В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. По выражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксистами с «головы на ноги». Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма:
основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);
сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;
материя находится в постоянном движении и развитии;
Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству, и дает человечеству (особенно его невежественной части) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность;
материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;
важным фактором развития является практика – преобразование человеком окружающей действительности и приобретение человеком самого человека;
развитие происходит по законам диалектики – единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.
63) Истина и заблуждение в научном познании
Обычно истину определяют как соответствие знания объекту. Истина — это адекватная информация об объекте, получаемая посредством либо чувственного или интеллектуального постижения, либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Таким образом, истина существует как субъективная реальность в ее информационном и ценностном аспектах. Ценность знания определена мерой его истинности. Истина есть свойство знания, а не объекта познания. Истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Истина есть адекватное отражение реальности в динамике ее развития. Но человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения. Заблуждение — это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения тоже отражают объективную действительность, имеют реальный источник. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем, стремлением к реализации замыслов в ситуации неполной информации. Но заблуждения следует отличать от лжи как нравственно-психологического феномена. Ложь — это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-то в обман. Ложью может быть как измышление о том чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи может быть и логически неправильное мышление. Научное познание по своей сути невозможно без столкновения различных мнений, убеждений, также как невозможно и без ошибок. Ошибки нередко совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок. Гораздо сложнее все в общественных науках, в частности в истории. Тут и доступность источников, и их достоверность, и политика. Истина исторична. Понятие конечной или неизменной истины — всего лишь призрак. Любой объект познания — неисчерпаем, он меняется, обладает множеством свойств и связан бесконечным числом связей с окружающим миром. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития общества, науки. Научные знания поэтому носят относительный характер. Относительность знаний заключается в их неполноте и вероятностном характере. Истина поэтому относительна, ибо она отражает объект не полностью, не исчерпывающим образом. Относительная истина есть ограничено-верное знание о чем-либо. К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения, смерти и т д. Абсолютная истина — это такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью. Конкретность — это свойство истины, основанное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, существенных свойств, тендеций его развития. Так истинность или ложность тех или иных суждений не может быть установлена если не известны условия места, времени, в которых они сформулированы. Критерий истины заключается в практике. Именно в практике должен человек доказать истинность, т.е. действительность своего мышления. Один из принципов мышления гласит: некое положение является истинным, если возможно доказать, применимо ли оно в той или иной конкретной ситуации. Этот принцип выражен в термине реализуемость. Посредством реализации идеи в практическом действии знание соизмеряется, сопоставляется со своим объектом, выявляя тем самым настоящую меру объективности, истинности своего содержания. Но нельзя забывать, что практика не может полностью подтвердить или опровергнуть какое бы то ни было представление, знание. «Атом неделим» — так считалось много веков и практика подтверждала это. Практика хранит молчание относительно того, что находится за пределами ее исторически ограниченных возможностей. Однако она постояно развивается, совершенствуется. В процессе развития истинного знания, увеличения его объема наука и практика все больше выступают в нераздельном единстве.
64)Римская философия и ее направления
С начала III столетия до н. э. в регионе Средиземного моря существенно
усиливается влияние Рима, который из городской республики становится сильной
державой. Во II в. до н. э. он владеет уже большой частью древнего мира. Под
его экономическое и политическое влияние попадают и города континентальной
Греции. Тем самым в Рим начинается проникновение греческой культуры,
составной частью которой была философия. Римская культура и образование
развивались в совершенно других условиях, чем те, которые были несколько
столетий до этого в Греции. Римские походы, устремленные во все стороны
известного тогда мира (с одной стороны, в области зрелых цивилизаций
древнего мира, а с другой - на территорию "варварских" племен), образуют
широкие рамки для формирования римского мышления. Успешно развивались
естественные и технические науки, небывалого размаха достигают политические
и юридические.
Для римской культуры характерно стремление обогатиться лучшим из того,
с чем сталкивается Рим, стремящийся к мировому господству. Логичным поэтому
является то, что и римская философия формируется под решающим влиянием
греческого, в частности эллинистического, философского мышление Определенным
импульсом для расширения греческой философии в Риме было посещение его
афинскими послами, среди которых были наиболее выдающиеся представители
существовавших в то время греческие философских школ (середина II в. до н.
э.).
Приблизительно с этого времени в Риме развиваются три философских
направления, которые сформировались уже в эллинистической Греции,- стоицизм,
эпикуреизм и скептицизм.
Стоицизм. Наибольшее распространение как в республиканском, так и позже
в императорском Риме получил стоицизм. Иногда его считают единственным
философским направлением, которое в римский период приобрело новое звучание.
Наиболее видным представителем римского стоицизма (новой стои) были
Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий.
Сенека (ок. 4 г. до н. э.-65 г. н. э.) происходил из сословия
"всадников" \ Сословие "всадников" было вторым привилегированным
сословием после сословия сенаторов. \, получил всестороннее
естественнонаучное, юридическое и философское образование, сравнительно
длительный период успешно занимался адвокатской практикой. Позже становится
воспитателем будущего императора Нерона, после восшествия которого на трон
он получает наивысшее общественное положение и почести. Во второй год власти
Нерона он посвящает ему трактат "О милосердии", в котором призывает Нерона
как правителя сохранять умеренность и придерживаться республиканского духа.
По мере роста престижа и богатства Сенека входит в конфликт со своим
окружением. После пожара в 64 г. н. э. ненависть к Сенеке в Риме растет. Он
покидает город и живет в своем близлежащем имении. Обвиненный в подготовке
заговора, он был вынужден покончить самоубийством.
В воззрениях на природу (так же как и в остальных частях своего
творчества) Сенека, однако, в принципе придерживается учения старой стой.
Это проявляется, например, в материалистически ориентированном дуализме
материи и формы. Разум считается активным принципом, который сообщает
материи форму. При этом однозначно признается первичность материи. Душу
(пневму) он также понимает в духе старого стоицизма, как весьма тонкую
материю, смесь элементов огня и воздуха.
В гносеологии Сенека, как и другие представители стоицизма, является
сторонником античного сенсуализма. Он подчеркивает, что разум имеет свое
начало в чувствах. При решении вопроса об активности души он, однако,
принимает некоторые элементы платоновской философии, что проявляется прежде
всего в признании бессмертия души и характеристике телесности как "оков"
души.
Смысл жизни Сенека видит в достижении абсолютного душевного
спокойствия. Одной из основных предпосылок этого является преодоление страха
перед смертью. Этой проблематике он отводит весьма много места в своих
трудах. В этике он продолжает линию старой стои, подчеркивая понятие
человека как индивида, стремящегося к совершенствованию в добродетелях.
Жизнь, в которой человек все или подавляющую часть своих усилий
посвящает собственному совершенствованию, жизнь, в которой он избегает
участия в общественных делах и политической деятельности, является, согласно
Сенеке, наиболее достойной. "Лучше искать укрытия в тихой пристани, чем быть
добровольно бросаемым туда-сюда всю жизнь. Подумай, скольким ударам волн ты
уже подвергался, сколько бурь пронеслось в твоей частной жизни, сколько их
ты бессознательно вызвал на себя в публичной жизни! Не имею в виду, чтобы ты
топил свои дни во сне и в наслаждениях. Это я не называю полноценной жизнью.
Стремись найти задачи более важные, чем те, которыми ты до сих пор
занимался, и верь, что важнее знать счет собственной жизни, чем общего
блага, о котором ты пекся до сих пор! Если будешь так жить, ждет тебя
общение с мудрыми мужами, прекрасное искусство, любовь и свершение блага;
осознание того, как хорошо жить и однажды хорошо умереть". Его
этические воззрения пропитаны индивидуализмом, который является реакцией на
бурную политическую жизнь в Риме.
К римским стоикам относится и император Марк Аврелий Антонин (121-180),
во время правления которого кризисные явления становятся еще более
интенсивными. Высшие общественные классы отказываются что-либо изменить,
чтобы сохранить существующий общественный строй. В стоической этике они
видят определенное средство морального возрождения общества. Император в
размышлениях "К самому себе" провозглашает, что "единственное, что находится
во власти человека,- это его мысли". "Загляни в свое нутро! Там, внутри,
источник добра, который способен бить не иссякая, если до него постоянно
докапываться". Мир он понимает как вечно текущий и изменчивый. Основной
целью человеческих стремлений должно быть достижение добродетели, т е.
подчинение "разумным законам природы в согласии с человеческим естеством".
Марк Аврелий рекомендует: "Спокойную мысль при всем, что приходит извне, и
справедливость при всем, что реализуется по твоему собственному усмотрению,
то есть твое желание и действие, пусть заключаются в действиях общеполезных,
ибо это суть в согласии с твоим естеством".
Марк Аврелий - последний представитель античного стоицизма, и по сути
на этом стоицизм заканчивается В его творчестве проявляются определенные
следы мистицизма, который тесно связан с упадком римского общества
Стоическое учение, в частности подчеркивание необходимости "подчинить себя"
(мировому разуму - логосу - богу), во многом повлияло на формирование
раннего христианства.
Эпикуреизм Единственной материалистической (для своего времени
отчетливо материалистической) философией в античном Риме был эпикуреизм,
который значительно распространился в последние годы Римской республики и в
начале императорского правления. Наиболее выдающимся его представителем был
Тит Лукреций Кар (ок. 95-55 до н.э.), написавший философскую поэму "О
природе", которая является также и ценным художественным произведением
тогдашней литературы.
Лукреций полностью отождествляет свои взгляды с учением Демокрита и
Эпикура; последнего он считал наилучшим греческим философом. В своем
произведении он мастерски объясняет, доказывает и пропагандирует воззрения
ранних представителей атомистического учения, последовательно защищает
основные принципы атомизма как от более ранних, так и от современных ему
противников, давая одновременно наиболее цельную и логически упорядоченную
интерпретацию атомистической философии. При этом он во многих случаях
разрабатывает и углубляет мысли Демокрита и Эпикура. Единственным сущим
Лукреций считает атомы, и пустоту.
В понимании Лукрецием атомистической теории уже можно встретить наметки
эволюционизма. Он придерживался взгляда, что все органическое возникло из
неорганического и что сложные органические виды развились из простейших.
Лукреций пытается объяснить естественным образом и возникновение
общества. Он говорит, что первоначально люди жили в "полудиком состоянии",
не зная огня и жилища. Только развитие материальной культуры ведет к тому,
что человеческое стадо постепенно превращается в общество. Естественно, он
не мог прийти к материалистическому пониманию причин возникновения и
развития человеческого общества. Его стремление к "естественному" объяснению
было ограничено как социальными, так и гносеологическими" параметрами.
Однако, несмотря на это, его взгляды на общество были, в частности, по
сравнению с тогдашним идеалистическим подходом значительным прогрессом. Так
же как и Эпикур, он полагал, что общество, общественная организация (право,
законы) возникают как продукт взаимного соглашения людей (теория договора):
Римский эпикуреизм, в частности творчество Лукреция Кара, знаменовал
собой вершину материалистических тенденций в римской философии. Он стал
посредующим звеном между материализмом древнегреческих стоиков и
материалистическими течениями философии Нового времени.
Наиболее выдающимся представителем так называемого младшего скептицизма
был Секст Эмпирик. Его учение также исходит из греческого скептицизма. Об
этом свидетельствует и название одного из его трудов - "Основы пирронизма".
В других работах - "Против догматиков", "Против математиков" - он излагает
методологию скептического сомнения, основанную на критической оценке
основных понятий тогдашнего знания. Критическая оценка направлена не только
против философских понятии, но и против понятий математики, риторики,
астрономии, грамматики и т. д. Его скептического подхода не миновал и вопрос
о существовании богов, что привело его к атеизму.
В своих произведениях он стремится доказать, что скептицизм является
оригинальной философией, которая не допускает смешения с другими
философскими направлениями. Секст Эмпирик показывает, что скептицизм
отличается от всех других философских течений, каждое из которых признает
одни сущности и исключает другие, тем, что одновременно подвергает сомнению
и допускает все сущности.
Римский скептицизм был специфическим выражением прогрессирующего
кризиса римского общества. Поиски и исследования противоречий между
утверждениями предшествующих философских систем ведут скептиков к широкому
изучению истории философии. И хотя именно в этом направлении скептицизм
создает много денного, в целом- он уже является философией, утратившей ту
духовную силу, которая вознесла античное мышление на его вершины. В сущности
скептицизм содержит больше прямого отказа, чем методологической критики.
Эклектицизм. Значительно большее распространение и значение, чем в
эллинистической Греции, получает в Риме эклектицизм. К его сторонникам
относится ряд видных личностей римской политической и культурной жизни как в
последние годы Римской республики, так и D первый период империи. Наиболее
известным среди них был выдающийся политик и оратор Марк Тулий Цицерон
(106-45 до и. э.), создатель латинской философской терминологии.
Представители римского эклектицизма владели колоссальным количеством
знаний. В ряде случаев они были подлинными энциклопедистами своей эпохи.
Соединение ими различных философских школ не было случайным и
безосновательным, определенный концептуальный подход укреплялся именно
глубоким знанием отдельных воззрений. Постепенное сближение теории с
областью этики выражало общую ситуацию в философии.
Эклектицизм, развивающийся на основе академической философии, достигает
границ энциклопедизма, охватывающего познание как природы, так и общества.
Цицерон принадлежал, пожалуй, к наиболее значительному направлению римского
эклектицизма, который развивался на основе стоической философии.
"Стоический" эклектицизм в изложении Цицерона сосредоточивает внимание
на общественной проблематике, и в частности на этике. Его мотивом было
соединение тех частей различных философских систем, которые приносят
полезные знания.
В социальных взглядах Цицерона отражается его положение как
представителя верхних слоев римского общества периода республики. Наилучшее
общественное устройство он видит в комбинации трех основных государственных
форм: монархии, аристократии и демократии. Целью государства он считает
обеспечение гражданам безопасности и свободного использования имущества. Его
теоретические воззрения в значительной степени находились под влиянием его
реальной политической деятельности.
В этике он во многом перенимает воззрения стоиков, значительное
внимание уделяет излагаемой стоиками проблематике добродетели. Человека он
считает разумным существом, которое имеет в себе нечто божественное.
Добродетелью называет преодоление всех жизненных невзгод силой воли.
Философия в этом деле оказывает человеку неоценимые услуги. Каждое из
философских направлений приходит к достижению добродетели каким-либо своим
путем. Поэтому Цицерон рекомендует "соединить" все, что является вкладом
отдельных философских школ, все их достижения в одно целое. Этим,
собственно, он защищает свой эклектицизм.