Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


ВОПРОС 29. Философия марксизма: источники и основные идеи.




Философия марксизма возникла в середине XIX в. Ее возникновение стало закономерным итогом социально-экономического и идейно-теоретического развития Западной Европы. Социально-экономическими предпосылками марксизма стали развитие капиталистических отношений и рост пролетариата, который осознал себя самостоятельной политической силой и остро нуждался в научном обосновании своего места в обществе и программе борьбы за свои интересы.

Естественнонаучными предпосылками марксизма стали три наиболее важных открытий в естествознании XIX века:

1) закон сохранения и превращения энергии, который свидетельствовал о единстве материального мира;

2) открытие клеточного строения живого вещества, которое говорило о генетическом родстве всех живых организмов;

3) эволюционная теория Ч. Дарвина, которая наводила на мысль о возможности эволюции общества и познании законов этой эволюции.

Теоретическими источниками марксизма стали:

- немецкая классическая философия, из которой марксизм воспринял идею диалектического развития Гегеля и материализм Фейербаха;

- английская политическая экономия, основу которой составляла трудовая теория стоимости А. Смита и Д. Рикардо, где стоимость товара определяется количеством труда, затраченного на его производство;

- французский утопический социализм, который выдвинул идею классовой борьбы как движущей силы исторического процесса.

Основателями марксизма являются К. Маркс (1818-1883 гг.) и Ф. Энгельс (1820-1895 гг.). Первоначально они были сторонниками философии Гегеля и принадлежали к младогегельянцам. Так называли тех философов, которые использовали философию Гегеля в борьбе против религии и абсолютизма.

В 1844 г. в своей работе «К критике гегелевской философии права» явно обозначился переход Маркса на позиции материализма. Особенностью его философии является интерес не к теоретической, а к революционно-практической деятельности. Одним из своих главных достижений Маркс называл материалистическое понимание истории.

По его мнению, люди должны работать, чтобы прежде всего удовлетворить простейшие потребности в еде, одежде, жилье и т.д. Только после этого они способны заниматься политикой, наукой. Материальное производство – это основа существования и развития общества. Маркс пришел к выводу о том, что общественное бытие определяет общественное сознание. Он выработал фундаментальное понятие «общественно-экономическая формация». Так Маркс называл общество на определенной ступени развития с присущим ему экономическим базисом и духовно-идеологической надстройкой.

Историю человечества он рассматривал как процесс последовательной смены одной общественно-экономической формации другой. Всего он выделил пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. При этом, за исключением первой и последней, три формации являются антагонистическими, то есть предполагают существование враждебных классов, интересы которых непримиримы.

Механизм смены общественно-экономической формации Маркс объяснял следующим образом: экономический базис развивается быстрее, чем идеологическая надстройка. В определенный момент политические и идеологические институты начинают сковывать развитие производства. В этой ситуации происходит социальный взрыв, в результате которого возникает новый общественный строй, обеспечивающий благоприятные условия для развития производства.

Носителями перемен выступают те общественные классы, которые наиболее заинтересованы в преобразованиях. Таким образом, целью человечества является построение бесклассового коммунистического общества, которое обеспечит реальное равенство людей и на практике осуществит принцип распределения «от каждого - по способностям, каждому - по потребностям».

Основное внимание в своем творчестве Маркс уделял социально-политическим проблемам. Его друг Энгельс, будучи соавтором ряда работ Маркса, обращался к проблемам философии естествознания. Исследуя развитие общества и природы, Маркс и Энгельс на основе диалектики Гегеля разработали материалистическую диалектику, в соответствии с которой идеи и теории являются отражением материальных условий жизни людей.

Развитие науки в XX в. подтвердило многие положения марксизма, но в то же время показало и его ограниченность, которая проявилась в следующих моментах:

- явная недооценка потенциальных возможностей капитализма, его способности видоизменяться и находить оптимальные формы своей жизнедеятельности;

- однозначное признание буржуазии реакционным классом, неспособным к социальному творчеству;

- преувеличение достоинств пролетариата как самого передового и организованного общественного класса;

- недооценка роли личности в историческом процессе.

Основные идеи марксизма:

общество рассматривается как организм, в структуре которого производительные силы, которые являются базисом, определяют производственные отношения, формы собственности, которые, в свою очередь, обусловливают классовую структуру общества, политику, государство, право, мораль, философию, религию, искусство, т. е. надстройку;

– единство и взаимодействие этих сфер образуют определенную общественно-экономическую формацию; их развитие и смена составляют процесс поступательного движения общества;

– борьба господствующих и угнетенных классов – движущая сила истории, а ее высшее выражение – социальная революция;

– капитализм – последняя эксплуататорская формация, которая создает мощные стимулы развития общества, но постепенно превращается в препятствие его прогресса;

– в условиях капитализма созревает пролетариат, свергающий господство буржуазии и устанавливающий свою власть;

– пролетариат осуществит переход к коммунизму, который предполагает уничтожение частной и утверждение общественной собственности, создание бесклассового общества и условий свободного развития личности.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 197 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2507 - | 2376 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.