Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Априорные формы чувственности.

Чувственность – это способность получать представления тем способом, каким предметы воздействуют на нас. Посредством чувственности предметы нам даются как явления. То в явлении, что соответствует ощущениям, Кант называет его материей, а то, благодаря чему многообразное в явлении может быть упорядочено определённым образом, – формой. Материя всех явлений дана нам только апостериори. Чистая форма всех явлений должна целиком находиться готовой в душе априори, т.к. то, в чём ощущения могут быть упорядочены и приведены в известную форму, само в свою очередь не может быть ощущением. Таким образом, в трансцендентальной эстетике мы изолируем чувственность, во-первых, от понятий рассудка, а во-вторых, от всего, что принадлежит ощущениям, «так чтобы осталось только чистое созерцание и одна лишь форма явлений» – единственное, что может быть нам дано чувственностью априори. Кант выделяет две априорных формы чувственности: пространство и время. Пространство есть форма внешнего чувства, время – внутреннего.

Кант приводит два аргумента в пользу своей позиции, которые он называет метафизическим и трансцендентальным истолкованием. Метафизическое истолкование содержит то, благодаря чему понятие показывается как данное априори. Его суть сводится к следующим положениям:

1. пространство и время не есть эмпирические понятия, выводимые из опыта, т.к. сам опыт становится возможным прежде всего благодаря представлению о пространстве и времени. Пространство и время – необходимые априорные представления, лежащие в основе всех созерцаний. Мы никогда не можем представить себе отсутствие пространства или времени, но вполне можем представить отсутствие предметов в пространстве или явлений во времени. Пространство и время – условия возможности явлений.

2. пространство и время не являются дискурсивными понятиями. Понятия – это всегда частичные представления, их можно дополнить, конкретизировать. А пространство и время всеохватны и едины. Поэтому они суть лишь чистые формы чувственного созерцания.

Итак, пространство и время – субъективные условия чувственности, сами по себе вне субъекта они есть ничто. Тем не менее относительно всех явлений, т.е. в отношении всех вещей, которые могут встретиться нам в опыте, они необходимым образом объективны. Таким образом Кант сохраняет эмпирическую реальность пространства и времени, хотя признаёт их трансцендентальную идеальность.

Категории рассудка.

Один из ключевых терминов кантовской философии. Категориями, или предикаментами, Кант называет элементарные понятия чистого рассудка (в отличие от чистых, но производных понятий – предикабилий). В трактовке Кантом категорий можно выделить три существенных момента. 1) Категории связываются им с логическими функциями, или формами, суждений. Отличие категорий от логических функций (напр. логической функции обусловливания от категории причины) состоит лишь в том, что последние структурируют отношения между понятиями, тогда как первые имеют предметный смысл. Привязка категорий к логическим функциям позволяет Канту доказать априорное происхождение основных понятий метафизики, а также систематизировать категории, построив их таблицу на основе классификации форм суждений (Кант полагал важнейшим преимуществом своего списка категорий перед аристотелевским его необходимый характер и наличие единых внутренних принципов классификации. Однако последователям Канта уже его система категорий казалась недостаточно строгой). Кант выделяет четыре класса категорий: количества, качества, отношения и модальности. В каждом классе три категории (в целом соответствующие схеме: тезис – антитезис – синтез, хотя третья категория все же не является суммой первых двух). Категории количества включают понятия единства, множества и целокупности, категории качества –

понятия реальности, отрицания и ограничения, категории отношения – коррелятивные понятия субстанции и акциденции, причины и действия, а также понятие взаимодействия, и, наконец, категории модальности – понятия возможности и невозможности, существования и несуществования, необходимости и случайности. Таблица категорий задает контуры многих разделов кантовской философии. 2)Категории трактуются Кантом в качестве объектных понятий, т.е. понятий, единственно благодаря которым можно превратить субъективную ассоциативную связь представлений в общезначимую. 3) Категории отождествляются Кантом с необходимыми функциями единства представлений в сознании. Ни одна перцепция, не подчиняющаяся категориальным правилам связи представлений, не может быть осознана нами. Три аспекта категорий тесно связаны и взаимно обусловливают друг друга, сходясь к ключевому, третьему моменту. Акцентуация того, что категории представляют собой функции единства представлений в сознании, позволяет Канту решить главную проблему своей теоретической философии, касающуюся возможности синтетических суждений a priori. В практической философии Кант своеобразно преломляет категории чистого рассудка в “категории свободы”, имеющие сходную топику, но принципиально иной смысл и содержание.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Французские материалисты ХVIII века. | Космологические антиномии.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2014 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2333 - | 2042 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.