Пространство - универсальное свойство материи, характеризующее ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие различных материальных систем.
Время - универсальное свойство материи, характеризующее длительность существования, последовательность смены состояний в развитии всех материальных систем.
Пространство и время неразрывно связаны между собой, что и проявляется в движении материи и ее развитии.
Движение - универсальное свойство материального бытия, характеризующее процесс изменения и взаимодействия материальных систем.
Развитие характеризует качественно необратимое и направленное изменение системы. В свою очередь, направленность бывает трех видов: прогрессивной, регрессивной и адаптационной («плоскостной», одноуровневой).
Вплоть до XIX века движение рассматривалось в основном механистически, как простое пространственное перемещение тел. Однако философия показала, что даже механическое движение содержит в себе ряд проблем. Древнегреческий философ и математик (Зенон Элейский сформулировал так называемые апории («апория» в переводе с греческого - «затруднение», «безвыходное положение»), раскрывающие внутренне противоречивую природу движения. В одной из своих апорий под названием «Летящая стрела» Зенон рассуждает следующим образом: для того, чтобы преодолеть некоторое расстояние, стрела должна сначала пролететь его половину, затем половину половины, затем четверть половины и т.д. до бесконечности. В каждый конкретный момент времени стрела занимает определенное пространственное положение, равное ей по величине, т.е. она покоится. Следовательно, по мнению Зенона, летящая стрела покоится, и движения не существует. Согласно легенде, один из учеников Зенона, желая его опровергнуть, стал молча прохаживаться перед учителем, полагая, что тем самым он доказывает наличие движения. Однако Зенон остался при своем мнении, заметив, что логического доказательства движения нет, а полагаться на визуальное восприятие движения нельзя, ибо чувства всегда обманчивы.
Понимание движения как исключительно механического перемещения тел в пространстве было преодолено в философской системе Гегеля, который впервые интерпретировал движение как атрибутивную характеристику бытия. Справедливо указывая на роль Гегеля в преодолении упрощенного механицизма в интерпретации движения, необходимо отметить и те научные открытия, которые этому способствовали. В первую очередь, это закон сохранения и преобразования энергии, создание эволюционной теории Ч. Дарвина и теория клеточного строения организма.
В современной философии выделяют следующие формы движения:
- механическое,
- физическое,
- химическое,
- биологическое,
- социальное.
В рамках и философии, и науки сложились две основные модели, описывающие характер взаимоотношений между пространством, временем и движением.
Субстанциальная модельтрактует пространство и время как самостоятельные сущности, внешние условия существования и движения тел. В рамках субстанциальной модели, приверженцами которой были Платон, Декарт, Ньютон, сложилось представление об абсолютном пространстве и времени.Абсолютноепространствоесть бесконечная протяженность, вмещающая в себя всю материю и не зависящая от процессов, происходящих в ней.Абсолютное время есть текущая безотносительно к каким-либо изменениям равномерная длительность, в которой все возникает и все исчезает. В качестве одной из возможных гипотез данная модель существует в современной физике, в частности в геометродинамике, которая утверждает, что в мире нет ничего, кроме пустого искривленного пространства.
Реляционная модель,гипотетически осмысленная Г. Лейбницем и Г. Гегелем, а математически обоснованная А. Эйнштейном, обосновывает неразрывную связь пространства и времени как единой формы движущейся материи, устанавливает единство пространственно-временной и причинно-следственнойструктуры мира.