Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философия древнекитайского общества, ее школы и представители.

Основные культурные источники: книга обрядов, книга истории, книга песен, книга стихов, книга перемен. Начиная с 8-7 в. до н.э. в Китае получили развитие философ. высказывания о материальном мире, в которых утверждали, что мир вечен и представ. собой единое целое и состоит из 5 элементов: земля, вода, огонь, дерево, металл. В 7 в. до н.э. делается попытка обоснования материального единства мира и высказывались сообщения о том, что первоосновой всех вещей, является материя. В 6 в. до н.э. сформировались такие школы: школа инь-янь, школа закона, школа моизма. Моизы ставили исследование сущности бытия пространства, времени, причины в мире, любовь. 1) Школа имён разрабатывала ученья о исправлении имён. Смысл-каждое имя должно соответствовать сущности вещи. 2) Школа даосизма – основатель Дао-Дзи. Центральными вопросами этого ученья был вопрос о дао – (путь или закон). Дао - путь, который человек проходит от рождения до смерти. Сущность Дао – единство противоположностей.

12. Античная философия: этапы становления и развития.

Античная философия в Греции возникла в городах-государствах на рубеже VII-VIвв. до н.э. сначала на зап. побережье Малой Азии (в Ионии), затем в греч. городах о-ва Сицилии, в Греции - в Афинах (5 в. до н.э) и была связана с возник. и развитием классового, рабовлад. об-ва, которое создало условия для расцвета культуры древнего мира. Античная философия имеет свои временные и пространственные границы. Время ее бытия – с 6 в. до н.э и до 6 в. н.э, когда император Юстиниан закрыл в 529г. н.э последнюю философскую школу-Платоновскую Академию. Пространство ее бытия - Греция и Рим. Этапы:

1) 5-6 в. до н.э (досократический). Проблема полит. жизни гражданина греч. полюса и проблема развития личности. Этот этап носит космоцентрическии характер и сохраняет в начале черты мифологии. Этап постижения космоса, стремления проникнуть через видимое в невидимое, начало различения явления и сущности, бытия и небытия. Тем самым происходит становление философской категориальной системы.

2) Сер. 5 в. до н.э, вкл. 4 в до н.э. В это время творили Сократ, Платон и Аристотель. Период расцвета греческой философской мысли - отличается от первого, развитием категориальных средств постижения бытия и богатством мыслей, появлением в рамках общефилософ. представлений научного знания и логики, которые впоследствии оказали существенное влияние на все сферы человеческой.

3) Конец 4 в. – 2 в. до н.э. Установилась гигимония Македонии и имел место упадок греческих городов-поллюсов. Этап характ.-ся включением элементов восточной культуры, снижением уровня философских школ Платона и Аристотеля. Меняются акценты в понимании предмета философии, сужается в сфере ее интересов, возрастают скептицизм и критицизм в противовес конструктивному мышлению предшественников, появляются эклектические философские течения.

4) 1 в. до н.э. - 5-6 в. н.э. Формируется Римская философия, которая стала считатся хранительницей греческой философии.

13. Философия Др. Греции. Учения: Фалеса, Гераклита, Демокрита, Платона, Аристотеля.

Древнегрече­ская ф-я – совокупность философских учений, развивающихся в древнегреческом рабовла­дельческом обществе с конца 7 в. до н.э. – 6 в. н.э. Философия Аристотеля: АРИСТОТЕЛЬ: ч-к - общественное животное, наде­ленное разумом. Только в обществе он может развиваться, как нравственное существо, этому должно способство­вать и гос-во. Он (А) трактует гос-во, его происхож­дение антропологически. Гос-во - обобще­ние родов, селений ради лучшей жизни. А дает типологию души: Растительная, животная, разумная душа. Этап в развитии античной филосо­фии. После А сущ. рад школ, кот развивали идеи А. Философия Демокрита. (460-370):1-ый энциклопе­дический ум среди греков. Он предла­гает вариант мех. объяснения мира. Мир состоит из атомов и пустоты. Атомы, двигаясь в пустоте, соединяются и образуют тела. Атомы не восприни­маются органами чувств. В фил. говорят о линии Демокрита, как о материалистической линии, и о линии Платона, Как о идеалистической линии. Сократ - древнегреч. ф-ф учение к-рого знаменует поворот от материалистического натурализма к идеализму. Об учении С., к-рый ничего не писал, можно судить лишь на основании свидетельств Платона и Аристотеля. "Познай себя" - гл. тезис. Этика С. рационалистична. По С. дурные по­ступки порождаются только незнанием, и никто не бывает злым по доброй воле. ПЛАТОН – представи­тель объективного идеализма. Сущест­вует два мира: мир вещей и мир идей. Мир вещей – тот мир, с которым человек контактирует посто­янно. Материальные предметы крайне несовер­шенны, они возникают и исчезают. Идея абсо­лютна, неизменна, совершенна. Идея Платона - идеальное государство. Основа – труд рабов. Богатство и бедность презираются, так как ведут к порче людей и социальным. ФАЛЕС Милетский (ок. 624 - ок. 546 до н.э.) - греческий философ и математик из Милета. Представитель ионической натурфилософии и основатель милетской школы. Считался одним из семи мудрецов Греции

Гераклит (544—483 гг.до н. э) — древнегреческий философ-досократик. Согласно его учению, все произошло из огня и пребывает в состоянии постоянного изменения. Огонь — наиболее динамичная, изменчивая из всех стихий.

14.Проблема чел-ка и об-ва в античной философии. Софисты, Сократ.

Спецификой греческой философии, особенно в начальный момент её развития, является стремление понять сущность природы, космоса и мира в целом.

Софисты (учителя мудрости). В центре внимания соф.- чел-к и его познават. способности. 1) Изменичивость - гл. св-во материи, распрост. этот принцип на чел-ка. 2) Все возникает и существует только в отношении к другому, ничто не существует само по себе. 3) Все существующее в космосе приходит в противоположное к себе, не изменяется как попало. Соц.-пол. вопросы: чел-к должен руководстоваться з-ми природы. Закл.: до этого глав. задача - раскрыть суть окр. мира, софисты поверн. ф. мысль с проблемы космоса на проблему чел-ческой жизни, рассм. ее в теор. и практ. аспектах. Далее эта тематика стала предм. особого внимания (Сократ). Сократ - афинским гражд., обладавшим небольшими ср-вами, который проводил свое время в диспутах и учил молодежь философии, но не за деньги, как это делали софисты. В 399 г. до н.э., когда С. было около 70 лет, он был осужден, приговорен к смерти и казнен. На него падало подозрение в сопричастности к аристократической партии, откуда была молодежь. Сократ был благочестив и его влияние на юношество было благотворным. Он был занят вопросом о том, чтобы власть в гос-ве принадлежала компетентным людям. Сократ верил в бессмертие, его не тревожит страх перед вечными муками. Он был поглощен этическими вопросами, а не научными. В своих диалогах он занимался поиском определенных этических терминов. Приобретение знаний имеет самое важное значение. Он утверждал, что ни один человек не грешит сознательно и поэтому необходимо лишь знание, чтобы сделать всех людей добродетельными.

15. Специфика Средневековой западноевропейской филосо­фии.

Возникло феод. общество. Знач. роль играло духовенство. Церковь стала хранительницей письменности и образованности в Европе. В условиях жесткого диктата церкви и гос. власти философия была объявлена служанкой богословия, которая должна была использовать свой рациональный аппарат для подтверждения догматов христиан­ства. Эта философия получила название “схоластики”. Наиболее влият. из отцов церкви - это Августин. Доказывал, что бог явл. высшим бытием, Бог сотворил мир из ничего по своей доброй воле, а не по необходимости. Особое место занимает чел-к, который соединяет прир. мат тела и обладает разумн. душой и своб. воли. Душа нематер, бессмерна. Субъективно чел-к действует свободно, но на самом деле все, что он делает, делает через него Бог. Фома Аквинский обосновывает единство веры и разума, философии и религии. Форма выступает как активное начало, материя - как пассивное. Под реализмом подразумевается учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или уневерсалии, а не единичные пред­меты. Согласно средневековым реалистам, универса­лии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей. Противопо­ложное направление было связано с подчеркива­нием приоритета воли над разумом и носило название номинализма. Согласно номиналистам, общее понятия- только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо единичных вещей и явлений.

16. Учение  А.Августина, Ф.Аквинского. Номинализм и реализм.

А.Августин (354-430 гг.). Был вдохновителем разнообразных идей и течений в области философии, науки, этики, эстетики, истории. По Августину все сущее - есть благо. Зло не субстанция, а недостаток, порок и повреждение формы. Ф.Аквинский (1225-1274 гг). Представитель схоластической философии. Индивидуальность человека - это личностное единство души и тела. Душа обладает животворящей силой человеческого организма. Она нематериальна и самосуща: она - субстанция, обретающая свою полноту лишь в единстве с телом. Телесность имеет сущностную значимость: именно через нее душа может образовывать то, что есть человек. Фома придерживался идеи бессмертия. Реализм - учение, согласно которому подлинной реальностью обладает только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире. Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только лишь поэтому человеческий разум может познать сущность вещей. Противоположное направление было связано с подчёркиванием приоритета воли над разумом и носил название номинализма (от лат. – имя). Согласно номиналистам, общие понятия только имена, они не обладают не каким самостоят. существ. вне и помимо единичной вещи. Т.о., согласно учению номиналистов, универсалии существ. не до, а после вещей.

17. Становление и особенности средневековой мусульманской философии. Основные напр. религиозной философии: калам, исмаилизм, суфизм и др.

Огромное влияние на развитие исламской теологии оказала античная мысль. И все же, арабо-мусульманская философия как часть исламской культуры по сути дела оказалась без этапа древности - за нее эту стадию прошли другие, достижениями которых она успешно воспользовалась и довольно скоро (уже в XI-X вв.) выступила как имеющая свое собственное содержание и немалые успехи в разработке проблематики и обогащения философского видения мира.

Основные направления религиозной философии: Суфизм (9 в.) - характерно сочетание идеал. метафизики с аскетической практикой, учение о постепенном приближении через мистическую любовь к познанию бога и слиянию с ним. Оказал огромное влияние на арабскую и персидскую поэзию. Калам (8-9 в) - адаптировано к суннитскому правоверию ашаритами. В отличие от мусульман они разрабатывали проблемы догматического богословия, опираясь на формально – логические доводы (соотношение божественной сущности и атрибутов, предопределения и свободы воли человека). Исмаилизм - приверженцы мусульманской шиитской секты, возникшей в халифате в 8 веке и назв. По имени Исмаила, который считался законным 7 имамом. Мутазилизм - придерживались идеи свободы воли человека на основе принципа божественной справедливости и приоритете разума над верой. Аллах дал человеку лишь способности к совершению поступков, а человек сам выбирает, каким образом эти способности приложить к реальности.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Философ. мировоз., его возник-е и особен-ти. Осн. темы фил. размышл. | Особенности философии эпохи просвещения. Проблема чел-ка и об-ва (Дж.Локк, Дж.Толанд, Д.Юм, Ф.Вольтер, Ж.Ж.Руссо, Д.Дидро, Ж. Ламетри)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 166 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2358 - | 2156 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.