В философское знание входят:
1. философская антропология – в широком смысле слова это учение о всеобщих определениях (сущности человека). Если вышеописанная система отношений (схема) ограничена определённой предметной сферой, то можно говорить о существовании в системе философского знания таких разделов как
· философия права
· философия искусства
· философия политики и т.д.
2. онтология – это учение, которое занимается анализом бытия, это учение о принципах бытия и категориях сущего (аристотелевский подход). Центральная категория онтологии – бытие.
3. гносеология – это теория познания.
4. аксиология – это теория ценностей. Она изучает природу и виды ценностей. Сюда входят этика и эстетика как философские дисциплины.
5. культурология – в качестве раздела философии это учение о средствах и способах организации и развития человеческой жизнедеятельности; эти средства и способы в совокупности составляют специфическую реальность, которую называют «второй природой», или культурой.
Все структурные блоки философского знания пронизаны стержневой проблемой, которая называется основным вопросом философии. Формулировки этого вопроса самые разные у разных философов.
Классическая для отечественной традиции формулировка этого вопроса принадлежит Фридриху Энгельсу (статья «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»): основной вопрос философии – это вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, сознания к материи, субъективной реальности к объективной реальности.
4. Предмет и структура практической философии
Значимость практической философии: мысль может непосредственно влиять на действие: либо побуждать человека к действию, либо останавливать действие. Цель практической философии: побуждать с помощью мысли к правильным, хорошим действиям и отвращать от ошибочных, плохих действий.
Практическая философия не то же самое, что практическая роль философии. Практическая философия — это та часть философии, которая пытается непосредственно влиять на жизнь людей, через философские тексты и речи.
Практической философией в точном смысле слова, профессионально занимались немногие: некоторые софисты в Древней Греции и некоторые философы, использовавшие философскую аргументацию в своих индивидуальных и коллективных беседах для тех или иных практических целей.
В широком смысле к практической философии относят тексты и речи разных авторов, содержащие философскую аргументацию, мысли о жизни, человеке, об отношении к миру, обращенные ко всем людям и побуждающие к действию или отвращающие от него. Эти тексты и речи, как правило, не носят характер исследования, а содержат рассуждения, отдельные мысли и рекомендации... В этом втором значении практическая философия имеет богатую историю и традиции. Многие философы прошлого оставили тексты, имеющие практически-философский смысл.
К сожалению, практическая философия пребывает еще в зачаточном состоянии. Общество только сейчас начинает осознавать, что философия может непосредственно (без посредников разного рода) влиять на дела и судьбы людей, что философы могут работать с людьми — подобно психологам, психоаналитикам, врачам, священникам.
По большому счету практическая философия отличается от философии вообще не столько своим содержанием-предметом, сколько своей "способностью" непосредственно влиять на мысли и дела людей.
Жизненная философия — это философия жизни вообще, жизни как таковой. Она может быть весьма глубинной, затрагивающей фундаментальные мировоззренческие и человековедческие вопросы.
Итак, практическая философия (софология) — это философия, имеющая целью воздействовать на людей силой мысли через посредство слова, убеждения — в процессе живого общения (консультации-беседы, собеседования, дискуссии, анализа конкретной ситуации