Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Онтология - учение о бытии. Понятие бытия.




Как устроен мир?

Материализм – это воззрение, которое видит основу и субстанцию всей действительности – не только материальной, но и душевной и духовной – в материи. Для материализма характерно уважение к естественным наукам и технике и прославление человеческого разума. Он представляет собой противовес заблуждениям идеализма, но в своей односторонности совершенно пасует перед всеми решающими человеческими проблемами (сознание, существование, смысл и цель жизни, ценности и т.д.), которые он отклоняет как мнимые.

Идеализм - общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено. Идеализм, таким образом, противостоит материализму в решении основного вопроса философии — об отношении бытия и мышления, духовного и материального как в сфере существования, так и в сфере познания.

Дуализм – это сосуществование двух различных, не сводимых к единству состояний, принципов, образов мыслей, мировоззрений.

Существует ли в мире закономерность?

Детерминация – причинная определенность.

Индетерминизм - философское учение и методологическая позиция, которые отрицают либо объективность причинной связи (онтологический И.), либо познавательную ценность причинного объяснения в науке (методологический И.).

Фатализм - мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность.

Волюнтаризм - идеалистическое направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия.

Может ли человек постичь истину?

Познавательный оптимизм - концепция, утверждающая возможность познания мира.

Агностицизм - гносеологическое понятие, представители которого отрицают полностью или частично возможность познания мира.

Скептицизм - философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности.

Откуда берутся знания?

Эмпиризм – направление в гносеологии, которое все познание выводит из чувственного опыта.

Рационализм – направление в философии, делающее центральным пунктом анализа разум, мышление, рассудок – с субъективной стороны, а разумность, логический порядок вещей – с объективной.

Иррационализм – направление в философии, которое, в противоположность рационализму, ограничивает или отрицает возможности разума в процессе познания и делает основой миропонимания нечто иррациональное, т. е. недоступное разуму, утверждая алогичный и иррациональный характер самого бытия.

Школа – это подразделение, которое объединяет единомышленников, является институционализированным и имеет конкретно-исторический характер.

Школа киников. Основатель – Антисфен. Киники стремились не столько к построению законченной теории бытия и познания, сколько к отработке и экспериментальной проверке на себе определенного образа жизни. Положение не только бедственное, но и унизительное избиралось ими как наилучшее. Киники хотели быть нагими и одинокими, считая социальные связи и культурные навыки мнимостью.

Школа эпикурейцев. Эпикуреизм – учение и образ жизни, исходившие из идей Эпикура и его последователей, отдававших предпочтение материальным радостям жизни. В учении о душе Эпикур отстаивал материалистические взгляды.

Школа стоиков. Главные представители – Зенон и Хрисипп. Стоики характеризовали философию как «упражнение в мудрости». Орудием философии, ее основной частью они считали логику. Она учит обращаться понятиями, образовывать суждения и умозаключения. Без нее нельзя понять ни физику, ни этику, которые являются, по мнению стоиков, важными частями стоической философии.

Школа скептиков. Основатель – Пиррон. Скептицизм определялся не сомнениями в эффективности методов философского познания, а отказом от возможности дойти до истины. Скептики, таким образом, не только обратили внимание на сложность развития познания, но и сформулировали первые постулаты агностицизма – гипотезы о принципиальной непознаваемости мира.

 

Вопрос 5. Разделы философского знания

Онтология – учение о принципах строения, различных формах и закономерностях бытия, о происхождении и устройства мира. Это учение о бытие как таковом, изучает фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.

Гносеология – раздел философии, в котором исследуются проблемы познания, его возможностей и границ, путей и средств достижения истины. Рассматривает процесс познания с точки зрения отношений субъекта познания (исследорвателя) к объекту познания (исследуемому объекту)

Антропология – раздел философии, в котором изучается природа (естество) человека, его внутренняя сущность и внешнее повседневное существование.

Этика – это раздел философии, в котором исследуется мораль как регулятор общественных отношений, её природа, происхождение и теоритическое образование.

Эстетика – раздел философии, в котором мир интерпретируется с точки зрения прекрасного и безобразного в художественном творчестве, природе, жизни, как особая форма познания.

Аксиология – раздел философии, в котором изучаются индивидуальные и общественные ценности, их возникновение, иерархия и соотношение с реальностью.

История философии – раздел философии, посвященный исследованию процесса возникновения, развития, взаимодействия различных философских идей.

Герменевтика – искусство интерпретации текстов, под которыми понимают любые произведения (? Нашёл в тетради)

Вопрос 6. Методы философского мышления

Методы философии это пути и средства, с помощью которых осуществляется философское исследование.

Методы:

Диалектика – это метод философского исследования, в котором признаётся взаимосвязь вещей и предметов, мир понимается как находящийся в процессе становления, развития, источником развития является противоречивость вещей, явлений, действующих процессов, а противоречия в мышлении человека понимаются как отражение противоречий в объективной действительности.

Метафизика – это метод философского исследования, противоположный диалектике, в котором взаимосвязь вещей и предметов признаётся случайной, мир понимается статичным, источником развития признаётся внешняя причина по отношению к объекту, противоречие в мышлении человека понимается как показатель его несовершенства, препятствие в развитии мысли.

Софистика – это метод мышления, который представляет собой совокупность разнообразных видов аргументации, основанных на субъективном использовании правил логического вывода ради доказывания желаемого.

Эклектика – это метод мышления, в котором механически соединенных познавательных установок и способов, у которых нет единого теоритического основания.

Вопрос 7. Этапы исторического развития философии: общая характеристика

1) Философия Древнего Востока представлена индийской и китайской философией. В восточной философии преобладает нравственная и общественно-политическая проблематика. Проблемы бытия тесно переплетаются с проблемами устранения зла и страданий людей.
Индийская философия отличается самобытностью, религиозностью, устремленностью к внутреннему самоизучению и духовному восхождению. Философия носит высокий общественный статус.
История индийской философии делится на три крупных периода: ведийский (с Х по V в. до н. э.), классический (с V в. до н. э. по Х в.), индуистский (с ХI в.). Основные школы можно разделить на два направления: ортодоксальные (признающие авторитет Вед) и неортодоксальные (Буддизм, Джайнизм)
Китайская философия так же, как и индийская, традиционна, патриархальна, самобытна. Отличительная особенность ее в том, что философия Китая ориентирована на историю, книжную ученость, государственность, социальную активность индивида.
Древнекитайская философия делится на три периода: начальный классический период (VI–III вв. до н.э.); философия эпохи Хань (II в. до н.э. – II в. н. э.), когда конфуцианство утверждается в качестве ведущего направления философии; послеханьская средневековая философия (III–Х вв.), когда развивается философия китайского буддизма, оказавшая влияние на другие учения.
Основные школы: даосизм (Лао-цзы); конфуцианство (основатель Кун Фу-цзы); моизм, легизм.

2) Античная философия (VI в до н. э. по VI в. н. э.) возникает как попытка рационального осмысления действительности. В это время на смену мифологии и ранним формам религиозности философия противопоставляет представление о мире как о сфере действия безличных объективных сил.
Философия во многом представляла собой знание о мире в целом и о человеке в частности (космоцентризм). Главные проблемы: проблемы соотношения бытия и небытия, идеи и материи, общего и единичного, разума и души, души и тела.
3 периода развития античной философии: натурфилософский (VI–V вв. до н. э.), представлен милетской, элейской и пифагорейской школами. К нему же относятся Гераклит, Анаксагор, атомисты; классический (вторая половина V–IV вв. до н. э.) основные представители Сократ, Платон, Аристотель; эллинистический (III в. до н. э. – VI в. н. э.): скептицизм, эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм.

3) В эпоху Средневековья на характер постановки и решения философских проблем оказывает влияние идеологическая атмосфера средневековой Европы.
В качестве основных принципов философии и теологии выступают следующие: теоцентризм (Бог – наивысшая форма бытия), креационизм (жизнь создана Богом), персонализм (личность - высшая духовная ценность), принцип божественного откровения.
В средневековой философии выделяют два основных этапа:
патристику (IV–VIII вв.) 4-8 систему теолого-философских взглядов отцов церкви, обосновывающих и разрабатывающих идеи христианства (Августин Аврелий);
схоластику (VI–XV вв.) 6-15 философия этого периода делает попытку рационального обоснования христианского вероучения, основных постулатов церкви (Фома Аквинский).
Основными проблемами этого периода являются: проблема соотношения веры и знания, спор об универсалиях.

4) В эпоху Возрождения (XV–XVI вв.) 15-16 философия тесно связана с ростом урбанизации, появление светской интеллигенции, географические и научные открытия представлена следующими направлениями 1) натурфилософией (Н. Кузанский, Дж. Бруно), 2) гуманизмом (Ф. Петрарка) и 3) социальной философией (Т. Мор, Т. Кампанелла).
Основные черты: антропоцентризм (человек центр вселенной), гуманизм, пантеизм (отождествление Бога с природой).

5) В эпоху Нового времени (XVII–XVIII вв.) из философии стали выделяться отдельные конкретные науки. Философия уже не могла претендовать на роль «науки наук». В условиях формирования капиталистического способа производства на первый план в философии выходит проблема метода научного познания.
Эта проблема представленатакими направлениями как: эмпиризм (Ф. Бэкон), рационализм (Р. Декарт), сенсуализм (Дж. Локк). Поднимаются проблемы онтологии, представленные Г. Лейбницем, Б. Спинозой, Р. Декартом. Проблемы государства, человека и общества (Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Т. Гоббс, Д. Дидро).

6) Немецкая классическая философия (конец 18 – середина 19 вв.)
Представители: И. Кант, Г. Гегель, Ф. Шеллинг, И. Фихте, И. Фейербах.
Называется классической, т.к. были доведены до совершенства основные установки рационалистической традиции (утверждение Гегеля о возможности разумного постижения мира).
Так же была пересмотрена теория познания («коперниканский переворот Канта»), Кант утверждал активность познающего субъекта. Была разработана диалектика, сформулированы законы диалектики. Был разработан метод историзма в познании социальных явлений.
Можно заключить, что НКФ стала вершиной европейской рациональной мысли.

7) Неклассическая философия 19 века.
В середине 19 в. в Европе стала доминировать неклассическая иррационалистическая философия.
Представители: Ф. Ницше, А. Шопенгауэр, Т. Спенсер, О. Конт, Энгельс, Маркс.
Основные направления:
1) Иррационализм
2) Позитивизм
3) Марксизм
Отличительные черты:
- считали мир неразумным, хаотичным, т.е. в его основе лежат иррациональные начала
- отрицают возможности разума в процессе познания. Вместо этого предлагается использовать интуицию, веру, инстинкты
- ставится под сомнение идея общественного прогресса
- смыслом жизни считается не постижение истины, а гармонизация внутреннего мира
- отрицают существование абсолютных нравственных ценностей, призывают человека к самостоятельному моральному поиску.

8) Европейская философия ХХ в.

Представители: М. Хайдепер, А. Камюль, Ж. Сартр, Х. Ортета – и – Гасссет

Для философии ХХ в. характерно возобновление интереса к антропологической проблематике, а также появление экзистенциализма – учения, предметом которого является индивидуальное человеческое бытие.

Вопрос 8. Особенности философии Древнего Востока

На востоке сформировалось традиционное общество, в основе которого – духовные факторы, в таком общественном контексте формируется специфическая философия:

- философия складывается непосредственно из религиозно-мифологического мировоззрения без определенного рационального компонента

- философское знание имеет мистический характер;

- философия понималась практическая мудрость, сливалась с обыденным этическим сознанием;

- теоритические рассуждения сочетались с использованием специфических телесных техник;

- философия играла особую роль в социально-политической жизни, отождествлялась с официальной идеологией.

Древняя Индия:

Первым памятником религиозно-мифологической мысли, положившим начало философской традиции в Древней Индии, своеобразной предфилософией были Веды («знания»), конец VIII в. до н.э. Веды – священное знание, которое рассматривалось как «услышанное», т.е. имеющее сверхчеловеческое происхождение. Веды (священный текст) являются одним из древнейших литературных памятников человечества. Они представляли собой четыре сборника текстов религиозного, общественно-политического и философского содержания.Важнейшая идея Вед заключалась в том, что человек един с природой, он ее часть. Различие между растениями, животным и человеком непринципиально, ибо люди, подобно животным и растениям, имеют тело и душу. Тело смертно, душа вечна. Она невидимый двойник тела. С гибелью тела душа не погибает, она переселяется в другое тело и становится его двойником. Таким телом может быть не только человек, но и животное, насекомое, растение. Странствие, блуждание души по различным телам безначально и носит название сансары (буквально блуждание, странствие, переселение).Переселение души связано с законом возмездия или кармой. Карма (действие, поступок, жребий) – совокупность всех добрых и дурных дел, совершенных человеком в предыдущих существованиях, которые определяют его судьбу в последующих. Карма – личный нравственный закон (все зависит от активности человеческой личности). Это закон наказания и награды за совершенное в прошлых воплощениях. Дхарма (держать, поддерживать) – безличный закон. Весь мир, природа и человечество оказываются в равной степени подчинены закону космической эволюции и порядка – Рита. Согласно закону кармы каждый человек получает воздаяние соответственно своим поступкам: хорошим или дурным. У каждого человека есть своя дхарма, закон образа жизни, установленный свыше. Уклонение человека от выполнения своей дхармы может привести к тому, что его душа возродится в телесной оболочке какого-либо другого существа.

Для джайнизма, характерна направленность на индивида, личность. Он в определенном смысле противостоит брахманизму. Джайнизм отрицает святость Вед, решающее влияние богов на судьбы людей и т.д. Центральной, системообразующей проблемой джайнизма выступает личность, ее место в мироздании. Джайнисты старались освободить не только телесное, но и духовное в человеке. Освобождение духа джайнизм основывает на действии закона кармы, который регулирует связь индивидуальной души с природой. Карма трактуется как тонкая материя, соединяющая материальное и духовное в человеке.

Буддизм - религиозно- философской концепция, которая возникла в VI-V вв. до н.э. и упрочила свое влияние в мире и сегодня, когда буддизм является мировой религией. Основателем буддизма был Сиддхартха Гаутама, который постиг правильный жизненный путь в результате просветления (или пробуждения) и был назван Буддой, т.е. просветленным. Буддизм исходит из равенства всех людей в страданиях, потому все вправе избавиться от них. В основе буддийской концепции человека лежит идея перевоплощения (метемпсихоза) живых существ. Буддийская мудрость выражается в так называемых четырех благородных истинах.Первая истина: есть страдание. Вторая истина: есть причина страдания. Третья истина: есть освобождение от страдания. Четвертая истина: есть путь, ведущий к освобождению от страдания. Цель буддистов — освободиться от желания, и тем самым повернуть «колесо дхармы» на земле.

· Важнейшей, определяющей особенностью философии Древней Индии является то, что она возникает и развивается под воздействием религиозно-мифологического мировоззрения.

· Высшие ценности: освобождение человека от страдания, от бесконечного, беспрерывного круга рождений и смертей – «колеса сансары» и достижение нирваны – смысло-жизненной цели и этического идеала. Это достижение возможно через нравственное самосовершенствование.

· Проблемное поле древнеиндийской философии – это прежде всего проблемы этико-психологического плана. В центре внимания не столько явления природы, окружающей человека, сколько сам человек, его духовный мир.

Древний Китай:

В развитии философской мысли Древнего Китая следует выделить два основных этапа: Первый этап (XII – VIII вв. до н.э.) – зарождение философских воззрений (предфилософия), который характеризуется тесной связью с мифологией. Специфика китайской мифологии заключается в том, что мифы предстают как исторические предания о прошлых династиях, о «золотом веке» и т.д. Они служили примером для подражания. В эту эпоху сложился знаменитый культ предков и поклонение Небу. Литературно-историческими памятниками, в которых отразился этап древнекитайской предфилософии является «Пятикнижие» – до сих пор выступающее как основа мировоззрения образованного китайца.

Первые философские учения (VIII – VI вв. до н.э.) – натурфилософский период, в который оформлялась модель миро устройства через переосмысление мифологической модели мира. Эта модель базировалась на следующих двух идеях:

– идея единства человека и мира – связь природных, социальных и нравственных явлений. В частности, распущенность правителя – непрекращающиеся дожди, глупость правителя – непрекращающийся ветер и т.д. Небо – Человек – Земля – это изначальная гармония великой природы и эту гармонию следует поддерживать и не нарушать. Небо – судьба, первооснова, первопричина всего существующего. Это высший объект почитания в Китае, синоним окружающего мира в целом. Именно отсюда возник и термин Поднебесная, ставший синонимом страны.

– идея перемен, учение о действии противоположных сил – «ян» и «инь» (света и тьмы, напряжения и податливости, мужского и женского); Каждая вещь содержит в себе начала «инь» и «ян». Последовательность перемен, их ритмичность и направленность объясняется взаимо превращениями «инь» и «ян», круговоротом жизненной энергией «ци».

Второй этап На VI – III вв. до н.э. приходится расцвет философской мысли. Этот период называют «золотым веком» китайской философии, этапом «соперничества ста школ». Выделяются шесть основных школ древнекитайской философии: конфуцианство (школа служилых людей), даосизм (школа сторонников учения о «Дао» и «дэ»), моизм, легизм (школа законников, фа-цзя), натурфилософская школа «инь-ян» и школа имен.

Древнекитайское конфуцианство представлено многими именами. Главное из них Кун Фу-цзы. Кун Фу-цзы (Конфуций) жил в 551 – 479 гг. до н.э. Главное сочинение Конфуция «Лунь-юй» («Беседы и наставления). В центре социальной утопии, созданной Конфуцием, стоит цзюнь-цзы — «благородный муж», идеализированный облик правителя. Конфуций считал, что в его время идеального правителя не было. Идеальные правители — святые «совершенно-мудрые» правили в древности. Результатом их правления являлось совершенное общественное устройство и передача культурности (вэнь).

Обязательное качество, которое цзюнь-цзы должен воспитать в себе — это жэнь — гуманность.Столь же обязательным качеством цзюнь-цзы является следование долгу. Долг — это моральное обязательство. Долг — это нормы отношений между пятью парами социальных ролей: отца и сына, старшего и младшего братьев, мужа и жены, старшего и младшего, государя и подданного. Следующее качество цзюнь-цзы—сяо — «сыновняя почтительность, благочестие и почитание старшего брата».Ли — следующая категория конфуцианской этики и обязательное качество «благородного мужа»; «правила», «ритуал». Ли включали в себя в широком смысле правила поведения на все случаи жизни.Еще одно качество, которым должен был обладать цзюнь-цзы — это чжи — «разумность».Главным средством управления Конфуций считал силу примера вышестоящих нижестоящим и убеждение.

В даосизме Дао — это всеобщий Закон Природы, Начало и Конец Творения. Дао — это все и ничто. Никто не создал Дао, но все возвращается к нему и все происходит от него. Дао никому не ведомо, оно недоступно для органов чувств Оно постоянно и неисчерпаемо. Даосские представления о Дао позволяют выделить ряд его интерпретаций. 1. Дао — это порождающее начало, генетически предшествующее миру оформленных вещей. По представлениям даосов, Дао возникает в Пустоте и туманности. Следовательно, Космос рождается в Пустоте. 2. Дао — синоним единого мирового целого. 3. Дао — как субстантивированная закономерность всего сущего, закон спонтанного бытия космоса, общества и человека. 4. Дао — как принцип движения, как вечный источник движения. Главное выражение Дао — «перемены» — изменение по принципу «то инь — то ян. Это плавный переход одного в другое по закону всеобщего Дао: «одно инь, одно ян и есть Путь».

Главным оппонентом конфуцианцев по вопросу о методах и формах государственного управления была школа фацзя, или легисты-законники. Наиболее яркими представителями этого направления были советники императора Цинь Ши-хуанди - ШанЯн и Хань Фей-цзы. Легисты высказались за приоритет закона. Отправной точкой размышлений легистов было уверенность в изначально злой природе человека. Человек изначально стремится не к общему благу, а к личному. В человеке преобладает эгоизм, а так как общество состоит из многих 8 людей, то, следовательно, неизбежны столкновения разных эгоистический интересов. В такой ситуации единственной гармонизирующей и регулирующей силой могут выступать законы (фа) и указы императора (мин). Порядок в государстве может существовать на основе лишь всеобщему жесткому повиновению закону, обращенному в настоящее и будущее. Метод, предлагаемый для этого легистами, достаточно прост: за хорошие, законопослушные поступки - поощрение, за дурные, посягающие на государственность - наказание. При этом легисты неоднократно подчеркивали, что лучше наказать несколько невинных, чем пропустить одного злодея.

· Философия в Китае играла исключительную роль, ибо именно она определяла специфику и систему ценностей китайской культуры и цивилизации, менталитет китайской нации.

· Духовные устремления китайских мыслителей направлены к практической жизни, государству и семье, к социальным явлениям.

· Философские знания в Древнем Китае неразрывно связаны с этикой и политикой.

· К особенностям древнекитайской философии следует отнести специфику иероглифического письма. Иероглифическая письменность определила афористический стиль философских текстов, метафоричность языка.

· Традиционализм, следование традициям – характерная черта китайской философии.

· Особенностью древнекитайской философии является ее обособленность от естествознания.

Вопрос 9. Общая характеристика античной философии

Античная философия была первой в истории человеческой духовности попыткой рационального постижения мира.

Этапы развития античной философии:

· Досократовский (натурфилософиский) - VII-VI вв. до н.э.

· Классический – VI-IV вв. до н.э.

· Эллинистический - IV век до н.э. - VI век н.э.

В досократовскомпериоде представители его (Пифагор, Фалес, Анаксимандр, Анаксимент, Гераклит, Демокрит и др.) искали т.н. «архэ» - первооснову.

Фалес предполагал, что искомым первовеществом была вода: "Питание всех вещей влажно, семена и зёрна всего сущего имеют влажную природу, а высыхание всего - есть смерть. Жизнь связана с влагой, а влага предполагает воду, значит всё происходит из воды, находит свою жизнь в воде и заканчивает в воде". Воду он сопоставлял с душой.

Анаксимандр занимался географией, именно ему приписывают создание первой карты земли и первого глобуса. Он полагал, что начало всего существующего - бесконечность, которую он назвал Апейроном (похоже на Дао в Даосизме). Это нечто, лишённое внешних и внутренних границ. Апейрон даёт начало другим вещам, оно бессмертно и неразрушимо. Всё обособившееся от апейрона должно со временем вернуться в него и за своё обособленное существование вещи в назначенное время должны понести наказание. По той же причине миры возникают и разрушаются.

Анаксимент же считал, что первоначало всего сущего - воздух. Он тоже, как и Апейрон, безконечен, и подобен нашей душе. Дыхание и воздух обнимают весь космос и мы рождаемся благодаря его влиянию. Значит он бесконечен и щедр, чтобы никогда не убывать. В древние времена полагали, что все сущее состоит из четырех элементов: воздуха, воды, земли и огня. Анаксимент предположил, что воздух, охлаждаясь, превращается в воду (конденсируется), а затем в землю. А ослабляясь и расширяясь он превращается в огонь.

Гераклит является основателем науки - диалектики (учения о развитии). Он говорил, что развитие - это переход от противоположности к другой. Первовеществом считал огонь.
Демокрит был основателем антагонистического материализма. Он полагал, что существуют элементы, из которых состоит все сущее, их бесконечное множество, и объединяясь, они образуют множество форм, а также бесконечно движутся. Эти элементы он назвал атомами. Вещи возникают и разрушаются благодаря их соединению и разъединению. Также есть пустота, в которой эти атомы движутся.
Демокрит создал целое учение об атомах, которое подтверждается современной наукой. Также он полагал, что богов выдумали люди, не в силах объяснить природные явления.
Пифагор предполагал, что в основе всего лежит число. Быть может его исследования легли в основу современной науки нумерологии.

Классический период. Наиболее яркие представители: Сократ, Платон, Аристотель.
Центральное место философии Сократа занимает человек, а также его социальные отношения с другими людьми, отношения к законам и к богу. Сократ считал, что человек - это его душа, которую необходимо совершенствовать. Бессмертная душа после смерти отвечает за свои прегрешения, помещается в чистилище и затем снова возвращаются на землю. Души же убийц и святотатцев не могут вернуться и помещаются в Аид.
Целью жизни Сократ считал познание самого себя. Добродетели, которые нужно в себе воспитывать - это сдержанность или умение укрощать свои страсти, мужество, умение преодолевать опасность и справедливость, умение соблюдать законы.
Он считал, что основой мира является некая материя, наделенная парами противоположностей: холодное - теплое, сухое - влажное. В комбинациях эти свойства дают четыре древних элементаля: огонь (тёплое и сухое), вода (холодное и влажное), воздух (тёплое и влажное) и земля (холодное и сухое). Эти элементы могут взаимопревращаемы: то есть воздух может стать водой, огнем и т.д. В это время формируются крупнейшие философские школы (софисты, академики, лицеи), складывается терминологический аппарат философии, формируется структура философского знания, оформляются стили философствования.

Эллинистический период. В этот период философы решали как вести себя человеку в обществе. Философы создали несколько школ, главными из которых являются: киники, эпикурейцы и стоики.
Школа киников. Представители этой школы считали, что человек должен жить подобно собаке, в нищете, довольствоваться малым, быть независимым от имущества, избегать зла, быть независимым от семьи и государства.
Наиболее известный философ данный школы: Диоген, живший в нищете, в жилище, называемом бочкой.
Школа Эпикурейцев. Ее представители - полная противополжность киникам. Они считали, что цель жизни - удовольствие, а также избавление от физической боли, беспокойства души, страданий, страха смерти и оков принуждения. Они говорили, что жить нужно в укромном месте, в тесном дружеском кругу не участвуя в государственной жизни. Нужно всегда стремиться к покою и уравновешенности.
Эпикурейцы также говорили, что у человека 2 врага: страх и надежда. Страх перед Богом и страх смерти. Человек надеется, что завтра будет лучше, но ничего в этом мире не изменяется, поэтому измениться должен сам человек, то есть, все зависит от него самого.
Школа Стоиков. Последователи этой школы были чистейшими фаталистами. Они говорили, что человек должен быть смиренен по отношению к судьбе, он не может изменить ее, но должен лишь уметь справиться с обьективным ходом событий.
Стоик не должен желать того, что находится не в его власти, отличаться терпимостью и сдержанностью, а его счастье состоит в том, что он не желает никакого счастья.

Античная философия стала фундаментом всей европейской культуры, ядром мировоззрения европейского человека.

Вопрос 10. Философия Средних веков

Средневековая европейская философия была неразрывно связана с христианским вероучением, с религиозным монотеистическим мировоззрением (2-14 вв.). Основным и самым значимым источником для философских размышлений становилось Священное писание.

В философии Средневековья обычно выделяют два периода, называемых «патристика» и «схоластика».

Патристика (2-8 вв.) – это система теолого-философских взглядов «отцов церкви», обосновывающих и разрабатывающих идеи христианства.Доникейская патристика занималась оправданием, защитой христианского вероучения. Посленикейская патристика становится идеологией господствующей церкви. Святые отцы систематизируют догматику и ведут полемику с еретиками. К числу наиболее известных деятелей патристики относятся Августин Блаженный, Иоанн Златоуст, Климент Александрийский, Григорий Нисский.

Схоластика («школьная философия») (8-14 вв.) постепенно соединила теологию и философию. Её целью было рациональное, опирающееся на доводы разума обоснование веры. Синтез христианской догматики и античной философии. «Отцом» схоластики и основателем теологии считают Ансельма Кентерберийского. В период расцвета схоластики, в 13 веке, работали Альберт Великий, Фома Аквинский, Роджер Бэкон. Появились университеты.

Иногда выделяют Третий этап средневековой философии характеризуется резкой критикой схоластики, ее умозрительности. Утверждалось, что разум не может быть критерием веры, откровения, священного писания. В основе знаний лежат представления о конкретных или многих вещах (единичное и общее). Богословие – не наука, т. к. о Боге нет ни чувственного, ни рационального знания. Философия и теология, учил английский философ Уильям Оккам (1285-1349 г. г.), должны заниматься каждая своим делом, их надо разъединить. Знание не имеет никакого отношения к вере, а религия – к философии.

Средневековую философию отличают следующие особенности:

· теоцентризм– мировоззрение, сторонники которого считают божественную реальность первичной определяющей. Соответственно, высшим знанием считалась теология, а философия была призвана обслуживать ее интересы. Возникает новое понимание Бога: Бог – единый, единственный, сверхъестественный, творец мира, всемогущий;

· главным инструментом философствования становится вера (фидеизм);

· библиоцентричность – Священное писание понималось как источник всех возможных истин; экзегетика – искусство толкования Библии;

· мышление средневековых философов было традиционалистским;

· антропоцентричность и антропологизмхристианского мировоззрения. Христианские антропологи различают в человеке дух, душу и тело, отдают приоритет духовной сфере. Происходит переосмысление ценностей, которые приобретают трансцендентный характер;

· изучение космоса, природы, явлений окружающего мира отодвигается на второй план;

· человек рассматривается как существо двойственное: с одной стороны, несущее на себе божественный образ, как творение Божие (свобода, творчество, красота, любовь); с другой стороны как греховное. Именно человек несет ответственность за грехопадение всего мира.

Философия Средних веков не только продолжает античные традиции, но и расширяет кргу проблем, закладывает основы европейского персонализма, этизирует мировоззрение человека. Христианство создаёт предпосылки, на которых основывается современная европейская культура.

Вопрос 11. Философия эпохи Возрождения

Термин «Возрождение» (употребляется также итальянский вариант – Ренессанс) связан с обращением мыслителей к идеалам античности, своеобразным возрождением древнегреческой и римской философии. Философия эпохи Возрождения- это
совокупность философских направлений, возникших иразвивавшихся в Европе в XIV - XVII вв., объединенных антицерковными и антисхоластическими направлениями.

Основные направления философии эпохи Возрождения.

  • гуманистическое, (XIV - XV вв., представители: Данте Алигьери, Фран-ческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) - в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;
  • неоплатоническое (сер. XV - XVI вв.), представители которого - Николай Кузанский, Пико деллаМирандола, Парацельс и др. - развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;
  • натурфилософское (XVI - нач. XVII вв.), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;
  • реформационное (XVI - XVII вв.), представители которого - Мартин Лютер, Томас Мопцер, Жан Кальвин, Джон Усснлиф, Эразм Роттердамский и др. – стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью;

· политическое (XV - XVI вв., Николо Макиавелли) - изучало проблемы управления государством, поведение правителей;

· утопическо-социалистическое (XV - XVII вв., представители - Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) -искало идеально-фантастическиеформы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.

Важнейшие достижения эпохи Возрождения:

· восстанавливаются традиции античной философии;

· критикуется средневековая религиозная традиция;

· произошел переход от теоцентризма к пантеизму – взгляд на мир, сторонники которого отождествляют Бога и природу. Пантеисты понимают физический мир как подлинную, т.е. несотворенную, реальность. Они лишают Бога творящих функций и размывают его в мире;

· формируется идея гуманизма. Гуманизм – это позиция, сторонники которой считают человека высшей целью и ценностью, хозяином своей жизни, утверждают права и свободы людей, рассматривают равенство и справедливость как принципы общественного устройства;

· возникают нерелигиозные объяснения общества и государства, построенные на опыте и разуме. К примеру, Н. Макиавелли объясняет природу политической власти как опирающуюся на насилие, обман, лицемерие и отрицательные качества подданных.

Мыслители эпохи Возрождения предложили идеи и ценности, объективно способствовавшие формированию всесторонне развитой личности творческого типа. Появление целой плеяды творчески одаренных индивидуальностей было адекватным ответом на запросы эпохи. В эпоху Возрождения создаются идеи, которые составляют основу современной европейской культуры.

Вопрос 12. Философия Нового времени

В Новое время(XVI–начало XVIIIвв.)в духовной жизни Европы происходят кардинальные перемены. Важнейшим событием, повлиявшим на мировоззрение европейцев стала научная революция. В результате этих преобразований возникла наука современного типа, основанная на эмпирическом познании. Определяющее влияние научного знания на философию выразилось в следующем:

- важнейшей становится гносеологическая проблематика, Философы исследуют методологию познания.

- философские теории стали строиться по образцу точных наук

- господствующим мировоззрением становится рационализм, т.е. представление о разумности мироустройства и эффективности рационального познания.

Британский философ Френсис Бэкон является родоначальником философского эмпиризма в философии Нового Времени. К его основным философским сочинениям относят работы «О достоинстве и преумножении наук», «Новый органон», «Новая Атлантида».В сочинении «Новый органон» Бэкон ставит задачу сформулировать правильный метод исследования природы. Он считал, что философия должна носить, прежде всего, практический характер. Высшая цель науки – господство человека над природой, а господствовать над природой можно только подчиняясь ее законам. Бэкон провозгласил девиз ставший знаменитым: «Знание – сила». Он был убежден, что природу можно покорить, только подчиняясь ее законам, не искажая ее образа.

Следующий важный момент - анализ факторов, мешающих развитию сознания. Если уподобить сознание зеркалу, отражающему мир, то его надо сначала очистить. Знаменитая теория четырех идолов (идол здесь - это что-то обманчивое, зыбкое как болотный огонь, призрачное). Одной из важнейших задач Бэкон считает освобождение от идолов. В порядке возрастания трудности их преодоления:

· Идол рынка, площади. Идол, связанный с употреблением языка. Бэкон считает, что в языке, который мы употребляем, отражаются старые представления, устаревшие концепции. К тому же, в естественном языке одно и то же слово может обозначать разные предметы. Отсюда вытекает взаимонепонимание.

· Идол пещеры. Используется образ платоновской пещеры. Идол, связанный с воспитанием, образованием, социальным положением. Каждый человек смотрит со своей точки зрения, из своей пещерки на мир. В качестве преодоления Бэкон предлагает выделить то, что является общим в восприятии различных людей.

· Идол театра - идол авторитетов, когда какой-либо вопрос решается ссылкой на авторитетов. Сюда же относятся и ходячие мнения - анонимные авторитеты. В качестве средства против этого идола Бэкон рекомендует критическое отношение и пересмотр этих позиций.

· Идол рода. Мы все обладаем общими, родовыми характеристиками. Может быть, в силу этого мы одинаково искаженно воспринимаем мир, например, мы все не видим инфракрасного излучения. Бэкон рассмотрел ее на примере привычки подходит ко всем вопросам с телеологической точки зрения, что, как он считал, является родовым признаком.

Бэкон сравнивает 3 пути получение нового знания:

· "путь паука" - получить знания изнутри самого себя, как паутину. Однако последняя редкая и непрочная (по тогдашним понятиям), поэтому этот путь (схоластику) Бэкон категорически отвергает.

· "путь муравья " - путь опыта, но опыта случайного, несистематизированного, подобно тому, как муравей тащит к себе всякий мусор (по тогдашним понятиям). Также отвергает этот путь.

· "путь пчелы" - собирает пыльцу и нектар и перерабатывает в более ценный продукт - мед. Источником познания является опыт, систематизированный методом.

Бэкон понимает опыт не просто как пассивное восприятие, а как активный эксперимент. Со времен Бэкона активный эксперимент является важнейшей формой познания. Идея метода, который позволяет обработать неупорядоченные данные. В качестве метода Бэкон предлагает метод индукции. Наряду с экспериментом, он и есть истинный метод философии и всех наук. Бэкон рассматривал индукцию как способ получения материала для последующей дедукции. Дедукция - выведение следствий и частных случаев из общих положений. Индукция - частные случаи наводят на общие положения.

Французский философ, математик, физик, физиолог Рене Декарт (1659 – 1650) как и Бэкон видел первоочередную задачу философии своего времени в построении нового фундамента в познании мира. Он предложил совершенно иной, противоположный бэконовскому способ ее решения. Декарт пытался отыскать надлежащий путь, которым следует руководствоваться для достижения истины. В работе «Рассуждение о методе», ориентируясь на математику, формулирует четыре правила своего метода:

– принимать за истину то, что ум видит ясно и отчетливо, и что не подлежит сомнению (интеллектуальная интуиция);

– делить каждую проблему на столько частей, сколько нужно для быстрого ее разрешения;

– решать проблемы, начиная с наиболее простых и общих, постепенно восходя к наиболее сложным (дедукция);

– делать перечни полными и всеохватывающими, чтобы не пропустить ни одного звена в логической цепи.

Томас Гоббс был самым настоящим учеником Бэкона. Теория познания строилась им на принципах сенсуализма. Сенсуализм (от лат. sensus - чувство, ощущение) - философское воззрение, выводящее все содержание знаний из деятельности органов чувств и сводящее его в сумме элементов чувственного познания. Сенсуалисты полагают, что мышление принципиально не способно дать ничего нового по сравнению с чувственностью.

Джон Локк. Свою философскую деятельность начинает с критики декартовой концепции врожденных идей. Интересен способ критики: с критики идеи осознания Бога. Отсюда Локк делает важный вывод, что это не является врожденной идеей, вся концепция врожденных идей неверна. Итак, основанием для критики являются опытные данные - имеется органическая связь с идеей Бэкона. Локк делит опыт на внешний, то, что мы воспринимаем посредством ощущений, perception, и внутренний, reflection, который Локк интерпретирует как отображение внешнего опыта в нашем сознании. Локк отдает в плане получения знания решительный приоритет внешнему опыту, данным наших чувств.

Вопрос 13. Немецкая классическая философия

Основатели: И. Кант, Г. Гегель, И Фихте, Ф. Шеллинг, Л. Фейербах

В онтологии мир понимается как внутренне разумный, упорядоченный, организованный. В гносеологии мир познаваемый, поскольку он тождественен разуму. В антропологии разум является важнейшей характеристикой человека. Познание - важнейшее дело. Человек – социальное существо. Общество должно быть устроено разумно и справедливо. Утверждается идея общественного прогресса. Этический рационализм, признавались моральные императивы.

Теоритические достижения:

- немецкая философия классическая, поскольку завершает развитие рациональной традиции, зародившейся в античную эпоху. Немецкие философы предельно сформировали тезис о тождестве бытия и разума: всё разумное – действительно, всё действительное – разумно.

- разрабатывается диалектический метод мышления, формируются 3 закона диалектики (Закон единства и борьбы противоположностей (заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т.д.));

Закон отрицания отрицания (заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым);

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений (при определенных количественных изменениях обязательно меняется качество)).

- формируется принцип историзма в гуманитарном знании (прошлое понимается как ресурс для изучения настоящего для определения тенденций общества. Восприятие исторических событий как уникальных во временном контексте)

- внимание к антропологической проблематике (Человек понимается как важнейший элемент изучения философии. Формируется представление о человеке как о свободном и деятельном, созидающим мир культуры)

- «Коперниканский» переворот Канта (Кант пересматривает отношения субъекта и объекта в процессе познания. Он утверждает активность познающего субъекта и зависимость результатов познания от позиции исследователя.

- глубокую разработку получила этическая проблематика (категорический императив Канта). Универсальное правило нравственности гласит: «поступай так, чтобы индивидуальное правило твоего поведения могло стать всеобщим законом».

Вопрос 14. Неклассическая философия XIXв.

Под неклассической философией принято понимать совокупность разрозненных философских течений, возникших в Западной Европе в ХIХ в. за пределами немецкой классической философии. Термин "неклассическая философия" выражает тип философствования, сформировавшийся в философии второй половины ХIХ-ХХ вв., в рамках которого мыслители пытались "преодолеть" рационалистические установки классики. Неклассический этап в развитии философской мысли является сложным явлением, включающим в себя противоречивые по своей сути, а иногда и несовместимые течения. Тем не менее, ему присуща некоторая общая стилистика и культура философствования, принципиально отличающаяся от классики. В онтологии мир хаотичен, вместо разума предлагаются иные абсолюты. В гносеологии мир принципиально не познаваем, интеллект не эффективен, адекватные средства познания считаются интуиция, инстинкт, вера, эстетика. В антропологии признаются бессознательные сферы, важнейшая задача – гармонизация внутренней жизни, признается телесная организация и фундаментальные природные мотивы поведения. Утверждается индивидуальность. Разочарование в разумности общественного устройства и перспективах общественного прогресса. Моральное поведение имеет иные основы, философы ориентирует на переосмысление моральных ценностей на постоянный нравственный поиск.

Представители: А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, С.Кьеркегор.

Неклассическая философия представлена следующими направлениями:

· Иррационализм

· Позитивизм

· Марксизм

Иррационализм – философское учение, согласно которому, решающим фактором в познании, в поведении людей, в мировоззрении, в ходе истории играют не силы разума, не рациональное начало, а иррациональное (от лат. irrationalis – неразумный, бессознательный), что предполагает признание ведущей роли инстинкта, интуиции, слепой веры, чувства, т.е. того, что противостоит разуму, рассудку, мудрости.Одной из самых ярких фигур иррационализма является Артур Шопенгауэр (1788-1860). В работе «Мир как воля и представление» (1819), Шопенгауэр пишет, что мир вовсе не основан на принципах целесообразности, разумности. Разум и наука не могут объяснить многочисленные силы и явления природы. По мнению Шопенгауэра, в мире вообще нет разумных сил, но есть воля, воля к жизни, стремление к самоутверждению. Воля – это слепой порыв к жизни, иррациональное хотение, пронизывающее собой все. Воля проявляется в физическом мире как притяжение, тяготение, магнетизм, электричество. В растительном и животном – как стремление к самосохранению, в обществе воля существует как воля государств, рас, народов и отдельных людей. Реальна только одна космическая воля, которая проявляется во всем течении событий Вселенной, а мир - только зеркало этого воления, выступающее как представление. Ницше Фридрих (1844 – 1900) – немецкий мыслитель, который стал родоначальником течения «философии жизни». В творчестве и личной судьбе Ницше наиболее драматично отразился кризисный характер переходной эпохи на рубеже XIX – начала XX столетия, выразившийся в тотальной утрате веры в разум, в разочаровании и пессимизме. Центральными понятиями философии Ницше являются: сверхчеловек, воля к власти, мораль господ, мораль рабов и вечное возвращение.

Центральным вопросом позитивистского учения является вопрос о взаимоотношении философии и науки. Главное положение позитивизма заключается в том, что все подлинное, положительное («позитивное») знание о действительности может быть получено лишь в виде результатов отдельных специальных наук или их «синтетического» объединения, а философия как особая наука, претендующая на содержательное исследование особой сферы реальности, не имеет права на существование.

Позитивизм претерпел несколько этапов в своем становлении. В 30 – 40-е годы XIX в., во Франции, благодаря О. Конту зародилась философская школа, которая претендовала на создание «научной философии». Конт объявил о решительном разрыве с философской или «метафизической» традицией, полагая, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии. Термин «философия» он предложил сохранить за общей наукой, раскрывающей связь отдельных наук.В результате попыток сохранить основную позитивистскую направленность – резкое размежевание областей науки и философской «метафизики» – возникла вторая историческая форма позитивизма – махизм, эмпириокритицизм, т.е. критика опыта (Э. Мах, Р. Авенариус и др.). На стадии махизма позитивизм ставит в центр внимания такие проблемы, которые приверженцы контовского учения считали слишком «метафизическими»: природа познания и опыта, проблема субъекта и объекта, характер категорий «вещь», «субстанция», природа основных «элементов» действительности, взаимоотношение физического и психического и т.д.Третий этап в развитии позитивизма – неопозитивизм, который зародился в 20- е г. XX в.Философия же, по их мнению, не имеет предмета, потому что она не содержательная наука о какой-то реальности, а род деятельности, сводящейся к анализу естественных и искусственных языков, – деятельности, преследующей две цели: 1) исключить из науки все не имеющие смысла рассуждения и псевдопроблемы, возникающие в результате неправильного употребления языка, нарушения его логических правил; 2) обеспечить построение идеальных логических моделей осмысленного рассуждения. Истинность положений науки удостоверяется принципом верификации, согласно которому истинное значит проверяемое в опыте.Постпозитивизм отказывается от жесткого разделения науки и философии. Любой факт – это факт какой-либо теории, а потому он является не «чистым», а теоретически нагруженным. Наука включает в себя далеко не только истины факта и эмпирические обобщения, но и идеалы и нормы научного знания, ценности научного сообщества и особенности личности самого ученого. Принцип верификации сменяется принципом фальсификации, предложенным К. Поппером. Согласно ему научной является лишь та теория, которая в принципе может быть опровергнута.Постпозитивизм настаивает на важности исторического подхода в изучении науки. По мнению наиболее видных его представителей (Т. Куна, И. Лакатоса) наука развивается не линейно и кумулятивно (т.е. по пути накопления знаний), а скачками. В процессе развития науки в результате научных революций происходит смена парадигм (от греч. paradeigma – пример, образец). Парадигма означает совокупность теоретических, методологических и иных установок принимаемых научным сообществом на каждом этапе развития науки, которыми руководствуются в качестве образца (модели, стандарта) при решении проблем.

Марксизм, возникший в середине 40-х годов XIX в., предложил новую рациональную версию социально-философской теории. Разработка идей марксизма связана с именами выдающихся немецких философов и экономистов К.Маркса (1818 – 1883) и Ф.Энгельса (1820- 1895). Направление марксизма оказало особое влияние на судьбы народов социалистических государств, попытавшихся реализовать на практике его социально-политические идеи.К теоретическим источникам марксизма относятся немецкая классическая философия, а именно диалектика Гегеля и материализм Фейербаха, английская политическая экономия (А.Смит, Д.Риккардо) и утопический социализм (Сен- Симон, Фурье, Оуэн). Представители марксизма пытались рассмотреть такие философские проблемы, как закономерности развития общества, материалистическое понимание истории, проблему антропосоциогенеза, причины социального расслоения, феномен общественного сознания.Центральной темой марксизма становится социальная философия, основанная на материалистическом понимании истории (исторический материализм). Материалистическое понимание истории исходит из того, что условия человеческой жизни (общественное бытие) определяют взгляды людей, их цели, ценности, теории (общественное сознание).Основу (базис) общественного бытия составляет способ производства материальных благ. Способ производства определяет социальные, политические и духовные процессы жизни вообще. Способ производства представляет собой единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы – это орудия труда, средства производства и занятые в нем люди. Производственные отношения – отношения между людьми, характеризующиеся формой собственности на средства производства и общественным разделением труда. Производственные отношения включают в себя отношения производства, обмена, потребления и распределения материальных благ. Над базисом возвышается надстройка – духовная жизнь общества, включающая в себя: общественные учреждения и организации; социальные отношения (политические, правовые, религиозные, нравственные и т.д.) и общественное сознание, предполагающее мораль, религию, науку, философию, искусство и т.д.Вся история в марксизме – закономерный естественно- исторический процесс последовательной смены одних общественно-исторических формаций другими на основе изменения способов производства.Идеалом развития человеческого общества по мысли марксизма является коммунизм, который начнёт новую историю, свободную от антогонизмов между людьми, между людьми и природой.Методологией философской системы марксизма можно считать диалектический материализм, базирующийся на идее материальности мира, понимании движения как способа существования материи, а также объяснении сознания как свойства высокоорганизованной материи.

Вопрос 15. Европейская философия ХХ века: основные школы и направления

Философия XX в. — это множество самых различных направлений философствования, многие из которых пришли из прошлого столетия и продолжают жить и развиваться в соответствии с современными реалиями. Эти новые явления нашего времени, естественно, порождают и совершенно новые, оригинальные направления философской мысли. Вместе с тем, эти философские школы и направления отражают ряд общих тенденций развития человечества, характерных для нашего времени:

• все более пристальное внимание к человеку как главному предмету философии;

• беспокойство за судьбы человечества, сомнение в правильности выбранного им пути развития, поиски и предложения новых стратегических ориентиров;

• глобальные проблемы человечества;

• анализ человечества как единого целого в параллелях с природой, Космосом, Богом, борьба интеграционных и националистически-региональных тенденций развития цивилизации;

• углубление формалистических исканий;

• вечный поиск смысла и основ жизни, выдвижение культурно-духовных оснований как приоритетных для дальнейшего развития человечества и многие другие проблемы.

Неокантианство. Основной пафос рассуждений современных неокантианцев (Э. Кассирер, Г. Коген, В. Виндельбанд) является несовместимость общих понятий с конкретным человеческим существованием, которое всегда уникально и не поддается обобщению. В то же время неокантианцы признают вневременные высшие ценности — истину, добро, красоту и др., — которые характерны для человека и выделяют его из природы.

Неокантианцы противопоставляют объективное и ценностное знание. Дуализм природы и культуры не позволяет найти общий для них метод познания. В этом контексте они предлагают различать, разделять единичное и всеобщее, конечность и бесконечность, существование и сущность.

Философия культуры ценностна, потому она невозможна без изучения человека, без антропологии. Предметом анализа неокантианцев и являются универсальные формы деятельности человека — мифология, религия, язык, наука, искусство. Этому универсализму деятельности человека противоречат биологизаторские концепции типа дарвиновской, которую активно критикуют неокантианцы.

Фрейдизм и неофрейдизм. Фрейдизм как философское направление вырос из психоанализа — метода исследования, предложенного 3. Фрейдом дня лечения истерии. Однако этот метод вышел далеко за рамки медицинского статуса. Прежде всего он повлиял на психологию, которая отныне не могла не учитывать в своих исследованиях феномен бессознательного. В свою очередь, философские концепции, ставящие в центр анализа человека, не могли не учитывать его психику и влияние бессознательного на все стороны его жизнедеятельности. Так возникло новое философское направление — фрейдизм. Основным его понятием является бессознательное. Бессознательное — это вытесненное из сознания, неосознаваемое, которое сохраняется в подсознании, а исподволь, неосознанно воздействует на психику и поступки человека. Бессознательное выражается в различных комплексах подсознания. По Фрейду, это прежде всего либидо — комплекс сексуального влечения. Черты психосексуального развития, заложенные в человека еще в детстве, он проносит через всю жизнь.

Идеи бессознательного и психоанализа легли в основу различных направлений неофрейдизма. Основатели неофрейдизма К. Корни, А.Кардинер, Г. Салливан, Э. Фромм начинали как ортодоксальные фрейдисты. Но постепенно они все более включают в свои аналитические построения социальную компоненту. Сопиологизация психоанализа позволила им перенести фрейдистские идеи на общество и отвергнуть ряд ограниченных положений теории Фрейда.

Одним из основных направлений, вышедших из фрейдизма, стала аналитическая психология, крупнейшим представителем которой был К.Г Юнг. Фрейд признавал, что Юнг внес много нового и полезного в психоанализ. Юнг считая преувеличенным влияние сексуального влечения на человеческое поведение согласно концепции Фрейда. Он не только отвергал резкое противопоставление сознательного и бессознательного, но считал бессознательное полезным и созидательным.

Юнга также интересовал социальный аспект психоанализа. Считая возможным применить его к обществу, Юнг активно использовал для таких исследований мифологию и антропологию. Он ввел в научный анализ понятие коллективного бессознательного, основанного на архетипах — бессознательных общих представлениях, влияющих на социальное поведение больших масс людей. Введение понятия архетипа расширило возможности исторического психоанализа.

Психоаналитические идеи легли в основу целого ряда современных философских направлений. Среди них можно назвать «Психологическую философскую антропологию» (Л. Бинсвангер), «Экзистенциальный психоанализ» (Ж.П. Сартр, Э. Фромм), «Психоаналитическую герменевтику» (А. Лоренц, Ю. Хабермас), «Структурный психоанализ» (К. Леви-Строс, Ж. Лакан) и др. Психоанализ в современных его вариантах оказывает возрастающее влияние на все сферы жизни, прежде всего на искусство и науку.

Экзистенциализм. Название направления происходит от латинского existentia — существование. Это одно из самых распространенных современных философских учений. Экзистенциализм исходит из единичности человеческого существования, которое характеризуется комплексом отрицательных эмоций — озабоченностью, страхом, сознанием конечности бытия. Как и в персонализме, различают дванаправления экзистенциализма — атеистическое и религиозное.

Единственная подлинная действительность для экзистенциалистов — это бытие человеческой личности. Исходя из своего существования, человек может так или иначе определять себя. Он вынужден это, делать, ибо ничто другое не определяет его жизнь. Вся его жизнь зависит от его индивидуальной цели, от его выбора. Одна из основных категорий экзистенциализма — свобода человека. Но свобода эта вынужденная, это бремя, на которое осужден человек, ибо его окружает чуждый, бессмысленный мир. Осознание своей свободы и принятие на себя этого «креста» определяют достоинство, ответственность и истинность существования человека.

Он живет рядом с другими людьми, в социуме, он общается с окружающими, либо подчиняясь, либо подчиняя — но он одинок в своих чувствах. Человек может принять позицию другого или ориентироваться на общественные ценности и всеобщие цели. Но в этом случае он теряет свободу, свою экзистенцию, самого себя как личность, снимает с себя ответственность — основной атрибут свободы-экзистенции.

Проблемы гносеологии в экзистенциализме сопряжены с его онтологией. Человек рождается в социуме и ограничен его законами и повседневностью существования. Но он чувствует неполноту самовыражения, реализации своих возможностей и стремится восполнить недостающее. Это и является стимулом к познанию. Но познание у экзистенциалистов возможно только через чувство и только через самопознание. В такой ситуации нет и не может быть объективной истины, истин столько, сколько людей. Это заставляет отвергнуть современное научное рациональное познание и заменить его экзистенциальным.

Экзистенциализм оказался созвучным XX в. — веку страха перед ядерной катастрофой, глобальными проблемами, разочарования в избранном человечеством пути развития, приведшем его на грань гибели, веку рационализма и осознания человеком истин, часто неприятных, своего существования, веку тоски по иной, лучшей гармоничной жизни и стремления к ней.

Вопрос 16. Русская философия

Русская философская мысль – органическая часть мировой философии и культуры. Она обращалась к тем же проблемам, что и западноевропейская, хотя подход к ним, способы их осмысления носили глубоко национальный характер.

 Русская философия прошла долгий путь своего развития, в котором выделяются следующие этапы:

1) 11-17 вв. – становление русской философии (предфилософия);

2) философия в России 18 в.;

3) становление русской философии как науки (конец 18 – первая половина 19 в.);

4) философия второй половины 19 – начала 20 в.;

5) современная отечественная философия (с 20-х гг. 20 в.).

Культурно-исторической предпосылкой русской философии является православие. Православная религия определила важнейшие содержательные установки:

1) антропоцентризм;

2) панморализм (греч.) – мораль – это универсальная составляющая любых философских проблем;

3) историософичность – нацеленность на изучение истории;

4) идея целостности (в учении об устройстве мира – идея космизма, в учении об обществе – идея соборности, в учении о человеке – идея триединства духа, души и тела); поскольку в акте познания участвует целостный человеческий дух, философия становится иррациональной.

Внешние формы существования философского знания обусловлены специфическим положением философии в обществе. Чтобы избежать контроля со стороны государства, быть понятной, доступной и оперативной, философия сотрудничает с художественной литературой и периодической печатью.

Основные темы и проблемы:

1) тема человека, его судьбы и смысла жизни;

2) проблема добра и зла;

3) «русская идея» - выяснение особенностей русского духа, русской культуры и русского менталитета;

4) поиск исторического пути развития России – между Востоком и Западом;

5) смысл истории человечества, его будущее;

6) проблема власти, государства, социальной справедливости и другие.

7) космизм.

Основные школы русской философии:

1) историческая философия П. Я. Чаадаева («Философические письма»





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 264 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2217 - | 2091 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.