Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Особенности западной философии ХХ века. Характеристика одного из направлений (психоанализ, аналитическая философия, герменевтика, экзистенциализм, постмодернизм).




 Психоанализ — направление в современной философии, объяс­няющее роль психических процессов в жизни человека и общества.

Основателем психоанализа считается Зигмунд Фрейд. Началом психоанализа можно считать два главных открытия, сделанных Фрейдом:

бессознательного — особой психической реальности, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует сознание;

реакция вытеснения (из сознания в бессознание) отрицатель­ных эмоций, отрицательного опыта, всего того, что нарушает равновесие и здоровье психики как способа психологиче­ской защиты.

Отрицательные эмоции, нереализованные желания — все, что вытеснено в бессознательное, рано или поздно дает о себе знать в виде "случайных", спонтанных действий, поступков, оговорок, описок, "странностей".

Особая форма жизни бессознательного — сны. По Фрейду, сны — это реализация скрытых стремлений человека, того, что было нереализовано в реальной действительности.

Согласно Фрейду главными факторами, которые руководят и направляют психикой человека, являются:

• удовольствия — психика подобно компасу так или иначе ищет пути к удовольствию;

• вытеснение — психика вытесняет в бессознательное неприемле­мые, запрещенные желания и идеи (асоциальные, сексуальные). Вытесненные в бессознательное, не прошедшие "цензуру"

желания, мысли подвергаются сублимации — преобразованию в другие "разрешенные" типы социальной деятельности и куль­турного творчества.

Фрейд выдвигает сначала так называемую "первую психо­аналитическую систему"и "вторую психоаналитическую систему".

Согласно первой психологической системе в основе бессозна­тельного лежит "либидо" — сексуальное влечение, сексуальный инстинкт.

Либидо ищет свое выражение:

в сексуальных действиях;

• в других сферах жизни через сублимацию (преобразование) сексуальной энергии в. несексуальную.

Частой причиной замещения сексуального объекта на несек­суальный являются социальные нормы, традиции, запреты.

Сексуальный импульс, по Фрейду, может быть реализован трояко:

• "выпущен на свободу" через непосредственные действия, как сексуальные, так и несексуальные;

• вытеснен в бессознательное;

• подавлен, лишен энергии через реактивные образования (стыд, мораль).

Таким образом, психическая деятельность человека есть про­цесс превращений его сексуального инстинкта. Данная теория вызвала протест в Европе.

Фрейд разрабатывает вторую психологиче­скую систему, где по-новому смотрит на проблему возникнове­ния энергии бессознательного.

Центральные понятия данной системы — Эрос и Танатос.

Эрос (инстинкт жизни) лежит в основе конструктивного по­ведения человека, созидания. Благодаря ему человек обеспечи­вает свои потребности и продолжает род.

Танатос (инстинкт смерти) подталкивает человека к деструк­тивной деятельности, разрушению всего того, что кажется ему "чужим" и опасным.

Жизнь человека — постоянное взаимодействие Эроса и Танатоса.

В частности, Альфред Адлер выдвинул концеп­цию, согласно которой в основе "великих" действий человека, гиперактивности, сверхстремлений, а также психических болез­ней лежит вытесненный комплекс неполноценности, который человек желает компенсировать, добиваясь успеха в бизнесе, политике, науках, искусстве, личной жизни.

 



20)Русская философия: этапы развития и особенности.

Русская философия— феномен мировой философской мыс­ли. Ее феноменальность заключается в том, что русская фило­софия развивалась исключительно самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии.

Характерными чертами русской философии являются:

• сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;

• специфическая форма выражения философских мыслей — художественное творчество, литературная критика, публици­стика, искусство, "эзопов язык" (что объясняется политиче­ской несвободой и жесткой цензурой);

• целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;

• большая роль проблем морали и нравственности;

• конкретность;

• широкое распространение в массах, понятность простому народу.

2. Период зарождения древнерусской философии и раннехристи­анской философии Руси относится к IX - XIII вв.

Основными темами ранней русской философии были:

• моральные и нравственные ценности;

• объяснение христианства, попытки соединить его с язычеством;

• государство;

• право;

• природа.

Среди наиболее ярких представителей философии указанного периода выделяются:

• Владимир Мономах

3. Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития Московской Руси как в истории, так и в философии приходит­ся на XIII - XVII вв.

Главными темами, характерными для данного периода фило­софии, являлись:

• сохранение русской духовности;

• христианство;

• борьба за освобождение;

• устройство государства;

• познание.

Среди видных философов данного периода:

• Сергий Радонежский

• Философий

 

4. Русская философия XVIII в. включает два основных этапа в своем развитии.

• философию эпохи петровских реформ;

• материалистическую философию середины и второй полови­ны XVIII в.

К первому направлению (эпохи петровских реформ) относится творчество Феофана Прокоповича, В.Н. Татищева.

Основной направленностью их философии была социально-политическая:

• вопросы устройства монархии;

• императорской власти, ее божественности и нерушимости;

• прав императора (казнить, миловать, самому назначать на­следника и других);

• войны и мира.

Также философы данного направления занимались и иными вопросами — познания, нравственных ценностей и др.

Основными представителями материалистического направле­ния были М.В. Ломоносов, АН. Радищев.

Отношение Ломоносова к Богу — деистическое. С одной стороны, он допускал наличие Бога-Творца, но, с другой стороны, не наделял Его сверхъестественной силой и возможностями.

В философии Ломоносова также уделяется большая роль этике, морали, нравственности.

5. Русская философия XIX в.:

• декабристское;

• монархическое;

• западническое и славянофильское;

• революционно-демократическое;

• атеистическое;

• теологическое;

• философию космизма.

6. Русская (и советская) философия XX в.:

• философией марксизма-ленинизма;

• философией космизма;

• естественно-научной философией;

• философией "русского зарубежья".



21.Проблема исторической судьбы России в русской философии XIX века: славянофилы и западники.

Основными направлениями русской философии XIX в. являлись:

• декабристская философия;

• философия западников и славянофилов;

• философия Чаадаева;

• консервативная религиозная и монархическая философия;

• философия системы писателей Ф.М. Достоевского и Л.Н. Тол­стого;

• революционно-демократическая философия;

• либеральная философия.

Проблемами истории, выбора исторического пути для Рос­сии занимались представители философских направлений "запад­ников" и славянофилов.

Видными представителями западников являлись А.И. Гер­цен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский.

Западники хорошо усвоили философские традиции совре­менной западной философии и пыта­лись привести их в русскую философию.

По мнению западников, отдельного от остальной цивилизации, "уникального" исторического пути России нет. Россия просто от­стала от мировой цивилизации и законсервировалась сама в себе.

Благо для России — освоить западные ценности и стать нор­мальной цивилизованной страной.

Оппонентами западников являлись славянофилы. Их лиде­рами были А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, А.Н. Островский.

Согласно славянофилам основу исторического бытия России составляют православие и общинный образ жизни, а русский народ принципиально отличается по своему менталитету от народов Запа­да (святость, соборность, набожность, коллективизм, взаимовыруч­ка против бездуховности, индивидуализма, конкуренции Запада).

По их мнению, любые реформы, попытки насадить на рус­скую почву западные традиции рано или поздно оканчивались для России трагически.



22) Философия Древнего Востока: проблемы первоначала, человека и общества в индийской и китайской философии (по выбору).

 

Во II-ом и начале I-го тысячелетия до нашей эры в Китае преобладало религиозное мировоззрение. Китайцы полагали, что всё, существующее и происходящее в мире - зависит от предопределения неба. Поэтому считалось, что глава государства является «сыном неба». Жители Китая верили, что их жизни зависят от влияния некоторых духов, поэтому имели место жертвоприношения этим духам.

По мнению древнекитайских философов - мир возник из хаоса. Утверждалось, что два духа: инь (женское начало) и янь (мужское начало) упорядочили бесформенный хаос, породив при этом мир.

В начале I-го тысячелетия до нашей эры формируется натурфилософская концепция. Те же самые духи, которые оказывают влияние на жизнь людей, представлены как некоторые материальные силы. Предполагается существование некоего эфира, состоящего из материальных частиц ци. В результате воздействия на этот эфир духов инь и янь, получаются тяжёлые, женские частицы – инь-ци и мужские, лёгкие частицы – янь-ци. Эти частицы порождают пять первоначал, из которых формируется всё существующее.

Это следующие первоначала:

Вода, Огонь, Дерево, Металл, Земля

Наиболее влиятельными философско-политическими школами были последователи следующих учений:

Даосизм, Конфуцианство

Конфуцианство. Основателем конфуцианства является Конфуций.

Конфуций учил тому, что небо – высшая сила, грозный повелитель, судьба, рок. Он недоволен существующим положением вещей. Его идеалы находятся не в будущем, а в прошлом.

Конфуций основал идею «исправления имён». Это идея состояла в том, чтобы попытаться привести явления к их былым значениям. При всех отклонениях от нормы, считал Конфуций, следует обязательно к ней вернуться.

Основой порядка в стране по Конфуцию является ли (благопристойность)

Конфуцианская этика опирается на понятия «взаимности», «золотой середины» и «человеколюбия», которые составляют «правильный путь» (Дао). Правильному пути должен следовать каждый человек, желающий жить счастливо.

Конфуций считал, что ключ к управлению народом находится в силе нравственного примера вышестоящих граждан нижестоящим.

Конфуций стремится к устранению следующих четырёх зол:

Жестокости, Грубости, Разбоя, Жадности

 

В конфуцианской философии подчёркивается идея чжун («преданность») – идея покорности. Также подчеркивалась необходимость почитать правителя, родителей и старших братьев младшими.

Конфуций выдвинул идею о том, что люди по своей природе близки друг другу, что люди обладают врождённым знанием, которое он считал «высшим знанием». Также люди имеют другие виды знания, полученные в ходе обучения и в непосредственном опыте.

О важности обучения Конфуций говорит: «Учиться и не размышлять – напрасно терять время, размышлять и не учиться – губительно». Также он считал, что необходимо «изучать старое, чтобы познавать новое».







Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 573 | Нарушение авторских прав


Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2537 - | 2391 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.