Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Проблема единства мира: Бытие едино или множественно? Сколько и какие существуют мировые субстанции? Каковы связи между ними?




Выделяют 3 основные позиции по данной проблеме:

1. Монизм (моно – одно) – учение, которое считает, что существует только одна субстанция. Монисты могут быть разными. Материалистический монизм считает, что эта одна субстанция – материя. Мистический монизм – Бог или абсолют и т.п. Объективно-идеалистический монизм – одна идея, субъективно- идеалистический монизм – одна душа или сознание.

2. Дуализм (ду – два) – учение, которое признает две субстанции. Как правило, эти субстанции – материя и душа (сознание). Но могут быть и другие варианты, например, материя и идея или Бог и душа и т.д.

3. Плюрализм (плюрал – множество) – учение, которое признает множество субстанций. Причем множество можно понимать как в виде множества типов субстанций, так и множественности внутри самой субстанции. Например, материю как одну мировую субстанцию можно представить в виде бесконечного множества материальных атомов.

Если мыслитель признает существование нескольких типов субстанций, то отношения между ними могут трактоваться по-разному. Например, может выделяться главная субстанция, порождающая производные субстанции. Получается иерархия субстанций. В религиозной философии русского философа Н. А. Бердяева Бог порождает души, а те посредством объективации порождают материю и материальный мир. Такой позиции придерживался русский философ Н. А. Бердяев. Он называл свою точку зрения моноплюрализмом.

Иногда взаимоотношение субстанций мыслится как борьба, а иногда как равнодушное раздельное существование.

Можно выделить различные степени реальности: бытие – сущее (субстанция и акциденция – иллюзия, видимость – возможность – не-сущее(отсутствие субстанции или акциденции) – небытие.

Материальный, чувственный мир как совокупность всего телесно существующего можно разделить на природу (живую и неживую) и мир человека.

ВОПРОС 36.

Впервые понятие материя(hyle), встречается у Платона. Материя в его понимании некий лишенный качеств субстрат(материал), из которого образуются тела различной величины и очертаний; она бесформенна, неопределенна, пассивна. В дальнейшем материя, как правило, отождествлялась с конкретным веществом или атомами. По мере развития науки и философии понятие материи постепенно утрачивает чувственно-конкретные черты и становится все более абстрактным. Оно призвано охватить бесконечное многообразие всего реально существующего и несводимого к сознанию.

В диалектико-материалистической философии материяопределяется как объективная реальность, данная нам в ощущениях, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им. Это определение - наиболее принимаемое в современной философской российской литературе. Материя - это единственно существующая субстанция. Она вечна и бесконечна, несотворима и неуничтожима, неисчерпаема и находится в постоянном движении, способна к самоорганизации и отражению. Она есть - causa sui, причина самой себя (Б.Спиноза). Все эти свойства (субстанциальность, неисчерпаемость, неуничтожимость, движение, вечность) неотделимы от материи и потому называются ее атрибутами. Неотделимы от материи так же и ее формы - пространство и время.

Материя - это сложная системная организации. По современным научным данным в структуре материи можно выделить два крупных основных уровня (принцип деления - наличие жизни): неорганическая материя (неживая природа) и органическая материя (живая природа).

Неорганическая природа включает следующие структурные уровни:

1.Элементарные частицы - мельчайшие частицы физической материи (фотоны, протоны, нейтрино и др.), каждая из которых имеет свою античастицу. В настоящее время известно более 300 элементарных частиц (включая античастицы), в том числе и так называемые
«виртуальные частицы», существующие в промежуточных состояниях очень короткое время. Характерная особенность элементарных частиц - способность к взаимным превращениям.

2.Атом - мельчайшая частица химического элемента, сохраняющая его свойства. Он состоит из ядра и электронной оболочки. Ядро атома состоит из протонов и нейтронов.

3.Химический элемент - совокупность атомов с одинаковым зарядом ядра. Известно 107 химических элементов (19 получены искусственно), из которых состоят все вещества неживой и живой природы.

4.Молекула - наименьшая частица вещества, обладающая всеми

его химическими свойствами. Состоит из атомов, соединенных химическими связями.

5.Планеты - наиболее массивные тела Солнечной системы, движущиеся по эллиптическим орбитам вокруг Солнца.

6.Планетные системы.

7.Звезды - светящиеся газовые (плазменные) шары, подобные Солнцу: в них заключена большая часть вещества Вселенной. Образуются из газо-пылевой среды (главным образом из водорода и гелия).

8. Галактики - гигантские до сотен млрд. звезд) звездные системы, в частности, наша Галактика (Млечный путь), которая содержит более 100 млрд. звезд.

9. Система галактик.

Органическая природа (биосфера, жизнь) имеет следующие уровни (виды самоорганизации):

1.Доклеточный уровень - дезонуклеиновые кислоты, рибонуклеиновые кислоты, белки. Последние – высокомолекулярные органические вещества, построенные из 20 аминокислот, составляют (наряду с нуклеиновыми кислотами) основу жизнедеятельности всех организмов.

2.Клетка - элементарная живая система, основа строения и жизнедеятельности всех растений и животных.

3.Многоклеточные организмы растительного и животного мира - отдельные особи или их совокупность.

4.Популяция - совокупность особей одного вида, длительно занимающая определенное пространство и воспроизводящая себя в течение большого числа поколений.

5. Биоценоз - совокупность растений, животных и микроорганизмов, населяющих данный участок суши или водоема.

6. Биогеоценоз (экосистема) - однородный участок земной поверхности, единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания.

По размерам материя делится на три уровня:

1. Макромир - совокупность объектов, размерность которых соотносима с масштабом человеческого опыта: пространственные величины выражаются в миллиметрах, сантиметрах, километрах, а время - в секундах, минутах, часах, годах.

2. Микромир - мир предельно малых, непосредственно не наблюдаемых микрообьекгов, пространственная размерность которых исчисляется до 10 (-8) -до 16 (-16) см, а время жизни от бесконечности до 10 (-24) сек.

3. Мегамир - мир огромных космических масштабов и скоростей, расстояние в котором измеряется световыми годами (а скорость света 3000000 км/с), а время существования космических объектов -миллионами и миллиардами лет.

Это точка зрения материализма. В отличие от материалистов идеалисты отрицают материю как объективную реальность. Для субъективных идеалистов (Беркли, Мах) материя - это «комплекс ощущений», для объективных идеалистов (Платон, Гегель) - это порождение духа, «инобытие» идеи.

Многие философские концепции признают, что мир, в котором мы живем и частью которого являемся – материальный мир. Он состоит из различных предметов и процессов, которые возникают, исчезают, превращаются друг в друга. Они отражаются в нашем сознании, но существуют независимо от него. Не об одном предмете нельзя сказать, что это материя в чистом виде, но совокупность этих предметов и связей между ними образуют материальный мир. Таким образом материя «сама по себе» существовать не может, она обязательно воплощена в чем-то. Сознание при таком подходе понимается как особое свойство материи, присущее не всем, а лишь высшим формам ее организации.

Но есть такие свойства материи, без кот она не может существовать. Это структурность, движение, пространство, время.

В истории философии можно выделить два подхода к определению понятия материи. Первый получил распространение у Французских материалистов (П. Гольбах, К. А. Гельвеций и др.). Для них материя – это многообразие предметов, существующих независимо от человека, но доступные ему с помощью органов чувств – то есть материя определяется относительно сознания.

Другой подход тоже получила распространение у философов-материалистов эпохи Просвещения, но уходит корнями в античные атомистические концепции. Материя в нем понимается именно как субстанция, основа всего существующего в мире.

Эти два подхода не противоречат друг другу. В них философы смотрят на материю просто с разных сторон. В первом делается акцент на том, как и с помощью чего мы можем материю познать и дается ответ: с помощью органов чувств. Во втором – акцент на мировоззренческую позицию: «что является основой мира?»; ответ: «материя».

Понятие материи важно не только для философии, но для науки. И от того, что мы подразумеваем, под материей-субстанцией зависит наша методологическая позиция в науке. Здесь тоже существует два подхода.

Первый, идущий опять же от Демокрита, считает материю «материалом» из которого построены все тела во Вселенной (см. главу ….. Демокрит). Наука Нового времени приняла эту модель и, возможно, во многом, обязана ей в своем развитии.

В рамках другого подхода7, материя понимается как бесконечно развивающиеся многообразие мира в его единстве. Здесь материя не существует «до» или «наряду» с другими телами, а только вместе и через тела, явления, процессы. В соответствии с этим подходом, задачей конкретные науки (физика, химия, астрономия и др.) является исследования свойств конкретных объектов, то задачей философии является исследование всеобщих свойств материи8.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 349 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2537 - | 2391 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.