Познание – это процесс получения, хранения, переработки и передачи знаний об окружающем мире.
Процесс познания включает в себя 3 структурных элемента: субъект, объект, знание.
Субъект - это тот кто познает. Познавать может отдельный человек, группа людей и даже общество в целом.
Объект – это то, что познается. Познаваться может отдельное явление, сферы реальности и даже мир в целом. Объектом познания могут быть и материальные и духовные виды явления, а так же сам человек
Знания – это идеальный образ объекта познания, возникающий в нашем познании в ходе познавательной деятельности.
Знания – это отражение реальности, которое может быть верным или не верным.
Истина – это знания, которое верно, правильно отображает объект познания.
Заблуждение – это не верно, не правильно отображает объект познания.
Принято разграничивать заблуждения и ложь.
Заблуждение – это непреднамеренная передача неверной информации.
Ложь – это сознательная преднамеренная передача неверной информации.
7. Этика, мораль, право и нравственные ценности
Этика – это философская дисциплина, объектом изучения которой является мораль.
Мораль (лат. moralitas, от moralis) – относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; mores – нравы, обычаи, мода, поведение. Латинское слово «мораль» этимологически совпадает с греческим «этика» и было образовано по аналогии с ним.
В обычном общении люди часто не делают различия между понятиями «этика» и «мораль», но в философской, специальной и профессиональной литературе под ними понимаются разные вещи. Мораль – это то, что изучает этика, то, что она описывает и предписывает, это формы сознания людей (индивидуальная, групповая, общественная, корпоративная), способы мироощущения, переживания и восприятия, которые являются ценными, уникальными и неповторимыми для каждого отдельного человека и доступны для понимания и обозрения только ему самому (любовь, дружба, братство, отношения с Богом, милосердие); это вид отношений в обществе и между людьми, а также отношения между общественными институтами и структурами и пр.
Термин «мораль» употребляется также для характеристики:
• тех форм поведения и деятельности, которые считаются правильными или неправильными;
• правил и стандартов, которыми руководствуются при осуществлении деятельности;
• ценностей, которые существуют в сознании, внедряются в сознание и могут реализовываться в определенных формах поведения.
Пра́во — один из видов регуляторов общественных отношений; в многотысячелетней истории юриспруденции не раз указывалось, что в вопросах о праве следует избегать универсальных определений, общепризнанного определения права не существует и в современной науке.
Вопросы философско-правового значения разрабатывались еще в античной философии как аспекты более общих проблем, таких как: природа справедливости («объективное основание и критерий правового»), соотношение естественного и искусственного («соотношение того, что существует «по правде», т.е. по природе, в истинной действительности, и того, что существует лишь согласно «общему мнению», о котором рассуждали Демокрит, известные софисты: Протагор, Горгий, Гиппий, Антифонт, Каликкл, Ликофрон, Алкидам Элейский, Сократ, Платон, Аристотель, древнегреческие (Зенон, Хрисипп) и древнеримские (Сенека, Марк Аврелий, Эпиктет) стоики, Цицерон, римские юристы (Цельс, Ульпиан) того периода – свидетельство истоков естественно-правого подхода к осмыслению понятия «права»). Договорная трактовка государства и права Эпикура, подразумевающая равенство, свободу и независимость членов договорного общения, первое историческое упоминание о философско-правовой концепция либерализма и либерального индивидуализма («справедливость» в ее соотношении с законом – представляет собой естественное право с изменяющимся содержанием, каковым является изменчивая общая польза взаимного общения…законы, соответствующие справедливости, выступают как средство ограждения и защиты «мудрых» от «толпы», как публичная гарантия свободы, безопасности и автономии индивида»).
Нравственные ценности слагаются на основе тех реальностей и поступков, которые мы не просто оцениваем, но и одобряем, т.е. оцениваем как добрые, благие, хорошие и т.п.
В основе нравственного поступка лежат естественные моральные чувства человека, позитивные его качества, усвоенные им в процессе жизни в обществе идеалы и нормы морального поведения.
В этике, основанной на гуманизме, любви к человеку, обычно выдвигаются следующие общие моральные идеалы и нормы: честность, правдивость, обязательность, искренность, верность, преданность, надежность, благожелательность, доброжелательность, непричинение зла другим людям, непричинение ущерба частной или общественной собственности, благодетельность, совестливость, порядочность, благодарность, ответственность, справедливость, терпимость, сотрудничество.