Наука — особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и распространение объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении.
Модели развития науки:
1) Позитивистская модель – в 19 веке позитивисты рассматривали развитие науки, как эволюционный прогрессивный поступательный процесс, накопления знаний. Главной чертой - является преемственность, новые знания согласуются с существующими.
2) Постпозитивистская модель – Томас Кун – разработчик «Структура научных революций». Развитие науки происходит революционно, путем смены парадигм. Парадигма – стиль мышления, принятый в научном обществе, которая определяется фундаментальными научными теориями. Это образец постановки и решения познавательных задач, определяющий направления исследования. Преемственность и поступательность не являются определяющими чертами развития науки. Томас Кун делает акцент на его абсолютной прерывности. Смена парадигм происходит в ходе научных революций.
Научная революция – процесс качественного перехода от одного способа познания к другому, которое предполагает изучения базовых естественнонаучных теорий, методологии познания идеалов и ориентиров науки. Научная революция приводит к радикальному изменению научной картины мира. В научных революциях есть элементы рационального и иррационального составляющих. Содержание революционных изменений может быть как закономерным, так и случайным. Научные революции совершались в течение десятилетий и столетий путем зарождения нового в недрах старой парадигмы и последующего подчинения старых существующих теорий. После этапа научной революции начинается период «нормальной науки», когда факты и явления объясняются существующими теориями.
По масштабу научные революции делятся на:
1) частные;
2) в одной области знания;
3) комплексные (в нескольких областях знания);
4) глобальные (во всех областях знания).
В истории науки выделяют три глобальных революции:
1) Революции Аристотеля (Пифагор, Евклид, Демокрит, Гераклит, Птолемей). Важнейшие научные идеи:
а) идея упорядоченного гармонически устроенного космоса;
б) идея причинности или закономерности;
в) идея геоцентризма, шарообразности земли, кругового движения планет;
г) идея атомизма (попытка соединения множественности конкретных вещей и единственного абстрактного первоначала);
д) формулировка физического закона движения.
Картина мира, созданная в античную эпоху, была синкретичной (включала в себя и научные знания, и мифологические сюжеты, и религиозные представления);
2) Ньютоновская научная революция 16 – 18 вв. (Н. Коперник, Галилео Галилей, Декарт, Ф.Бэкон, И. Ньютон). Важнейшие научные идеи:
а) модель геоцентрической вселенной;
б) принципы относительности;
в) законы движения планет;
г) закон всемирного тяготения;
д) законы классической механики;
е) корпускулярная теория света;
ж) тригонометрия, алгебра.
Картина мира стала геоцентрической, механической и стационарной;
3) Эйнштейновская научная революция 19 – 20 вв. (К. Резерфорд, Н. Бор, П. Кюри, М. Планк, А. Эйнштейн). Важнейшие научные идеи:
а) планетарная модель атома;
б) создание Резерфордом планетарной модели атома;
в) идея квантированности энергии;
г) теория относительности, теория фотоэффекта.
Таким образом, научная революция характеризует наиболее значимые этапы развития естествознания.
Классический тип научной рациональности, центрируя внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании отделить все то, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Такое отделение (элиминация) рассматривается как необходимое условие получения объективно-истинного знания о мире. Цели и ценности науки, определяющие стратегии исследования и способы фрагментации мира, на этом этапе, как и на всех остальных, детерминированы доминирующими в культуре мировоззренческими установками и ценностными ориентациями. Но классическая наука не осмысливает этих детерминаций.
Неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира. Но связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии. Неклассическая научная рациональность берется учитывать соотношение природы объекта со средствами и методами ее исследования. Уже не исключение всех помех, сопутствующих факторов и средств познания, а уточнение их роли и влияния становится важным условием в деле достижения истины. Этим формам рационального сознания присущ пафос максимального внимания к реальности. Если с точки зрения классической картины мира предметность рациональности - это прежде всего предметность объекта, данного субъекту в виде завершенной, ставшей действительности, то предметность неклассической рациональности - пластическое, динамическое отношение человека к реальности, в которой имеет место его активность.
Постнеклассический тип научной рациональности расширяет поле рефлексии над деятельностью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Постнеклассический образ рациональности показывает, что понятие рациональности шире понятия рациональности науки, так как включает в себя не только логико-методологические стандарты, но еще и анализ целевых действий и поведение человека. Новый постнеклассический тип рациональности активно использует новые ориентации: нелинейность, необратимость, неравновесность, хаосомность. В новый, расширенный объем понятия рациональность включены интуиция, неопределенность, эвристика и другие не традиционные для классического рационализма прагматические характеристики. В новой рациональности расширяется объектная сфера за счет включений в нее систем типа: искусственный интеллект, виртуальная реальность, которые сами являются порождениями научно-технического прогресса. Такое радикальное расширение объектной сферы идет параллельно с его радикальным очеловечиванием. Поэтому постнеклассическая рациональность - это единство субъективности и объективности. Сюда же проникает и социокультурное содержание. Категории субъекта и объекта образуют систему, элементы которой приобретают смысл только во взаимной зависимости друг от друга и от системы в целом.