало большим, нежели просто религия. Конфуцианство - это также и политика, и административная система, и верховный регулятор экономических и социальных процессов - основа всего китайского образа жизни. В течение двух с лишним тысяч лет конфуцианство формировало умы и чувства китайцев, влияло на их убеждения, психологию, поведение, мышление, речь.
Даосизм
Даосизм возник в Китае практически одновременно с учением Конфуция в виде самостоятельной философской доктрины. Основателем философии даосов считается древнекитайский философ Лао-цзы. В центре доктрины - учение о великом Дао, всеобщем законе и Абсолюте. Дао господствует везде и во всём, всегда и безгранично. Его никто не создал, но всё происходит от него. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним - в этом смысл, цель и счастье жизни.
22. Китай в эпоху правления Цинь Шихуан-ди.
Цинь Шихуана («Первого императора династии Цинь») - Ин Чжэн
Честолюбивым мечтам Цинь Шихуана не суждено было осуществиться: просуществовав всего лишь 14 лет, созданная им империя пала под ударами народного восстания. И тем не менее полтора десятилетия существования империи Цинь — это целая эпоха в истории Китая. Именно в это время было создано то централизованное деспотическое государство, которое явилось прообразом последующих китайских империй древности и средневековья.
Разгром шести царств и объединение территории страны были лишь первым шагом на пути создания единого государства. Не менее важными были в этом отношении мероприятия Цинь Шихуана, направленные на ликвидацию последствий политической и экономической раздробленности.
Территория страны была поделена на 36 крупных административных округов. Границы их были проведены таким образом, что они не совпадали с естественно-географическими рубежами и границами прежних царств. Каждый округ состоял из уездов, которые, в свою очередь, делились на волости, включавшие несколько общин.
Во главе округов стояли начальники, назначаемые непосредственно императором. При начальнике округа существовали окружные управления, куда входили чиновники, подчиненные центральным ведомствам. Вторым лицом в округе был командующий войсками, расквартированными на территории округа. Начальник округа назначал начальников уездов и их заместителей.
Административная власть в низовых единицах территориального деления страны принадлежала выборным старейшинам.
Полновластным наследным правителем страны был император.
Помощниками императора были два его советника, которые должны были непосредственно отвечать за проведение в жизнь всех императорских указов. Советникам подчинялись центральные ведомства.
Военное ведомство возглавлялось командующим всеми армиями империи. Ему подчинялись начальники окружных военных ведомств. Имелись также судебные и финансовые ведомства. Характерно, что в центральном аппарате государственной власти специальное ведомство обслуживало личные нужды императора и его семьи.
Чиновники особого ведомства ведали хранением государственного архива, а также осуществляли инспектирование округов.
Благодаря этому император мог следить за тем, насколько добросовестно выполняют свои обязанности представители местных органов власти.
Одновременно с реформой государственного устройства Цинь Шихуан осуществил некоторые другие мероприятия по укреплению империи. К их числу относится введение единого законодательства.
В первые же годы своего правления Цинь Шихуан осуществил унификацию монеты, мер и весов, а также письменности. Введение единой системы мер и весов было необходимо для установления налогового обложения населения. Этой же цели служила и денежная реформа Цинь Шихуана, в результате которой из обращения были изъяты все монеты нециньских образцов. Эти мероприятия Цинь Шихуана окончательно сломали преграды, препятствовавшие налаживанию постоянных экономических связей между отдельными районами страны.
Внешняя политика Цинь Шихуана. В конце V— начале IV в. до н. э. в лесостепной зоне на территории современной Внутренней Монголии консолидируются племена кочевников, которых древние китайцы называли сюнну.
Завершив внутренние реформы, Цинь Шихуак начинает военные действия против сюнну. В 215 г. до н. э. 300-тысячная армия нападает на сюнну и одерживает важную победу. Через год циньской армии удается закрепиться на северном берегу Хуанхэ. Результатом походов было восстановление прежней границы вдоль старой стены, построенной царством Чжао. После этого Цинь Шихуан принимает решение строить Великую стену, чтобы обезопасить границы империи от нападения кочевников. Он переселяет на присоединенные территории жителей внутренних районов страны. Вдоль Великой стены было создано в общей сложности 44 новых уезда. Много лет спустя, путешествуя по этим местам, Сыма Цянь побывал на Великой стене. Его поразили масштабы работ, осуществленных руками подневольного люда: «Срывали горы, засыпали ущелья, прокладывали прямой тракт. Как дешево ценили они труд простого народа'» В памяти народа строительство Великой стены осталось как воспоминание о страшной трагедии.
После успешного завершения операций против сюнну император решает начать завоевательный поход против племени юэ, населявших юго-восточные приморские районы. Война, начатая в 214 г. до н. э., потребовала колоссального напряжения сил и ресурсов империи. Начало кампании принесло поражение циньским войскам. Диньские солдаты плохо ориентировались в тропическом лесу, страдали от лихорадки, местные жители непрерывно на них нападали, так что «в течение трех лет войны циньские воины не снимали доспехов и не ослабляли тетиву арбалетов».
Цинь Шихуану п