ХVIII век в культуре Западной Европы был обозначен как век или эпоха Просвещения. Просвещение – это особый этап, ступень в развитии общей культуры и нового времени. Через этот этап проходят все страны в период перехода от феодализма к буржуазному обществу. То есть это как бы обязательный этап в развитии страны.
Таким образом, Просвещение это эпоха, которая существует в рамках другой эпохи – Нового времени, поэтому Просвещение во многом продолжало традиции Возрождения ХVII века. Однако, ХVIII век нес с собой и много нового. Это проявлялось в особых акцентах, в поворотах и развитии этих идей, а также в появлении новых идей, а также в появлении новых идей, которые продолжали традиции Нового времени.
Что нового внесла эпоха? Эпоха Просвещения носила ярко выраженную антифеодальную направленность, подводная критика всего того, что имело отношение к средневековой культуре: официальное христианство, церковь, как атрибут, схоластику и вообще средневековую ученость с ее культом авторитета старины, зрелости и веры в божественные откровения, как источник знания. Средневековье расценивалось как провал в развитии культуры, застой в развитии человечества. Средневековой культуре противопоставлялась культура знаний, культура естественного человеческого разума. Причем идеалом знаний выступает наука. Наука боготворилась, считалось, что научные знания обладают неограниченными познавательными возможностями. Кроме этого считали, что наука несет с собой только благо и знаниями нельзя злоупотребить. Царил познавательный оптимизм и наукоцентризм.
При всем уважении к науке, тем не менее, научное знание не считалось самоцелью, наука – это средство решения определенного круга практических задач.
Какие же задачи? Наука – это инструмент для завоевания природы. Остается лозунг: “Знание – сила”. Однако Просвещение было уверено, что наука не только инструмент, но так же и средство для совершенствования общества и человека, то есть наука – это инструмент социального прогресса. Отсюда считалось, что важным является не только добывание новых знаний, но также и их распространение. “Культура для народа” – новый лозунг ХVIII века.
ХVIII век подвергает критике идеи ХVII века. Философия ХVII века упрекается в метафизичности, в том, что она далека от решения проблем человеческой жизни и в связи с этим мыслители ХVIII века активно обращаются, к так называемым, мирским проблемам, естественным проблемам.
Человек и его бытие становится очень важной темой исследования мыслителей ХVIII века. Человек воспринимается как часть общества и мыслители активно обсуждают проблемы как возможно гармоничное взаимодействие между личностью и обществом, между личными интересами (которые святы) и общественным благом. Социоцентризм.
Именно ХVIII век формулирует впервые идею общественного прогресса. В это время формируется своего рода исторический оптимизм. Общество уверено в том, что светлое будущее впереди. Таким светлым будущим ХVIII век представлял себе совершенное общественное устройство, которое обозначалось как царство разума на земле. Иными словами, человечество должно сконцентрировать свои усилия на достижении особого справедливого общественного устройства, которое обеспечит условия для процветания и счастья всех людей, где общество будет преобразовано по условиям разума и разум станет естественным критерием для оценки всех общественных порядков, и идеала и общественной гармонии между личным.
Философия эпохи Просвещения делала акцент главным образом, на двух больших темах:
- теория познания – гносеология (происхождение человеческих знаний, возможности и границы достоверного человеческого знания и так далее).
- социально-политические проблемы и проблемы человек – общество.
В целом можно выделить следующие основные положения философии Руссо:
- видел в Боге мировую волю и мировой разум;
- считал, что материя несотворима и объективно существует всегда;
- считал, что человек состоит из смертного тела и бессмертной души;
- был убежден, что человек не в силах до конца познать мир (в частности, сущностей вещей и явлений);
- выступал против религии как таковой, против христианства, однако из-за боязни того, что в случае ликвидации религии упадут нравы и исчезнут моральные ограничения, предлагал создать заменитель религии - “гражданскую религию”, “культ великого существа” (Бога), культ мировой воли” и т. д.;
- был сторонником эмпирического (опытного) познания;
- считал главной причиной противоречий в обществе частную собственность;
- обосновал право народа на восстание (угнетенное, лишенное прав и собственности большинство имеет право свергнуть паразитирующее меньшинство и властителя и создать общество по собственному усмотрению);
- в справедливом, идеальном обществе все должны обладать равными правами, а частная собственность равномерно должна быть распределена между всеми гражданами в размерах, необходимых для жизни (но не для обогащения);
- власть должна осуществляться не через парламент, а гражданами - непосредственно через собрания, сходы;
- в будущем государстве должна быть применена принципиально новая система воспитания детей: дети должны быть изолированы от окружающего мира в специальных учебных заведениях, где из них будут воспитывать людей нового общества - на идеях личной свободы, взаимоуважения, нетерпимости к религии и деспотизму, владеющих профессией! и понимающих ведущие науки.
Франсуа Вольтер (наст. фамилия - Аруэ) (1694 - 1778) - философ, писатель, публицист, один из основоположников французского Просвещения, который:
- страстно выступал против религии, особенно католицизма (в отношении религии ему принадлежит известное высказывание: “Раздавите гадину!”);
- считал Бога основателем окружающего мира, связующим началом всего сущего, однако был убежден, что никакая теория и практика не сможет достоверно доказать ни Его наличие, ни Его отсутствие;
- видел необходимость в признании существования Бога с морально-эстетической точки зрения для того, чтобы поддерживать порядок в обществе, держать людей (под угрозой Божьего наказания) в повиновении и жестких рамках нравственности;
- в отношении познания выступал за совмещение эмпиризма и рационализма, отдавая предпочтение первому;
- выступал за гуманное отношение к простому народу и уважение его прав, однако идеалом государства считал абсолютную монархию во главе с просвещенным властителем (то есть выдвинул идею “просвещенного абсолютизма”), а также вел переписку с рядом “просвещенных” монархов (в числе которых была императрица России Екатерина II) и давал практические рекомендации по обустройству государства.