Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности.




       Наука — особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и распространение объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении.

       Модели развития науки: 

       1) Позитивистская модель – в 19 веке позитивисты рассматривали развитие науки, как эволюционный прогрессивный поступательный процесс, накопления знаний. Главной чертой - является преемственность, новые знания согласуются с существующими.

       2) Постпозитивистская модель – Томас Кун – разработчик «Структура научных революций». Развитие науки происходит революционно, путем смены парадигм. Парадигма – стиль мышления, принятый в научном обществе, которая определяется фундаментальными научными теориями. Это образец постановки и решения познавательных задач, определяющий направления исследования. Преемственность и поступательность не являются определяющими чертами развития науки. Томас Кун делает акцент на его абсолютной прерывности. Смена парадигм происходит в ходе научных революций.

       Научная революция – процесс качественного перехода от одного способа познания к другому, которое предполагает изучения базовых естественнонаучных теорий, методологии познания идеалов и ориентиров науки. Научная революция приводит к радикальному изменению научной картины мира. В научных революциях есть элементы рационального и иррационального составляющих. Содержание революционных изменений может быть как закономерным, так и случайным. Научные революции совершались в течение десятилетий и столетий путем зарождения нового в недрах старой парадигмы и последующего подчинения старых существующих теорий. После этапа научной революции начинается период «нормальной науки», когда факты и явления объясняются существующими теориями.

       По масштабу научные революции делятся на:

1) частные;

2) в одной области знания;

3) комплексные (в нескольких областях знания);

4) глобальные (во всех областях знания).

       В истории науки выделяют три глобальных революции: 

       1) Революции Аристотеля (Пифагор, Евклид, Демокрит, Гераклит, Птолемей). Важнейшие научные идеи:

а) идея упорядоченного гармонически устроенного космоса;

б) идея причинности или закономерности;

в) идея геоцентризма, шарообразности земли, кругового движения планет;

г) идея атомизма (попытка соединения множественности конкретных вещей и единственного абстрактного первоначала);

д) формулировка физического закона движения.

Картина мира, созданная в античную эпоху, была синкретичной (включала в себя и научные знания, и мифологические сюжеты, и религиозные представления);

       2) Ньютоновская научная революция 16 – 18 вв. (Н. Коперник, Галилео Галилей, Декарт, Ф.Бэкон, И. Ньютон). Важнейшие научные идеи:

а) модель геоцентрической вселенной;

б) принципы относительности;

в) законы движения планет;

г) закон всемирного тяготения;

д) законы классической механики;

е) корпускулярная теория света;

ж) тригонометрия, алгебра.

Картина мира стала геоцентрической, механической и стационарной;

       3) Эйнштейновская научная революция 19 – 20 вв. (К. Резерфорд, Н. Бор, П. Кюри, М. Планк, А. Эйнштейн). Важнейшие научные идеи:

а) планетарная модель атома;

б) создание Резерфордом планетарной модели атома;

в) идея квантированности энергии;

г) теория относительности, теория фотоэффекта.

       Таким образом, научная революция характеризует наиболее значимые этапы развития естествознания.

       Классический тип научной рациональности, центрируя внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании отделить все то, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Такое отделение (элиминация) рассматривается как необходимое условие получения объективно-истинного знания о мире. Цели и ценности науки, определяющие стратегии исследования и способы фрагментации мира, на этом этапе, как и на всех остальных, детерминированы доминирующими в культуре мировоззренческими установками и ценностными ориентациями. Но классическая наука не осмысливает этих детерминаций.

       Неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира. Но связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии. Неклассическая научная рациональность берется учитывать соотношение природы объекта со средствами и методами ее исследования. Уже не исключение всех помех, сопутствующих факторов и средств познания, а уточнение их роли и влияния становится важным условием в деле достижения истины. Этим формам рационального сознания присущ пафос максимального внимания к реальности. Если с точки зрения классической картины мира предметность рациональности - это прежде всего предметность объекта, данного субъекту в виде завершенной, ставшей действительности, то предметность неклассической рациональности - пластическое, динамическое отношение человека к реальности, в которой имеет место его активность.

       Постнеклассический тип научной рациональности расширяет поле рефлексии над деятельностью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Постнеклассический образ рациональности показывает, что понятие рациональности шире понятия рациональности науки, так как включает в себя не только логико-методологические стандарты, но еще и анализ целевых действий и поведение человека. Новый постнеклассический тип рациональности активно использует новые ориентации: нелинейность, необратимость, неравновесность, хаосомность. В новый, расширенный объем понятия рациональность включены интуиция, неопределенность, эвристика и другие не традиционные для классического рационализма прагматические характеристики. В новой рациональности расширяется объектная сфера за счет включений в нее систем типа: искусственный интеллект, виртуальная реальность, которые сами являются порождениями научно-технического прогресса. Такое радикальное расширение объектной сферы идет параллельно с его радикальным очеловечиванием. Поэтому постнеклассическая рациональность - это единство субъективности и объективности. Сюда же проникает и социокультурное содержание. Категории субъекта и объекта образуют систему, элементы которой приобретают смысл только во взаимной зависимости друг от друга и от системы в целом.

 

 

           

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 766 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2317 - | 2225 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.