Философия религии – это философский анализ специфических особенностей и значения религии. Кроме философии религии религиозными проблемами занимается теология (или богословие). Теология (учение о Боге, так как «теос» - Бог) – это система догм вероучения. В отличие от теологии философия свободна в своих раздумьях. Можно верить в Бога и рассматривать эту веру как проблему. Религия – это феномен духовной культуры человечества, в основе которого лежит вера в высшее божественное начало, богопочитание и стремление к связи с Богом.
Религия является самой ранней формой человеческого мировоззрения (наряду с мифологией). Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование сверхъестественных сил, божественного высшего мира, господствующих над человеком. Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и чувствам. Однако в отличие от мифа религия не «смешивает» земное и божественное, а глубочайшим образом разводит их на два противоположных полюса. Творческая всемогущая сила – Бог – стоит над природой и вне природы.
Философия появилась на основе мифа и древних религий, и также как эти древние формы мировоззрения философия рассматривает самые широкие проблемы мира и существования человека. Однако между религией и философией существует принципиальное различие. Философия выносит на первый план интеллектуальные аспекты, стремясь понять мир и человека с позиций знания, разума. Для религии, теологии бытие Бога – это истина, не требующая доказательств. Для философа бытие Бога – это результат свободного интеллектуального труда, собственного доказательства, основанного на личном жизненном опыте. Именно такая внутренняя работа души над решением религиозных проблем представлена в «Исповеди» Л.Н. Толстого.
Религиозное сознание можно определить как отражение действительности в фантастических образах.
Религиозное сознание является древнейшим среди других видов человеческого сознания, и человеческое общество — как осознание людьми их определенной общности — возникло именно на почве общей религии, тогда как все другие формы общественности (государство, хозяйство, культура) имеют уже производный, вторичный характер. Поэтому религия является основой любой социальности, хотя, как глубокая основа, она реже других осознается в этой роли.
Наоборот, религия часто рассматривается исключительно как личное дело человека или даже подвергается разрушению как нечто лишнее или вредное, что, разумеется, только лишает общество его подлинной основы.
Религия выступает как основа социальности благодаря тому, что именно она создает такие первичные основы общественности, как солидарность, свобода, служение.
Наука познает мир во взаимоотношении его частей и элементов, а не охватывая мир как целое и его соотношение с Абсолютом. Религия же, познавая Бога, открывает именно отношение мира и человека к Богу как к сверхъестественному началу, как к высшей силе. Научное знание нуждается во внешних доказательствах, вера же определяется своей внутренней силой. Знать возможно лишь о том, что доступно чувствам, а «Вера является залогом того, на что мы надеемся, — доказательство вещей невидимых». Иначе говоря, наука базируется на внешнем, чувственном опыте, вера же — на внутреннем, духовном.
Биоэтика
42. Этика и мораль. «Золотое правило» нравственности. Основные этические категории
Золотое правило этики гласит – поступайте с другими так, как хотите, чтобы поступали с вами. В разные эпохи этот принцип нашел свое отражение в религиозно-философских учениях, таких как христианство, иудаизм, буддизм, ислам. По своей сути, это золотое правило является итогом, венчающим нравственные законы, определенные для человека, живущего в обществе.
«Золотое правило» носит общечеловеческий характер и составляет нравственную основу формирования всех остальных качеств человека. Из этого правила вытекают все повеления, касаемые, как любви человека к человеку, так и человека к Всевышнему. По сути, библейские заповеди любви исходят из этого правила.
Библейская любовь предписывает человеку уважительное и милосердное отношение не только к своим ближним, но и врагам. Как же применять «Золотое правило», если человек уже нанес вам вред своими действиями. Не лучше ли в такой ситуации пользоваться ветхозаветным принципом «око за око, зуб за зуб». Однако даже в Ветхом Завете наказание не сводилось к самосуду, это была прерогатива судей. Таким образом, если нет возможностей решить проблему самому, необходимо обратиться за помощью к обществу.
«Золотое правило» в ранние исторические времена развития человечества определялось философскими и этическими предпосылками, до наших дней оно продолжает дополняться, анализироваться и уточняться. В раннем детстве человек начинает понимать свое «Я», но через него он начинает понимать чувства и желания другого человека: стоит ущипнуть себя, как становиться понятно, как больно другому человеку. В жизни личности начинает действовать «Золотое правило»,которое у разных народов закреплено пословицами и поговорками. «Не рой другому яму – сам в не попадешь», «как аукнется, так и откликнется».
«Золотое правило» в разных религиях является учением, данным человеку Богом. Только в реализации этого правила, он видит путь гармонизации отношений между людьми, отличающимися своими нравственными качествами, жизненными установками, способностями, культурным уровнем.
«Золотое правило» составляет общечеловеческую мировую ценность, без которой оно обречено на вымирание. Это подтверждает вся история развития человеческого общества, когда падали империи, попиравшие это правило. Его формирование, как нравственной ценности и идеала каждой личности является основной задачей этического воспитания.
Основные категории этики, их специфика.
1. Ценностная природа этических категорий
2. Благо. Добро и зло как основные категории этики.
3. Совесть и долг – выражение императивности морали.
4. Понятие чести и достоинства как выражение социально-нравственной необходимости.
5. Справедливость и равенство как этические категории.
6. Смысл жизни и счастье.
Основные понятия:
Категории этические - это наиболее общие понятия нравственной системы, с помощью которых, оценивается поведение человека людьми и им самим.
Благо – этическое понятие, употребляемое для обозначения положительной ценности предметов и явлений..
Ценность - это понятие, выражающее аксиологическую значимость предметов, вещей.
Эвдемония - учение о счастье.